Как люди научились измерять время
– Считать предметы мы умеем с первого класса. Это очень просто – один, два, три... Измерить расстояние тоже несложно. А как и чем измерять время? Самыми древними «часами», которые никогда не останавливались и не ломались, оказалось солнце. Утро, вечер, день – не очень-то точные мерки, но поначалу первобытному человеку этого было достаточно. Потом люди стали больше наблюдать за небом и обнаружили, что через определенное время на небосклоне появляется яркая звезда. Эти наблюдения сделали египтяне, и они же назвали эту звезду Сириус. Когда появлялся Сириус, в Египте отмечали наступление Нового года. Так возникла хорошо известная сейчас мера времени – год. Оказалось, что промежуток между появлениями Сириуса состоит из 365 дней. Как видите, подсчеты древних египтян были достаточно точными. Ведь и наш год состоит из 365 дней. Но год слишком уж долгая мера времени. А для того чтобы вести хозяйство: посев, сбор, подготовку урожая, – нужны были более мелкие единицы времени, и люди вновь обратились к небу и звездам. На этот раз на помощь пришла луна, или, по-другому, – месяц. Все вы наблюдали за луной и знаете, что через определенное время она меняет свою форму: от тоненького серпа до яркого круглого диска (полнолуния). Промежуток между двумя полнолуниями и назвали месяцем. Оказалось, что месяц состоит примерно из 29 дней. Вот как точно в Древнем мире умели определять время.
А семидневная неделя возникла в Вавилоне благодаря тем планетам, которые появлялись на небосклоне и были известны вавилонянам:
суббота – день Сатурна;
воскресенье – день Солнца;
понедельник – день Луны;
вторник – день Марса;
среда – день Меркурия;
четверг – день Юпитера;
пятница – день Венеры.
Если бы в Вавилоне были известны и другие планеты нашей Солнечной системы, возможно, наша неделя состояла бы не из 7, а из 9, 10 или 8 дней. Смена этих светил в течение месяца происходила примерно 4 раза. Вот и оказалось, что в месяце 4 недели. Итак, самое сложное – найти мерки времени – было сделано уже в Древнем мире. Этими мерами пользуются по сей день. Только вот называют их по-разному. На Руси название дней недели произошли от порядкового номера дня в неделе:
понедельник – по неделе; начинающий неделю;
вторник – второй день;
среда – середина недели;
четверг – четвертый день;
пятница – пятый день;
суббота, воскресенье – эти названия пришли из церковного словаря.
Выходит, что все главные меры времени (год, месяц, неделя) люди позаимствовали у природы еще много лет назад. Хотя этими мерками нельзя было измерить точное время, но главный шаг все-таки был сделан.
2. Работа в печатной тетради № 2.
Задание № 24.
Решение задачи представлено в непривычной для учащихся форме – в виде схемы. Разбор задачи можно организовать так. Предложите детям внимательно рассмотреть схему решения задачи.
– Во сколько действий решается задача? (В 2 действия.)
– Что предлагается найти в первом действии? (Сколько рам изготавливает один столяр за 2 дня.)
– Чему равен результат? (6 рам.)
– Впишите полученный результат в нужное «окошко».
– Что предлагается найти во втором действии? (Сколько рам изготовят за 2 дня 6 столяров.)
– Выполните вычисления. (6 · 6 = 36.)
– Закончите оформление решения задачи.
Ответ: 36 рам.
В качестве дополнительного задания можно предложить учащимся придумать другой способ решения этой задачи, а затем устно разобрать его.
1) 3 · 6 = 18 – столько рам изготовляют 6 столяров за 1 день;
2) 18 · 2 = 36 – столько рам изготовят 6 столяров за 2 дня.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Как люди научились измерять время?
Домашнее задание: № 12 (учебник); № 21, 22 (рабочая тетрадь).
Урок 59
Умножение на 6. Деление на 6
Цели урока:составить таблицу деления на 6; совершенствовать навыки решения задач разными способами; закреплять ранее изученные табличные случаи умножения и деления; развивать логическое мышление.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Поставьте «+» или «–» так, чтобы равенства были верными.
79 … 50 … 6 = 23 | 18 … 60 … 40 = 38 |
45 … 5 … 30 = 10 | 51 … 40 … 30 = 61 |
10 … 6 … 80 = 84 | 89 … 6 … 2 = 81 |
7 … 3 … 57 = 67 | 8 … 2 … 7 = 17 |
2. Задача.
В ящике 12 баклажанов, а в корзине 10. Все баклажаны из корзины переложили в ящик. Сколько баклажанов стало в ящике?
3. Дети рисовали многоугольники и превращали их в портреты.
Число сторон в многоугольниках Олега и Светы одинаковое. Периметры многоугольников Светы и Антона равны между собой.
III. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите рисунок на доске.
– Какие примеры можно составить к данной иллюстрации?
+ + + + =
· =
: =
– Вставьте числа в «окошки», используя этот рисунок.
– Какие трудности у вас возникли?
– Сегодня на уроке мы составим таблицу деления на 6.