Взаимозаменяемость гладких соединений

Гладкие соединения – соединения, образованные цилиндрическими, коническими и плоскими параллельными поверхностями. Различают цилиндрическое, коническое и плоское соединения. В свою очередь каждый из видов делится на подвижные и неподвижные соединения.

Цилиндрические соединения – соединения, образующиеся при сопряжении двух деталей типа вал и втулка, вал и подшипник и т. д. (рис. 4.1.1).

Взаимозаменяемость гладких соединений - student2.ru

Рис. 4.1.1

Подвижные цилиндрические соединения – соединения, предусматривающие вращательное или возвратно-поступательное движения. Осуществляются соответствующей свободной посадкой.

Неподвижные цилиндрические соединения – неразъёмные соединения без дополнительного крепления деталей. Осуществляются посадкой с натягом.

Конические соединения – соединения наружного и внутреннего конусов, имеющих одинаковые номинальные углы конуса или одинаковые номинальные конусности. Используются для обеспечения сопряжений, при которых требуется частая разборка и сборка при хорошем центрировании сопрягаемых деталей (рис. 4.1.2).

Взаимозаменяемость гладких соединений - student2.ru

Рис. 4.1.2

Подвижные конические соединения служат для обеспечения относительного вращения или зазора между деталями.

Неподвижные конические соединения служат для передачи крутящих моментов.

Плоские соединения – соединения, в которых сопрягаемыми поверхностями являются две параллельные плоскости (рис. 4.1.3).

Взаимозаменяемость гладких соединений - student2.ru

Рис. 4.1.3

Взаимозаменяемость гладких соединений - student2.ru

Рис. 4.1.4

В системе допусков и посадок гладких соединений всякий наружный элемент условно называется валом, всякий внутренний – отверстием (рис. 4.1.4).

Размеры, отклонения, допуски и посадки. Определения

Размер – числовое значение линейной величины (диаметр, длина и т. д.) в выбранных единицах измерений (м, мм, мкм) (рис. 4.2.1).

Взаимозаменяемость гладких соединений - student2.ru

Рис. 4.2.1

Номинальный размер (D, d) – размер, относительно которого определяются отклонения. Получается в результате расчётов (прочностных, кинематических и др.) или из опытных данных. Номинальный размер округлён в соответствии с рядами нормальных линейных размеров.

Номинальные размеры валов обозначаются малыми буквами латинского алфавита, отверстий – большими буквами.

Размеры, проставляемые на чертеже, называются номинальными размерами (рис. 4.2.2).

Взаимозаменяемость гладких соединений - student2.ru

Рис. 4.2.2

Действительный размер (Dr, dr) – размер элемента, установленный измерением. Устанавливается с допустимой погрешностью. Действительные размеры валов обозначаются малыми буквами латинского алфавита с индексом r, отверстий – большими буквами с индексом r.

Действительный размер получается при измерении детали после обработки. Обработать деталь абсолютно точно с номинальными размерами практически невозможно. Действительные размеры обработанной детали всегда отличаются от номинальных на величину отклонения, поэтому каждый номинальный размер ограничивают двумя предельными размерами: наибольшим с индексом max и наименьшим с индексом min.

Предельный размер (Dmax, Dmin, dmax, dmin) – два предельно допустимых размера элемента, между которыми должен находиться (или которым может быть равен) действительный размер (рис. 4.2.3):

Dmax – наибольший предельный размер отверстия;

Dmin – наименьший предельный размер отверстия;

dmax – наибольший предельный размер вала;

dmin – наименьший предельный размер вала.

Вследствие того, что действительный размер практически всегда будет отличаться от номинального, размеры детали нужно задавать с указанием двух допустимых размеров: наибольшего и наименьшего. Изделие, размер которого находится в диапазоне между этими предельными значениями, считается годным.

Взаимозаменяемость гладких соединений - student2.ru Взаимозаменяемость гладких соединений - student2.ru

Рис. 4.2.3

Предельные отклонения – алгебраическая разность между предельным и соответствующим номинальным размерами. Различают верхнее и нижнее предельные отклонения.

Верхнее отклонение – алгебраическая разность между наибольшим предельным и соответствующим номинальным размерами.

ES, es – соответственно верхнее отклонение отверстия и вала:

ES = Dmax – D; es = dmax – d.

Нижнее отклонение – алгебраическая разность между наименьшим предельным и соответствующим номинальным размерами.

EI, ei – соответственно нижнее отклонение отверстия и вала:

EI = Dmin – D; ei = dmin – d.

