Организация пробного действия и фиксация индивидуального затруднения.
- Итак, это все задания Снеговичка. Что же вы повторили? (Отрезок и его части, составление равенств по отрезку, определение частей фигур, закономерность.)
- Что будет дальше? (Вы дадите задание для пробного действия.)
- Для чего нужно выполнять пробное действие? (Чтобы понять, что мы не знаем.)
- Готовы попробовать? (Да.)
Слайд 4.
Учитель раздает карточки с заданием для пробного действия:
- Что вы видите на данной карточке? (Ромб разделен на 2 части.)
- Составьте по этому рисунку все возможные равенства.
- Что нового в этом задании? (Мы не составляли равенства по рисунку с фигурами.)
- Пробуйте выполнить это задание. На выполнение – 3 минуты.
Учащиеся выполняют задание на карточках.
- Кто не справился с заданием? В чем ваше затруднение? (Я не смог выполнить это задание.)
- Кто справился с заданием, какие равенства вы получили?
Вывешиваются все варианты учащихся. Учитель может выделить верный вариант.
- Это верные равенства. У кого другие? В чем ваше затруднение? (Я не смог выполнить это задание верно.)
- У кого такие равенства? Вы можете их обосновать? (Я не могу обосновать правильность своего ответа).
- Что должен сделать человек, когда он испытывает затруднение? (Остановиться и подумать.)
- Давайте думать. Какое задание выполняли? (Составляли равенства по рисунку.)
- Каким известным правилом пытались воспользоваться? (Эталоном отрезка и его частей)
- Чем это задание отличается от предыдущих? (У нас не отрезок, а фигура разбита на части.)
- В чем же возникло затруднение? (Не знаем, как связаны части фигуры.)
- В чем причина затруднения? (У нас нет правила составления равенства по рисунку фигуры.)
Построение проекта выхода из затруднения.
- Какую цель вы должны перед собой поставить? («Открыть» правило составления равенства по частям рисунку.)
- Значит, какая тема урока? (Части фигур).
Учитель открывает тему урока на доске.
- Подумайте, что вам может помочь. Вспомните, что вы повторяли в начале урока? (Эталон отрезка и его частей.)
- Проверьте, подходит ли это правило для частей фигуры. Что вы можете сделать с фигурой? (Разрезать ее на части.)
- А затем? (Сделать вывод.)
Учитель открывает на доске план:
Слайд 5.
|
Реализация построенного проекта.
Учащиеся в парах разрезают фигуру на части, устанавливают зависимость, делают вывод и записывают равенства.
- Выполните план в парах.
- Что сделаете сначала? (Разрежем ромб на 2 части.)
Учитель разрезает ромб на две части.
- Как получить снова целую фигуру? (Нужно части сложить.)
- Какое равенство можете записать?
Один из учащихся записывает равенство на доске:
|
- Какое еще равенство вы можете записать? (На основании переместительного свойства части можем поменять местами.)
Один из учащихся записывает равенство на доске:
|
- Как получить одну из частей? (Нужно из всей фигуры вычесть другую часть.)
- Запишите равенства.
Один из учащихся записывает равенства на доске:
|
- Какой вывод вы можете сделать? (Правило взаимосвязи частей и целого подходит для частей фигур.)
- Составьте эталон. Для каких фигур подходит правило? (Для любых.)
- На сколько частей ее разделите? (На две.)
Далее по шагам вывешивается Эталон взаимосвязи частей фигуры.
Слайд 6.
- Смогли вы преодолеть затруднение? (да.)
- Что теперь вы можете делать? (Составлять равенства по частям фигуры.)
- Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новый способ.)
- Но сначала нашим глазам нужен отдых. Проведем для них зимнюю физкультминутку от нашего друга Снеговичка.
Слайд 7. Физкультминутка для глаз.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Итак, для закрепления выполним следующие упражнения.
Слайд 8.
- Сложите из ваших ромбов треугольник и запишите все возможные равенства.
Все примеры решаются учащимися по цепочке с комментарием у доски.
- Откройте учебник на стр. 26 № 3.
Учитель заранее выносит рисунок на доску.
Слайд 9.
- Это задание я предлагаю выполнить в парах под №1 и под№2, проговаривая способ действия.
Проверка организуется по образцу.
- Кто допустил ошибку?
- В чем она?
- Исправьте ошибку зеленым карандашом.
- Как убедиться в том, что вы не допустите подобных ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
- Выполните № 6 на странице 27 самостоятельно.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание, проверка организуется по образцу.
- У кого не совпадают записи с записями на доске?
- Какие трудности возникли при выполнении?
- Исправьте записи.
- Кто допустил ошибку и разобрался в ее причине, поставьте на полях «+».
- Кто не допустил ошибку. Вы, молодцы! Поставьте себе на полях два «+».