Рабочая программа по геометрии для 8 класса
Рабочая программа по геометрии для 8 класса
и календарно-тематическое планирование
На 2015-2016 учебный год
Составитель:
Бурачкова Ирина Сергеевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии для 8 класса общеобразовательной школы составлена на основе закона РФ «Об образовании», федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011(Стандарты второго поколения) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир– М: Вентана – Граф, 2012 – с. 112)
Рабочая программа опирается на УМК:
1. Геометрия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2013.
2. Геометрия: 8 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2013.
3. Геометрия: 8 класс: рабочие тетради №1,2/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2013.
4. Геометрия: 8 класс: методическое пособие/Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Структура программы
Программа включает четыре раздела:
1. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования по математике, даётся характеристика общего курса, его место в учебном плане, приводятся личностные, метапредметные и предметные результаты изучения учебного курса.
2. Содержание курса геометрии 8 класса.
3. Примерное тематическое планирование с определение основных видов учебной деятельности обучающихся.
4. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Общая характеристика программы
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, позволяет распределить учебные часы по разделам курса.
Программа реализуется с помощью УМК Л. С. Атанасяна, включённого в федеральный и региональный перечень учебников на 2013 – 2014 учебный год.
Рабочая программа составлена с учетом принципа преемственности изучения геометрии в более ранних классах, в том числе: 5 класс – 34 часа, 6 класс – 34 часа, 7 класс – 68 часов. В 8 классе предполагается распределение учебного времени 2 часа в неделю, т.е. 68 учебных часов в течение года.
В рабочей программе представлены содержание математического образования, требования к обязательному и возможному уровню подготовки обучающегося, виды контроля.
Учитывая, что с основными геометрическими понятиями обучающиеся уже познакомились в предыдущих классах (5-7), то большую часть времени в рамках изучения каждой темы предполагается использовать на увеличение числа решаемых практических задач, проведению исследовательского практикума.
Большое внимание уделяется:
· самостоятельному конструированию определений понятий, теорем-свойств и теорем-признаков, как специальных математических утверждений;
· выведению формул площадей треугольников и четырехугольников – формул Герона;
· исследованию взаимного расположения основных геометрических фигур;
· организации проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся.
Основными (планируемыми) учебными проектами в 8 классе являются:
· В мире четырехугольников;
· Вычисление площадей в повседневной жизни;
· Окружность Эйлера – поиск закономерностей.
Обучающиеся составляют сборник опорных конспектов по изучаемым темам.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Четырехугольники (22 часа).
Четырехугольники и его элементы. Параллелограмм. Свойства параллелограмма. Признаки параллелограмма. Прямоугольник. Ромб. Квадрат. Средняя линия треугольника. Трапеция. Центральные и вписанные углы. Описанная и вписанная окружности четырехугольника.
Подобие треугольников (16 часов).
Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках. Подобные треугольники. Первый признак подобия треугольников. Второй и третий признаки подобия треугольников.
Решение прямоугольных треугольников (14 часов).
Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников.
Многоугольники. Площадь многоугольника (10 часов).
Многоугольники. Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма. Площадь треугольника. Площадь трапеции.
Повторение и систематизация учебного материала (6 часов).
Учебно-тематическое планирование
№п/п | Название темы | Кол-во часов | Кол-во самостоятельных работ | Кол-во тестирований | Кол-во контрольных работ |
Четырехугольники | |||||
Подобие треугольников | |||||
Решение прямоугольных треугольников | |||||
Многоугольники. Площадь многоугольника | |||||
Повторение и систематизация учебного материала | - | - | |||
ИТОГО: |
Планируемые результаты обучения геометрии в 8 классе
В результате изучения курса геометрии в 8 классе ученик:
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
• пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
• распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
• классифицировать геометрические фигуры;
• находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
• оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
• доказывать теоремы;
• решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
• решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Выпускник получит возможность:
• овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
• приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
• овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
• научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
• приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
• приобрести опыт выполнения проектов.
Оценка ответов учащихся
Оценка – это определение степени усвоения учащимися знаний, умений, навыков в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
1. Устный ответ оценивается отметкой «5», если учащийся:
· полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
· изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специальную терминологию и символику;
· правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
· показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
· продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
· отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя;
· возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в рисунках, чертежах и т.д., которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
2. Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
· в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;
· допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
· допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в рисунках, чертежах и т.д., легко исправленных по замечанию учителя.
