Основные форматы листов бумаги

КАРТОГРАФИЧЕСКОЕ ЧЕРЧЕНИЕ

Часть 1

учебное пособие для специальности

«Земельно - имущественные отношения»

Щелково 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..

Материалы и инструменты, используемые в картографическом черчении…..

Композиционное оформление карт………………………………………………

Основные понятия цветоведения………………………………………………..

Список источников……………………………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

Практические навыки черчения и теоретические знания принципов оформления карт необходимы в учебной и профессиональной деятельности географов-экологов, географов-преподавателей. На географическом факультете университета изучение базовых курсов специальности предваряется изучением основ картографического черчения.

В данном учебном пособии предлагается материал, который может быть полезен для развития необходимых навыков черчения, так и при использовании в практической деятельности. Рассматривается теория использования цвета на карте, компоновки и графического оформления карт. Учебное пособие составлено по изданным литературным источникам (см. список в конце пособия) с учетом практического опыта автора. В пособии рассматривается, в основном, содержательная сторона отдельных тем курса. Ниже даны определения основных терминов, встречающихся в тексте.

Карта географическая– построенное в картографической проекции уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли, поверхности

другого небесного тела или внеземного пространства, показывающее расположенные на них объекты в определенной системе условных знаков (К.А. Салищев).

Карта топографическая – подробная карта местности, позволяющая определять как плановое, так и высотное положение точек.

Карта синтетическая - дает целостную интегральную характеристику изображаемых явлений (пространственных систем), полученную с учетом слагающих их элементов или частей и связей между ними (карты типов климата).

Карта аналитическая – содержит лишь конкретные показатели явлений (систем).

Карта комплексная– показывает несколько взаимосвязанных явлений или их элементов.

План– изображение горизонтальной проекции участка в уменьшенном и подобном виде.

План топографический - картографическое изображение ограниченного участка местности на плоскости в ортогональной проекции в крупном масштабе, в пределах которого кривизна уровенной поверхности пренебрежимо мала.

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КАРТОГРАФИЧЕСКОМ ЧЕРЧЕНИИ 1,6

Принадлежности и материалы для картографического черчения весьма разнообразны. Однако известно, что легче учиться работать хорошим инструментом. Поэтому при выборе материалов и инструментов, рекомендуемых для работы, прежде всего внимание должно уделяться их качеству.

Бумага

Бумага состоит из растительных волокон (хлопок, лен, целюлоза, синтетические волокна и т.п.), наполнителей (каолин, мел, сернистый барий, отбеливатели и т.п.) и клеящих веществ (клей, смолы, канифоль и т.п.). Качество черчения зависит и от качества бумаги. Различают следующие виды бумаги:

Чертежная бумага – используется для создания карт, отличается хорошей проклейкой, прочностью, белизной. В настоящее время для картографических работ применяется чертежная бумага марки В (высшего качества) и марки О (обыкновенная) – имеет более низкие чертежные свойства. Высшие сорта чертежной бумаги по традиции называются ватманом.

Карандаши черные (графитные)

2М-2Т – при черчении в сырую и холодную погоду – на бумаге низшего качества, на фотобумаге.

3Т-6Т – на чертежной бумаге высшего качества и при работах в сухую, жаркую погоду. Марки «Конструктор», «Архитектор», KOH-I-NOOR.

Процесс очинки карандаша: очинка-заточка-шлифовка. На конус высотой 30 мм, из них графит – 8-10 мм.

Чертежные перья № 41, 291, 2350.

Перьевые ручки-вставки пластмассовые или деревянные с металлической вставкой для пера.

Акварельные кисти круглые беличьи или колонковые №1,3,5.

Акварельные краски в наборах «Нева», «Ленинград», «Акварель», медовые.

Акварельные краски относятся к группе клеевых красок. Название происходит от латинского слова akva - вода, т.к. вода является растворителем для этого вида красок. Связующим акварельных красок является растительные прозрачные клеи – гуммиарабик и декстрин, легко растворимые водой. Акварель – единственный вид красок, отличающийся особой прозрачностью, чистотой и яркостью цвета. Это достигается высокой дисперсностью пигментов, получаемой специальным перетиранием порошков.

