Проверка соответствия основных положений учетной политики действующему законодательству
Согласно Закону о бухгалтерском учете и отчетности 57-З от 12 июля 2013 года бухгалтерский учет – система непрерывного формирования информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации посредством документирования, инвентаризации, учетной оценки, двойной записи на счетах бухгалтерского учета, обобщения в отчетности [23]. Согласно законодательству Республики Беларусь бухгалтерский учет обязаны вести все юридические лица, зарегистрированные на территории Республики Беларусь.
Учетная политика – совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией. Согласно Национальному Стандарту бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденный постановлением Минфина РБ от 10.12.2013 № 80, организация самостоятельно формирует свою учетную политику и излагает ее в положении об учетной политике, которое подписывается главным бухгалтером организации, руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, и утверждается руководителем организации [25]. Учетная политика организации должна основываться на принципах бухгалтерского учета и отчетности, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» №57-З от 13 июля 2013 года: непрерывности деятельности, обособленности, начисления, соответствия доходов и расходов, правдивости, преобладания экономического содержания, осмотрительности, нейтральности, полноты, понятности, сопоставимости, уместности [23, ст.3].
Учетная политика организации включает:
1. применяемые организацией виды учетной оценки;
2. план счетов бухгалтерского учета организации;
3. разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов;
4. применяемую организацией форму бухгалтерского учета;
5. порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
6. иные способы организации и ведения бухгалтерского учета [4, ст.9]
При проверке следует обратить внимание: применяется ли выбранная предприятием учетная политика всеми его структурными подразделениями, в том числе выделенными на отдельный баланс; соблюдается ли учетная политика в течение всего отчетного года.
Контролером проверяется соответствие учетной политики действующему законодательству. Если по решению конкретного вопроса отсутствуют нормативные документы, предприятие самостоятельно в учетной политике разрабатывает способ решения данного вопроса. При этом при разрешении подобных вопросов предприятие должно исходить из требований действующего законодательства и нормативных актов по бухгалтерскому учету.
При формировании учетной политики в обязательном порядке должны соблюдаться следующие основные требования:
- полнота отражения в первичных документах и регистрах бухгалтерского учета всех фактов хозяйственной деятельности;
- законность соответствия избранных предприятием способов и методов ведения бухгалтерского учета, а также порядка отражения в учете фактов хозяйственной деятельности действующему законодательству;
- непротиворечивость (тождество данных аналитического и синтетического учета, также их соответствие показателям бухгалтерской отчетности);
- приоритет содержания перед формой отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не только из правовой нормы и документального оформления сделок (операций), но и из их экономического содержания и условий хозяйствования;
- достоверность (формирование достоверных промежуточных и конечных результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, позволяющих обеспечить правильное и своевременное исчисление соответствующих налогов и неналоговых платежей в бюджет и во внебюджетные фонды);
- рациональность (рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия);
- осмотрительность (обеспечение большей готовности к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов. При этом не должны создаваться скрытые резервы возмещения возможных потерь и убытков).
При формировании учетной политики в качестве основных ключевых целей могут быть определены следующие:
- повышение финансовой устойчивости предприятия, усиление его независимости от внешних факторов в результате наращивания источников собственных средств;
- целевое накопление и использование накопленных денежных и материальных ресурсов преимущественно на развитие предприятия, его обновление и техническое перевооружение;
- направление имеющихся финансовых ресурсов преимущественно на "проедание", т.е. на увеличение уровня оплаты труда и социальные нужды работников предприятия.
При проверке следует учитывать, что учетная политика предприятия должна охватывать все аспекты учетного процесса (как методический, так и организационно-технический):
- под методическим аспектом следует понимать избранные предприятием конкретные способы и методы ведения бухгалтерского учета, например, методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, способы применения счетов бухгалтерского учета и т.п.;
- под организационно-техническим – систему построения бухгалтерской службы, организации внутрихозяйственного учета, отчетности и контроля, технологию обработки учетной информации, например, приемы организации документооборота, инвентаризации, системы учетных регистров и иные соответствующие способы, методы и приемы.
Предприятия применяют целый ряд форм бухгалтерского учета, а именно: упрощенную, мемориально-ордерную, журнально-ордерную и автоматизированную.
При выборе формы учета предприятия должны иметь в виду, что независимо от применяемой ими формы должны соблюдаться единые методологические принципы построения и ведения бухгалтерского учета, установленные Законом Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности", а также другими нормативными актами. Предприятия (учреждения) самостоятельно устанавливают внутренние правила документирования операций, документооборота, ведения регистров бухгалтерского учета, проведения инвентаризации; на основании типового плана счетов составляют внутренний план счетов с разбивкой по субсчетам и аналитическим счетам, уточняют содержание отдельных субъектов, исключают и объединяют их. Очевидно, что все эти элементы должны найти свое отражение в учетной политике предприятия [1, с. 18].
