Общие понятия о векторной и растровой графике

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА

Методические указания к лабораторным работам

для студентов всех форм обучения.

Для всех специальностей

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Утверждено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

Составители:

ст.преп. М.М. Мгебришвили

канд. физ-мат наук, доц. И.И. Рыкова

Рецензенты:

канд. эконом. наук, доц. Е.В. Стельмашонок

Дизайнер издательства «Экспресс-сервис» В.В. Золотухин

Подготовлено на кафедре

вычислительных систем и программирования

Отпечатано в авторской редакции

с оригинал-макета, подготовленного на кафедре

©СПбГИЭУ, 2003

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические указания по выполнению лабораторных работ по предмету «Компьютерная графика» включают в себя изучение таких пакетов как Corel Draw, Adobe Photoshop, Adobe PageMaker.

Цель данных методических указаний – рассмотреть основные возможности наиболее популярных программ по работе с компьютерной графикой. Они содержат краткое описание основных понятий и технологических возможностей по дизайну и обработке векторной, растровой графики и основные приемы работы с публикациями.

Для выполнения заданий необходимы знания операционной системы Windows и основных приложений Microsoft Office в объеме начального курса дисциплины «Информатика».

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ВЕКТОРНОЙ И РАСТРОВОЙ ГРАФИКЕ

Специализированные дизайнерские программы обычно спроектированы для работы либо с объектами, либо с растровыми изображениями. CorelDraw11 представляет собой объектно-ориентированную программу рисования. Для создания объектов используются специальные инструменты, с помощью которых можно воспроизводить различные фигуры, задаваемые математическими формулами. Объекты также называют векторами, или рисунками.

Векторный объект обладает определяющими свойствами, такими как цвет, форма и размер. Независимо от того, вблизи или издалека рассматривается объект, на экране его линии выглядят гладкими, а цвета - естественными. Объекты рисунка не связаны друг с другом, поэтому их можно по отдельности выделять, перемещать, изменять размер, цвет или слой (например, перевести с переднего плана на задний). Нет какой-либо зависимости качества рисунков от экранного разрешения, качество печати зависит только от установок принтера.

Растровые рисунки состоят из крошечных точек, называемых пикселями. Подобные изображения можно создавать и с нуля, но обычно используются уже готовые цифровые или отсканированные фотографии. Редактировать рисунки можно при помощи популярной программы Adobe Photoshop.

ЧАСТЬ 1. ВЕКТОРНАЯ ГРАФИКА НА ПРИМЕРЕ

СOREL DRAW 11

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 1

Отразить объекты

Объект можно отражать вертикально, горизонтально или в обоих направлениях. Эта операция выполняется путем перетаскивания центрального маркера либо с использованием вкладки Scale and Mirrorзакрепленного окна Transformations.

· Для отражения объекта выделите объект. Вокруг него появятся восемь черных маркеров

· Для горизонтального отражения объекта при нажатой клавише Ctrl, перетаскивайте левый или правый центральный маркер в противоположном направлении. (Правый маркер - влево, левый - вправо.)

· Для вертикального отражения объекта при нажатой клавише Ctrl перетаскивайте нижний центральный или верхний центральный маркер в противоположном направлении. (Верхний маркер - вниз, нижний -вверх.)

4.9.8. Сгруппировать и разгруппировать объекты.

Группировка связывает объекты таким образом, что ими можно манипулировать как единым целым. Например, если нужно переместить несколько объектов, не меняя при этом их взаимное расположение, можно сгруппировать их, а затем переместить как целое.

Форматирование, применяемое к группе, также влияет на все ее объекты. Выделив группу и щелкнув по синему цвету в палитре, можно добавить синюю заливку ко всем объектам группы. Если в дальнейшем понадобится работать с отдельными объектами группы, следует их разгруппировать.

Для группирования объектов:

· Используя инструмент Pick Tool (Указатель), выделите два или более объекта, удерживая нажатой клавишу Ctrl,. щелкая по ним мышью или растянув вокруг них пунктирный прямоугольник (маркировку)

· Выполните команду меню Arrange→Group (Компоновка→Группировать).

При последующем выделении объектов маркеры появятся вокруг всей группы, а не каждого объекта в отдельности .

