Тема 1.1. Линии чертежа и выполнение надписей на чертежах
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программой дисциплины « Инженерная графика» предусматривается изучение техники черчения, основ начертательной геометрии, геометрического черчения, машиностроительных и строительных чертежей, технического рисования, а также приобретение практических навыков выполнения чертежей в соответствии с государственными стандартами.
Основная цель изучения дисциплины – формирование у учащихся знаний и практических навыков в области проектирования и выполнения машиностроительных чертежей и схем, умения читать чертежи и схемы, пользоваться технической литературой.
Занятия по дисциплине « Инженерная графика» следует организовать таким образом, чтобы учащиеся могли самостоятельно выполнять упражнения и графические работы. Содержание упражнений указано в конце соответствующих тем. Содержание графических работ приведено после каждого раздела программы. Учащиеся выполняют практические работы на чертежной бумаге или бумаге в клетку (формат А3 или А4 ) с помощью чертежных инструментов.
При изучении и закреплении теоретического материала рекомендуется использовать детали, изделия и чертежи современных механизмов, машин и сооружений.
Задания на графические работы желательно тесно увязывать с практическими примерами по специальности. Во время занятий пользоваться справочной литературой, стандартами, производственными чертежами, готовыми изделиями; по возможности связывать изучаемый материал с объектами, изучаемыми по специальным предметам.
В результате изучения дисциплины учащиеся должны
Знать на уровне представления:
Единую систему конструкторской документации (ЕСКД);
Единую систему технологической документации (ЕСТД);
Теоретические основы начертательной геометрии, проекционного и машиностроительного черчения;
Рациональные приемы работы с чертежными инструментами и приборами;
методы машинной графики;
знать на уровне понимания:
правила выполнения чертежей и схем;
уметь:
читать и оформлять машиностроительные чертежи;
составлять спецификацию в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД;
выполнять деталировку сборочной единицы;
работать со стандартами ЕСКД;
выполнять аксонометрическую проекцию и технический рисунок детали;
изображать различные виды передач и соединений.
Программой дисциплины определены цели по каждой теме и спрогнозированы результаты их достижения в соответствии с уровнями усвоения учебного материала.
Для осуществления контроля результатов учебной деятельности учащихся предусмотрено проведение итоговой контрольной работы, содержание которой разрабатывается преподавателем и рассматривается на заседании предметной комиссии.
В программе приведены примерные критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся по дисциплине, которые разработаны на основе десятибалльной шкалы и показателей оценки результатов учебной деятельности обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29 марта 2004г.№17).
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»
Введение
Цели и задачи дисциплины. Стандарты Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) (общие сведения).
Ознакомление учащихся с необходимыми учебными пособиями, материалами, принадлежностями и оснащением современных конструкторских бюро. Применение системы автоматизированного проектирования (САПР).
РАЗДЕЛ 1. ГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ
Тема 1.1. Линии чертежа и выполнение надписей на чертежах
Инструменты, применяемые при черчении, и работа с ними. Форматы чертежей по ГОСТу. Линии чертежа. Шрифт по ГОСТу и выполнение надписей на технических чертежах. Приемы работы карандашом.
Вопросы для самоконтроля:
1.Какие форматы являются основными?
2.Где располагается основная надпись?
3.Виды линий?
4.Какие шрифты установлены ГОСТ 2.304-81?
Тема 1.3. Построение лекальных кривых
Построение лекальных кривых.
Вопросы для самоконтроля:
1.По каким линиям рассекается конус плоскостями, различно расположенными относительно его оси.
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ И ПРОЕКЦИОННОЕ ЧЕРЧЕНИЕ
Тема 2.1. Точка и прямая
Начертательная геометрия - теоретическая основа дисциплины “Инженерная графика”.
Общие сведения о видах проецирования. Проецирование точки на две и три плоскости проекций. Обозначение плоскостей, осей проекций и проекций точки. Расположение проекций точки на комплексных чертежах. Понятие о координатах точки.
