ИНТУИТИВНОЕ ЧТЕНИЕ (розовая серия)

РАМКИ ДЛЯ ШТРИХОВКИ

Материал

1. 10 квадратных металлических рамок розового цвета, 14 см х 14 см. В каждой есть отверстие в форме одной из геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, трапеция, треугольник, пятиугольник, круг, эллипс, овал, криволинейный треугольник, цветок из четырех полукругов. В отверстие вставлен металлический вкладыш синего цвета. В центре вкладыша есть небольшая ручка-кнопка, за которую его можно вынимать. Рамки по 5 штук лежат на металлических подставках синего цвета: на одной подставке - пять многоугольников, на другой - пять криволинейных фигур.

2. Цветные стаканчики для карандашей. В каждом по три хорошо отточенных карандаша, цвет которых соответствует цвету стаканчика.

3. Ящик с листами бумаги того же размера, что и рамки.

4. Три подкладки для бумаги из плотного, но не твердого материала.

5. Подставки для трех карандашей.

6. Подносы.

Предполагается, что с материалом могут одновременно заниматься трое детей (с разными рамками). Поэтому в каждом стаканчике по три карандаша, три подкладки для бумаги и т.д.

Цель

Прямая: обвести отверстие в рамке и вкладыш, заштриховать.

Косвенная: подготовка руки к письму, умение держать карандаш.

Презентация

1. Учитель просит ребенка взять поднос и кладет на него все, что необходимо для работы: рамку с вкладышем, подкладку для бумаги, листок бумаги, подставку для трех карандашей, три карандаша: розовый, синий, третий - по желанию ребенка. Поднос относят на стол.

• Первой для работы обычно берут рамку с квадратом. На этой фигуре можно хорошо проработать весь процесс, включая обведение углов. Она проще других многоугольников.

• Для презентации лучше взять два карандаша, соответствующих по цвету рамке и вкладышу, третий может быть любым. В последующем при самостоятельных упражнениях ребенок будет брать те карандаши, какие ему захочется.

2. Учитель кладет на стол сначала подкладку для бумаги, сверху точно на нее кладет листок, потом - рамку. Тщательно выравнивает все края и углы.

Поэтому важно, чтобы все они быт одного размера.

3. Берет розовый карандаш, демонстрирует ребенку совпадение его цвета с цветом рамки. Затем показывает, как правильно взять карандаш для письма.

Есть несколько способов показа. Можно взять карандаш левой рукой за не пишущий конец, потом медленно и тщательно взять его снизу возле грифеля большим и средним пальцами правой руки, и только после этого опустить сверху указательный палец.

А можно поставить карандаш вертикально грифелем вниз, тремя пальцами правой руки взяться за верхний его конец и просколъзитъ ими вниз, почти до грифеля. Пальцы при этом займут нужную позицию. Очень удобны для работы специальные трехгранные карандаши. Можно использовать и трехгранные насадки, которые помогают ребенку точно поставить пальчики.

4. Левой рукой тщательно прижимает рамку: большой палец вдоль нижней стороны, а четыре остальных - вдоль левого края рамки.

Так же держали доски для ощупывания и шероховатые таблички.

5. Ставит острие карандаша в левый нижний угол отверстия.

Поэтому лучше для презентации выбрать фигуру с углами: легче зафиксировать точку начала обводки.

6. Медленным движением, задерживаясь в углах, но не отрывая карандаша от бумаги, обводит отверстие по часовой стрелке.

Так же обводили рамки и вкладыши геометрического комода.

7. Кладет на подставку карандаш, убирает рамку. На бумаге остался розовый контур квадрата.

8. Тремя пальцами правой руки берет за кнопку вкладыш, накладывает его точно на нарисованный квадрат.

9. Берет синий карандаш, демонстрирует совпадение цвета карандаша и цвета вкладыша, снова показывает, как правильно взять карандаш для письма.

10. Тремя пальцами левой руки тщательно прижимает вкладыш к бумаге.

11 .Ставит острие карандаша возле левого нижнего угла вкладыша.

12. Медленным движением, задерживаясь на углах, но не отрывая карандаша от бумаги, обводит вкладыш по часовой стрелке.

• Вкладыш обводить труднее, карандаш стремится в углах продолжить движение по инерции, и получаются «хвосты».

• Когда обводим вкладыш, становится понятно, почему важно начинать с левого нижнего угла: если начать с другой точки, то не удастся обвести вкладыш, не отрывая карандаша от бумаги.