Для разгруппирования объектов:

· Используя инструмент Pick Tool, выделите сгруппированные объекты.

· Выполните команду меню Arrange→Ungroup (Компоновка→Разгруппировать).

4.10.Построить метлу Снеговика с использованием эффекта перетекания объектов.

Перетекание - это операция, в результате которой создается определенное количество промежуточных объектов (или шагов) между двумя выделенными объектами. Перетекание можно использовать для быстрого создания многочисленных копий одного и того же объекта либо для соединения двух объектов и создания их гибрида. Соединив перетекания, можно получить множественное перетекание, которое применяется для создания подсветки и сверкающих объектов.

Для перетекания объектов:

· Используйте инструмент Pick Tool для выбора двух объектов, которые будут перетекать друг в друга.

· Выберите инструмент Interactive BlendTool (Итерактивное перетекание)на панели инструментов.

· Щелкните по первому объекту и потяните указатель к центру второго объекта. Появится пунктирная линия с белыми квадратиками на концах.

· Отпустите клавишу мыши. Между двумя объектами появятся промежуточные.

.

           
   
   
 
 
 

1 2 3 4 5

Рис. 2. Пример перетекания объектов.

Соответственно приведенным на рис.2 указаниям, выполните следующие действия:

· Нарисуйте прямоугольник, залейте его градиентной заливкой, скопируйте и поместите прямоугольники параллельно друг другу.

· Используя инструмент Интерактивное перетекание, постройте фигуру, состоящую из перетекающих друг в друга прямоугольников.

· Используя инструмент Интерактивная оболочка,соберите точки верхушки метлы в один узел.

· Постройте прямоугольник, залейте его и поверните на угол 200.

· Соедините палку с метелкой и сгруппируйте объекты.

· Вставьте метлу в руку Снеговика и сгруппируйте весь рисунок.

4.11. Добавить и отформатировать текст на открытке.

4.11.1 Добавить текст в документ.

· Выберите инструмент Text Tool или нажмите клавишу F8.

· Щелкните в той точке, где нужно поместить начало текста и, не отпуская клавиши мыши, потащите указатель по диагонали, чтобы создать текстовую рамку. Отпустите клавишу - внутри рамки появится маркер вставки. Вокруг рамки видны маркеры выделения, а вверху и внизу ее текстовые маркеры.

· Наберите текст. По окончании ввода текста выберите инструмент Pick Tool (Указатель). Пунктирный прямоугольник превратится в сплошную текстовую рамку.

4.11.2. Преобразуйте художественный текст в обычный:

· Выделите художественный текст инструментом Pick Tool.

· Выполните команду меню Text Convert То Paragraph Text (Текст→Преобразовать в обычный) или нажмите клавиши Ctrl+F8.

Вокруг текста появится рамка.

4.11.3. Преобразуйте обычный текст в художественный:

· Выделите обычный текст инструментом Pick Tool.

· Выполните команду меню Text→То Artistic Text (Текст→Преобразовать в художественный) или нажмите клавиши Ctrl+F8. Рамка вокруг текста пропадет, а восемь черных маркеров останутся.

4.11.4 Изменить содержание текста поздравительной открытки

Существует 2 варианта редактирования обычного или художественного текста:

Для редактирования текста выполните команду меню Text→Edit Text (Текст→Редактировать текст) или нажмите клавиши Ctrl+Sift+F8 Появится диалоговое окно Edit Text (Редактирование текста). Отредактируйте текст в окне и нажмите ОК.

4.11.5. Отформатировать текст.

а) Применить к текстовому объекту новый шрифт:

· Выберите объект инструментом PickTool (Указатель).

· Выполните одно из следующих действий:- выберите шрифт из списка Font List (Список шрифтов) на панели свойств или ь выполните команду меню Text→Format Text (Текст→Форматирование текста).

Шрифт текста будет изменен. Обратите внимание на то, что новый шрифт применен ко всем символам и словам текстового блока.

б) Изменить размер шрифта текстового объекта:

· Выберите объект инструментом PickTool (Указатель).

