Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений.

(Для детей – мимические упражнения)

Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений. - student2.ru

Формирование речевого дыхания.

(Для детей условно – дыхание)

Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений. - student2.ru

5. Специальные задания, развивающие творческое мышление и речемыслительную деятельность.

(Для детей – подумай!)

Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений. - student2.ru

В течение последующих 10 – 11 занятий – побуждать развёрнуто воспроизводить задачу каждого пункта плана, т.к. это способствует:

1) развитию способностей к кодированию и декодированию различных знаков;

2) обогащению словарного запаса и актуализации его;

3) оптимальности организации учебной деятельности и ее последователь­ного выполнения.

После того, как дети расшифруют все символы, внимание их привлека­ется к первому символу – артикуляционным упражнениям.

Артикуляционные упражнения

Цель: развитие гибкости и подвижности отдельных частей речевого ап­парата; совмещение движений артикуляционного аппарата и кистей рук (биоэнергопластика).

Тренировка нижней челюсти Упражнение 1.

Исходное положение (И. п.): голову держать прямо, подбородок в обычном, удобном положении, губы сомкнуты.

На счет «один» челюсть опускается на расстояние ширины двух паль­цев, язык лежит свободно, кончик — у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются.

На счет «два» фиксируется открытое положение рта.

На счет «три» рот закрыт.

Показ кистью руки: четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, боль­шой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой па­лец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.

Упражнение повторяется 3-4 раза.

Тренировка губных мышц Упражнение 1.

И. п.: зубы сомкнуты, губы в обычном, спокойном состоянии.

На счет «один» губы выпячиваются вперед, как бы принимая форму «пятачка».

На счет «два» губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов.

Кисти рук — пальцы собраны в щепоть, на счет «два» — пальцы ве­ером.

Упражнение повторяется 3-4 раза.

Тренировка мышц языка

Упражнение 1.

И. п.: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «один» язык поднимается за верхние зубы.

На счет «два» язык опускается в исходное положение (язык у нижних резцов).

Кисти рук: движения ладонями вверх, вниз.

Упражнение повторяется 3—4 раза.

Интегративная отработка элементов интонационной выразительности (мелодика, темп, ритм, тембр речи, фразовое и логическое ударение и паузация)

Цель: уточнение артикуляции и отработка четкого произнесения глас­ных звуков: а, о, у, и, ы, э; учить на слух воспринимать стихотворный текст; развивать слуховое восприятие, внимание и память, умения и навыки выделять заданные звуки, чётко их артикулируя, пользоваться силой, высотой голоса, выделять голосом ударный слог, изменять темп, ритм, тембр речи.

На занятии используется стихотворный текст.

Воды зашумели

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

Схема проведения занятия

— Послушайте четверостишие.

— Какие звуки я выделила голосом? Назовите их.

— Вспомните, как правильно произносятся эти звуки: а, о, у, ы, э, и.

— Произнесите эти звуки, четко артикулируя (хором, по одному).

— Выделите ударный слог в слове птички.

— Произнесите текст, отхлопывая ритм.

— Произнесите сначала медленно, затем — убыстряя темп.

— Произнесите высоким голосом — девочки, низким — мальчики и на оборот.

— Произнесите четверостишие громко, как произносят в зале; тише, как у доски; совсем тихо.

Наши рекомендации