13. Кладет на подставку карандаш, убирает вкладыш. На бумаге остался двойной контур квадрата: розовый в середине, а синий вокруг него. Если работа была проделана тщательно, то между контурами везде одинаковое расстояние.

Это интересно: синий вкладыш помещается внутри розовой рамки, а розовый контур, наоборот, оказывается внутри синего.

14. Берет третий карандаш, еще раз показывает, как нужно его правильно взять для письма.

ИНТУИТИВНОЕ ЧТЕНИЕ (розовая серия) - student2.ru

15. Левой рукой прижимает бумагу (аналогично п.4).

16. Ставит острие карандаша в левый нижний угол розового контура.

17. Заштриховывает квадрат медленными тщательными движениями, зигзагообразной линией от нижней до верхней стороны, не отрывая карандаша от бумаги.

Заканчивает штриховку в правом нижнем углу квадрата.

18. Учитель говорит ребенку; «Эту работу сделала я. Я напишу сегодняшнее число. А ты можешь сделать свою работу. Для этого нужно взять еще листок бумаги».

Ребенок еще не знает букв и не умеет писать свое имя. Сначала он просит взрослого или кого-нибудь из старших ребят сделать это, но очень быстро научается «срисовывать» хотя бы первую букву своего имени.

Дальнейшие упражнения

1. Самостоятельный повтор работы ребенком.

2. Работа с другими рамками.

3. Разные варианты штриховки.

Возможны самые разные варианты штриховки: Комбинация разных видов штриховки и разного цвета линий.

4. Наложение вкладыша с поворотом.

Для этого и следующего упражнений используется бумага большего размера: 20x26 см и такого же размера подкладка.

5. Комбинация разных рамок и вкладышей.

6. Штриховка фломастерами, акварельными карандашами, красками.

Нужно помнить, что при использовании кисточки рука работает иначе, чем при письме.

7. Штриховка различных контурных рисунков.

8. Штриховка вырезанных контурных фигур.

Край бумаги для многих детей является более наглядной границей, чем просто контур рисунка, и им легче ориентироваться.

9. Вырезание и наклеивание заштрихованных фигур, изготовление узоров.

Контроль ошибок

Один контур точно внутри другого. Линии штриховки не выходят за контур.

Возраст от 3 лет.

ШЕРОХОВАТЫЕ БУКВЫ

Материал

Деревянные или картонные таблички с наклеенными буквами из песчаной бумаги. Буквы письменного шрифта, строчные, без наклона. Толщина линий букв — 2 см. Высота букв, не имеющих надстрочных и подстрочных элементов - 6 см. Согласные буквы наклеены на синие таблички, гласные - на красные, твердый и мягкий знаки - на белые. Все таблички с буквами стоят в одном ящике.

Цель

Прямая: Знакомство с графическими символами для обозначения звуков речи.

Косвенная: Подготовка к письму.

Презентация

1. Учитель выбирает из ящика три таблички и предлагает ребенку на подносе отнести их на стол.

• Для одновременной презентации лучше выбрать буквы, контрастные по написанию и по звучанию.

* Начинаем с наиболее часто употребляемых в русском языке букв, чтобы ребенок быстрее мог перейти к составлению слов из подвижного алфавита.

2. Учитель берет одну из табличек и показывает ребенку, как нужно ее придерживать на столе левой рукой: большой палец вдоль нижней стороны таблички, а четыре остальных - вдоль левой стороны.

Для ребенка такой способ уже знаком. Так же придерживали доски для ощупывания, шероховатые таблички и рамки для штриховки.

3. Демонстрирует два пальца правой руки (указательный и средний), которыми будут обводить букву.

Эти пальцы постоянно работали в упражнениях с сенсорными материалами, ребенок привык действовать ими.

4. Медленно обводит букву, точно так, как она пишется, задержавшись в самом начале и обратив внимание ребенка на то место, откуда ее начинают обводить.

Очень важно, чтобы ребенок освоил верное движение, потом он его будет повторять при письме. Иногда на табличку с буквой наносят дополнительные знаки: точку в начале и стрелочки в направлении обводки. Это нежелательно, так как зрительный образ буквы становится менее отчетливым.

5. Предлагает повторить ребенку.

У ребенка этого возраста еще недостаточно развито зрительное восприятие сложных форм, какой является буква. У взрослого человека глаз при восприятии движется по контуру предмета, как бы ощупывая его. Движение глаз ребенка хаотично. Поэтому дети часто не замечают мелких деталей. Когда ребенок обводит букву, он помогает своему зрительному восприятию: глаз следит за рукой и лучше воспринимает форму буквы.