· Выберите или введите размер в списке Font Size List (Список размеров шрифтов) на панели свойств. Единица измерения по умолчанию - пункт (на 2,5 см приходится 72 пункта);

с) Выполните перетекание текста

Возможности CorelDraw не ограничены перетеканием текста из одной рамки в другую. Текст можно вписать в замкнутый объект (например, окружность или звезду), поместить вдоль пути открытого объекта (например, кривой) или добиться, чтобы он обтекал некоторый объект.

d) Поместите текст внутрь объект или вдоль открытого пути:

· Выделите текстовый объект инструментом Pick Tool.

· Измените размер объекта таким образом, чтобы внизу появился значок пе-ретекания текста.

· Щелкните по этому значку, затем переместите указатель внутрь замкнутого объекта, в который будет помещена часть текста, или на открытый путь. Указатель примет вид большой черной стрелки.

· Щелкните мышью, чтобы часть текста перетекла в объект или разместилась вдоль пути.

Чтобы текст огибал объект:

· Удостоверьтесь, что объект замкнутый.

· Откройте закрепленное окно ObjectProperties (Свойства объекта), выполнив команду меню Window→Dockers→Properties (Окно→Закрепленные окна→Свойства).

· Выделите объект, щелкнув по нему или нажав клавишу Tab.

· Перейдите на вкладку General (Общие) в окне Object Properties.

· Выберите стиль обтекания из списка Wrap paragraph text (Обтекание текста) и введите сдвиг в поле Text wrapoffset (Сдвиг обтекания текстом). Имеется в виду расстояние от текста до обтекаемого объекта. Текст расположится вокруг объекта

e) Расположите текст вдоль пути

Расположение текста вдоль пути состоит в привязке строки текста к пути объекта, при этом строка текста принимает форму линии этого пути. Такую операцию можно осуществить интерактивно или воспользоваться командой из меню Text (Текст).

Для расположения вновь создаваемого текста вдоль пути:

· Используя инструмент Pick Tool (Указатель), выделите объект, вдоль которого нужно расположить текст. Объект может быть как замкнутым, так и открытым (линией).

· Поместите инструмент Text Tool (Текст) на путь объекта. Указатель изменит свой вид, крестик с буквой А превратится в значок I с присоединенной к нему буквой А.

· Щелкните мышью в той точке пути, куда нужно поместить маркер вставки.

· Выберите шрифт и его размер на панели свойств.

· Наберите текст. По мере ввода он будет располагаться вдоль контура объекта.

Для размещения вдоль пути готового текста:

· Создайте объект, вдоль которого должен располагаться текст.

· Придумайте художественный текст, выберите шрифт, установите цвет, узор или текстуру.

· Выделите оба объекта, либо, удерживая нажатой клавишу Shift, и щелкая по ним мышью, либо, растянув вокруг них пунктирный прямоугольник (маркировку) инструментом Pick Tool.

· Выполните команду меню Text→FitText to Path (Текст→Расположить вдоль пути). Текст будет перерисован вдоль пути объекта.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 2.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 3.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 4.

Цель лабораторной работы

В процессе выполнения этой лабораторной работы вы получите практические навыки по созданию и редактированию векторных изображений. При этом вы научитесь:

1. Рисовать линии и контуры;

2. Закрашивать контуры;

3. Копировать, вращать и зеркально отражать объекты;

4. Импортировать изображения из другого файла;

5. Располагать текст вдоль кривой;

6. Использовать инструмент Artistic media (Художественное перо);

7. Использовать инструмент Bezier (кривая Безье);

8. Использовать инструмент Rectangle (Прямоугольник);

9. Использовать инструмент Interactive Drop shadow (Интерактивная тень).

Содержание лабораторной работы это создание логотипа кафетерия.

Логотип – графическое представление компании или индивидуума, которое может использоваться на визитках, фирменном бланке и других рекламных материалах. Логотипы часто включают название компании или указывают некоторым способом, чем компания занимается. Например, логотип кофейного магазина может включать изображение кофейной чашки.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №7

PAGE MAKER

Цель работы: приобрести навыки по запуску и настройке рабочей среды программы PAGE MAKER.

После запуска Page Maker на экране появляется окно программы, в котором в отличие от других программ окно нового документа не создается автоматически. Для начала работы необходимо:

1. Зайти в меню Файл (File).