Проецирование отрезка прямой на две и на три плоскости проекций. Расположение отрезка прямой относительно плоскостей проекций. Относительное положение точки и прямой. Относительное положение двух прямых.
Вопросы для самоконтроля:
1.Назовите основные плоскости проекций.
2.Что такое комплексный чертеж и каковы правила его построения?
3.Дайте определение горизонтально- фронтально- и профильно-проецирующей прямой.
Тема 4.7. Передачи
Основные виды механических передач. Технология изготовления, основные параметры, конструктивные разновидности зубчатых колес.
Условные изображения цилиндрической, конической и червячной передач. Изображение различных способов соединения зубчатых колес с валом.
Условные изображения реечной и цепной передачи, храпового механизма.
Вопросы для самоконтроля:
1.Какие виды передачи применяются в машиностроении?
2.Что называется модулем зубчатого зацепления?
3.Какими линиями вычерчивают начальную и делительную окружности впадин и вершин?
4.Какая существует зависимость между модулем, числом зубьев и диаметром делительной окружности?
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ
ВАРИАНТ 1
Шрифтом h10 типа Б написать изображенные буквы, цифры и слова. Каждую строчную букву писать 3 раза. Выполнение задания начинать с нанесения вспомогательной сетки сплошными тонкими линиями
Содержание текста, выполняемого стандартным шрифтом размера 5
Правила изображения предметов (изделий, сооружений и их составных частей) на чертежах всех отраслей промышленности и строительства установлены ГОСТ 2.305-68.
ВАРИАНТ 2
Шрифтом h10 типа Б написать изображенные буквы, цифры и слова. Каждую строчную букву писать 3 раза. Выполнение задания начинать с нанесения вспомогательной сетки сплошными тонкими линиями
Содержание текста, выполняемого стандартным шрифтом размера 5
Изображения делятся на виды, разрезы и сечения. ГОСТ 2.305-68 установлено определение вида: «Видом называется изображение обращенной к наблюдателю видимой части поверхности предмета».
ВАРИАНТ 3
Шрифтом h10 типа Б написать изображенные буквы, цифры и слова. Каждую строчную букву писать 3 раза. Выполнение задания начинать с нанесения вспомогательной сетки сплошными тонкими линиями
Содержание текста, выполняемого стандартным шрифтом размера 5
Виды, как другие изображения, получаются методом прямоугольного проецирования, при котором через все точки проецируемого предмета проводят проецирующие лучи под прямым углом к плоскости проекции.
ВАРИАНТ 4
Шрифтом h10 типа Б написать изображенные буквы, цифры и слова. Каждую строчную букву писать 3 раза. Выполнение задания начинать с нанесения вспомогательной сетки сплошными тонкими линиями.
Содержание текста, выполняемого стандартным шрифтом размера 5
ГОСТ 2.305-68 предусмотрено шесть основных плоскостей проекций. За основные плоскости проекций принимают шесть граней куба. Изображаемый предмет располагают внутри пустотелого куба.
ВАРИАНТ 5
Шрифтом h10 типа Б написать изображенные буквы, цифры и слова. Каждую строчную букву писать 3 раза. Выполнение задания начинать с нанесения вспомогательной сетки сплошными тонкими линиями
Содержание текста, выполняемого стандартным шрифтом размера 5
Количество видов должно быть наименьшим, но достаточным для выявления формы предмета. Например, если деталь состоит из цилиндрических, конических или шаровых элементов, то для нее достаточно одного вида.
ВАРИАНТ 6
Шрифтом h10 типа Б написать изображенные буквы, цифры и слова. Каждую строчную букву писать 3 раза. Выполнение задания начинать с нанесения вспомогательной сетки сплошными тонкими линиями
Содержание текста, выполняемого стандартным шрифтом размера 5
Расположение видов должно соответствовать схеме расположения основных видов. В случаях, когда виды смещены относительно главного, их необходимо отметить на чертеже надписью по типу А.