6. Называет звук, который обычно обозначает эта буква. Просит ребенка назвать слова, в которых есть этот звук.

• Для ребенка соединяются вместе несколько разных ощущений: слуховое - звук, зрительное - буква, тактильное - шероховатая: поверхность, мускульное - движение обводки.

• Мы произносим не алфавитное название буквы, а звук, который она обозначает в сильной позиции. Так ребенок связывает графический символ со звуком. Он понимает, что определенный звук, который можно услышать в разных словах (работа с фонетическими коробочками), обозначается этим символом.

7. Повторяет пп.2-6 с другими буквами.

Это была первая ступень трехступенчатого урока.

8. Учитель просит ребенка обвести названные буквы: «Обведи, пожалуйста, «а». Положи ее на край стола».

Вторая ступень. Очень важно каждый раз обводить букву.

Иногда дети могут зрительно не узнавать ее, а с помощью руки «видят ».

9. Третья ступень. Ребенок сам называет буквы, указанные учителем: «Обведи, пожалуйста, эту букву. Какая это буква?»

Если говорить строго, то подобный вопрос не вполне корректен, т.к. мы проспи ребенка назвать не букву, а звук, который она обозначает. Но на данном этапе не стоит разбираться с ребенком в разнице понятий «звук» и «буква».

Дальнейшие упражнения

1. Работа с закрытыми глазами.

2. Знакомство с другими буквами. Обычно для трехступенчатого урока берутся каждый раз по три буквы. Если ребенок трудно запоминает новое, то одна или даже две из них могут быть уже знакомы, и только одна буква - новая.

Для удобства роботы полезно иметь рядом с этим материалом перечень, какие буквы уже были презентованы ребенку. Это могут быть отдельные карточки на каждого ребенка или общий список, в котором против фамилии ребенка пишется весь алфавит. После презентации соответствующая буква подчеркивается, а когда она усвоена — обводится.

3. Написание изученной буквы на подносе с песком или манкой.

Ребенок готовится к письму на бумаге. Здесь очень легко исправлять неудачно написанную букву; после легкого встряхивания подноса материал снова готов к работе.

4 Написание изученной буквы на доске для письма - мелом иди мокрым пальцем, кисточкой.

Доски расчерчены для письма. Ребенок не только тренируется в повторении очертаний буквы, но и учится размещать ее на строке.

5. Написание буквы карандашом или ручкой на листе бумаги.

• Это не тренировка в письме букв, это результат.

• Очень удобно вписывать букву в квадратный листок бумаги, затем сворачивать листок в четыре раза и вписывать буквы в каждую клеточку, потом - в 16 раз. Так, постепенно уменьшая размер клеточки, можно побудить ребенка уменьшать размер написанных букв.

6. Написание буквы карандашом или ручкой в тетради для письма.

Детям нравятся тетради небольшого формата с увеличенной шириной строки.

7. Знакомство со складами. Учитель соединяет вместе две таблички с уже знакомыми ребенку согласной и гласной буквой, обводит их и называет: «Это ла. В каких словах слышится ла?»

Это упражнение становится особенно важным с йотированными гласными я, ё, е, ю. Когда они стоят после согласных, то меняется звучание сбега букв: согласный звук, смягчается, выпадает звук [й'].

8. Шероховатые слова. Таблички с наклеенными на них простыми словами из песчаной бумаги. Ребенок обводит все слово и прочитывает его. Можно работать с закрытыми глазами.

Это упражнение может проводиться только тогда, когда ребенок уже начал читать.

9. Заглавные буквы. Ящик с синими и красными табличками, на которых наклеены шероховатые заглавные буквы. Вводятся, когда ребенок начинает составлять предложения или имена собственные. Вводятся аналогично строчным буквам, проводится сопоставление строчной и заглавной.

Возраст

С 3,5 лет

Контроль ошибок

Контраст шероховатой буквы и гладкой поверхности таблички при обведении

буквы;

взрослый, старший ребенок.

Индивидуальные особенности в работе детей

1. Некоторые дети идут от формы буквы и просят учителя показать и назвать им те буквы, которые их заинтересовали. Некоторые, наоборот, идут от звука и просят показать им букву, которая обозначает определенный звук.

2. Бывает, что ребенку нравится сам процесс ощупывания буквы, но его при этом не очень интересует, какой звук она обозначает. Для таких детей полезнее будет сделать тактильный материал, аналогичный шероховатым буквам, но изображающий различные фигуры. Тогда ребенок может или называть форму фигуры, которую он обводил с закрытыми глазами, или сопоставлять ее с рисунком.