2. Выполнить команду Новый (New).

3. В появившемся диалоговом окне Параметры (Document Setup) (рис.17) указаны стандартные параметры документа.

4. Щелкнуть по кнопке ОК.

Окно документа (окно публикации) и окно программы, как и все стандартные окна приложений имеют стандартные элементы окна (инструменты), предназначенные для выполнения различных видов работ с документом, а также элементы характерные для издательских систем и дизайнерских программ.

Это такие элементы как:

Ø Заголовок

Ø Горизонтальное меню

Ø Панель инструментов

Ø Рабочее пространство

Ø Линейки

Рис.17. Диалоговое окно Параметры документа

Ø Палитры: Tools(инструментов), Colors(цвета), Styls(стиля), Layers(слои), Master Pages(шаблоны), Hyperlinks (гиперсвязи),Control Palette (управляющие)

Ø Полосы прокрутки

Рис. 18. Рабочее окно программы

В Page Maker рабочим пространством называется монтажный стол и страница, которые находятся в окне публикации. Страница состоит из полей и полосы набора. На рабочем пространстве и на полосе набора можно размещать различные элементы (тексты, рисунки, таблицы, иллюстрации), но на печать будет выведено только то, что располагается на странице.

В PageMaker палитры обеспечивают работу с программой и имеют следующие обязательные элементы (рис.19):

- заголовок, для перемещения палитры;

- ярлык, с именем палитры;

- кнопки закрытия и сворачивания палитры;

- кнопку меню палитры;

- границы (бордюры);

- полосы прокрутки;

Рис. 19. Основные элементы палитры Рис. 20. Палитра инструментов (Tools)  

Палитра инструментов (Tools) содержит инструменты:

1.Pointer (Стрелка). Используется при размещении элементов.
2.Text (Текст). Используется для форматирования текста.

3.Rotating Tool (Поворот). Предназначен для поворота элементов макета.

4.Cropping Tool (Рамка). Позволяет производить обрезку имеющихся в публикации изображений.

5.Line (Линия). Используется для рисования линий с произвольным углом наклона.

6.Constrained Line (Перпендикуляр). То же, чтоиLine (Линия), но для создания вертикальных и горизонтальных линий.

7.Rectangle (Прямоугольник). Предназначен для рисования прямоугольников.

8.Ellipse (Эллипс). Служит для рисования эллипсов.

9.Polygon (Многоугольник). Предназначен для рисования многоугольников.

10.Rectangle Frame (Прямоугольный фрейм). Создает прямоугольный фрейм.

11.Ellipse Frame (Овальный фрейм). Предназначен для создания овального фрейма.

12.Polygon Frame (Многоугольный фрейм). Создает многоугольный фрейм.

13.Hand (Рука). Позволяет перемещать изображение страницы внутри окна документа при работе в крупном масштабе.

14.Zoom (Масштаб). Изменяет масштаб отображения страниц

Выполнение работы:

Чтобы настроить рабочую среду необходимо выполнить следующие действия:

1.Зайти в меню View (Просмотр), сейчас галочка стоит у команды Fit in Window (Целая страница) и масштаб просмотра именно такой. Щелкнуть по команде Actual Size(Реальный размер), изменится масштаб просмотра и галочка перейдет к этой команде.

2.Удерживая клавишу Altв нажатом состоянии, нажать и удерживать клавишу мышки пока стрелка не превратиться в руку, после чего переместить страницу в любое направление.

3.В меню Utilities (Сервис), выбрать команду Plug-ins (Дополнения) и подкоманду Show|Hide ToolBars (Показать|Скрыть панель инструментов). Панель инструментов исчезнет с экрана, повторное выполнение этой команды вернет ее на экран.

Переместить панель инструментов с помощью мыши в центр рабочего пространства, для этого подвести мышь к узкому пространству, которым разделяется каждая пятерка кнопок.

4.В меню Window (Окно) выбрать команду Hide Tools (Спрятать инструменты), инструментарий исчезнет, а вместо предыдущей команды появится команда Show Tools (Показать инструменты). Найти в меню Window (Окно) палитру Colors (Цвета). Проделать с ней такие же операции. Выполнить комбинацию клавиш <Ctrl> + <’> это приведет к отображению на экране Control Palette (Управляющей палитры).