В целях обеспечения эффективной системы организации бухгалтерского учета главный бухгалтер как руководитель этой системы должен по согласованию с соответствующими службами определить:
- процедуры приемки (получения) и отпуска (выдачи) товарно-материальных ценностей и денежных средств: оценки и продажи основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, некондиционных материалов, отходов производства, неиспользуемых и сверхнормативных запасов материальных ресурсов;
- перечень должностных лиц, имеющих право подписи документов на отпуск товарно-материальных ценностей, прием и выдачу денежных средств; заключить с работниками складов (кладовых), другими лицами, в ведении которых находятся товарно-материальные ценности, договоры о полной (частичной) индивидуальной (коллективной) материальной ответственности и т.д.
Разработанные процедуры в обязательном порядке должны учитывать требования, установленные Законом Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности" в части документирования хозяйственных операций и их регистрации в специальных бухгалтерских регистрах. В случае выделения на отдельный баланс филиалов, представительств, отделений, производств, хозяйств и других структурных подразделений, в том числе и за пределами республики, бухгалтерской службой должны быть разработаны и реализованы соответствующие процедуры, определяющие порядок взаимоотношений с названными образованиями, в частности, регламентирующие технологию и сроки составления их балансов и отчетности с последующим включением названных документов в сводный баланс и отчетность.
Подавляющее большинство способов ведения учета оговорены Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкцией по его применению. Речь идет прежде всего о порядке учета производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, о методе признания прибыли и ряде других. Однако некоторые способы регламентируются и другими нормативными актами, в частности, разъяснениями и отдельными письмами Министерства финансов.
Способы и методы ведения бухгалтерского учета можно объединить в следующую таблицу.
Таблица 2.2 – Способы и методы ведения бухгалтерского учета
Объект учетной политики | Существующие методы ведения учета |
1. Погашение стоимости основных фондов | 1. Равномерная амортизация 2. Ускоренная амортизация 3. Амортизация с применением понижающих коэффициентов 4. Индексация износа основных средств |
2. Погашение стоимости нематериальных активов | 1. Исходя из расчета использования актива в течение 10 лет 2. Исходя из срока полезного использования актива, устанавливаемого предприятием 3. Исходя из срока использования актива, оговоренного соответствующим документом |
4. Учет производственных запасов | 1. По фактической себестоимости приобретения (заготовления) 2. По учетным ценам (плановая себестоимость приобретения (заготовления), средние покупные цены и др.) с использованием счетов 10 "Материалы", 15 "Заготовление и приобретение материалов", 16 "Отклонение в стоимости материалов" |
5. Включение стоимости материальных ресурсов в состав себестоимости продукции, работ, услуг | 1. По методу ЛИФО (по ценам последнего приобретения) 2. По методу ФИФО (по принципу первая партия на приход – первая в расход) 3. По средневзвешенным ценам 4. По учетным ценам с учетом отклонений от их фактической стоимости |
6. Учет затрат на производство и калькулирование фактической себестоимости продукции | 1. Нормативным методом 2. Позаказным методом 3. Попередельным методом с элементами нормативного |
7. Списание общехозяйственных расходов | 1. В дебет счетов учета затрат по основному и вспомогательному производствам 2. В части условно-постоянных расходов – в дебет счета |
Продолжение таблицы 2.2 | |
учета реализации продукции, работ, услуг | |
8. Учет незавершенного производства | 1. По прямым статьям затрат 2. По стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов 3. По фактическим производственным затратам 4. По нормативной (плановой) производственной себестоимости |
9. Распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов между объектами калькулирования | 1. Пропорционально сумме расходов на оплату труда производственных рабочих 2. Пропорционально прямым материальным и трудовым затратам 3. Пропорционально иным (кроме оговоренных в п. 1, 2) прямым статьям затрат 4. Пропорционально полученной выручке от реализации продукции, работ, услуг |
10. Учет выпущенной продукции | 1. Произведенная продукция отражается на счете 40 по фактической себестоимости ее производства |
11. Учет и оценка готовой продукции в аналитическом учете | 1. По плановым ценам продукции 2. По отпускным ценам |
12. Учет товаров | 1. По покупной стоимости 2. По продажным ценам с отражением торговой надбавки (скидки) на балансовом счете 42 |
13. Определение выручки | 1. По мере оплаты покупателем (заказчиком) отгруженных от реализации продукции ему ценностей (работ, услуг) 2. По мере отгрузки ценностей (работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов |
14. Учет финансовых результатов | 1. Отражение реализации по выполненным и оплаченным при выполнении этапам на основании промежуточных актов приемки-сдачи долгосрочных договоров работ 2. Отражение реализации при поступлении оплаты в целом за законченную работу |
15. Переоценка валютной кредиторской задолжен- ности по расчетам с поставщиками и подрядчиками | 1. На дату совершения хозяйственной операции и на дату составления бухгалтерской отчетности (баланса) (на последнее число отчетного месяца) – по мере изменения курсов валют (если изменение курса признается хозяйственной операцией, подтверждаемой первичным бухгалтерским документом) |
16. Создание за счет себестоимости резервов предстоящих расходов и платежей | 1. Резервы создаются 2. Резервы не создаются |
17. Создание резерва по сомнительным долгам (только при использовании метода признания прибыли по отгрузке) | 1. Резервы создаются 2. Резервы не создаются |
Окончание таблицы 2.2 | |
18. Образование за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, фондов специального назначения | Фонды образуются по нормативам, оговоренным в уставе, либо в коллективном договоре. Использование фонда накопления отражается по субсчету "Фонд накопления" Фонды не образуются |
Примечание – разработка автора на основе изученной специальной экономической литературы и нормативной правовой документации
Следует подчеркнуть, что приведенный в таблице перечень не является исчерпывающим.
