Урок 16Тема: СРАВНИВАЕМ ЧИСЛА
Цели:ввести знаки сравнения =, <, >, очередность элементов при заданном порядке их расположения; учить сравнивать числа, используя знаки <, =, >; учить писать цифру 8; продолжить формирование умений записывать и читать числовые неравенства, выполнять геометрический узор по образцу.
Оборудование:
Ход урока
I.Устный счет.
- Белка деткам помогала: Под кустом грибы искала. Раз грибок, еще грибок – Полный будет кузовок. (Два.) | Два петуха на жердь взлетели, Ударив крыльями, запели: - Кукареку, кукареку! Потом еще один взлетел И тоже радостно запел: - Кукареку, кукареку! Теперь, дружочек мой, давай-ка, Всех петухов пересчитай-ка! (Три.) |
- Измените цвет и размер:
— Сегодня мы будем учиться сравнивать числа.
II. Работа по учебнику (задания 1-6).
- Сколько медвежат на рисунке? (4.)
- Сколько львят? (4.)
- Число медвежат равно числу львят.
Записывают: 4 = 4. Читают: «Четыре равно четырём».
- Сколько мышат? (7.) Сколько чижей? (4.)
- Мышат больше, чем чижей: 7 > 4. (Читают: «Семь больше четырёх».)
- Чижей меньше, чем мышат: 4 < 7. (Читают: «Четыре меньше семи».)
- Рассмотрите рисунок. Куда повернулась щука? Почему? (Щука поворачивается в ту сторону, где больше рыб.)
— Поставьте знаки сравнения: 3 < 5; 6 > 4.
Задание «Письмо цифры 8».
- Отгадайте загадки:
Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском. Голова и восемь ног, Вот и весь я - ... (осьминог). | Я так мила. Я так кругла, Я состою из двух кружочков, Как рада я, что я нашла Себе таких, как вы, дружочков. (Восьмерка.) |
Восемь ног, как восемь рук, Вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте, мухи, шелк! (Паук.) |
- Какое число используется в данных загадках? (Восемь.)
- Сегодня на уроке мы будем считать предметы и учиться правильно писать цифру 8. На что похожа цифра 8?
Цифра восемь так вкусна: Из двух бубликов она. | Цифру восемь, цифру восемь На носу всегда мы носим, Цифра восемь плюс крючки – Получаются очки... |
Учитель демонстрирует таблицу написания цифр.
- Рассмотрите, как пишут цифру 8, обозначающую число восемь. Объясните, как правильно ее писать.
Объяснение. Цифра 8 состоит из двух элементов - верхнего и нижнего овалов. Верхний овал пишем немного меньшим, чем нижний. Начинаем писать верхний овал немного выше и правее середины клетки. Ведем вправо и вверх, закругляем, касаясь правой и верхней стороны клетки, и ведем вниз к началу овала и дальше вниз влево: закругляем, не касаясь правой стороны клетки, ведем до середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала.(Далее учащиеся работают по образцу.)
Учащиеся выполняют записи: 3 < 4; 5 > 2; 8 < 9.
- В каких случаях сравнения ошибся Петя? (Лодок и весел; якорей и пароходов; рыбок и крабов.)
- Сосчитайте предметы на рисунках.
- Запишите в тетради числа. Поставьте между ними знаки >, < или =.
Ответ: | 3 < 4 | 5 = 5 |
6<8 | 8<9 | |
- Под какой карточкой спрятано большее число? Под какой меньшее?
- Придумайте и назовите пары чисел, которые могут быть «спрятаны».
Ответ: а) 5 < 9 б) 5 > 4 в) 3 = 3
III. Работа в печатной тетради.
- Выполните узор по образцу.