5.Отобразить на экране все палитры. Переместить палитру Hyperlinks (Гиперсвязи) в правый нижний угол экрана, закрыть палитру Hyperlinks (Гиперсвязи), перейти к палитреColors (Цвета), изменить ее размер, свернуть, затем развернуть палитруColors (Цвета), зайти в меню палитрыLayers (Слои) и выйти из него.

6.Создать две группы палитр. Первая: Hyperlinks (Гиперсвязи), Colors(Цвета),Pages(Шаблоны); Вторая: Styles (Стили),Layers (Слои). Для добавления одной палитрык другой поместите ее ярлычок рядом с ярлычком другой палитры. Отделить палитруLayers (Слои) от палитрыStyles (Стили), с помощью мышки переместите за ярлычок палитруStyles (Стили) в любое место экрана. Создайте одну группу из всех палитр, для этого вернитесь к начальному вариантуStyles (Стили) и сгруппируйте эту палитру с палитрой Colors(Цвета), Layers (Слои), Pages(Шаблоны), Hyperlinks (Гиперсвязи).

7.Вывести на экран Control Palette (Управляющую палитру) с помощью команды Show Control Palette (Показать управляющую палитру) из меню Window (Окно) или комбинации клавиш <Ctrl>+<'>. В зависимости от того, какой инструмент активен и что конкретно выделено, управляющая палитра предоставляет для просмотра и изменения соответствующие параметры (рис.21,22)

Рис. 21. Вид управляющей палитры при активном инструменте Pointer и выделенном текстовом блоке.

Рис. 22. Вид управляющей палитры при активном инструменте Text и выделенном фрагменте текста.

8.Убрать и показать линейки на экране с помощью команд и с помощью комбинации клавиш. Для этого из меню View (Просмотр) выберите команды ShowRulers|HideRulers(Спрятать линейки|Показать линейки). Комбинация клавиш <Ctrl>+<R>. Установите единицы измерения на линейках «миллиметры», как наиболее привычные через меню File (файл) |Preferences (установки)|General(основные) или через контекстное меню линейки.

9.Изменить количество и параметры страниц в публикации с помощью диалогового окна Document Setup (Параметры доку- мента) меню File (Файл):

-установить количество страниц (Number of pages) 5;
-формат публикации (Page size) стандартный А4;
-ориентацию (Orientation) книжную Tall;
-варианты (Options) двусторонняя (Double-sided);
-разворот(Facingpages);
-значения поля разрешение (Target output resolution) установите равное 300 точек/дюйм;

-остальное по умолчанию.

Установка вариантов: двусторонняя и разворот позволяют страницы располагать разворотами с симметричными полями (рис.23).

10.Перейти от одной страницы к другой с помощью пиктограммы с номерами страниц, в нижней левой части окна документа (слева от полосы прокрутки) рис. 23. Если ярлычки страниц на экране отсутствуютих можно отобразить с помощью команды Show Scroll Barsменю View. Щелкните мышью на пиктограмме с номером страницы, и она будет открыта. Если пиктограмма нужной страницы не видна на экране, до нее можно добраться с помощью полос прокрутки, расположенных слева и справа от списка. Также, переход можно осуществлять с помощью клавиш Page Up и Page Down, пролистать назад Go Back, вперед Go Forward из менюLayout(Макет)

Рис. 23. Разворот страниц с симметричными полями.

Рис. 24. Ярлыки страниц публикации для односторонней и оборотной печати

11.Добавить в публикацию страницы с помощью команды Insert Pager(Вставить страницы) меню Layout(Макет):

-перед страницей с номером 2одну страницу;

-две страницы между страницами 4 и 5;

-одну, после страницы 7.

12. В менюLayout(Макет) выбрать команду Remove Pages (Удалить страницы). Проделать операции добавления и удаления с помощью контекстного меню ярлычков страниц.

13. Перейти к эталонным страницам щелкнув на ярлыки обозначенные буквами L(Left) левая и R(Right)правая. Они выделятся цветом. С помощью этих страниц можно осуществлять форматирование всех страниц. Эталонные страницы на печать не выводятся.

