Тема: «Виды наглядных пособий».
Введение
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по МДК 02.01. Теоретические и методические основы преподавания черчения в общеобразовательных учреждениях предназначены студентам педагогического техникума по специальности «Изобразительное искусство и черчение» (базовой подготовки).
Программой профессионального модуля предусмотрены самостоятельные работы в соответствии с ФГОС в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): ПМ. 02 Преподавание черчения в общеобразовательных учреждениях и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):[1]
ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать уроки черчения
ПК 2.2. Организовывать и проводить уроки черчения.
ПК 2.3. Оценивать процесс и результаты учения.
ПК 2.4. Анализировать уроки черчения.
ПК 2.5.Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения черчению.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями, обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- анализа планов проведения уроков черчения, разработки предложений по их совершенствованию;
- определения цели и задач, планирования и проведении уроков черчения, в том числе с выполнением чертежей на классной доске в процессе объяснения учебного материала;
- наблюдения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию коррекции;
- ведения учебной документации;
уметь:
- находить и использовать методическую информацию, необходимую для подготовки к урокам;
- отбирать содержание, подбирать дидактические материалы и организовывать изобразительную деятельность обучающихся;
- использовать различные методы, средства, формы организации деятельности обучающихся при проведении уроков, строить их с учетом возрастных особенностей обучающихся;
- проводить педагогическое наблюдение за обучающимися на уроках;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и родителями (лицами, их заменяющими);
- взаимодействовать с участниками образовательного процесса и родителями (лицами, их заменяющими);
- использовать информационно- коммуникационные технологии и технические средства обучения в образовательном процессе;
- оценивать процесс и результаты обучения черчению с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, вести учет успеваемости школьников;
- осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков;
- анализировать подготовку и проведение уроков, корректировать и совершенствовать их;
- вести диалог с администрацией образовательного учреждения по вопросам обучения школьников черчению;
- вести учебную документацию;
знать:
- содержание современных программ обучения черчению на уроках в общеобразовательных учреждениях;
- теоретические основы и методику планирования уроков по черчению;
- характеристику форм, методов и приемов организации изобразительной деятельности школьников;
- методические основы и особенности преподавания черчения с применением современных средств обучения;
- методику выполнения педагогического рисунка, чертежей на классной доске;
- требования к содержанию и уровню подготовки школьников по черчению;
- особенности оценочной деятельности учителя черчения;
- особенности работы с одаренными детьми и с детьми, имеющими трудности в обучении;
- методику наблюдения и анализа уроков черчения;
- виды учебной документации, требования к ее оформлению.
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 02.
1. Анализ программы по черчению в школе.
2. Анализ учебника по черчению
3. Планирование учебной работы. Календарно-тематический план.
4. Поурочное планирование. Составление конспекта урока.
5. Подготовка наглядных пособий к уроку.
6. Проверка и оценка графических работ.
7. Подборка методических материалов и решение занимательных задач.
8. Отработка и проведение отдельных этапов урока. Репетиция уроков.
9. Работа мелом на классной доске при начертании букв и построении чертежа с объяснением.
10. Работа с родителями обучающихся по вопросам художественного образования и эстетического воспитания, и графической грамотности.
Задания для самостоятельного выполнения
Тема: «Содержание курса черчения и его задачи».
Задание № 1.Выполнить анализ программы по черчению (автор А.Д. Ботвинников).
Цель:самостоятельное изучение структуры и содержания учебных программ по черчению.
Задачи:
-изучение и анализ учебной программы по черчению;
- подготовить ответы на вопросы в тетради.
Учебная программа по черчению является основным документом, отражающим содержание графической подготовки школьников. Она служит руководством для учителя при определении объема графических знаний, умений, навыков, подлежащих усвоению школьниками в ходе изучения конкретных тем, при определении характера и графических и практических работ, последовательности изучения материала, дидактических связей между разделами курса.
Содержание программы постоянно пересматривается, улучшается с учетом требований ФГОС, реализации задач, развития творческих способностей школьников и методических рекомендаций, построенных на изучении передового педагогического опыта.