Допуск Т – разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или алгебраическая разность между верхним и нижним отклонениями (рис. 4.2.4):

T = Dmax – dmin; T = dmax – Dmin

или

T = ES – ei; T = es – EI.

Поле допуска – поле, ограниченное наибольшим и наименьшим предельными размерами и определяемое величиной допуска и его положением относительно номинального размера. При графическом изображении поле допуска заключено между двумя линиями, соответствующими верхнему и нижнему отклонениям относительно нулевой линии.

Взаимозаменяемость гладких соединений - student2.ru

Рис. 4.2.4

Нулевая линия – линия, соответствующая номинальному размеру, от которой откладываются отклонения размеров при графическом изображении полей допусков и посадок. Если нулевая линия расположена горизонтально, то положительные отклонения откладываются вверх от неё, а отрицательные – вниз. Квалитет (степень точности) – совокупность допусков, рассматриваемых как соответствующие одному уровню точности для всех номинальных размеров.

Стандарт устанавливает 20 квалитетов: 01, 0, 1, 2, ... 18. В основном применяются квалитеты начиная с 5-го. Для деталей с обычной точностью применяют 14 (12) квалитет.

Взаимозаменяемость гладких соединений - student2.ru

Рис. 4.2.5

Правила нанесения размеров и предельных отклонений на чертежах (рис. 4.2.5):

– обозначение размеров и допусков размеров на чертеже производится слева направо;

– все размеры, допуски и отклонения записываются в миллиметрах;

– записывается номинальный размер соединения;

– записывается поле допуска;

– записывается номер квалитета;

– в скобках записываются верхнее и нижнее отклонения.

Посадки

Посадка – характер соединения деталей, определяемый величиной получающихся в нём зазоров или натягов. Величина зазоров или натягов в соединении деталей определяется разностью размеров соединяемых деталей до их сборки.

В зависимости от расположения полей допусков отверстия и вала посадки подразделяют на три группы:

– посадка с зазором;

– посадка с натягом;

– переходная посадка.

Посадка с зазором – посадка, при которой всегда образуется зазор в соединении, т. е. наименьший предельный размер отверстия больше наибольшего предельного размера вала или равен ему. При графическом изображении поле допуска отверстия расположено над полем допуска вала (рис. 4.3.1).

Взаимозаменяемость гладких соединений - student2.ru

Рис. 4.3.1

Наибольший зазор Smax – разность между наибольшим предельным размером отверстия и наименьшим предельным размером вала в посадке с зазором или в переходной посадке:

Smax = Dmax – dmin; Smax = ES – ei.

Наименьший зазор Smin – разность между наименьшим предельным размером отверстия и наибольшим предельным размером вала в посадке с зазором:

Smin = Dmin – dmax; Smin = EI – es.

Скользящие посадки (сочетание отверстия Н с валом h) применяют главным образом в неподвижных соединениях при необходимости частой разборки (сменные детали), если требуется легко передвигать или поворачивать детали одну относительно другой при настройке или регулировании для центрирования неподвижно скрепляемых деталей.

Посадку Н7/h6 применяют:

– для сменных зубчатых колёс в станках;

– для соединения деталей, которые должны легко передвигаться при затяжке;

– для центрирования корпусов под подшипники качения в оборудовании и различных машинах.

Посадку Н7/f7 применяют в подшипниках скольжения при умеренных и постоянных скоростях и нагрузках.

Посадку Н11/h11 используют для относительно грубо центрированных неподвижных соединений (центрирование фланцевых крышек, фиксация накладных кондукторов) для неответственных шарниров.

Посадка с натягом – посадка, при которой всегда образуется натяг в соединении, т. е. наибольший предельный размер отверстия меньше наименьшего предельного размера вала или равен ему. При графическом изображении поле допуска отверстия расположено под полем допуска вала (рис. 4.3.2).

Взаимозаменяемость гладких соединений - student2.ru

Рис. 4.3.2

Наибольший натяг Nmax – разность между наибольшим предельным размером вала и наименьшим предельным размером отверстия до сборки в посадке с натягом или в переходной посадке:

Nmax = dmax – Dmin; Nmax = es – EI.

Наименьший натяг Nmin – разность между наименьшим предельным размером вала и наибольшим предельным размером отверстия до сборки в посадке с натягом:

Nmin = dmin – Dmax; Nmin = ei – ES.

Посадка с натягом в тех случаях, когда необходимо передать крутящий момент или осевую силу, без дополнительного крепления, за счёт сил трения, создаваемых натягом.

Посадку H7/р6 применяют при сравнительно небольших нагрузках (например, посадка на вал уплотнительного кольца, фиксирующего положение внутреннего кольца подшипника у крановых и тяговых двигателей).