14. Разместить на странице несколько горизонтальных и вертикальных направляющих. (Направляющие – это горизонтальные и вертикальные линии используемые для удобства размещения элементов на странице, на печать они не выводятся).

Для этого, установить курсор мыши на горизонтальную и вертикальную линейки поочередно, и не отпуская кнопку мыши тянуть вниз для получения горизонтальной направляющей, затем вправо, для создания вертикальной направляющей. Направляющую можно переместить в любое место перетаскиванием с помощью мыши.

15. Удалить любую направляющую, т.е. вытащить ее за пределы страницы при активном инструменте Стрелка(Pointer Tool).Удалить все направляющие командой Удалить направляю щие (Clear Ruler Guides)из меню Просмотр (View).

16. Закрепить направляющие, (т.е. приклеить к листу) командой Закрепить направляющие (Lock Guides) из меню Просмотр(View).

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10.

РАЗМЕЩЕНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ В ПУБЛИКАЦИИ И МНОГОКОЛОННАЯ ВЕРСТКА В ПРОГРАММЕ
PAGE MAKER.

1.Загрузить иллюстрацию в публикацию можно двумя способами.

Первый способ:

-открыть новую публикацию;

- активизировать инструмент Pointer Tool(Стрелка);

- в меню File (Файл) выполнить команду Place (Поместить)

-в появившемся диалоговом окне импорта выбрать иллюстрацию, например acr.jpg с рабочего стола или любую другую из папки и щелкнуть по кнопке Open(Открыть). Появившимся курсором щелкнуть на месте размещения иллюстрации и с помощью маркировочного квадрата отрегулировать пропорции.

Второй способ:

-добавить разворот, на 2-ой странице в любом месте при активном инструментеText Tool (Текст) нарисовать рамку и поместить другую иллюстрацию.

2.Создать новый файл с одной страницей, с параметрами по умолчанию.

3.Перейти на эталонные страницы. Из меню Layout (Макет) выбрать команду Column Guides (Границы колонок). На левой эталонной странице задать одну колонку текста, на правой – две. Диалоговое окно Column Guides (Границы колонок) и видом получившегося разворота представлено на рис. 30.

4.Перейти к первой странице и загрузить текстовый файл методом автозагрузки, присвоив ему следующие параметры:

· шрифт – Arial Cyr

· кегль – 24

· цвет – синий

5.Перейти на разворот 2-3, установить текстовый курсор на правой странице разворота в середине левой колонки и вставить 8-10 пустых строк.

6.Импортировать любое графическое изображение при активным инструмент Pointer Tool (Стрелка), отмасштабировать его и разместить на подготовленное пустое место.

Рис. 30. Диалоговое окно Границы колонок(Column Guides

7.Проделать импорт графики без подготовки места на странице публикации, т.е. загрузить иллюстрацию при активном инструменте Pointer Tool(Стрелка) и поместить рис. на левую страницу, зайти в меню Element (Элемент) и выполнить команду Text Wrap (Обтекание текстом). В этом диалоговом окне в поле Wrap option (Вариант обтекания) выбрать второй режим. Проделать эти же операции с другими режимами.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №11.
РИСОВАНИЕ СРЕДСТВАМИ PAGE MAKER.

Для каждого графического примитива существует специальный инструмент его создания, находящийся в палитре инструментов (рис.31).

1. Нарисовать линию. Для этого:

-выберите одноименный инструмент Line (Линия) или Constrained Line (Перпендикуляр) из палитры;

-поместите указатель мыши в ту точку на странице, с которой линия должна начинаться;

-нажмите левую кнопку мыши и перетащите указатель в точку, где линия должна заканчиваться, затем отпустите кнопку.

Для всех инструментов рисования указатель имеет форму перекрестия (для более точного позиционирования).

Рис. 31. Инструменты рисования в палитре инструментов

Инструменты Line (Линия) и Constrained Line (Перпендикуляр) отличаются лишь тем, что первый рисует линии под любым углом, а второй — только под углом, кратным 45° (0, 45, 90, 135, 180, 225, 270 и 315°). Впрочем, с помощью инструмента Line (Линия) также можно рисовать линии под углами, кратными 45°. Для этого в процессе рисования надо держать нажатой клавишу <Shift>.