ПОДВИЖНЫЙ АЛФАВИТ

Материал

Буквы, вырезанные из пластика, соответствующие по форме и размерам шероховатым буквам. Согласные - синие, гласные - красные. Буквы лежат в лотках с ячейками, в каждой ячейке - но несколько экземпляров одной буквы. Коврик с нашитыми строчками аналогично строчкам в тетрадях для

первоклассников.

Цель

Научиться составлять слова из букв. Подготовка к письму.

Презентация

1. Учитель говорит ребенку: «Посмотри, это подвижный алфавит. Это тоже буквы, из них можно составлять слова. Слова составляют вот на этом коврике. Постели его, пожалуйста».

Можно использовать обычный коврик, а строчку на нем выкладывать шнурком.

2. Учитель просит ребенка взять на поднос те буквы, которые он уже знает, и назвать их.

Если ребенок не узнает знакомых букв, можно провести сопоставление с подвижным алфавитом: наложить буквы подвижного алфавита на шероховатые так, чтобы они полностью совпали.

3 Поднос с буквами относят на коврик, буквы выкладывают вверху в ряд так, чтобы каждая была, хорошо видна ребенку.

В последующем при самостоятельной работе ребенка, знающего значительное количество букв, можно приносить на ковер все лотки с буквами, не выкладывая предварительно их на поднос.

4. Учитель говорит ребенку: «Давай мы с. тобой составим из этих букв слово слон».

• Учитель сразу называет слово, которое будут составлять. ‘Это очень важное отличие письма от чтения: прежде чем написать, слово надо задумать. Идея, понятие у пишущего человека появляется раньше графического изображения - у читающего происходит обратное. Чтобы для ребенка данная работа была аналогична письму, а не чтению, он должен заранее знать, какое слово сейчас будет составлено.

• Для работы выбирается простое слово, которое можно составить из знакомых ребенку букв. Важно, чтобы все звуки этого слова обозначались «своими» буквами, т.е. чтобы не было фонограмм - расхождения .между написанием и звучанием.

5. Слон - что ты слышишь в начале: с-с-с-лон?

Выделение звуков в слове - знакомая для ребенка работа, он умеет это делать.

6. «Да, первой слышится с. А у нас здесь есть с?» - учитель предлагает ребенку выбрать нужную букву. «Положим ее сюда» - учитель кладет букву в начале строки, обращая внимание ребенка на ее положение между линиями.

Ребенок умеет сопоставлять звук и его графическое изображение. Но здесь он впервые сталкивается с взаимным расположением букв на строке. Это особенно важно для букв с надстрочными и подстрочными элементами, такими как в, б, д, щ.

7. «С-л-л-л-он - что ты слышишь после с?... Есть у нас здесь л? » - учитель кладет рядом с первой следующую букву.

8. Учитель проводит пальцем вдоль выложенных рядом букв, как бы прочитывая их, и одновременно проговаривает то слово, которое составляют: «Сл-о-о-о-о-н - что ты слышишь после л? ... Где здесь о?... Клади ее сюда».

9. Аналогично п.8: «Сло-н-н-н - что ты слышишь после о? ... Где здесь н? ... Клади ее сюда».

Каждый раз, повторяя слово, учитель одновременно проводит вдоль уже выложенных букв, как бы прочитывая их, и, задерживая палец на том месте, куда надо будет положить следующую букву, тянет соответствующий звук.

10. Учитель прочитывает все слово, проводя пальцем вдоль выложенного ряда букв.

Ребенка на данном этапе работы не просят прочитать слово - он еще не умеет читать, он только учится писать. Конечно, он сможет назвать то слово, которое только что выложил вместе с учителем, но это не будет чтением: он заранее знал это слово, а не узнал его в процессе прочтения.

11 .Теперь можно выложить другие слова.

Дальнейшие упражнения

1. Упражнения в составлении разных слов без фонограмм. Можно иметь набор фигурок и картинок, в названиях которых нет расхождений между звуками и буквами, для того, чтобы ребенок составлял эти слова.

2. Работа с подвижным алфавитом №2. Буквы этого алфавита мельче, все одного цвета, с соединениями.

3. Запись составленных слов в тетрадь.

4. Добавляя, убирая или заменяя по одной букве в уже составленном слове получать новые слова: мак -рак, сук - сок - сор, рот - крот.

5. Игры типа «типографии»: из букв, входящих в составленное слово, составляют другие слова: барабан - бар, баран, баба, рана, раба.

