Подземные теплопроводы. Конструкции. Типы прокладки.
В городах и населенных пунктах для тепловых сетей в основном применяют подземную прокладку, которая не портит архитектурного ансамбля, не мешает движению транспорта и позволяет снизить теплопотери за счет использования теплозащитных свойств грунта. Промерзание грунта не опасно для теплопроводов, поэтому их можно прокладывать в зоне сезонного промерзания грунта. Чем меньше глубина заложения тепловой сети, тем меньше объем земляных работ и ниже стоимость строительства. Подземные тепловые сети чаще всего прокладывают на глубине от 0,5 до 2 м ниже поверхности земли. Всегда стремятся прокладывать тепловые сети выше уровня грунтовых вод. При отсутствии такой возможности следует предусматривать попутный дренаж для понижения уровня вод в зоне заложения, а для наружных поверхностей строительных конструкций и закладных деталей — обмазочную битумную изоляцию. При невозможности применения попутного дренажа предусматривают оклеенную гидроизоляцию из битумных рулонных материалов с защитными ограждениями на высоту, превышающую максимальный уровень грунтовых вод на 0,5 м, или другую эффективную гидроизоляцию.
Трассу тепловых сетей в городах и других населенных пунктах располагают в отведенных для инженерных сетей технических полосах параллельно красным линиям улиц, дорог и проездов вне проезжей части и полосы зеленых насаждений. Внутри микрорайонов и кварталов трассу тепловых сетей, как правило, предусматривают вне проезжей части дорог. Заглубление тепловых сетей от поверхности земли или дорожного покрытия следует принимать не менее: а) до верха перекрытий каналов и тоннелей — 0,5 м; б) до верха перекрытий камер — 0,3 м; в) до верха оболочки бес- канальной прокладки — 0,7 м. Уклон тепловых сетей независимо от направления движения теплоносителя и способов прокладки должен быть не менее 0,002. Расстояние по горизонтали и вертикали от тепловых сетей до зданий, сооружений и инженерных сетей принимается в соответствии со СНиП П-36-73 «Тепловые сети. Нормы проектирования».
Конструктивно подземные тепловые сети делят на два принципиально различных вида: канальные и бесканальные. Каналы для теплопроводов бывают проходные, полупроходные и непроходные. Конструкция канала полностью разгружает теплопроводы от механического воздействия массы грунта и временных транспортных нагрузок и ограждает трубопроводы и тепловую изоляцию от коррозионного влияния почвы. Прокладка в каналах обеспечивает свободное перемещение трубопроводов при температурных деформациях как в продольном (осевом), так и в поперечном направлении, что позволяет использовать их самокомпенсирующую способность на угловых участках трассы тепловой сети.
Прокладка в проходных каналах (тоннелях)— наиболее совершенный способ, так как при этом обеспечивается постоянный доступ обслуживающего персонала к трубопроводам для осуществления контроля за их работой и производства ремонта, что наилучшим способом обеспечивает их надежность и долговечность. Однако стоимость прокладки теплопроводов в проходных каналах весьма высокая, а сами каналы имеют большие габариты (высотой в свету не менее 1,8 м и проход между трубами — 0,7 м). Проходные каналы устраивают обычно при прокладке большого числа труб в одном направлении, например на выводах с ТЭЦ.
В целях удешевления строительства подземных коммуникаций, улучшения эксплуатации, повышения надежности и удлинения их срока службы в больших городах строят так называемые городские коллекторы, в которых прокладывают теплопроводы, водопровод, электрические и телефонные кабели и другие коммуникации. Такие коллекторы называют общими. Городские проходные коллекторы оборудуют вентиляционными и. дренажно-откачивающими средствами, электрическим освещением и другим оборудованием. Применение городских коллекторов позволяет организовать комплексное проектирование, строительство и эксплуатацию инженерных коммуникаций; вести строительство индустриальными методами с применением комплексной механизации, узлов и конструкций повышенной заводской готовности, монтажа с колес. При ремонте коммуникаций исключается разрытие городских территорий. Все это значительно улучшает систему инженерного оборудования городов и поселков в целом.
Полупроходные каналы являются переходной ступенью между проходными и непроходными каналами и имеют габариты, меньшие по сравнению с проходными. Их высота в свету 1,4 м, ширина прохода между трубами 0,4— 0,5 м. Полупроходные каналы применяют для двухтрубных тепловых сетей в исключительных случаях на отдельных участках, например для прокладки теплопроводов под железнодорожными путями, а также под центральными проездами городов с интенсивным уличным движением, где затруднено вскрытие поверхности земли для осмотра и ремонта теплопроводов. Осмотр теплопроводов и производство ремонтных работ в полупроходных каналах допускаются только при отключении теплоносителя.
Авдолимов Е. М., Шальнов А. П. Водяные тепловые сети. — М.: Стройиздат, 1984.