Воспитание интонационной выразительности

Правильность, чистота и красота речи тесно связаны с ее мелодикой (просодикой), интонацией.Звучащая устная речь легко воспринимается, если она не только содержательна, правильна, но и интонационно выразительна. Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов и выражает иногда больше, чем слова.

Интонация — это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное и повелительное значение, позволяют говорящему выражать различные чувства. На письме интонация в известной мере выражается посредством знаков препинания.

Интонация — это сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающий мелодику, темп, ритм, фразовое и логическое ударения, а также тембр и паузы.

Мелодика — повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи разнообразные оттенки (певучесть, мягкость, нежность т. п.) и позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи и оформляет ее гласные звуки, изменяясь по высоте и силе. В сочетании с ударениями и паузами она фонетически оформляет смысловые отношения между частями фразы и объединяет их, а также связывает последовательность фраз в развернутом высказывании. Мелодика в значительной мере выражает эмоциональное состояние говорящего и во многих случаях служит средством образной выразительности речи.

Формально мелодика речи создается повышением и понижением голоса, паузами, силой, темпо-ритмом.

Темп — ускорение и замедление речи в зависимости от содержания выс­казывания и с учетом пауз между речевыми отрезками.

Ритм речи — равномерное чередование ударных и безударных слогов (их долготы и краткости, повышения и понижения голоса).

Фразовое и логическое ударения — это выделение паузами, повышением голоса, произнесение группы слов с большей напряженностью и долготой (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) — в зависи­мости от:

— смысла высказывания и относительной весомости образующего его понятия;

— грамматического строения;

— положения слова во фразе или ее отдельной части;

— различных психологические моментов.

Тембр речи — звуковая окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональ­ные оттенки (грустный — веселый, мрачный — светлый и т. д.).

Паузы расчленяют речь на соотносимые отрезки сообразно смыслу и грам­матическим связям между словами, а также под влиянием различных пси­хологических моментов и психологических состояний говорящего; в стихот­ворной речи — сообразно ритмическому строению. Различаются паузы логические, которые расчленяют речь в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами; паузы психологические, мо­тивированные переживаниями говорящего; паузы физиологические, выз­ванные физическим состоянием; паузы цезурные и ритмические.

Над элементами интонации нужно начинать работать с первых занятий (тембр, темп, мелодика речи, логическое ударение, ритм, пауза).

Итак, для того чтобы речь лилась свободно, легко и была разнообраз­ной, необходимо владеть правильным, полным дыханием и хорошо отрабо­танным, гибким, звучным голосом большого диапазона, поэтому все разде­лы I части занятия проходят в комплексе, в тесной связи, взаиморазвитии и взаимосовершенствовании.

Полноценная речевая деятельность невозможна без адекватного исполь­зования средств речевого этикета. Только к вежливому, воспитанному и доб­рому человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Поэтому во время занятий нужно обращать внимание детей не только на то, чтобы речь была понятной, но и на соблюдение правил общения: способы приветствия и прощания, выражения благодарности, извинения, просьбы; объяснять, что нельзя перебивать говорящего, а если это необходимо, следует извиниться.

В процессе занятий формируются умения и навыки:

· внимательно слушать речь учителя, понимать его вопросы и точно отве­чать на них;

· внимательно слушать ответы товарищей, оценивать их;

· участвовать в коллективном решении учебных и речевых задач (поделить­ся, помочь, объяснить, сообщить);

· оценивать, насколько речевое поведение (свое и товарищей) соответствует ситуации общения, в том числе — как используются этикетные форму­лы.

Навыки культурного общения не могут формироваться только на заня­тиях — они постоянно воспитываются в жизни.

Наши рекомендации