Для выполнения работы познакомься предложенными программами по черчению и ответь на следующие вопросы письменно:
1. Какова структура учебной программы?
2. В чем заключается основная идея обучения черчению в школе?
3. Охарактеризуйте задачи образования, воспитания и развития, обучаемых в ходе обучения черчению в школе.
4. Какие дидактические принципы лежат в основе построения программы курса черчения?
5. Какова структура и содержание школьного курса черчения?
6. Какие межпредметные связи и как они реализуются в ходе изучения черчения? Проследите по разделам и классам.
7. Опираясь на содержание программы дайте общую характеристику процесса обучения черчению: методы, формы, средства обучения.
8. Очертите круг знаний, практических умений и навыков, которые должны приобрести школьники на уроках черчения в 8, 9 классе.
9. Какое минимальное количество графических и практических работ предусмотрено программой по классам? По разделам? Каковы основные требования к графическим и практическим работам?
10. Какие сведения о графических изображениях и последовательности их изучения предусмотрены в каждом классе?
11. Какие формы внеклассной работы по черчению предусмотрены программой?
12. Каким образом осуществляется учет успеваемости школьников по черчению?
13. Использование каких учебно-наглядных пособий по черчению предусмотрено программой?
14. Как в ходе графической подготовки решаются задачи политехнического образования школьников?
15. Как в ходе графической подготовки решаются задачи творческого развития школьников?
16. Как в ходе обучения черчению решаются задачи развития пространственных представлений у школьников?
17. С какими видами аксонометрических проекций знакомятся обучаемые на уроках черчения?
18. В чем заключается система обучения школьников чтению графических изображений?
Задание № 2.Выполнить анализ учебника по черчению.
Цель:самостоятельное изучение структуры и содержания учебной и методической литературы по черчению.
Задачи:
-изучение и анализ учебной и методической литературы, используемой учителями черчения;
- подготовить ответы на вопросы в тетради.
К методической литературе принято относить пособия, адресованные учителям, к учебной – учащимся. Условно методическую литературу можно разделить на 3 группы. Первая группа содержит фактический материал, изучаемый на уроках черчения. Вторую группу составляет литература, освещающая общие и частные вопросы методики преподавания. Третья посвящена рассмотрению отдельных задач, возникающих в процессе преподавания черчения.
Прежде чем использовать методическую литературу необходимо изучить ее и проанализировать.
Учебник черчения является одним из основных источников приобретения знаний школьниками. В нем излагаются основы теории предмета, в объеме, предусмотренном программой. Учебник можно использовать для самостоятельного приобретения новых знаний и их систематизации, и проверки.
Знание особенностей школьного учебника черчения, его принципов построения необходимо учителю для лучшей организации учебного процесса.
Познакомься с учебником (методическим пособием) проведи его анализ по следующей схеме:
1. Автор, название, издательство, год издания.
2. Назначение пособия.
3. Соответствие содержания учебной программе:
а) основное содержание теоретических знаний;
б) логическая последовательность изложения учебного материала;
в) раскрытие межпредметных связей;
г) последовательность обучения чтению и выполнению графических изображений;
д) наличие графических задач и заданий направленных на развитие пространственного мышления школьников;
е) наличие заданий, связанных с моделированием и конструированием предметов по их изображениям;
ж) наличие заданий творческого характера.
4. Доступность, четкость и лаконичность изложения материала.
5. Глубина и научность раскрытия основных понятий и их связи с практическим применением материального производства (привести примеры)
6. Качество иллюстраций, их характер и назначение. Четкость и грамотность выполнения графических изображений.
7. Учебная и методическая ценность пособия.
8. Выводы.
Тема: «Планирование учебной работы».
Задание № 3.Составить календарно-тематический план.
Цель:формирование умений по составлению календарно-тематических планов-уроков черчения на основе учебных программ.