Посадки Н8/х8 и Н8/z8 характеризуются относительно большими натягами и допусками натяга, применяются в тяжело нагруженных соединениях или при материалах с относительно небольшим модулем упругости.

Переходная посадка – посадка, при которой возможно получение как зазора, так и натяга в соединении в зависимости от действительных размеров отверстия и вала. При графическом изображении поля допусков отверстия и вала перекрываются полностью или частично (рис. 4.3.3).

Взаимозаменяемость гладких соединений - student2.ru

Рис. 4.3.3

Переходные посадки предназначены для неподвижных соединений деталей, подвергающихся при ремонтах или по условиям эксплуатации сборке и разборке. Взаимная неподвижность деталей обеспечивается шпонками, штифтами, нажимными винтами и т. п. Менее тугие посадки назначают при необходимости в частых разборках соединения, при неудобствах разборки и возможности повреждения соседних деталей; более тугие – если требуется высокая точность центрирования, при ударных нагрузках и вибрациях.

Посадка Н7/n6 (типа глухой) даёт наиболее прочные соединения. Примеры применения:

– для зубчатых колёс, муфт, кривошипов и других деталей при больших нагрузках, ударах или вибрациях в соединениях, разбираемых обычно только при капитальном ремонте;

– посадка кондукторных втулок, установочных пальцев, штифтов.

Посадка H7/m6 (типа тугой) несколько слабее посадки типа глухой (меньше натяги, повышается вероятность получения зазора), её применяют при необходимости изредка разбирать соединение.

Система допусков и посадок

Система допусков и посадок – это совокупность рядов допусков и посадок, закономерно построенных на основе теоретических и экспериментальных исследований и оформленных в виде стандарта.

С целью упрощения таблиц допусков и посадок номинальные размеры разбиты на диапазоны и интервалы. Номинальные размеры, охватываемые ЕСДП, разбиты на следующие диапазоны:

– менее 1 мм – ГОСТ 25347-2013;

– от 1 до 500 мм – ГОСТ 25347-2013;

– свыше 500 до 3150 мм – ГОСТ 25347-2013;

– свыше 3150 до 10000 мм – ГОСТ 25348-82;

– свыше 10000 до 40000 мм – ГОСТ 26179-84.

Наиболее широко используемым диапазоном в машиностроении является диапазон размеров от 1 до 500 мм.

Взаимозаменяемость гладких соединений - student2.ru

Рис. 4.4.1

Каждый из диапазонов в свою очередь разделён на несколько интервалов. Это сделано потому, что назначать допуск для каждого номинального размера нецелесообразно.

Установлено 27 основных отклонений валов и 27 основных отклонений отверстий. Основное отклонение – одно из двух предельных отклонений (верхнее или нижнее), определяющих положение поля допуска относительно нулевой линии. Основным является отклонение, ближайшее к нулевой линии. Основные отклонения отверстий обозначаются прописными буквами латинского алфавита, валов – строчными (рис. 4.4.1).

Основное отверстие – отверстие, нижнее отклонение которого равно нулю, т. е. EI = 0 (рис. 4.4.2).

Взаимозаменяемость гладких соединений - student2.ru

Рис. 4.4.2

Основной вал – вал, верхнее отклонение которого равно нулю, т. е. es = 0 (рис. 4.4.3).

Взаимозаменяемость гладких соединений - student2.ru

Рис. 4.4.3

Посадки в системе отверстия – посадки, в которых требуемые зазоры и натяги получаются сочетанием различных полей допусков валов с полем допуска основного отверстия (рис. 4.4.4).

Система отверстия наиболее широко применяется в машиностроении, так как для обработки отверстий требуется значительно меньше специальных инструментов. Различные валы в системе отверстия могут обрабатываться резцом.

Пример обозначения:

Ø20 Н7/f6.

Взаимозаменяемость гладких соединений - student2.ru

Рис. 4.4.4

Взаимозаменяемость гладких соединений - student2.ru

Рис. 4.4.5

Посадки в системе вала – посадки, в которых требуемые зазоры и натяги получаются сочетанием различных полей допусков отверстий с полем допуска основного вала (рис. 4.4.5).

Для получения в системе вала разнообразных посадок при определённом размере сопряжения требуется большое количество мерного инструмента (свёрл, зенкеров, развёрток, протяжек).

Пример обозначения:

Ø20 К7/h6.

Взаимозаменяемость гладких соединений - student2.ru

Рис. 4.4.6

Примеры обозначения допусков и посадок на чертеже приведены на рис. 4.4.6.


Наши рекомендации