2. Нарисовать прямоугольник:

-выберите инструмент Rectangle (Прямоугольник) в палитре инструментов;

-поместите курсор мыши в точку, где должен находится один из углов;

-нажмите левую кнопку мыши и перетащите указатель к точке, где должен быть противоположный угол фигуры. Прямоугольник будет построен после того, как вы отпустите кнопку мыши. Если при рисовании прямоугольника держать нажатой клавишу <Shift>, то PageMaker будет поддерживать равенство сторон прямоугольника и таким образом будет нарисован квадрат;

- скруглите углы у прямоугольника (эта возможность пригодится, например, при создании рамок) с помощью команды Rounded Corners (Скругленные углы) из меню Element (Элемент). Команда открывает диалоговое окно Rounded Corners(Скругленные углы) рис.32, в котором представлено несколько вариантов скругленных углов. Выберите подходящий и нажмите кнопку ОК.

Рис. 32. Округление углов прямоугольника.

Если при выполнении команды не был выделен никакой прямоугольник, создается локальное умолчание. Все вновь создаваемые прямоугольники будут иметь скругленные выбранным образом углы. Открыть диалоговое окно Rounded Corners (Скругленные углы) можно также двойным щелчком на инструменте Rectangle (Прямоугольник) или воспользовавшись командой Rounded Corners (Скругленные углы) из контекстного меню.

3. Нарисовать эллипс. Для этого надо задать габаритный прямоугольник, в который программа вписывает эллипс. Сам габаритный прямоугольник не отображается.

4. Нарисовать правильный многоугольник. Для этого следует:

-определить число его сторон

-вызвать двойным щелчком мыши на инструменте Polygon (Многоугольник) диалоговое окно Polygon Settings(Многоугольник) (рис.33), а также одноименной командой меню Element (Элемент) или контекстного меню. Два ползунка этого окна определяют количество сторон многоугольника и степень его "звездообразноcти". Задание ненулевой величины для последнего параметра позволяет рисовать не только выпуклые многоугольники, но и звезды, а численное его значение определяет глубину ее лучей.

- установить параметры, передвинув ползунок или задав численные значения в полях ввода. Окно просмотра демонстрирует многоугольник с заданными параметрами.

Рисование многоугольников PageMaker организует так же, как и рисование эллипсов: вы задаете габаритный прямоугольник, в который вписывается создаваемый многоугольник. Сам габаритный прямоугольник на экране не отображается (рис.33).

Рис. 33. Диалоговое окно Polygon Settings (Многоугольник)

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Вовк Е.Т. Page Maker 6.5/7.0 Самоучитель “Кудиц-образ” Москва 2002 352 стр. Adobe Photoshop 7.0 Официальный учебный курс. Изд . ”Триумф” М.,2003 496 стр.

2. Залогова Л.Практика по компьютерной графике .- - М., Лаборатория базовых знаний, 2001 г.

3. Миронов Д. CorellDraw 11 Учебный курс .“Питер” СПб 2003 , 446 стр.

4. Молочков В.П., Петров М.Н. Компьютерная графика “Питер” 2003, 836 стр.

5. Adobe Photoshop для подготовки Web-графики шаг за шагом- лазерный диск – 2003 DELTA –MM Corp.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ВЕКТОРНОЙ И РАСТРОВОЙ ГРАФИКЕ.. 3