Задачи:
- знать виды учебной документации, требования к ее оформлению;
- разработать календарно-тематический план по одному из разделов учебной программы (по согласованию с преподавателем).
Эффективность проведения уроков черчения и качество выполнения программы, глубина и прочность знаний обучаемых зависит от четкости планирования учебной работы по предмету.
Одним из этапов планирования является календарно- тематический план, основная задача которого – распределение программного материала на каждый урок учебного года.
Календарный план не имеет обязательной и единой для всех формы. Она зависит от особенностей и системы работы учителя и образовательного учреждения. По форме календарно-тематический план бывает текстовой, иллюстративный и комбинированный, и каждый имеет свою структуру.
Текстовой план содержит такие разделы: порядковый номер, дата и тема проведения урока, задачи, оборудование, характер практических и графических заданий, раздаточный материал, домашнее задание, уровень знаний, умений и навыков школьников, приобретенных на данном уроке.
Иллюстративный план позволяет выявить графический состав заданий, предусмотреть последовательность работ, продумать композицию на доске и определить форму деталей.
Комбинированный календарно-тематический план сочетает в себе все ранее перечисленные элементы и на его разработку затрачивается много времени.
Возможное оформление календарно-тематического плана приведены в таблицах, это позволяет четко систематизировать работу и экономить время.
Комбинированный календарно-тематический план.
№ п/п дата | Тема урока его тип | Цели урока обучающие развивающие, воспитывающие | Формирование | Практическая или графическая работа на уроке | учебно- наглядные пособия, оборудование урока | Метапредметные связи | Задание на дом | ||
Знаний, понятий, представлений | Умений, навыков | в тетради | на формате | ||||||
Тематический план.
№ | Дата | Тема урока | Цели урока обучающие развивающие, воспитывающие | Краткое содержание теоретической части | Оборудование урока | Практическая или графическая работа на уроке | Задание на дом |
Календарный план работы.
№ | Учебная неделя | Тема урока | Материал по учебнику | Содержание работы учащихся | Пособие для учителя |
Разработать календарно-тематический план по одному из разделов учебной программы (по согласованию с преподавателем).
Порядок выполнения работы.
1. Повторить материал урока.
2. Проанализировать содержание раздела программы, по которому предстоит составлять календарно-тематический план и соответствующую часть пояснительной записки.
3. Произвести разбивку учебного материала на отдельные уроки.
4. Определить тему, цели и тип каждого урока. На основе программы наметить содержание теоретического материала. На каждый урок, определив при этом опорные понятия. Продумать содержание практических или графических работ по разделу. Наметить оборудование, учебно-наглядные пособия, технические средства.
Тема: «Подготовка учителя к уроку черчения».
Задание № 4.Составить план-конспект урока по предложенной теме.
Цель:формирование умений по составлению плана-конспекта урока черчения.
Задачи:
- разработать план-конспект урока по теме;
- оформить конспект урока черчения в соответствии с требованиями, использовать материалы для дифференцированного зачета.
Составление поурочных планов является одним из этапов планирования учебной работы по черчению. Поурочное планирование осуществляется на основе календарно-тематического плана и представляет собой разработку плана проведения отдельного конкретного урока.
Составляются планы уроков в произвольной форме (табличной, текстовой, и др.) и различаются они в основном по объему: от подробного конспекта начинающего учителя до краткого, сжатого плана опытных учителей.
Независимо от формы должны быть отражены: тема и тип урока, вопросы для устного опроса, карточки - задания для комбинированного опроса, последовательность изложения учебного материала, его объем, последовательность и качество упражнений, использование наглядных пособий и ТСО.
Табличная форма может быть следующей
№ | Ход урока (структура) | время | Краткое содержание теоретической части | деятельность | Метод обучения | Наглядные пособия | Задание на дом | |
учителя | учащихся | |||||||
Порядок выполнения работы.
1. Повторить материал урока.
2. По календарно-тематическому плану определить место урока в системе уроков по теме.
3. Познакомится с программой, учебниками, учебно-методическими пособиями, уточнить формулировку темы, цели и содержание урока.