Рекомендации по расположению карт-врезок

а) заполнение картами-врезками не более 3 углов листа;

б) уравновешенность компоновки с учетом размеров и красочного оформления врезок;

в) их ограничение простейшими рамками с минимальным числом изломов.

Дополнительные карты имеют своими легенды, которые целесообразно компоновать вместе с картой, объединяя их одной рамкой.

Диаграммы, графики, профили, художественные рисунки и др. - располагаются в зависимости от их значения и наличия для них свободного места в пределах листа.

Пояснительные тексты включают указание масштаба, выходные сведения, статистические таблицы, текстовые пояснения, содержащие природные, экономические, исторические и др. сведения, дополняющие содержание карты.

Поля карты – полоса между внешней рамкой и линией обреза листа – служит для размещения названия, подписи масштаба. Выходных данных, выполняют декоративную функцию.

Размеры полей обычно не превышают 2-3 см на стенных картах.

Верхнее поле увеличивают, если название карты располагается за рамкой. Для повышения художественного восприятия проектируют цветные поля.

Общая композиция элементов внешнего оформления карт выполняется относительно внешней рамки (или внутренней, если она имеется). При этом важны различные приемы:

а) компоновка всех элементов внутри рамки;

б) их размещение за внешней рамкой, т.е. на полях карты;

в) комбинированный прием (часть элементов – диаграммы, графики, профили располагается внутри рамки, а другая часть – название масштаб, пояснительные тексты - за рамкой).

Компоновка дополнительных элементов на полях карты характерна для общегеографических карт. Комбинированный прием используется на тематических и картах комплексных атласов. Применяется также прием компоновки элементов без полей и ограничительных рамок, лист используется полностью до линии обреза. Нередко при такой компоновке участки, свободные от элементов внешнего оформления, заполняет географическая основа, а легенда, карты - врезки и другие элементы, компонуются в пределах листа без разделительных рамок.

Композиционные приемы усложняются при размещении на одном листе нескольких карт. В этом случае необходимо отразить значимость карт, не нарушить логическую последовательность сюжетов, соподчиненность тем.

Использование приема нескольких цветных полей для элементов внешнего оформления: показ легенды основной карты – на светло-сером фоне; дополнительные карты – на розовом; диаграммы, графики – на желтом.−облегчает восприятие, создает эстетический вид. Неправильное композиционное построение ухудшает эстетический вид, ведет к потере читаемости всего содержания.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ 1,2,3,6,7

Цвет

Цвет является мощным фактором повышения читаемости и доходчивости карт, средством увеличения их информационной емкости. Цвет – сложное явление, его можно рассматривать как сочетание трех процессов: − излучение телом энергии; − работа органа зрения; − восприятие цвета.

Цвет в научном смысле, есть прежде всего, свойство излучения.

Обобщенно цвет − свойство спектрального состава излучения, по которому наш глаз может отличать излучения друг от друга. Глаз хотя и не обладает свойством судить о группе излучений, с определенным спектральными составами, которые одинаково влияют на глаз. Существуют приборы, позволяющие точно сравнивать излучения по цвету. При помощи математики можно заранее определить, какие по составу цвета не будут различимы глазом.

Область видимого света в общем спектре электромагнитных колебаний занимает сравнительно небольшое место.

В области видимого света от длины волны зависит цвет излучения.

Белый цвет состоит из множества цветных лучей, это наглядно доказывается разложением пучка «белы» лучей в спектр при прохождении сквозь призму. В зависмости от длины лучей, образующих спектр, мы различаем в нем множество различных цветов: от фиолетового (380 нм) до красного (770 нм). Обычно принято говорить о 7 цветах спектра. Но это число условно. В цветоделении более удобно выделять 8 цветов:

Таблица 1 [6]

ПРИМЕРНЫЕ ГРАНИЦЫ УЧАСТКОВ 8 ЦВЕТОВ

В СПЕКТРЕ ВИДИМОГО ЦВЕТА (λ, нм)

красный оранжевый желтый желто-зеленый зеленый голубой синий фиолетовый 770 − 620   620 − 590 590 − 570 570 − 550 550 – 500 500 −470 470 – 440 440 − 380 Красная зона (770 − 570)   Зеленая зона (570 − 490)   Синяя зона (490 – 380)

Границы участков цветов нередко различаются в литерату­ре. Это объясняется тем, что глаз различает в спектре множество цветов, плавно переходящих друг в друга и границы их могут опре­деляться различными наблюдателями по-разному.