6. Составление слов с трудностями (звук обозначается не «своей» буквой) из алфавита двух цветов. При этом трудность выкладывается другим цветом: корова.

Обычно проводится, когда ребенок уже читает простые слова и переходит к чтению слов с фонограммами.

7. Работа с печатным алфавитом. Из него можно выкладывать не только слова, но и предложения. Предварительно проводится сопоставление различных вариантов начертания буквы: письменный строчный, письменный заглавный, печатный строчный, печатный заглавный; а также знакомство со знаками препинания.

Возраст

С 3,5 - 4 лет.

Контроль ошибок

Взрослый, старший ребенок.

Материал

Голубая коробочка с набором мелких предметов, игрушек (5-7 штук) с короткими, простыми названиями. В названиях одного или нескольких предметов встречается какая-либо (одна и та же!) трудность при чтении, т.е. несовпадение звуков и букв, которыми они изображаются (фонограмма). В остальных названиях трудностей быть не должно. Листочки бумаги, простой карандаш, красный карандаш.

Цель

Самостоятельно прочитать первые слова, содержащие определенную фонограмму.

Презентация

10. Поднос с материалом переносится на стол.

11 .Ребенок по одному достает предметы из коробочки и называет их. Предметы выкладываются на столе друг под другом.

Начало работы аналогично интуитивному чтению в розовой серии.

12. Учитель берет листок бумаги и карандаш и говорит ребенку: «Смотри, что я сейчас буду писать». Пишет название первого предмета по одной букве. Ребенок называет каждую букву.

В данном случае ребенок уже может читать, самостоятельно соединять буквы в слова. Но нам необходимо вернуться к побуквенному чтению, чтобы познакомить ребенка с другими способами прочтения знакомых букв.

13. «Ты уже понял, какое слово здесь написано? У нас есть этот предмет? Где он?»

Карточку с написанным словом кладут справа от предмета.

14. Аналогично пишут и прочитывают названия без трудностей всех остальных предметов, раскладывают карточки рядом с ними.

!5.Когда появляется слово с трудностью (например, корова), поступают следующим образом.

• Учитель пишет к, просит ребенка назвать букву.

• Затем говорит: «А сейчас я напишу что-то особенное». Берет красный карандаш и пишет о красным. Говорит ребенку: «Здесь это надо прочитать «а». Ребенок называет.

Желательно избежать излишнего теоретизирования по поводу буквы и звука, их соответствия или не соответствия друг друге, правил орфографии и т.п. В данном случае речь идет только о том, как правильно прочитать ото слово и понять его смысл. Но то, что мы красным карандашом выделили фонограмму (несоответствие звука и буквы), поможет ребенку в последующем в орфографически верном письме, разовьет его орфографическую зоркость.

Далее опять пишет все буквы простым карандашом, ребенок их называет, потом прочитывает все слово.

16. Собирают и перемешивают фигурки и карточки. Прочитывают слова и снова все упорядочивают.

17. Учитель предлагает ребенку составить эти слова из подвижного алфавита (алфавит №3). При этом буква, которая обозначает в слове «не свой» звук, выкладывается красным. Составляются и другие слова с этой фонограммой. Желательно при этом менять позицию фонограммы - в начале слова, в конце, в середине.

Дальнейшие упражнения

4. Повтор работы с этим же набором предметов. Самостоятельное пропитывание ребенком заранее подготовленных взрослым карточек с названиями предметов.

5. Повтор работы с другим набором предметов.

6. Аналогичная работа с другими фонограммами.

Возраст

От 4,5 лет.

Контроль ошибок

Взрослый, старший ребенок

ЧТЕНИЕ С КЛАССИФИКАЦИЕЙ

КНИЖКИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ

ЗАДАНИЯ

> Все эти материалы и работа с ними аналогичны таким же материалам розовой серии. Но слова, включенные в них, либо не имеют трудностей при чтении, либо имеют одну и ту же фонограмму. Фонограмма в них всегда выделена красным.

> Такие серии материалов должны быть простроены для каждой фонограммы.

> Серия дополняется специфическим материалом - списками.

> В отдельных случаях для знакомства с фонограммой можно ограничиться только списками.

СПИСКИ СЛОВ

Материал

ИНТУИТИВНОЕ ЧТЕНИЕ (розовая серия) - student2.ru

Карточка с голубой каймой, на которой в столбик написаны различные слова, содержащие общую фонограмму. Рядом с первым словом нарисована соответствующая картинка. Фонограмма в первом слове выделена красным.