ВАРИАНТ 7
Шрифтом h10 типа Б написать изображенные буквы, цифры и слова. Каждую строчную букву писать 3 раза. Выполнение задания начинать с нанесения вспомогательной сетки сплошными тонкими линиями
Содержание текста, выполняемого стандартным шрифтом размера 5
Для выявления формы отдельных частей детали применяют местные виды. Местный вид получают проецированием на одну из основных плоскостей проекций.
ВАРИАНТ 8
Шрифтом h10 типа Б написать изображенные буквы, цифры и слова. Каждую строчную букву писать 3 раза. Выполнение задания начинать с нанесения вспомогательной сетки сплошными тонкими линиями
Содержание текста, выполняемого стандартным шрифтом размера 5
Дополнительные виды получают проецированием на плоскости, не параллельные основным плоскостям проекций. Они применяются, если какую-либо часть детали невозможно изобразить на основных видах без искажения формы и размеров.
ВАРИАНТ 9
Шрифтом h10 типа Б написать изображенные буквы, цифры и слова. Каждую строчную букву писать 3 раза. Выполнение задания начинать с нанесения вспомогательной сетки сплошными тонкими линиями
Содержание текста, выполняемого стандартным шрифтом размера 5
Следует пользоваться условностями и упрощениями, установленными ГОСТ 2.305-68. Например, допускается вычерчивать половину вида или немного больше половины, если вид представляет собой симметричную фигуру.
ВАРИАНТ 10
Шрифтом h10 типа Б написать изображенные буквы, цифры и слова. Каждую строчную букву писать 3 раза. Выполнение задания начинать с нанесения вспомогательной сетки сплошными тонкими линиями
Содержание текста, выполняемого стандартным шрифтом размера 5
Длинные предметы с постоянным или переменно изменяющимся поперечным сечением допускается изображать с обрывом. Плоские поверхности элементов деталей выделяют диагоналями, которые проводят тонкими линиями.
ВАРИАНТ 11
Шрифтом h10 типа Б написать изображенные буквы, цифры и слова. Каждую строчную букву писать 3 раза. Выполнение задания начинать с нанесения вспомогательной сетки сплошными тонкими линиями
Содержание текста, выполняемого стандартным шрифтом размера 5
Выносным элементом называется дополнительное изображение части предмета (обычно увеличенное). Выносной элемент применяется, если требуется пояснение формы и размеров какой-либо детали.
ВАРИАНТ 12
Шрифтом h10 типа Б написать изображенные буквы, цифры и слова. Каждую строчную букву писать 3 раза. Выполнение задания начинать с нанесения вспомогательной сетки сплошными тонкими линиями
Содержание текста, выполняемого стандартным шрифтом размера 5
Выносной элемент может содержать подробности, не указанные на соответствующем изображении и может отличаться от него по содержанию. Например, изображение может быть видом, а выносной элемент разрезом.
ВАРИАНТ 13
Шрифтом h10 типа Б написать изображенные буквы, цифры и слова. Каждую строчную букву писать 3 раза. Выполнение задания начинать с нанесения вспомогательной сетки сплошными тонкими линиями
Содержание текста, выполняемого стандартным шрифтом размера 5
Согласно ГОСТ 2.305-68, разрезом называется изображение предмета, мысленно рассеченного одной или несколькими секущими плоскостями, при этом мысленное рассечение предмета относительно только к данному разрезу и не влечет за собой изменения других изображений предмета.
ВАРИАНТ 14
Шрифтом h10 типа Б написать изображенные буквы, цифры и слова. Каждую строчную букву писать 3 раза. Выполнение задания начинать с нанесения вспомогательной сетки сплошными тонкими линиями
Содержание текста, выполняемого стандартным шрифтом размера 5
В зависимости от числа секущих плоскостей разрезы делятся на простые и сложные. Простые разрезы образуются от сечения одной секущей плоскостью, сложные - от сечения двумя и более секущими плоскостями.