ЧАСТЬ 1. ВЕКТОРНАЯ ГРАФИКА НА ПРИМЕРЕ.. 4

СOREL DRAW 11. 4

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 1. 4

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПОСТРОЕНИЯ РИСУНКОВ И ИНСТРУМЕНТОВ В COREL DRAW. 4

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 2. 19

ВОЗМОЖНОСТИ CORELDRAW ДЛЯ ВСТАВКИ СИМВОЛОВ И РАБОТЫ С НИМИ, КАК С ГОТОВЫМИ ОБЪЕКТАМИ.. 19

ЧАСТЬ 2. РАСТРОВАЯ ГРАФИКА НА ПРИМЕРЕ ADOBE PHOTOSHOP. 22

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3. 24

ТЕХНИКА СОЗДАНИЯ И РАСКРАШИВАНИЯ РИСУНКА СРЕДСТВАМИ PHOTOSHOP. 24

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4. 30

РАБОТА СО СЛОЯМИ В ПРОГРАММЕ PHOTOSHOP. 30

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5. 36

РЕТУШИРОВАНИЕ И МОНТАЖ ФОТОГРАФИИ СРЕДСТВАМИ PHOTOSHOP. 36

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6. 40

ВЫДЕЛЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ МАСКИ.. 40

СРЕДСТВАМИ PHOTOSHOP. 40

ЧАСТЬ 3. ИЗДАТЕЛЬСКАЯ СИСТЕМА PAGE MAKER. 45

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №7. 45

НАСТРОЙКА РАБОЧЕЙ СРЕДЫ ПРОГРАММЫ... 45

PAGE MAKER.. 45

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8. 52

ВВОД, ЗАГРУЗКА И РАБОТА С ТЕКСТОМ В ПРОГРАММЕ PAGE MAKER. 52

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9. 58

АТРИБУТЫ ФОРМАТИРОВАНИЯ, РАБОТА СО СТИЛЯМИ В ПРОГРАММЕ PAGE MAKER 58

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10. 62

РАЗМЕЩЕНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ В ПУБЛИКАЦИИ И МНОГОКОЛОННАЯ ВЕРСТКА В ПРОГРАММЕ PAGE MAKER. 62

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №11. РИСОВАНИЕ СРЕДСТВАМИ PAGE MAKER. 63

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 66

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА

Методические указания к лабораторным работам

для студентов всех форм обучения.

Для всех специальностей

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Утверждено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

Составители:

ст.преп. М.М. Мгебришвили

канд. физ-мат наук, доц. И.И. Рыкова

Рецензенты:

канд. эконом. наук, доц. Е.В. Стельмашонок

Дизайнер издательства «Экспресс-сервис» В.В. Золотухин

Подготовлено на кафедре

вычислительных систем и программирования

Отпечатано в авторской редакции

с оригинал-макета, подготовленного на кафедре

©СПбГИЭУ, 2003

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические указания по выполнению лабораторных работ по предмету «Компьютерная графика» включают в себя изучение таких пакетов как Corel Draw, Adobe Photoshop, Adobe PageMaker.

Цель данных методических указаний – рассмотреть основные возможности наиболее популярных программ по работе с компьютерной графикой. Они содержат краткое описание основных понятий и технологических возможностей по дизайну и обработке векторной, растровой графики и основные приемы работы с публикациями.

Для выполнения заданий необходимы знания операционной системы Windows и основных приложений Microsoft Office в объеме начального курса дисциплины «Информатика».

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ВЕКТОРНОЙ И РАСТРОВОЙ ГРАФИКЕ

Специализированные дизайнерские программы обычно спроектированы для работы либо с объектами, либо с растровыми изображениями. CorelDraw11 представляет собой объектно-ориентированную программу рисования. Для создания объектов используются специальные инструменты, с помощью которых можно воспроизводить различные фигуры, задаваемые математическими формулами. Объекты также называют векторами, или рисунками.

Векторный объект обладает определяющими свойствами, такими как цвет, форма и размер. Независимо от того, вблизи или издалека рассматривается объект, на экране его линии выглядят гладкими, а цвета - естественными. Объекты рисунка не связаны друг с другом, поэтому их можно по отдельности выделять, перемещать, изменять размер, цвет или слой (например, перевести с переднего плана на задний). Нет какой-либо зависимости качества рисунков от экранного разрешения, качество печати зависит только от установок принтера.

Растровые рисунки состоят из крошечных точек, называемых пикселями. Подобные изображения можно создавать и с нуля, но обычно используются уже готовые цифровые или отсканированные фотографии. Редактировать рисунки можно при помощи популярной программы Adobe Photoshop.

ЧАСТЬ 1. ВЕКТОРНАЯ ГРАФИКА НА ПРИМЕРЕ

СOREL DRAW 11

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 1

Наши рекомендации