Цель

Чтение слов с не выделенными фонограммами.

Презентация

1. Учитель предлагает ребенку прочитать первое слово.

2. - А теперь посмотри на картинку. Что здесь нарисовано? Ты понял, какое слово ты прочитал?

3. - Ты теперь знаешь, как в этом слове читается выделенная буква? Она и в некоторых других словах читается так же.

4. - Прочитай следующее слово на карточке. В нем есть такая же буква, и ее нужно так же прочитать.

5. - Ты понял, что здесь написано? Читай остальные слова.

Дальнейшие упражнения

Самостоятельное чтение разных списков слов, с такой же фонограммой и с другими фонограммами.

Возраст

Около 5 лет.

Контроль ошибок

Взрослый, старший ребенок.

Конверт «а»

Материал

Карточки, аналогичные карточкам для чтения с классификацией (картинка, подпись, контрольная карта). На картинках изображен один и тот же предмет. На первой карточке он раскрашен полностью, на остальных закрашена только изучаемая часть этого предмета.

Цель

Чтение названий частей предметов. Дальнейшее упражнение в чтении.

Презентация

Предлагаем ребенку поработать самостоятельно.

Ребенок работает аналогично карточкам для чтения с классификацией - он уже знаком с таким материалом.

Возраст

Около 5 лет.

Контроль ошибок

Контрольные карты.

КОНВЕРТ «Б»

Материал

Книжка для чтения. На одной стороне картинка, на другой - небольшой текст к ней (2-3 предложения). Картинки соответствуют карточкам из конверта «А». Текст содержит слово, которое называет раскрашенную часть предмета. Это слово написано красным.

Цель

Прочитать книжку. Дальнейшее упражнение в чтении

Презентации

Учитель предлагает ребенку рассмотреть картинки и прочитать тексты к ним.

Упражнение 1

Материал

Отдельные карточки, повторяющие отдельные страницы текста в книжке для чтения.

Презентация

1. Учитель предлагает ребенку прочитать одну из карточек.

2. - Посмотри в книжке. Какая картинка подходит к этому тексту?

3. - Давай проверим. Прочитай текст в книжке. Они совпадают?

4. Аналогично читают, подбирают картинки и проверяют остальные карточки.

Контроль ошибок

Тексты в книжке.

Упражнение 2

Материал

Карточки, как в первом упражнении, но ключевые слова пропущены. Ключевые слова написаны на отдельных маленьких карточках, которые можно вставить на место пропуска.

Презентация

1. Выкладываются друг под другом маленькие карточки с ключевыми словами.

2. Учитель предлагает ребенку прочитать одну из карточек с текстом.

3. - Здесь пропущено какое-то слово. Поищи среди этих, какое подходит сюда?

4. Карточку с текстом кладут на стол, на место пропущенного слова кладут найденную маленькую карточку.

5. Работают с остальными картами.

6. Когда все слова подобрали и разложили тексты друг под другом, учитель предлагает ребенку проверить правильность его работы по карточкам из предыдущего упражнения.

Контроль ошибок

Карточки упражнения 1.

Упражнение 3

Материал

Все тексты, как в упражнении 1, разрезанные на полоски.

Презентация

1. Учитель предлагает ребенку рассортировать все полоски на две группы. Слева друг под другом положить полоски, в которых есть ключевое слово (начала текстов). Справа, тоже друг под другом - все остальные.

2. Берет первую полоску из левого столбика, предлагает ребенку ее прочитать.

3. - Давай поищем продолжение текста в этом столбике.

Последовательно, начиная от верхней полоски правого столбика вниз, к каждой из них подкладывают слева выбранную полосну с ключевым словом. Прочитывают их вместе. Если не получился осмысленный текст, переходят к следующей.

4. Когда подбирают полностью текст одной карточки, переходят к следующей полоске с ключевым словом.

5. Когда подобраны все тексты, учитель предлагает ребенку проверить их, подбирая тексты с тем же ключевым словом из упражнения 1. Прочитывают оба текста, удостоверяются в том, что они одинаковы.

Контроль ошибок

Карточки с текстами из упражнения 1.