3. Отметка «3» ставится в следующих случаях:
· неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
· имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании специальной терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
· учащийся не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
· при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Оценка контрольных и самостоятельных письменных работ
Оценка "5" ставится, если ученик:
· выполнил работу без ошибок и недочетов в требуемом на «отлично» объеме;
· допустил не более одного недочета в требуемом на «отлично» объеме;
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
· не более одной негрубой ошибки и одного недочета в требуемом на «отлично» объеме;
· или не более трех недочетов в требуемом на «отлично» объеме.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
· не более двух грубых ошибок в требуемом на «отлично» объеме;
· или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
· или не более двух-трех негрубых ошибок;
· или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
· или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Геометрия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Номер урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Дата проведения | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | |||
календ | факт | ||||||
Глава 1 Четырёхугольники | |||||||
Четырёхугольник и его элементы | 4.09 | Пояснять, что такое четырёхугольник. Описывать элементы четырёхугольника. Распознавать выпуклые и невыпуклые четырёхугольники. Изображать и находить на рисунках четырёхугольники разных видов и их элементы. Формулировать: определения: параллелограмма, высоты параллелограмма; прямоугольника, ромба, квадрата; средней линии треугольника; трапеции, высоты трапеции, средней линии трапеции; центрального угла окружности, вписанного угла окружности; вписанного и описанного четырёхугольника; свойства: параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, средних линий треугольника и трапеции, вписанного угла, вписанного и описанного четырёхугольника; признаки: параллелограмма, прямоугольника, ромба, вписанного и описанного четырёхугольника. Доказывать: теоремы о сумме углов четырёхугольника, о градусной мере вписанного угла, о свойствах и признаках параллелограмма, прямоугольника, ромба, вписанного и описанного четырёхугольника. Применять изученные определения, свойства и признаки к решению задач | |||||
Четырёхугольник и его элементы | 8.09 | ||||||
Параллелограмм. Свойства параллелограмма | 11.09 | ||||||
Параллелограмм. Свойства параллелограмма | 15.09 | ||||||
Признаки параллелограмма | 18.09 | ||||||
Признаки параллелограмма | 22.09 | ||||||
Прямоугольник | 25.09 | ||||||
Прямоугольник | 29.09 | ||||||
Ромб | 2.10 | ||||||
Ромб | 6.10 | ||||||
Квадрат | 9.10 | ||||||
Контрольная работа № 1 | 13.10 | ||||||
Средняя линия треугольника | 16.10 | ||||||
Трапеция | 20.10 | ||||||
Трапеция | 23.10 | ||||||
Трапеция | 27.10 | ||||||
Трапеция | 30.10 | ||||||
Центральные и вписанные углы | 10.11 | ||||||
Центральные и вписанные углы | 13.11 | ||||||
Вписанные и описанные четырёхугольники | 17.11 | ||||||
Вписанные и описанные четырёхугольники | 20.11 | ||||||
Контрольная работа № 2 | 24.11 | ||||||
Глава 2 Подобие треугольников | |||||||
Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках | 27.11 | Формулировать: определение подобных треугольников; свойства: медиан треугольника, биссектрисы треугольника, пересекающихся хорд, касательной и секущей; признаки подобия треугольников. Доказывать: теоремы: Фалеса, о пропорциональных отрезках, о свойствах медиан треугольника, биссектрисы треугольника; свойства: пересекающихся хорд, касательной и секущей; признаки подобия треугольников. Применять изученные определения, свойства и признаки к решению задач | |||||
Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках | 1.12 | ||||||
Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках | 4.12 | ||||||
Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках | 8.12 | ||||||
Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках | 11.12 | ||||||
Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках | 15.12 | ||||||
Подобные треугольники | 18.12 | ||||||
Первый признак подобия треугольников | 22.12 | ||||||
Первый признак подобия треугольников | 25.12 | ||||||
Первый признак подобия треугольников | 12.01 | ||||||
Первый признак подобия треугольников | 15.01 | ||||||
Первый признак подобия треугольников | 19.01 | ||||||
Второй и третий признаки подобия треугольников | 22.01 | ||||||
Второй и третий признаки подобия треугольников | 26.01 | ||||||
Второй и третий признаки подобия треугольников | 29.01 | ||||||
Контрольная работа № 3 | 2.02 | ||||||
Глава 3 Решение прямоугольных треугольников | |||||||
Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике | 5.02 | Формулировать: определения: синуса, косинуса, тангенса, котангенса острого угла прямоугольного треугольника; свойства: выражающие метрические соотношения в прямоугольном треугольнике и соотношения между сторонами и значениями тригонометрических функций в прямоугольном треугольнике. Записывать тригонометрические формулы, выражающие связь между тригонометрическими функциями одного и того же острого угла. Решать прямоугольные треугольники. Доказывать: теорему о метрических соотношениях в прямоугольном треугольнике, теорему Пифагора; формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же острого угла. Выводить основное тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса, тангенса и котангенса для углов 30°, 45°, 60°. Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач | |||||
Теорема Пифагора | 9.02 | ||||||
Теорема Пифагора | 12.02 | ||||||
Теорема Пифагора | 16.02 | ||||||
Теорема Пифагора | 19.02 | ||||||
Теорема Пифагора | 26.02 | ||||||
Контрольная работа № 4 | 1.03 | ||||||
Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника | 4.03 | ||||||
Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника | .11.03 | ||||||
Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника | 15.03 | ||||||
Решение прямоугольных треугольников | 18.03 | ||||||
Решение прямоугольных треугольников | 1.04 | ||||||
Решение прямоугольных треугольников | 5.04 | ||||||
Контрольная работа № 5 | 8.04 | ||||||
Глава 4 Многоугольники. Площадь многоугольника | |||||||
Многоугольники | 12.04 | Пояснять, что такое площадь многоугольника. Описывать многоугольник, его элементы; выпуклые и невыпуклые многоугольники. Изображать и находить на рисунках многоугольник и его элементы; многоугольник, вписанный в окружность, и многоугольник, описанный около окружности. Формулировать: определения: вписанного и описанного многоугольника, площади многоугольника, равновеликих многоугольников; основные свойства площади многоугольника. Доказывать: теоремы о сумме углов выпуклого n-угольника, площади прямоугольника, площади треугольника, площади трапеции. Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач | |||||
Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника | 15.04 | ||||||
Площадь параллелограмма | 19.04 | ||||||
Площадь параллелограмма | 22.04 | ||||||
Площадь треугольника | 26.04 | ||||||
Площадь треугольника | 29.04 | ||||||
Площадь трапеции | 3.05 | ||||||
Площадь трапеции | 6.05 | ||||||
Площадь трапеции | 10.05 | ||||||
Контрольная работа № 6 | 13.05 | ||||||
Повторение и систематизация учебного материала | |||||||
Упражнения для повторения курса 8 класса | 17.05 | Знатьматериал, изученный в курсе математики за 8 класс Уметь применять полученные знания на практике. Уметьлогически мыслить, отстаивать свою точку зрения и выслушивать мнение других, работать в команде. | |||||
Упражнения для повторения курса 8 класса | 20.05 | ||||||
Упражнения для повторения курса 8 класса | 24.05 | ||||||
Упражнения для повторения курса 8 класса | 27.05 | ||||||
Упражнения для повторения курса 8 класса | 29.05 | ||||||
Контрольная работа № 7 | 31.05 | ||||||
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Оснащение процесса обучения математике обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, экранно-звуковыми приборами, техническими средствами обучения, учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием.
Библиотечный фонд
Нормативные документы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
2. Примерные программы основного общего образования. Математика. (Стандарты второго поколения). − М.: Просвещение. 2010.
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий / А. Г. Асмолов, О. А. Карабанова. − М.: Просвещение. 2010.
Печатные пособия
1. Таблицы по геометрии для 7− 9 классов.
2. Портреты выдающихся деятелей математики.
Рабочая программа по геометрии для 8 класса
и календарно-тематическое планирование
На 2015-2016 учебный год
Составитель:
Бурачкова Ирина Сергеевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии для 8 класса общеобразовательной школы составлена на основе закона РФ «Об образовании», федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011(Стандарты второго поколения) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир– М: Вентана – Граф, 2012 – с. 112)
Рабочая программа опирается на УМК:
1. Геометрия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2013.
2. Геометрия: 8 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2013.
3. Геометрия: 8 класс: рабочие тетради №1,2/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2013.
4. Геометрия: 8 класс: методическое пособие/Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Структура программы
Программа включает четыре раздела:
1. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования по математике, даётся характеристика общего курса, его место в учебном плане, приводятся личностные, метапредметные и предметные результаты изучения учебного курса.
2. Содержание курса геометрии 8 класса.
3. Примерное тематическое планирование с определение основных видов учебной деятельности обучающихся.
4. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.