Создание объектов командой REVOLVE (вращать)
Команда REVOLVE создает объемные тела вращения из замкнутых контуров: плоских полилиний, окружностей, эллипсов, сплайнов и областей. Для создания объемного тела вращения необходимо подготовить исходные объекты. На рис. 10.19 показан замкнутый контур полилинии. Вращение его осуществляется вокруг оси Y.
Рис. 10.19. Построение объектов с помощью команды REVOLVE
Создание объектов командой LOFT (по промежуточным траекториям)
Команда позволяет интерполировать внешнюю поверхность объектов по замкнутым промежуточным сечениям. Однако хорошего результата с плавными переходами можно добиться лишь для достаточно гладких контуров.
Для примера на рис. 10.20 изображен молоток. Этот чертеж выполнен в несколько стадий. Вначале были построены четыре окружности: две для пятки, одна на шейке и одна в месте максимального утолщения. Затем были вычерчены три четырехугольника. После запуска команды Loft программе только были указаны все сечения. Отверстие для деревянной ручки было сделано дополнительными операциями.
Рис. 10.20. Чертеж молотка, выполненный командой Loft
Задание 10.5. Выполнить чертеж молотка с помощью команды Loft.
Рис. 10.21. Рисование молотка командой Loft
Рис. 10.22. Диалоговое окно Loft Setting
В этом окне выбираем один из четырех переключателей:
1. Ruled (Линейный) - поверхности апроксимируются по линейному закону. В месте размещения секции наблюдаются резкие переходы.
2. Smooth Fit (Сглаженный) - в продольном направлении производится плавная подгонка поверхности к секциям сечения.
3. Normal to (Перпендикулярно к) - при выборе этого варианта можно указать, к плоскости каких секций должна быть нормальной создаваемая поверхность.
4. Draft angles (Установка углов) - задаются углы между новой поверхностью и начальной и конечной секциями. На рис. 10.23 изображены фигуры лофтинга между двумя окружностями. Углы равны: . По умолчанию углы равны - плоскость секции перпендикулярна новой поверхности.
Рис. 10.23. Лофтинг между двумя окружностями
Если заготовка молотка кажется вам неудовлетворительной, то следует вернуть операции и повторить процесс при других параметрах.
Редактирование твердых тел
Создание составных объектов
Сложные тела обычно формируются из простых путем булевых операций объединения, вычитания, пересечения. Запуск этих команд производится из:
· меню Modify - Solid Editing;
· панели инструментов Modeling;
· панели инструментов Редактирование тела;
· палитры управления .
Операция объединения UNION соединяет два соприкасающихся тела в одно. Если же тела расположены отдельно, то операция аналогична группировке объектов. Эта операция применяется и для двумерных областей. После проведения операции образуется новый объект, а исходные тела не сохраняются.
Операция вычитания SUBTRACT чаще всего применяется для создания отверстий. После запуска команды вначале нужно выделить уменьшаемое, а затем - вычитаемое. После проведения операции исходные объекты сохраняются.
Операция пересечения INTERSECT создает новое тело, которое занимает общее для исходных тел пространство. После проведения операции образуется новый объект, а исходные тела не сохраняются.
На рис. 10.25 показано применение булевых операций. Из куба и шара, центры которых совпадают между собой, образованы три новых тела операциями объединения, вычитания и пересечения.
Рис. 10.25. Булевы операции с кубом и шаром
Рис. 10.26. Создание овального отверстия. Последовательность операций "сверления" отверстия
Здесь мы перенесли ПСК, чтобы в плоскости XY построить эллипс
Задание 10.7. Из заготовки, описанной в п.10.23 выполнить трубу
Для изготовления чертежа трубы нужно повторить операции для исходной окружности меньшего диаметра. Разность между радиусами окружностей должна быть равна толщине стенки трубы. Масштабный коэффициент должен быть одинаковым и равным 0.8333. Для визуального наблюдения лучше построить эти тела на разных слоях. Маршрут, запрашиваемый командой SWEEP, одинаковый для обеих окружностей. Отверстие выполняется с помощью команды SUBTRACT. Стадии изготовления чертежа показаны на рис. 10.27.
Рис. 10.27. Изготовление чертежа патрубка
Задание 10.8. Создать чертеж тонкостенной вазы для цветов на основе лофтинга между двумя окружностями (рис. 10.28).
Рис. 10.28. Ваза для цветов
Задание 10.9. Выполнить отверстия в детали (рис. 10.19).
Рис. 10.29. Последовательность операций рисования отверстий
Разрезание твердых тел
Команда SECTION применяется для создания плоских областей из сечений объемной модели заданной плоскостью. Исходные объекты не удаляются. Чтобы выделить область сечения, нужно создавать ее на новом текущем слое.
Команда SLICE позволяет удалить любую часть объекта или сохранить обе. Сохраненные части могут быть слиты в одно тело командой UNION. Для примера выполним угловой разрез детали, построенной нами в предыдущем разделе (рис. 10.30).
Рис. 10.30. Угловой разрез детали
Технология выполнения углового разреза проста. С помощью команды SLICE Вы делаете разрез плоскостью ZX, затем делаете разрез плоскостью YZ. Одну из получившихся частей удаляете, а три другие соединяете командой UNION.
Команды редактирования тел
Команды редактирования трехмерных объектов размещены на закладке Modify палитры Tool Palettes. Однако все команды, связанные с изменением координат, используются лишь в плоскости XY.
Команды можно выбирать на панели инструментов Solid Editing (рис. 10.31).
Рис. 10.31. Панель инструментов редактирования
Панель можно установить в контекстном меню любой панели.
Рис. 10.32. Меню редактирования тел
В меню 3D Operation собраны команды, относящиеся исключительно к операциям с телами. Это конвертирование в твердое тело Convert to Solid, разрезание, операции с изменением координат. Меню Solid Editing полностью выведено на панель инструментов Solid Editing. Команды меню позволяют редактировать отдельные ребра и грани тела.
Задание 10.10. Начертить расположенную внутри помещения загородного дома деревянную винтовую лестницу, ведущую с первого этажа на второй. Лестница должна иметь следующие параметры:
· высота стены 3000 мм, радиусы лестницы 500 мм и 1500 мм;
· высота шага 150 мм, перекрытие просвета ступенек 30 мм;
· длина ступенек 1000 мм, толщина ступенек 40 мм.
Рис. 10.33. Винтовая лестница в плане
Начертив одну ступень, примените к ней команду 3D Array. Лишние ступени удалите. Ваш чертеж должен быть похож на то, что изображено на рис. 10.34. Дополните чертеж перилами и опорами для ступеней.
Рис. 10.34. Винтовая лестница
Построение поверхностей
Команда 3DFace
Поверхности, которые можно построить в AutoCAD, относятся к сетям. В поверхности можно превратить путем конвертирования следующие объекты:
· двумерные фигуры, созданные с помощью команды SOLID;
· области, создаваемые командой Region;
· незамкнутые полилинии с нулевой шириной и ненулевой толщиной;
· отрезки и дуги с ненулевой толщиной.
Задание 10.11. Построить выпуклую звезду с помощью команды 3DFace
При построении поверхностей рекомендуется построить вспомогательные двумерные фигуры. Затем по точкам привязки к этим фигурам строить трехмерную многогранную поверхность.
Рис. 10.35. Построение многогранной трехмерной поверхности