Возраст

Около 5,5 лет

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА.................................... 3

ЗВУКОВЫЕ ИГРЫ..................................... :...................................... 5

РАМКИ ДЛЯ ШТРИХОВКИ............................................................. 8

ШЕРОХОВАТЫЕ БУКВЫ............................................................... II

ПОДВИЖНЫЙ АЛФАВИТ............................................................. 15

ИНТУИТИВНОЕ ЧТЕНИЕ (розовая серия)................................... 18

ЧТЕНИЕ С ПРЕДМЕТАМИ ИЗ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ........ 20

ЧТЕНИЕ С КЛАССИФИКАЦИЕЙ................................................ 21

ЗАДАНИЯ......................................................................................... 23

ИНТУИТИВНОЕ ЧТЕНИЕ (введение трудностей при чтении).. 24

ЧТЕНИЕ С ПРЕДМЕТАМИ ИЗ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ........ 26

ЧТЕНИЕ С КЛАССИФИКАЦИЕЙ..................................... ■.......... 27

КНИЖКИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ................................................................. 27

ЗАДАНИЯ.......................................................................................... 27

СПИСКИ СЛОВ................................................................................ 28

ЧТЕНИЕ С НЕСКОЛЬКИМИ ТРУДНОСТЯМИ (белая серия)... 29

ОПРЕДЕЛЕНИЯ.............................................................................. 30

РАМКИ ДЛЯ ШТРИХОВКИ

Материал

1. 10 квадратных металлических рамок розового цвета, 14 см х 14 см. В каждой есть отверстие в форме одной из геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, трапеция, треугольник, пятиугольник, круг, эллипс, овал, криволинейный треугольник, цветок из четырех полукругов. В отверстие вставлен металлический вкладыш синего цвета. В центре вкладыша есть небольшая ручка-кнопка, за которую его можно вынимать. Рамки по 5 штук лежат на металлических подставках синего цвета: на одной подставке - пять многоугольников, на другой - пять криволинейных фигур.

2. Цветные стаканчики для карандашей. В каждом по три хорошо отточенных карандаша, цвет которых соответствует цвету стаканчика.

3. Ящик с листами бумаги того же размера, что и рамки.

4. Три подкладки для бумаги из плотного, но не твердого материала.

5. Подставки для трех карандашей.

6. Подносы.

Предполагается, что с материалом могут одновременно заниматься трое детей (с разными рамками). Поэтому в каждом стаканчике по три карандаша, три подкладки для бумаги и т.д.

Цель

Прямая: обвести отверстие в рамке и вкладыш, заштриховать.

Косвенная: подготовка руки к письму, умение держать карандаш.

Презентация

1. Учитель просит ребенка взять поднос и кладет на него все, что необходимо для работы: рамку с вкладышем, подкладку для бумаги, листок бумаги, подставку для трех карандашей, три карандаша: розовый, синий, третий - по желанию ребенка. Поднос относят на стол.

• Первой для работы обычно берут рамку с квадратом. На этой фигуре можно хорошо проработать весь процесс, включая обведение углов. Она проще других многоугольников.

• Для презентации лучше взять два карандаша, соответствующих по цвету рамке и вкладышу, третий может быть любым. В последующем при самостоятельных упражнениях ребенок будет брать те карандаши, какие ему захочется.

2. Учитель кладет на стол сначала подкладку для бумаги, сверху точно на нее кладет листок, потом - рамку. Тщательно выравнивает все края и углы.

Поэтому важно, чтобы все они быт одного размера.

3. Берет розовый карандаш, демонстрирует ребенку совпадение его цвета с цветом рамки. Затем показывает, как правильно взять карандаш для письма.

Есть несколько способов показа. Можно взять карандаш левой рукой за не пишущий конец, потом медленно и тщательно взять его снизу возле грифеля большим и средним пальцами правой руки, и только после этого опустить сверху указательный палец.

А можно поставить карандаш вертикально грифелем вниз, тремя пальцами правой руки взяться за верхний его конец и просколъзитъ ими вниз, почти до грифеля. Пальцы при этом займут нужную позицию. Очень удобны для работы специальные трехгранные карандаши. Можно использовать и трехгранные насадки, которые помогают ребенку точно поставить пальчики.

4. Левой рукой тщательно прижимает рамку: большой палец вдоль нижней стороны, а четыре остальных - вдоль левого края рамки.

Так же держали доски для ощупывания и шероховатые таблички.

5. Ставит острие карандаша в левый нижний угол отверстия.

Поэтому лучше для презентации выбрать фигуру с углами: легче зафиксировать точку начала обводки.

6. Медленным движением, задерживаясь в углах, но не отрывая карандаша от бумаги, обводит отверстие по часовой стрелке.

Так же обводили рамки и вкладыши геометрического комода.

7. Кладет на подставку карандаш, убирает рамку. На бумаге остался розовый контур квадрата.

