Чертежные принадлежности и инструменты
Бумага Для учебных чертежей следует брать чертежную бумагу, поверхность которой позволяет многократно стирать карандашные линии и при этом не лохматится. Одна сторона чертежной бумаги шероховатая, а другая – гладкая. Выполнять чертежи следует на гладкой стороне. Для выполнения чертежей в учебных целях не следует пользоваться глянцевой и рисовальной бумагой.
Для выполнения эскизов используют писчую бумагу в клетку, на которой удобно проводить линии от руки. Миллиметровую бумагу применяют для построения различных графиков и в топографическом черчении.
Чертежная доска является необходимой принадлежностью для выполнения качественного чертежа. Она должна быть ровной и гладкой. Если в процессе эксплуатации рабочая поверхность доски станет неровной, ее следует отциклевать и обработать шлифовальной шкуркой.
Карандаши. Умение подобрать карандаши для построения и обводки различных линий чертежа во многом определяет его качество. Для черчения рекомендуется пользоваться карандашами «Конструктор» или «KOH-I-NOOR» (импортные). Для построения чертежа в тонких линиях применяют карандаши с твердым грифелем - «Т», «2Т» («Н», «2Н»); для обводки основных линий чертежа – карандаши средней твердости – «ТМ» («НВ») и мягкие – «М» («В») используют в технических рисунках.
Резинка для удаления карандашных линий должна быть мягкой и эластичной, не должна размазывать грифель и разрушать поверхность бумаги.
Щитки применяют для удаления с чертежа лишних линий и исправления чертежа на небольшом его участке, когда нужно сохранить близлежащие линии или надписи. Обычно они представляют собой тонкую прозрачную пластинку, на которой имеются прорези различной величины' и формы. Необходимую прорезь щитка накладывают на участок, который нужно удалить, и резинкой стирают карандаш.
Рейсшина – это длинная линейка, предназначенная для работы на чертежной доске. Они бывают двух видов: рейсшина с головкой и рейсшина роликовая (плавающая). Рейсшина с головкой имеет на одном конце линейки две поперечные планки (головку). Нижняя планка прикрепляется к линейке неподвижно под углом 90°, а верхняя – подвижная – может закрепляться с помощью болта, гайки и шайбы под любым углом к нижней, что дает возможность проводить наклонные параллельные линии. Прижимая рукой головку рейсшины к левой планке чертежной доски и перемещая рейсшину вверх и вниз, проводят горизонтальные параллельные линии; при этом две планки головки должны быть параллельно совмещены и скреплены болтом (рис. 14, а). Для проведения наклонных параллельных линий рейсшину нужно перевернуть обратной стороной вверх и закрепить подвижную планку под нужным углом (рис. 14, б).
Угольники бывают двух видов: с углами 45, 45 и 90° и с углами 30, 60 и 90 При работе над чертежом удобнее применять угольники, у которых катеты с делениями имеют длину 270...300 мм. С помощью угольников и рейсшины проводят параллельные вертикальные и наклонные линии под углом 30, 45, 60 и 75°.
Лекала представляют собой тонкие пластины с криволинейными кромками, служащие для обводки лекальных кривых. Для работы необходимо иметь 3...5 лекал различной формы.
Транспортир – инструмент для измерения и построения углов.
Разметочный циркуль (измеритель) предназначен для измерения и откладывания линейных размеров.
Циркуль чертежный предназначен для вычерчивания окружностей и дуг, радиус которых не менее 3 мм.
При вычерчивании большого числа окружностей из одного центра от многократного вращения иглы отверстие на бумаге увеличивается, что приводит к смещению центра окружностей. Чтобы это предупредить, в центре окружностей устанавливают центрик – металлическая кнопка с маленьким коническим углублением в головке, которое расположено точно над иглой. В это углубление коническим концом, ставят иглу ножки циркуля.
Для вычерчивания окружностей радиусом от 2 до 12 мм применяют падающий кронциркуль. Раствор циркуля устанавливают с помощью регулировочного винта. Ножки измерителя и циркуля не должны раздвигаться с трудом или слишком свободно. Чтобы это отрегулировать, надо ослабить или затянуть винт шарнирного устройства.
Вопросы для повторения:
1. С какого конца следует затачивать карандаш?
2. Какой должна быть длина заточки карандаша?
3. Какой твердости следует взять карандаш при выполнении построений на чертеже?
4. Для чего используются щитки?
5. Когда следует применять лекало – при построении или при обводке лекальной кривой?
Практическое занятие №2