Учебный модуль темы «Треугольник» в средней школе
Государственный стандарт образования по геометрии требует такой уровень подготовки учащихся при котором учащиеся должны : дать определение фигуры, сформулировать ее свойство или признак, указанный в теореме, и доказать эту теорему выстраивать логические предложения при решении задач уровня базовой и профильной подготовки
При этом учащиеся должны:
• дать определение фигуры, включающее в себя как вербальное определение, так и графическое – чертеж;
• правильно воспроизвести формулировку теоремы, проиллюстрировав ее выполнением чертежа по условию теоремы;
• привести доказательство теоремы, при этом доказательство считается выполненным верно, если учащийся правильно привел схему доказательства, обосновал все логические шаги, выполнил чертежи, которые правильно отражают, кроме условия, еще и ход доказательства отражающий ее содержание и смысл.
Кроме того, учащиеся должны показать умение геометрически грамотно выполнять чертежи: правильно отмечать равные элементы фигур, проводить медианы треугольников, высоты треугольников, проекции и т.д.
При этом ученик должен владеть методами доказательств, интегрировать знания из различных тем курса планиметрии и стереометрии, владеть исследовательскими навыками, а также уметь найти и применить нестандартные приемы рассуждений.
Здесь требуются:
· умение применять известные факты в измененной ситуации;
· знания о свойствах различных конфигураций;
· умение проводить логические исследования;
· владение способами и методами решения различных типов задач.
Именно такие требования в последние годы предъявляются математическим сообществом к умению решать геометрические задачи. Этот подход реализуется и при отборе задач в варианты ЕГЭ по математике
Изучение темы «Треугольник» в курсе планиметрии предполагает раскрытие следующих тем [27]:
1. Внутренние и внешние углы треугольника. Стороны треугольника, его медианы, биссектрисы, высоты.
2. Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники.
3. Равнобедренный треугольник. Свойства и признаки. Равносторонний треугольник.
4. Признаки равенства треугольников.
5. Неравенство треугольника. Перпендикуляр и наклонная.
6. Сумма углов треугольника. Сумма углов выпуклого многоугольника.
7. Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника.
8. Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников.
9. Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора.
10. Синус, косинус, тангенс и котангенс угла от 0° до 180°.
11. Теорема синусов и теорема косинусов. Решение треугольников.
12. Замечательные точки треугольника – точки пересечения: серединных перпендикуляров (центр окружности, описанной около треугольника), биссектрис (центр окружности, вписанной в треугольник), медиан, высот.
Тема «Треугольник « применяется при изучение свойств геометрических тел в стереометрии, что способствуют развитию пространственных представлений учащихся, освоение способов вычисления практически важных геометрических величин и дальнейшее развитие логического мышления учащихся в старших классах при изучении таких тем, как:
1. Параллелепипед и пирамида
2. Свойства граней и диагоналей параллелепипеда
3. Свойства параллельных сечений в пирамиде
4. Боковая поверхность призмы и пирамиды
Упражнения.
Этому курсу присущ систематизирующий и обобщающий характер изложений, направленность на закрепление и развитие умений и навыков, полученных в основной школе. Высокий уровень абстрактности изучаемого материала, логическая строгость систематического изложения соединяется с привлечением наглядности на всех этапах учебного процесса и постоянным обращением к опыту учащихся. Умение изображать важнейшие геометрические тела, вычислять их объёмы и площади поверхностей имеют большую практическую значимость. Для эффективной реализации курса необходимо использовать разнообразные формы, методы и приёмы обучения, делая особый упор на развитие самостоятельности, познавательного интереса и творческой активности учащихся. Для этой цели проводят уроки:
1. лекции;
2. уроки консультации;
3. самостоятельные работы;
4. зачеты;
5. итоговые контрольные работы.
Для тех учащихся, которые хотят продолжить образование, связанное с геометрией, практикум решения задач исследовательским методом будет способствовать успешной сдаче единого государственного экзамена по математике, вступительного экзамена в ВУЗ и успешного обучения в ВУЗ-е
Решение стереометрических задач на свойства геометрических тел, нахождение площадей поверхностей и объемов этих тел, позволяют получить углубленные знания по геометрии и дают ориентацию на инженерные профессии, связанные с математикой.
Пример:
Задача 1. В правильной четырехугольной пирамиде боковое ребро наклонено к плоскости основания под углом 45°. Найдите плоский угол при вершине.
Исследование при решении этой задачи можно провести без чертежа:
Первый способ:
Пусть боковое ребро равно a. Оно наклонено к основанию под углом 45°, поэтому проекция этого ребра равна половине диагонали основания, то есть Вторая половина диагонали образует с ней прямой угол и дает прямоугольный равнобедренный треугольник, гипотенуза которого равна a, следовательно, боковая грань – равносторонний треугольник с углом при вершине 60°
Второй способ:
Теорема. Если некоторая прямая образует с прямой на плоскости угол , с проекцией на эту плоскость ,
а проекция с прямой на плоскости угол , то
cos = cos cos .
Применительно к данной задаче это выглядит так.
Обозначим через угол между боковым ребром и ребром основания, между боковым ребром и проекцией – через ( = 45°), между проекцией и ребром основания – через ( = 45°). Тогда по теореме трех косинусов имеем следовательно, = 60°.
Так как боковая грань – равнобедренный треугольник, то в данном случае он и равносторонний. Плоский угол при вершине равен 60°.
Иначе задачу можно сформулировать так: плоский угол при вершине равен 60°. Найдите угол наклона бокового ребра к основанию.
Задача2.
В правильной четырехугольной пирамиде площадь боковой поверхности в n раз больше площади основания. Определите угол наклона бокового ребра к основанию.
Решение. Обозначим угол KCO через – , линейный угол двугранного угла CD – угол KMO – через .
Учащиеся знают, что если некая фигура образует с плоскостью угол , а проекция этой фигуры на плоскость имеет площадь Sо, то площадь фигуры Следствием из этой теоремы является зависимость между площадями основания правильной пирамиды и боковой поверхности. В рассматриваемом случае имеем
Так как площадь боковой поверхности в n раз больше площади основания, то имеем откуда
Решение задачи сводится к определению угла , если известен угол .
Углы и принадлежат двум прямоугольным треугольникам, «связанным» общим катетом KO. Вторые катеты OC и OM легко вычисляются один через другой (гипотенуза и катет прямоугольного равнобедренного треугольника). Поэтому используем функцию тангенс. Имеем
Используем следующую «изюминку»: умножим эту дробь на дробь имеем Перепишем иначе это выражение: имеем где
Задача свелась к определению tg , если известен его косинус. Как же это сделать?
Учащиеся знают формулу
Но ученик может «случайно» забыть формулу или ошибиться в преобразованиях. Я же в свое время заставлял учеников ни в коем случае не решать по формулам, а находить значение любой тригонометрической функции через известную формулу только устно.
Представим в уме прямоугольный треугольник. Обозначим один из острых углов через a, гипотенузу – через n, прилежащий к углу a катет положим равным 1. Второй катет по теореме Пифагора равен тогда
Задача решена. Имеем
Без использования этих двух «изюминок» решение задачи было бы сложнее. Для самоконтроля можно решить следующую задачу.
В правильной шести- или n-угольной пирамиде высота образует с боковым ребром угол a. Определите, какой угол образует высота с боковой гранью.