Рассматривая спектр, заметим, что глаз различает цвета не в строгой пропорции с изменением длины волны. В красной, зеленой и сине−фиолетовой частях спектра глаз различает цвета лишь при значительном изменении длины волны (одинаково красный цвет, нап­ример, мы видим от 655 нм до конца спектра) и эти цвета занимают в спектре наибольшую протяженность. jb желтой и голубой частях спектра глаз видит изменение цвета при изменении длины волны все­го на несколько и даже на один нанометр. В соответствии с этим, в спектре принято выделять три основные зоны - красную, зеленую и синюю.

Упрощенно спектр можно представить в виде диаграммы из трех столбиков, соответствующих зонам (цветам) спектра.

Три основных цвета − красный, синий, зеленый − следует рассматри­вать как обобщенные, полученные в результате смешения множества лучей разных цветов, относящихся к этим зонам.

Цвет в картографии

Все многообразие цветов может быть разделено на две группы. К одной относятся цвета хроматические (окрашенные), к другой - ахроматические - (неокрашенные). Основные отличия одних хроматичес­ких цветов от других могут быть по цветному тону, светлоте (яр­кости) и насыщенности.

Цвета тел, обладающих избирательным (селективным) поглощени­ем, называются хроматическими.

Цвета красок, каки всяких тел, тоже объясняются избиратель­ными свойствами красящего вещества. Следует помнить, что ощущение цвета краски возникает в глазу под воздействием множества разных по спектральному составу лучей, а не монохроматического излучения..

Цветовой тон

Под цветовым тоном понимают саму цветность, то есть то, и что позволяет любой цвет отнести по сходству к тому или иному цвету спектра (например, синий, красный, зеленый цвет). И.Ньютон по аналогии с музыкальной гаммой выделил семь различных по тону цве­тов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолето­вый. Однако каждый "ньютоновский " цвет состоит из многочисленных по цветовому тону цветов. Число цветовых тонов, различаемых гла­зом в спектре, достигает 150.

Светлота (яркость)

Цвет одного цветового тона может различаться по светлоте (например, красный бывает темно-красным, красным, светло-крас­ным) . Чем ближе свет к белому, тем он светлее. Число воспринимае­мых глазом оттенков цвета по светлоте (яркости) равняется нес­кольким сотням.

Насыщенность

Один и тот же по цветовому тону и светлоте цвет может иметь различные оттенки по чистоте или насыщенности ( например, свет­ло-красный, может быть "грязным", более чистым, чистым).

Насыщен­ностью называется степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического (серого). Чем больше примеси серого в цвете, тем он будет менее насыщенным. Это степень выраженности цветового тона, степень избирательности поглощения (пропускания) по спектру. Чем красный цвет краснее, тем он насыщенее.

Самыми насыщенными природными цветами яв­ляются цвета спектра.

Цвета акварельных красок по насыщенности всегда меньше цветов спектра.

Измеряется насыщенность числом порогов (едва различимых ступеней) от данного цвета до ахроматического , одинакового с ним по светлоте. Глаз различает от 4 дл 25 порогов насыщенности, в зависимости от цвета краски и других условий. Число различаемых ступеней цвета по насыщенности зависит от цветового тона и колеблется (для цветов акварельных красок) в пределах от 4 до 12

К понятию насыщенности очень близко понятие чистота цвета, которую называют еще колориметрической насыщенностью.

Чистота – доля чистого спектрального цвета в смеси равноярких спектрального и белого или как отношение спектральной составляющей к общей яркости цвета. Чистота обозначается буквой Р и выражается в процентах. Согласно определению, чистота цветов спектра будет равна 100 % (нет примеси белого); чистота белого, серого равна 0.