4. Определить тип и структуру. Продумать методику проведения отдельных этапов урока.
5. Наметить количество и последовательность выполнения упражнений тренировочного, проверочного и творческого характера, определить их содержание, способы проведения.
6. Определить какие учебно-наглядные пособия, раздаточный, дидактический материал и технические средства обучения будут использоваться на уроке.
7. Составить конспект урока по предложенной схеме.
Данный конспект будет использован в дальнейшей работе.
План – конспект урока черчения
Класс: ____________________________________________________________
Тема: _____________________________________________________________
Цель: _________________________________________________________
Задачи:
Познакомить_______________________________________________
Развивать__________________________________________________
Воспитывать _______________________________________________
Тип урока: ________________________________________________________
Оборудование: а) для учителя 1. __________________________________
2.______________________________________
3. ______________________________________
б) для учащихся 1. ____________________________________
2.____________________________________
3. ____________________________________
Оформление доски
Иллюстрируем по перечню оборудования | Тема____________ |
План урока
(на примере комбинированного урока)
I. Организационная часть.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы, цели. Задач, мотивация учебной деятельности обучаемых.
2. Проверка знаний школьников.
3. Объяснение нового материала.
4. Закрепление изученного материала.
5. Решение задач по пройденному материалу.
III. Итог.
IV. Задание на дом.
Ход занятия
Этапы | Содержание | Примечание |
I. | Здесь пишем содержание, проставляя этапы по плану работы. |
Конспект желательно проиллюстрировать: размещение пособий на доске, поэтапное выполнение чертежей, образцы карточек-заданий и другое, по необходимости. Желательно указывать в плане время для каждой части урока.
В конце написать список использованной литературы. Конспект оформляется по усмотрению автора в отдельной тетради (рукописный вариант), распечатанный на формате А4. Титульный лист оформляется единообразно для всех видов конспектов.
№ | Перечень предлагаемых тем урока | Стр учебника |
Введение | 3-4 | |
Чертежный шрифт | ||
Правила оформления чертежа. Типы линий. | 14-20 | |
Как наносят размеры. Масштабы. Чертеж плоской детали. | 25-30 | |
Проецирование | 31-34 | |
Прямоугольное проецирование | 35-39 | |
Расположение видов на чертеже | 39-43 | |
Аксонометрические проекции | 45-49 | |
Аксонометрические проекции плоскогранных предметов | 50-51 | |
Построение проекций окружностей в аксонометрии | 52-56 | |
Аксонометрические проекции геометрических тел | 61-63 | |
Аксонометрические проекции геометрических тел | 65-67 | |
Сопряжение | 102-106 | |
Развертки | 107-109 |
Порядок выполнения работы.
1. Повторить материал по теме урока.
2. Изучить рекомендованные пособия и специальную литературу по изготовлению дидактического материала к уроку черчения.
3. Используя составленный план –конспект определить совокупность наглядных дидактических средств, необходимых для проведения урока, выбрать наиболее значимое, таблица, модель, макет, плакат, продумать его содержание.
4. Выбор согласовать с преподавателем.
5. Выполнить эскиз на формате А3.
Продемонстрировать при проведении фрагмента урока.
Порядок выполнения работы.
1. Повторить материал урока.
2. Изучить по рекомендованным пособиям нормы оценок умения выполнять графические работы.
3. Проверить работы школьников, оценить их.
4. Выявить наиболее часто встречающиеся ошибки, оформить их в сводную таблицу.
Материалы проделанной работы предоставляются как проверенные и оцененные форматы и оформленные в виде таблицы данные о типичных ошибках.
Порядок выполнения работы.
Для выполнения задания можно использовать сети Интернет, учебную и методическую литературу, собственный опыт или иные источники.
Для начала необходимо четко определить форму (метод) внеклассной работы (олимпиада по черчению, элективный курс, кружок, конкурс, и др.) для какого возраста реально применить данную разработку.