ВАРИАНТ 15
Шрифтом h10 типа Б написать изображенные буквы, цифры и слова. Каждую строчную букву писать 3 раза. Выполнение задания начинать с нанесения вспомогательной сетки сплошными тонкими линиями
Содержание текста, выполняемого стандартным шрифтом размера 5
В зависимости от положения секущей плоскости относительно горизонтальной плоскости проекций разрезы разделяются на горизонтальные, вертикальные и наклонные.
ВАРИАНТ 16
Шрифтом h10 типа Б написать изображенные буквы, цифры и слова. Каждую строчную букву писать 3 раза. Выполнение задания начинать с нанесения вспомогательной сетки сплошными тонкими линиями
Содержание текста, выполняемого стандартным шрифтом размера 5
Горизонтальный разрез образуется, если секущая плоскость параллельна горизонтальной плоскости проекций, вертикальный - когда секущая плоскость перпендикулярна горизонтальной плоскости проекций.
ВАРИАНТ 17
Шрифтом h10 типа Б написать изображенные буквы, цифры и слова. Каждую строчную букву писать 3 раза. Выполнение задания начинать с нанесения вспомогательной сетки сплошными тонкими линиями
Содержание текста, выполняемого стандартным шрифтом размера 5
Наклонные разрезы образуются, если секущая плоскость составляет с горизонтальной плоскостью проекций угол отличный от прямого. Наклонный разрез проецируется на дополнительную плоскость проекций.
ВАРИАНТ 18
Шрифтом h10 типа Б написать изображенные буквы, цифры и слова. Каждую строчную букву писать 3 раза. Выполнение задания начинать с нанесения вспомогательной сетки сплошными тонкими линиями
Содержание текста, выполняемого стандартным шрифтом размера 5
Вертикальный разрез называют фронтальным, если секущая плоскость параллельна фронтальной плоскости проекций, и профильным, если секущая плоскость параллельна профильной плоскости проекций.
ВАРИАНТ 19
Шрифтом h10 типа Б написать изображенные буквы, цифры и слова. Каждую строчную букву писать 3 раза. Выполнение задания начинать с нанесения вспомогательной сетки сплошными тонкими линиями
Содержание текста, выполняемого стандартным шрифтом размера 5
Разрезы называются продольными, если секущие плоскости направлены вдоль длины или высоты предмета, и поперечными, если секущие плоскости направлены перпендикулярно длине или высоте предмета.
ВАРИАНТ 20
Шрифтом h10 типа Б написать изображенные буквы, цифры и слова. Каждую строчную букву писать 3 раза. Выполнение задания начинать с нанесения вспомогательной сетки сплошными тонкими линиями
Содержание текста, выполняемого стандартным шрифтом размера 5
В случаях, когда необходимо выявить форму предмета лишь в отдельном ограниченном месте, применяются местные разрезы, которые ограничиваются волнистой сплошной линией. Эта линия не должна совпадать с контуром чертежа.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Основная
1.1 Бабулин, Н.А. Построение и чтение машиностроительных чертежей. - М.: Высшая школа, 1987.
1.2.Богданов, В.Н. Справочное руководство по черчению. - М.: Машиностроение, 1989.
1.3.Боголюбов, С.К. Черчение. - М.: Машиностроение, 1989.
1.4.Боголюбов, С.К. Задание по курсу черчения. - М.: Высшая школа, 1984.
1.5.Боголюбов, С.К. Задание по деталированию. — М.: Машиностроение, 1987.
1.6.Боголюбов, С.К. Чтение и деталирование чертежей. - М.: Машиностроение, 1986.
1.7.Дружинин, Н.С., Чувиков Н.Т. Черчение. - М.: Машиностроение, 1982.