Ахроматические цвета не имеют цветового тона и изменяются лишь по светлоте. Это цвета: белый, всевозможные серые (от самого светлого до самого темного), черный.

При измерении цвета его чистоту можно определить более точно, чем насыщенность, поэтому в колориметрии пользуются именно чистотой. Понятия насыщенности и чистоты довольно близки, и при характеристике цвета в большинстве случаев можно пользоваться и тем и другим. Так, если все цвета спектра имеют одинаковую чистоту (100%), то насыщенность у некоторых из них разная. Желтый цвет воспринимается как более близкий к белому, чем, например, красный или синий, значит и насыщенность желтого меньше.

Совокупность цветового тона и чистоты цвета дают качественную характеристику, называемую цветностью. Яркость (светлота) является количественной характеристикой.

С изменением одной из трех характеристик будет изменяться и цвет, поэтому следует иметь ввиду, что если мы замечаем какие-либо различия в цвете, например, видим, что один цвет зеленый несколько светлее другого, значит мы видим два цвета, а не «оттенки» одного цвета, как это часто говорят.

Для характеристики цвета часто применяют термин «интенсивность». Цвет будет тем более интенсивным, чем более его насыщенность и светлота. Например, из двух цветов с одинаковой светлотой более интенсивным будет тот, у которого больше насыщенность.

Смешение цветов

Смешение красок может быть механическим и лессировочным.

При механическом смешении в одной посуде разводят 2 или более краски в определенных пропорциях для получения нужного цвета.

Лессировочное смешение получается путем наложения одного красочного слоя на другой, причем на цвет смеси оказывает влияние и порядок наложения, и цвета слоев. Лессировочное смешение дает более чистые цвета, чем механическое. В картографических работах различают фоновое окрашивание (качественный фон, ареалы и др.) и послойное окрашивание (изолиний, картограммы и др.). Здесь важен умелый подбор цветов.

АДДИТИВНОЕ смешение цветов

Образование новых цветов путем смешения цветных лучей называ­ется аддитивным или сочетательным (оптическим, пространственным) смешением цветов.

Примеры: живопись художников − пуанталистов, создающих свои произведения путем написания различных цветных точек; в текстиль­ной промышленности − меланжирование; в основе цветного телевиде­ния. В картографии находит свое применение, но в меньшей степени и знать его не­обходимо.

Список источников

1. Бокачев Н.Г., Чеснокова Г.К. Картографическое черчение. Методические указания. М.: Изд-во МГУ, 2009. – 119 с.

2. Востокова А.В. Оформление карт. М.: Изд-во МГУ, 2007.− 200с.

3. Кремнева А.В., Фокина Т.А. Картографическое черчение и гравирование на пластиках. М.: Изд-во МГУ, 2011 – 156 с.

4. Одноралов Н.В. Материалы в изобразительном искусстве. М.: Просвещение, 2003. − 144 с.

5. Справочник по картографии М.:Недра,1988 − 428 с.

6.Топографическое черчение. Учебник для вузов / Лосяков Н.Н., Скворцов П.А., Каменецкий А.В. и др. М.: Недра, 1999.−325 с.

7.Федорченко М.В., Раклов А.С. Землеустроительное черчение М.: Недра, 1991.− 336 с.

КАРТОГРАФИЧЕСКОЕ ЧЕРЧЕНИЕ

Часть 1

учебное пособие для специальности

«Земельно - имущественные отношения»

Щелково 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..

Материалы и инструменты, используемые в картографическом черчении…..

Композиционное оформление карт………………………………………………

Основные понятия цветоведения………………………………………………..

Список источников……………………………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

Практические навыки черчения и теоретические знания принципов оформления карт необходимы в учебной и профессиональной деятельности географов-экологов, географов-преподавателей. На географическом факультете университета изучение базовых курсов специальности предваряется изучением основ картографического черчения.

В данном учебном пособии предлагается материал, который может быть полезен для развития необходимых навыков черчения, так и при использовании в практической деятельности. Рассматривается теория использования цвета на карте, компоновки и графического оформления карт. Учебное пособие составлено по изданным литературным источникам (см. список в конце пособия) с учетом практического опыта автора. В пособии рассматривается, в основном, содержательная сторона отдельных тем курса. Ниже даны определения основных терминов, встречающихся в тексте.