8. Тремя пальцами правой руки берет за кнопку вкладыш, накладывает его точно на нарисованный квадрат.

9. Берет синий карандаш, демонстрирует совпадение цвета карандаша и цвета вкладыша, снова показывает, как правильно взять карандаш для письма.

10. Тремя пальцами левой руки тщательно прижимает вкладыш к бумаге.

11 .Ставит острие карандаша возле левого нижнего угла вкладыша.

12. Медленным движением, задерживаясь на углах, но не отрывая карандаша от бумаги, обводит вкладыш по часовой стрелке.

• Вкладыш обводить труднее, карандаш стремится в углах продолжить движение по инерции, и получаются «хвосты».

• Когда обводим вкладыш, становится понятно, почему важно начинать с левого нижнего угла: если начать с другой точки, то не удастся обвести вкладыш, не отрывая карандаша от бумаги.

13. Кладет на подставку карандаш, убирает вкладыш. На бумаге остался двойной контур квадрата: розовый в середине, а синий вокруг него. Если работа была проделана тщательно, то между контурами везде одинаковое расстояние.

Это интересно: синий вкладыш помещается внутри розовой рамки, а розовый контур, наоборот, оказывается внутри синего.

14. Берет третий карандаш, еще раз показывает, как нужно его правильно взять для письма.

ИНТУИТИВНОЕ ЧТЕНИЕ (розовая серия) - student2.ru

15. Левой рукой прижимает бумагу (аналогично п.4).

16. Ставит острие карандаша в левый нижний угол розового контура.

17. Заштриховывает квадрат медленными тщательными движениями, зигзагообразной линией от нижней до верхней стороны, не отрывая карандаша от бумаги.

Заканчивает штриховку в правом нижнем углу квадрата.

18. Учитель говорит ребенку; «Эту работу сделала я. Я напишу сегодняшнее число. А ты можешь сделать свою работу. Для этого нужно взять еще листок бумаги».

Ребенок еще не знает букв и не умеет писать свое имя. Сначала он просит взрослого или кого-нибудь из старших ребят сделать это, но очень быстро научается «срисовывать» хотя бы первую букву своего имени.

Дальнейшие упражнения

1. Самостоятельный повтор работы ребенком.

2. Работа с другими рамками.

3. Разные варианты штриховки.

Возможны самые разные варианты штриховки: Комбинация разных видов штриховки и разного цвета линий.

4. Наложение вкладыша с поворотом.

Для этого и следующего упражнений используется бумага большего размера: 20x26 см и такого же размера подкладка.

5. Комбинация разных рамок и вкладышей.

6. Штриховка фломастерами, акварельными карандашами, красками.

Нужно помнить, что при использовании кисточки рука работает иначе, чем при письме.

7. Штриховка различных контурных рисунков.

8. Штриховка вырезанных контурных фигур.

Край бумаги для многих детей является более наглядной границей, чем просто контур рисунка, и им легче ориентироваться.

9. Вырезание и наклеивание заштрихованных фигур, изготовление узоров.

Контроль ошибок

Один контур точно внутри другого. Линии штриховки не выходят за контур.

Возраст от 3 лет.

ШЕРОХОВАТЫЕ БУКВЫ

Материал

Деревянные или картонные таблички с наклеенными буквами из песчаной бумаги. Буквы письменного шрифта, строчные, без наклона. Толщина линий букв — 2 см. Высота букв, не имеющих надстрочных и подстрочных элементов - 6 см. Согласные буквы наклеены на синие таблички, гласные - на красные, твердый и мягкий знаки - на белые. Все таблички с буквами стоят в одном ящике.

Цель

Прямая: Знакомство с графическими символами для обозначения звуков речи.

Косвенная: Подготовка к письму.

Презентация

1. Учитель выбирает из ящика три таблички и предлагает ребенку на подносе отнести их на стол.

• Для одновременной презентации лучше выбрать буквы, контрастные по написанию и по звучанию.

* Начинаем с наиболее часто употребляемых в русском языке букв, чтобы ребенок быстрее мог перейти к составлению слов из подвижного алфавита.

2. Учитель берет одну из табличек и показывает ребенку, как нужно ее придерживать на столе левой рукой: большой палец вдоль нижней стороны таблички, а четыре остальных - вдоль левой стороны.

Для ребенка такой способ уже знаком. Так же придерживали доски для ощупывания, шероховатые таблички и рамки для штриховки.

3. Демонстрирует два пальца правой руки (указательный и средний), которыми будут обводить букву.

Эти пальцы по

Наши рекомендации