Осуществляя поиск информации, анализируйте, подумайте, как это можно использовать в практике. Подумайте об использовании информационно-коммуникационных технологий, что можно применить в данном случае: просмотр видеоролика (снятого вами или найденного), создание презентации или использование предложенной другими авторами, как это можно сочетать и применять.
Материал, найденный и подобранный нужно представить и оформить:
1. Тема, возраст для кого рекомендуется (школьники, родители и др.).
2. Форма (метод).
3. Цель.
4. Задачи.
5. Содержание (в той последовательности, как вы рекомендуете) возможно, необходим план.
6. В данной работе можно использовать творческие задачи, предложенные авторами учебника. Предлагаемые графические и практические задачи следует решить и представить ответ.
7. Ссылки на источники, литературу. Материалы, предоставляемые в электронном виде, следует пронумеровать или в ссылках четко делать указания на данные файлы.
Порядок выполнения работы.
1. Изучи тему урока по школьному учебнику.
2. Рассмотри задания и рекомендуемые упражнения для изучения данного раздела черчения.
3. Ответь на вопрос: почему авторы учебника рекомендуют изучение данной темы, но при этом отводят ограниченное количество часов?
Задание № 10.Составить беседу или перспективный план работы с родителями обучающихся по вопросам художественного образования и эстетического воспитания, и графической грамотности.
Цель:формирование навыков сбора информации для взаимодействия с родителями и ведения диалога с администрацией образовательного учреждения по вопросам художественного образования и эстетического воспитания, и графической грамотности.
Задачи:
- подготовиться к диалогу с участниками образовательного процесса детьми и родителями (лицами, их заменяющими) и администрацией ОУ.
- разработать примерный план бесед.
Порядок выполнения работы.
Для реализации поставленных задач необходимо знать особенности работы с одаренными детьми и с детьми, имеющими трудности в обучении; методические основы и особенности преподавания черчения с применением современных средств обучения. Значит, что бы четко изложить свои мысли приведении диалога или планировании работы необходимо четко подготовить информацию о значении черчения в современной жизни.
1. Начните беседу с особенностей и значении черчения.
2. Профессиональная направленность.
3. Значение ИКТ
4. Особенности обучения школьников.
Черчение развивает, фантазию, смекалку, пространственное мышление. Особо это касается тех, кто собрался поступать по специальностям, где черчение играет немаловажную роль (архитектурный факультет или на дизайнера). Так же знания, полученные на уроках черчения, потребуются при изучении других школьных предметов и в будущем для работы на заводах, стройках. В настоящее время существуют программы для работы на компьютере, но чтобы пользоваться ими, нужны первичные навыки черчения.
Небольшая беседа- информация поможет ведению диалога с родителями и с администрацией образовательного учреждения по вопросам обучения школьников черчению. План работы поможет определить важность излагаемых суждений и их очередность, здесь конечно надо рассмотреть и особенности обучаемых.
Задание № 11.Отработка и проведение отдельных этапов урока. Репетиция уроков.Работа мелом на классной доске с объяснением.
Цель:развитие профессиональных умений планирования и управления процессом обучения на уроке. Отработка навыков выполнения графических изображений на классной доске.
Задачи:
- отработка навыков работы мелом на классной доске при выполнении педагогического рисунка, чертежей с объяснением;
- правильное и быстрое написание прописных, строчных букв и цифр чертежным шрифтом;
- отработка и проведение отдельных этапов урока;
- анализ одного наблюдаемого урока.
По разработанному ранее плану-конспекту подготовить для дифференцированного зачета фрагмент урока черчения с элементами построения чертежа мелом на доске в ходе.
Выступления должны проходить в следующем порядке:
- сообщение темы;
- перечисление поставленных задач, целей урока;
- демонстрация фрагмента урока;
- выполнение на доске графического изображения – технический рисунок, эскиз или чертеж детали;
- запись на доске темы чертежным шрифтом.
Провести анализ наблюдаемого фрагмента урока черчения.
Задание № 12.Проведение анализа и самоанализа уроков.