Карта географическая– построенное в картографической проекции уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли, поверхности

другого небесного тела или внеземного пространства, показывающее расположенные на них объекты в определенной системе условных знаков (К.А. Салищев).

Карта топографическая – подробная карта местности, позволяющая определять как плановое, так и высотное положение точек.

Карта синтетическая - дает целостную интегральную характеристику изображаемых явлений (пространственных систем), полученную с учетом слагающих их элементов или частей и связей между ними (карты типов климата).

Карта аналитическая – содержит лишь конкретные показатели явлений (систем).

Карта комплексная– показывает несколько взаимосвязанных явлений или их элементов.

План– изображение горизонтальной проекции участка в уменьшенном и подобном виде.

План топографический - картографическое изображение ограниченного участка местности на плоскости в ортогональной проекции в крупном масштабе, в пределах которого кривизна уровенной поверхности пренебрежимо мала.

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КАРТОГРАФИЧЕСКОМ ЧЕРЧЕНИИ 1,6

Принадлежности и материалы для картографического черчения весьма разнообразны. Однако известно, что легче учиться работать хорошим инструментом. Поэтому при выборе материалов и инструментов, рекомендуемых для работы, прежде всего внимание должно уделяться их качеству.

Бумага

Бумага состоит из растительных волокон (хлопок, лен, целюлоза, синтетические волокна и т.п.), наполнителей (каолин, мел, сернистый барий, отбеливатели и т.п.) и клеящих веществ (клей, смолы, канифоль и т.п.). Качество черчения зависит и от качества бумаги. Различают следующие виды бумаги:

Чертежная бумага – используется для создания карт, отличается хорошей проклейкой, прочностью, белизной. В настоящее время для картографических работ применяется чертежная бумага марки В (высшего качества) и марки О (обыкновенная) – имеет более низкие чертежные свойства. Высшие сорта чертежной бумаги по традиции называются ватманом.

Основные форматы листов бумаги

А5 148 х 210

А4 210 х 297

А3 297 х 420

А2 420 х 594

А1 594 х 840

Требования к чертежной бумаге:

-она должна иметь белую или голубоватую поверхность (с серым или желтым оттенком применять не рекомендуется);

-должна обладать достаточной плотностью на разрыв, которая проверяется числом двойных перегибов. Хорошая чертежная бумага выдерживает 15-40 таких перегибов. Плотность бумаги должна допускать 1-3 исправления чертежа путем подчисток и вычерчивания по выскобленному месту;

-не должна пропускать тушь и краски и вступать с ними в химическую реакцию (расплыв края);

-поверхность должна быть слегка бугристой, так как на такой бумаге лучше держатся акварельные краски и тушь.

Хранят бумагу в местах, закрытых от света, влаги, пыли.

Для исключения деформации чертежную бумагу при создании оригиналов карт обычно наклеивают на жесткую основу (лист алюминия толщиной около 1 мм, фанеру и т.п.). Деформируемость в условиях камерального хранения 0,1-0,5 мм на 50 см.

-бумага с синтетическим наполнителем, обладающая малой деформацией (СБ-1 пленочного типа);

-специальная бумага с баритовым слоем и желатиновым покрытием или матовая, предварительно отфиксированная фотобумага, наклеенная на жесткую основу.

-рисовальная бумага имеет меньшую плотность и прочность. Ее поверхность сильно лохматится от стирательной резинки (ластика) и скальпеля. Поверхность может быть гладкой, шероховатой, бугристой.

-миллиметровая бумага – отпечатана цветная сетка квадратов (1мм х 1мм).

-фотобумага – применяется для изготовления фотопланов и др.;

-пропускная (промокательная) бумага – отличается рыхлой структурой, что способствует быстрому впитыванию влаги – применяется при работе с акварельными красками;

-наждачная бумага - для оточки и полировки инструментов;

-переводная – для копирования – делается карандашом;

-калька (прозрачная бумага) для изготовления копий: бумажная (восковка), полотняная. Сильно деформируется, поэтому используются пластики.

Наши рекомендации