1.8.Суворов, С.Г. Машиностроительное черчение. - М.: Машиностроение, 1992.
1.9.Миронова, Р.С., Миронов, Б.Г. Сборник заданий по черчению. - М.: Высшая школа, 1984.
2. Дополнительная
2.1. Федоренко, В.А., Шошин, А.И. Справочник по машиностроительному черчению. - Л.: Машиностроение, 1983.
2.2.Общие правила выполнения чертежей: сборник. - М.: Издательство стандартов, 1984. - (Единаясистема конструкторской документации).
2.3.Гжиров, Р.И. Краткий справочник конструктора. -Л.: Машиностроение, 1983.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программой дисциплины « Инженерная графика» предусматривается изучение техники черчения, основ начертательной геометрии, геометрического черчения, машиностроительных и строительных чертежей, технического рисования, а также приобретение практических навыков выполнения чертежей в соответствии с государственными стандартами.
Основная цель изучения дисциплины – формирование у учащихся знаний и практических навыков в области проектирования и выполнения машиностроительных чертежей и схем, умения читать чертежи и схемы, пользоваться технической литературой.
Занятия по дисциплине « Инженерная графика» следует организовать таким образом, чтобы учащиеся могли самостоятельно выполнять упражнения и графические работы. Содержание упражнений указано в конце соответствующих тем. Содержание графических работ приведено после каждого раздела программы. Учащиеся выполняют практические работы на чертежной бумаге или бумаге в клетку (формат А3 или А4 ) с помощью чертежных инструментов.
При изучении и закреплении теоретического материала рекомендуется использовать детали, изделия и чертежи современных механизмов, машин и сооружений.
Задания на графические работы желательно тесно увязывать с практическими примерами по специальности. Во время занятий пользоваться справочной литературой, стандартами, производственными чертежами, готовыми изделиями; по возможности связывать изучаемый материал с объектами, изучаемыми по специальным предметам.
В результате изучения дисциплины учащиеся должны
Знать на уровне представления:
Единую систему конструкторской документации (ЕСКД);
Единую систему технологической документации (ЕСТД);
Теоретические основы начертательной геометрии, проекционного и машиностроительного черчения;
Рациональные приемы работы с чертежными инструментами и приборами;
методы машинной графики;
знать на уровне понимания:
правила выполнения чертежей и схем;
уметь:
читать и оформлять машиностроительные чертежи;
составлять спецификацию в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД;
выполнять деталировку сборочной единицы;
работать со стандартами ЕСКД;
выполнять аксонометрическую проекцию и технический рисунок детали;
изображать различные виды передач и соединений.
Программой дисциплины определены цели по каждой теме и спрогнозированы результаты их достижения в соответствии с уровнями усвоения учебного материала.
Для осуществления контроля результатов учебной деятельности учащихся предусмотрено проведение итоговой контрольной работы, содержание которой разрабатывается преподавателем и рассматривается на заседании предметной комиссии.
В программе приведены примерные критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся по дисциплине, которые разработаны на основе десятибалльной шкалы и показателей оценки результатов учебной деятельности обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29 марта 2004г.№17).
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»
Введение
Цели и задачи дисциплины. Стандарты Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) (общие сведения).
Ознакомление учащихся с необходимыми учебными пособиями, материалами, принадлежностями и оснащением современных конструкторских бюро. Применение системы автоматизированного проектирования (САПР).
РАЗДЕЛ 1. ГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ
Тема 1.1. Линии чертежа и выполнение надписей на чертежах
Инструменты, применяемые при черчении, и работа с ними. Форматы чертежей по ГОСТу. Линии чертежа. Шрифт по ГОСТу и выполнение надписей на технических чертежах. Приемы работы карандашом.
Вопросы для самоконтроля:
1.Какие форматы являются основными?
2.Где располагается основная надпись?
3.Виды линий?
4.Какие шрифты установлены ГОСТ 2.304-81?