Примерная схема анализа фрагмента урока черчения.
1. Как решаются задачи на уроке? Была ли на уроке их взаимосвязь?
2. Учитываются ли особенности класса при планировании урока, если да, то как?
3. Рационально ли выбрана структура урока исходя из поставленных задач?
4. Верно ли избран темп проведения урока?
5. Продумана ли логика изложения нового материала?
6. Какие дидактические принципы были реализованы при объяснении учебного материала?
7. Какие нетрадиционные приемы использовались на уроке?
8. Обеспечивалась ли межпредметная и внутрипредметная связь с новым материалом?
9. Оптимально ли выбраны методы обучения на уроке (словесные, наглядные практические, индивидуальные, репродуктивные, дедуктивные, поисковые, методы самостоятельной работы, методы контроля за эффективностью обучения)?
10. Оптимально ли сочетались формы обучения на уроке (фронтальные, групповые, индивидуальны)? Осуществлялся ли индивидуальный подход? Учитывался ли возраст учащихся, их психофизиологические особенности и уровень подготовленности?
11. Правильно ли выбраны и применены на уроке разноплановые средства обучения?
12. Оптимально ли выбраны виды графических задач на закрепление изученного материала?
13. Правильно ли выбраны объем и сложность домашнего задания?
14. Соответствует ли выполнение на доске графического изображения – технический рисунок, эскиз или чертеж детали методическим требованиям (правильность построения изображения, четкость линий, нанесение размеров, композиционное размещение, наглядность)? Учитывается и положение студента у доски, процесс разъяснения при построении чертежа и затраченное время.
15. Были ли подведены итоги урока?
Методические требования построения графических изображений на классной доске с помощью чертежных инструментов.
1. Любое графическое изображение должно быть четким, ясным, грамотным, хорошо читаемым с дальних мест класса.
2. Следует удалять с чертежа или наглядного изображения все вспомогательные и ошибочно проведенные линии.
3. Выполнение элементов чертежа,графических изображений следует сопровождать словесным объяснением.
4. Все изображения на классной доске должны строится с учетом композиции необходимо продумать расположение иных материалов (записи, таблицы, плакаты, и др.), что бы они не мешали при работе.
5. Все изображения требуют построения с учетом типов линий, начинают построение тонкими линиями (вспомогательными), а затем толстыми жирными линиями обводят те части чертежа, которые необходимо.
6. Выполнение любого изображения на доске должно быть регламентировано.
Порядок выполнения работы.
1. По разработанному плану-конспекту определить фрагмент урока, согласовать с преподавателем.
2. Подобрать необходимые учебно-наглядные пособия, продумать их приемы использования.
3. Отработать на доске процесс выполнения графического построения чертежа (эскиза, технического рисунка).
4. Провести фрагмент урока.
5. Принять участие в анализе (представить письменный анализ на одного студента).
[1] Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования Изобразительное искусство и черчение(базовой подготовки).
Введение
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по МДК 02.01. Теоретические и методические основы преподавания черчения в общеобразовательных учреждениях предназначены студентам педагогического техникума по специальности «Изобразительное искусство и черчение» (базовой подготовки).
Программой профессионального модуля предусмотрены самостоятельные работы в соответствии с ФГОС в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): ПМ. 02 Преподавание черчения в общеобразовательных учреждениях и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):[1]
ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать уроки черчения
ПК 2.2. Организовывать и проводить уроки черчения.
ПК 2.3. Оценивать процесс и результаты учения.
ПК 2.4. Анализировать уроки черчения.