Учитель читает стихотворения А. П. Тимофеевского:
1) ВЫСОКИЙ дом многоэтажный Как великан — большой и важный. Приземистый и НИЗКИЙ домик В сравненье с великаном — гномик. 2) Где ПРАВЫЙ, где ЛЕВЫЙ – Где ЛЕВО, где ПРАВО? Легко вам отвечу, Подумавши здраво. Это ПРАВАЯ рука, Она послушна и крепка. ПРАВОЙ я ложку держу. Пса на поводке вожу, ПРАВАЯ мячик кидает, А ЛЕВАЯ - ей помогает. | 3) Брат куда-то кубик спрятал, Я об этом не грущу. Просто мы играем с братом: Брат мой прячет - я ищу. Я ищу, а он мне: БЛИЖЕ! ВПРАВО! ВЛЕВО! ВЫШЕ! НИЖЕ! Брата разбирает смех: - Ты не знаешь, где здесь ВЕРХ! Я кричу: - Прекрасно знаю, Не сбивай и не дразни! Брат на это отвечает: - Если знаешь, объясни... |
- Сравните предметы.
Дата:_________________
Урок 17 Тема: РАВЕНСТВО И НЕРАВЕНСТВО
Цели:ввести понятия «равенство», «неравенство»; учить читать и записывать числовые равенства и неравенства, находить одинаковые по форме фигуры; продолжить формирование умения составлять пары для сравнения предметов по количеству.
Оборудование:
Ход урока
1. Устный счет.
Стоит в поле теремок –
Он не низок, не высок.
Числа в тереме живут,
Вам вопросы задают.
- Сколько будет два и два?
- Пять получится когда?
- Как набрать число четыре?
Это знает каждый в мире!
Ты на окна посмотри,
На ставнях цифры допиши!
- Шесть веселых медвежат За малиной в лес спешат. Но один малыш устал, От товарищей отстал – А теперь ответ найди: Сколько мишек впереди? (5.) | Три больших, три маленьких, Маленьких, удаленьких – Целая семья опят, Сколько их на пне сидят? (6.) |
Три цыпленка стоят, на скорлупку глядят.
Два яичка в гнезде у наседки лежат.
Ты умеешь считать?
Сосчитай поскорей:
Сколько будет цыплят у наседки моей? (5.)
- Рассмотрите рисунок на доске:
- Какой вопрос можно придумать к этому рисунку?
- Что означает запись к этому рисунку: 3 > 2?
- Тема урока — «Равенство и неравенство».
II. Работа по учебнику (задания 1-8).
- Каких фигур больше на первой карточке? (Одинаковое число.)
- Сколько треугольников? (7.) Сколько кругов? (7.) Сравните эти числа. (7 = 7.) Это равенство.
- Каких фигур больше на второй карточке? (Больше треугольников.)
- Сколько треугольников? (7.) Сколько кругов? (5.)
- Сравните эти числа. (7 > 5, 5 < 7.) Это неравенства.
Работа в парах.
— Сравните числа и запишите неравенства. (6 < 8; 8 > 6.)
- Составьте рисунок к условию: 4 < 7, 7 > 4.
- Составьте по рисункам и запишите равенства или неравенства. (3<5,6 = 6.)
- Рассмотрите рисунки. Как изменяется число предметов? (Число предметов увеличивается.)
- Прочитайте записи: 4<5<6<7; 7>6>5>4.
Далее учащиеся составляют неравенства:
а) 6<7<8<9; б) 2<3<5<8;
9>8>7>6; 8>5>3>2.
- Заполните магические квадраты:
- Найдите одинаковые фигуры. Назовите их номера. (1 и 3; 2 и 6; 4 и 5.)
III. Фронтальная работа.
1. Игра «Поезд».
Дидактическая цель: закрепление понятий «один», «много».
Средства обучения:на магнитной доске рисунки - животные и одна елка; на учительском столе - один домик и много игрушек; на парте одного из учеников - много различных карандашей и одна ручка.
Содержание игры. Ведущий - паровоз, остальные дети-вагончики. Паровоз идет, останавливаясь на станциях (доска, стол учителя, парта ученика). Ребята называют, каких рисунков, игрушек, школьных принадлежностей на станциях много, а каких - один (одна).
2. Выполнить узор по образцу.
IV. Итог урока.
- Что значит выражение «на 1 больше»?
- Что значит выражение «на 1 меньше»?
Дата:_________________