При разработке учетной политики субъект хозяйствования должен стремиться к формированию такой политики, которая бы обеспечивала достижение оптимальных, с точки зрения стратегии развития предприятия, конечных результатов финансово-хозяйственной деятельности.
Выбору учетной политики должны предшествовать:
- анализ текущего финансового состояния предприятия;
- анализ изменений действующего законодательства и других нормативных актов, влияющих на те или иные аспекты учетной политики предприятия;
- оценка стратегии и перспективы развития субъекта хозяйствования в очередном финансовом году;
- определение ключевых целей, достижению которых должна способствовать избранная предприятием учетная политика;
- анализ существующих способов и методов ведения бухгалтерского учета и оценка эффективности их применения в конкретных условиях хозяйствования;
- определение наиболее эффективных методов учета, позволяющих реализовать стратегические задачи предприятия, в том числе повышение его финансовой устойчивости, уменьшение налоговой нагрузки и т.п.;
- выявление проблемных вопросов, связанных с ведением бухгалтерского учета, регламентируемых либо неоднозначно регламентируемых действующим законодательством, определение подходов и механизмов их решения.
На выбор и обоснование учетной политики влияют следующие основные факторы:
- организационно-правовая форма и форма собственности субъекта хозяйствования (общество с ограниченной ответственностью, полное товарищество, акционерное общество, государственное, совместное или иностранное предприятие и т.д.);
- отраслевая принадлежность и вид деятельности (промышленность, строительство, наука и научное обслуживание, транспортные перевозки и иные виды услуг, торговля, снабженческая и другие виды посреднической деятельности и т.д.),
- организационная структура и структура управления субъектом хозяйствования (концерн, объединение, предприятие, подразделение или филиал предприятия и т.п.);
- степень зависимости от головного управляющего органа (полная либо частичная самостоятельность в принятии решений, в распоряжении денежными средствами и имуществом, в вопросах ценовой политики, выбора партнеров и т.д.);
- показатели, характеризующие объемы и эффективность деятельности субъекта хозяйствования (объем производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), товарооборот, среднесписочная численность, рентабельность и т.д.);
- стратегия развития субъекта хозяйствования (краткосрочные и долгосрочные цели и задачи экономического и технического развития предприятия, возможности инвестирования, организации совместной деятельности и т.д.);
- наличие материально-технической информационной базы для организации системы учета на предприятии (обеспеченность компьютерной и оргтехникой, средствами связи и иными техническими средствами, необходимыми для передачи и обработки бухгалтерских данных);
- взаимосвязь с внешним миром, в том числе взаимоотношения с иностранными партнерами (доля экспорта и импорта в общих объемах поставок товарно-материальных ценностей, степень зависимости от экспортно-импортных операций и т.д.);
- соотношение с системой налогообложения (ставки налогов, освобождение от различного вида налогов и неналоговых платежей, льготы по налогообложению);
- форма организации расчетов с контрагентами (осуществление операций преимущественно на бартерной (товарообменной) либо денежной основах, работа на условиях предварительной либо последующей оплаты, по договорам купли-продажи либо договорам комиссии (консигнации) и т.п.);
- степень подготовленности руководящих кадров, а также бухгалтерского персонала для работы в тех или иных условиях хозяйствования.
Контролер проверяет правильность оформления учетной политики предприятия. Она может быть оформлена как приказ руководителя предприятия или же как положение по учетной политике, утвержденное и введенное в действие соответствующим приказом. Учетная политика должна быть утверждена в начале нового отчетного года. Копия учетной политики представляется в инспекцию Министерства по налогам и сборам по месту постановки предприятия на учет [4, с. 101].