Программная стимуляция желудочков
Программная стимуляция желудочков включает тестирование желудочков с помощью одиночных экстрастимулов и стимуляцию желудочков с возрастающей частотой. Нанесение экстрастимулов осуществляется до тех пор, пока в какой-либо части желудочков отмечается рефрактерность, стимуляция с возрастающей частотой проводится до момента возникновения АВ-блока второй степени. Во время программной стимуляции желудочков у больных с ПНЖТ целесообразно провести ЭГ-регистрацию в нескольких точках предсердий.
Программная стимуляция желудочков позволяет получить информацию о состоянии предсердно-желудочкового проведения, которое у больных с ПНЖТ обычно оказывается превосходным. При циркуляции с вовлечением аномального пути этот путь является ретроградным звеном замкнутой цепи и способен к повторному ретроградному проведению с небольшой длительностью циклов [30]. При АВ-узловой циркуляции один из путей в АВ-узле (быстрый путь при обычном варианте) является ретроградным звеном замкнутой цепи и должен быть способным к многократному проведению в ретроградном направлении [31]. Для возникновения предсердной тахикардии по механизму синоатриальной циркуляции не требуется интактное ВА-проведение [26]. Таким образом, установление отсутствия ВА-проведения или возникновения ВА-блока при низкой частоте стимуляции свидетельствует о наличии одного из вариантов предсердной тахикардии.
Если ВА-проведение оказывается в превосходном состоянии, необходимо определить, каким образом оно осуществляется — через нормальную проводящую систему или по аномальному пути. Когда для ретроградного проведения используется нормальный путь, наиболее раннее возбуждение регистрируется на ЭГ в нижней части правого предсердия около межпредсердной перегородки (электрограмма пучка Гиса) или на входе в коронарный синус [40]. Таким образом, если начало ретроградной активности предсердий определяется в другом месте, то предполагается существование ретроградно проводящего аномального пути [1, 9]. Хотя нормальная ретроградная последовательность активации свидетельствует о том, что ВА-проведение осуществляется через нормальную проводящую систему, эти данные совместимы и с проведением по аномальному пути, расположенному в перегородке.
Целесообразно исследовать временное соотношение ретроградной деполяризации пучка Гиса и ретроградной деполяризации предсердий. При экстрастимуляции желудочков с коротким интервалом сцепления зубец Н2. часто возникает после зубца V2 [41]. Если интервал V2—А2 удлиняется в той же степени, что и интервал V2—Н2, то пучок Гиса, вероятно, является частью пути ВА-проведения. И наоборот, если интервал V2—А2 остается относительно постоянным при увеличении интервала V2—Н2, так что зубец Н2 приближается или появляется даже позднее A2, тогда пучок Гиса не может быть частью пути, используемого для проведения возбуждения из желудочков в предсердия, и должен существовать ретроградно проводящий аномальный путь [1, 42].
Декрементное ВА-проведение, проявляющееся постепенным увеличением интервалов V—А по мере уменьшения длительности цикла стимуляции желудочков, предположительно присутствует, если возбуждение проходит через нормальную проводящую систему, и отсутствует при проведении по аномальному пути. Однако на практике ретроградное проведение по нормальной проводящей системе часто не определяется как декрементное, а ретроградное проведение по аномальному пути, хотя оно обычно и не является декрементным, иногда может быть таковым, что описано в ряде случаев [43, 44].
С клинической точки зрения весьма важно установить наличие или отсутствие ретроградно проводящего аномального пути. Если такой путь имеется, то вероятность диагноза циркуляции с вовлечением аномального пути очень высока. И наоборот, отсутствие аномального пути ретроградного проведения, как правило, исключает этот диагноз.
Для выяснения механизма развития пароксизмальной тахикардии определяются разрывы на кривых проведения V1—V2. и V2—А2. Иногда одна часть (быстрая или медленная) кривой отражает проведение по аномальному пути, а другая — по нормальному пути [9, 10]. В этом случае в точке разрыва часто наблюдается существенное изменение последовательности ретроградной активации предсердий. В других случаях разрывы на кривых V1—V2 и V2—А2 отражают наличие в АВ-узле двух (быстрого и медленного) путей ретроградного проведения, что служит субстратом для необычного варианта циркуляции в АВ-узле [23, 24]. Недавно было показано, что при переключении ретроградного проведения быстрого пути на медленный может отмечаться слабое изменение последовательности активации предсердий; проведение по медленному пути способствует относительно ранней активации левой стороны межпредсердной перегородки [42, 45]. В других случаях разрывы на кривых отражают лишь смещение V—Н-проведения с правой ножки пучка Гиса на левую ножку — находка, не имеющая диагностической значимости при определении механизма тахикардии [46].
Целесообразен также анализ специфических событий, связанных с индукцией ПНЖТ при программной стимуляции желудочков. Иногда у больных с синоатриальной циркуляцией проведение из желудочков в предсердия оказывается в превосходном состоянии, что позволяет достичь критического интервала А1—А2 при экстрастимуляции желудочков. В этом случае характерная картина начала пароксизма тахикардии состоит в том, что сразу за возбуждением предсердий (А2) следует его отраженное возбуждение (А3), которое может пройти в желудочки [26]. Если же при экстрастимуляции желудочков вызывается циркуляция в АВ-узле или циркуляция с вовлечением аномального пути, наблюдается иная картина начала тахикардии: сразу за А2 следует отраженное возбуждение желудочков (V3) и лишь затем — отраженное возбуждение предсердий (А3). Индукция необычного варианта АВ-узловой циркуляции при возбуждении желудочков требует ретроградного блокирования быстрого пути и проведения возбуждения по медленному пути с достаточной задержкой (критический интервал V—А), позволяющей быстрому пути восстановить свою возбудимость. Следовательно, такой диагноз предполагается в том случае, когда установлено наличие двух путей ретроградного проведения в АВ-узле и показано, что для инициации тахикардии требуется достижение критической величины (медленный путь) интервала V2—А2. Критическую величину интервала V—А, необходимую для инициации тахикардии этого типа, часто удается определить при многократном повторении стимуляции желудочков с высокой частотой, при которой возникает ВА-блок второй степени типа 1.
Но даже при тщательной оценке характеристик тахикардии, индуцированной программной стимуляцией желудочков, обычно не удается дифференцировать циркуляцию с участием аномального пути и обычный вариант циркуляции в АВ-узле, так как в обоих случаях наиболее важные события оказываются скрытыми. Индукция циркуляции с вовлечением аномального пути требует ретроградного проведения по аномальному пути с одновременным ретроградным блокированием проведения в дистальной части АВ-узла (скрытое событие), тогда как для индукции обычного варианта АВ-узловой циркуляции необходимы ретроградное проведение по быстрому пути и ретроградное блокирование дистальной части медленного пути (скрытое событие). Однако для дифференциации этих двух типов тахикардии может успешно использоваться и другая информация, например данные определения последовательности ретроградной активации предсердий во время индукции тахикардии [9].