ПК 2.5.Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения черчению.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями, обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- анализа планов проведения уроков черчения, разработки предложений по их совершенствованию;
- определения цели и задач, планирования и проведении уроков черчения, в том числе с выполнением чертежей на классной доске в процессе объяснения учебного материала;
- наблюдения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию коррекции;
- ведения учебной документации;
уметь:
- находить и использовать методическую информацию, необходимую для подготовки к урокам;
- отбирать содержание, подбирать дидактические материалы и организовывать изобразительную деятельность обучающихся;
- использовать различные методы, средства, формы организации деятельности обучающихся при проведении уроков, строить их с учетом возрастных особенностей обучающихся;
- проводить педагогическое наблюдение за обучающимися на уроках;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и родителями (лицами, их заменяющими);
- взаимодействовать с участниками образовательного процесса и родителями (лицами, их заменяющими);
- использовать информационно- коммуникационные технологии и технические средства обучения в образовательном процессе;
- оценивать процесс и результаты обучения черчению с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, вести учет успеваемости школьников;
- осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков;
- анализировать подготовку и проведение уроков, корректировать и совершенствовать их;
- вести диалог с администрацией образовательного учреждения по вопросам обучения школьников черчению;
- вести учебную документацию;
знать:
- содержание современных программ обучения черчению на уроках в общеобразовательных учреждениях;
- теоретические основы и методику планирования уроков по черчению;
- характеристику форм, методов и приемов организации изобразительной деятельности школьников;
- методические основы и особенности преподавания черчения с применением современных средств обучения;
- методику выполнения педагогического рисунка, чертежей на классной доске;
- требования к содержанию и уровню подготовки школьников по черчению;
- особенности оценочной деятельности учителя черчения;
- особенности работы с одаренными детьми и с детьми, имеющими трудности в обучении;
- методику наблюдения и анализа уроков черчения;
- виды учебной документации, требования к ее оформлению.
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 02.
1. Анализ программы по черчению в школе.
2. Анализ учебника по черчению
3. Планирование учебной работы. Календарно-тематический план.
4. Поурочное планирование. Составление конспекта урока.
5. Подготовка наглядных пособий к уроку.
6. Проверка и оценка графических работ.
7. Подборка методических материалов и решение занимательных задач.
8. Отработка и проведение отдельных этапов урока. Репетиция уроков.
9. Работа мелом на классной доске при начертании букв и построении чертежа с объяснением.
10. Работа с родителями обучающихся по вопросам художественного образования и эстетического воспитания, и графической грамотности.
Задания для самостоятельного выполнения
Тема: «Содержание курса черчения и его задачи».
Задание № 1.Выполнить анализ программы по черчению (автор А.Д. Ботвинников).
Цель:самостоятельное изучение структуры и содержания учебных программ по черчению.
Задачи:
-изучение и анализ учебной программы по черчению;
- подготовить ответы на вопросы в тетради.
Учебная программа по черчению является основным документом, отражающим содержание графической подготовки школьников. Она служит руководством для учителя при определении объема графических знаний, умений, навыков, подлежащих усвоению школьниками в ходе изучения конкретных тем, при определении характера и графических и практических работ, последовательности изучения материала, дидактических связей между разделами курса.
Содержание программы постоянно пересматривается, улучшается с учетом требований ФГОС, реализации задач, развития творческих способностей школьников и методических рекомендаций, построенных на изучении передового педагогического опыта.
Для выполнения работы познакомься предложенными программами по черчению и ответь на следующие вопросы письменно:
1. Какова структура учебной программы?
2. В чем заключается основная идея обучения черчению в школе?
3. Охарактеризуйте задачи образования, воспитания и развития, обучаемых в ходе обучения черчению в школе.
4. Какие дидактические принципы лежат в основе построения программы курса черчения?
5. Какова структура и содержание школьного курса черчения?
6. Какие межпредметные связи и как они реализуются в ходе изучения черчения? Проследите по разделам и классам.
7. Опираясь на содержание программы дайте общую характеристику процесса обучения черчению: методы, формы, средства обучения.
8. Очертите круг знаний, практических умений и навыков, которые должны приобрести школьники на уроках черчения в 8, 9 классе.
9. Какое минимальное количество графических и практических работ предусмотрено программой по классам? По разделам? Каковы основные требования к графическим и практическим работам?
10. Какие сведения о графических изображениях и последовательности их изучения предусмотрены в каждом классе?
11. Какие формы внеклассной