Цель и место домашней контрольной работы в учебном процессе
Учебная дисциплина «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации» изучается студентами-заочниками по специальности 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и входит в структуру профессионального цикла в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая подготовка)
Цель освоения дисциплины –– формирование элементов ряда профессиональных компетенций обучаемого, развитие теоретических и практических знаний по бухгалтерской технологии проведения и оформления инвентаризации.
Поставленные перед учебным процессом цели и задачи определяются требованиями к знаниям и навыкам студентов, установленными в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по соответствующей специальности.
В результате изучения дисциплины, обучающийся должен:
знать:
нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации имущества;
основные понятия инвентаризации имущества;
характеристику имущества организации;
цели и периодичность проведения инвентаризации имущества;
задачи и состав инвентаризационной комиссии;
процесс подготовки к инвентаризации;
порядок подготовки регистров аналитического учета по местам хранения имущества без указания количества и цены;
перечень лиц, ответственных за подготовительный этап для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;
приемы физического подсчета имущества;
порядок составления инвентаризационных описей и сроки передачи их в бухгалтерию;
порядок составления сличительных ведомостей в бухгалтерии и установление соответствия данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;
порядок инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
порядок инвентаризации нематериальных активов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
порядок инвентаризации и переоценки материально-производственных запасов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
формирование бухгалтерских проводок по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
формирование бухгалтерских проводок по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения;
процедуру составления акта по результатам инвентаризации;
порядок инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;
порядок инвентаризации расчетов;
технологию определения реального состояния расчетов;
порядок выявления задолженности, нереальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета;
порядок инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98)
уметь:
определять цели и периодичность проведения инвентаризации;
руководствоваться нормативными документами, регулирующими порядок проведения инвентаризации имущества;
пользоваться специальной терминологией при проведении инвентаризации имущества;
давать характеристику имущества организации;
готовить регистры аналитического учета по местам хранения имущества и передавать их лицам, ответственным за подготовительный этап, для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;
составлять инвентаризационные описи;
проводить физический подсчет имущества;
составлять сличительные ведомости и устанавливать соответствие данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;
выполнять работу по инвентаризации основных средств и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
выполнять работу по инвентаризации нематериальных активов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
выполнять работу по инвентаризации и переоценке материально-производственных запасов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
формировать бухгалтерские проводки по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
формировать бухгалтерские проводки по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения;
составлять акт по результатам инвентаризации;
проводить выверку финансовых обязательств;
участвовать в инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;
проводить инвентаризацию расчетов;
определять реальное состояние расчетов;
выявлять задолженность, нереальную для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета;
проводить инвентаризацию недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98).
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения
дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучаемых следующих общих (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
Таблица 1
№ п/п | Индекс компетенции | Содержание компетенции (согласно ФГОС) |
Общие компетенции | ||
ОК-1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | |
ОК-2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | |
ОК-3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | |
ОК -4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития. | |
ОК -5 | Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. | |
ОК-6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | |
ОК-7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды(подчиненных), результат выполнения заданий | |
ОК-8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием. Осознанно планировать повышение квалификации. | |
ОК-9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности | |
ОК-10 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) | |
Профессиональные компетенции | ||
ПК-2.2 | Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета | |
ПК -2.3 | Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации | |
ПК-2.4 | Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации |
ВЫБОР ЗАДАНИЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Выполнение домашней контрольной работы по дисциплине – важный этап самоподготовки студента.
Приступить к ее выполнению рекомендуется после изучения всех разделов курса.
Контрольная работа выполняется студентами-заочниками в сроки, установленные учебным планом и графиком.
Контрольная работа составлена в 100 вариантах. Каждый вариант контрольной работы включает 3 задания: 1 теоретический вопрос и две задачи.
Выбор варианта контрольной работы производится по таблице в зависимости от двух последних цифр номера зачетной книжки студента-заочника. Обучающиеся должны быть внимательными при определении варианта. Работа, выполненная не по своему варианту, возвращается студенту без проверки и зачета.
В таблице по вертикали «А» размещены цифры от 0 до 9, каждая из которых обозначает предпоследнюю цифру номера личного дела студента. По горизонтали «Б» также размещены цифры от 0 до 9, каждая из которых – последняя цифра номера личного дела студента. Пересечение вертикальной и горизонтальной линий определяет клетку с номерами вопросов и задач контрольной работы.
Ответы на теоретические вопросы должны быть по существу поставленных вопросов и отражать знания, полученные при изучении нормативных актов, литературы, а также конкретными, краткими, изложенными грамотно и логично, подкреплены примерами возможных нарушений в деятельности организации. Текст должен содержать ссылки на нормативные акты (при необходимости). Решение задач должно подтверждать приобретение студентами необходимых навыков при решении конкретных практических ситуаций. Изучая нормативные акты, следует проверить, действуют ли они на текущий момент, по необходимости внести изменения, дополнения, используя материалы библиотек, ресурсы-интернет. Желательно в ответах на вопросы приводить в качестве примера конкретные практические ситуации (из опыта работы).
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа выполняется в тетради, страницы которой нумеруются. На каждой странице тетради следует оставлять поля шириной 4-5 см, а для рецензии (заключения) преподавателя – 2-3 свободные от текста страницы в конце тетради (вложенные листы должны быть закреплены).
В связи с достаточно активным использованием студентами персональным компьютеров разрешается выполнять контрольную работу в печатном виде, однако ее оформление также должно соответствовать существующим стандартам.
Печатный вариант оформляется на листах белой бумаги формата А4.
Каждый лист работы должен иметь поля: 20 мм – верхнее, нижнее, 30 мм – левое; 10 мм - правое.
Текст работ должен быть грамматически связным, оформленным в соответствии с официально-деловым стилем. Текст работ печатается через 1,5 межстрочный интервал. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14 пт.
Нумерация страниц работы должна быть сквозной, по центру вверху страницы. Первой страницей считается титульный лист. На титульном листе номер страницы не ставится, но он входит в общее число страниц работы.
Оформление титульного листа см. в Приложении.
Каждый новый абзац начинается с красной строки с отступом 1,5 см. Выравнивание текста – по ширине.
Текст работы делят на структурные элементы: разделы, подразделы, пункты, подпункты. При делении текста работы на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную логическую единицу. Заголовки разделов печатают, отделяя пробелом от номера (если номер предусмотрен), прописными буквами и без выделения, не приводя точку в конце и не подчеркивая, по центру без отступа первой строки. Заголовки подразделов оформляются строчными буквами (кроме первой прописной) без выделения, с новой строки с абзацного отступа. Между заголовком раздела и подраздела, а также между подзаголовком и текстом оставляется пустая строка. Многострочные заголовки пишутся через одинарный интервал. Перенос слов в заголовках не допускается, предлоги и союзы в многострочном заголовке нельзя оставлять в предыдущей строке. В конце заголовка точка не ставится. Не допускается разделение длинных заголовков на разные страницы, отделение заголовка от основного текста. После заголовка в конце страницы должна размещаться как минимум одна строка текста. Между текстом раздела и заголовком следующего раздела необходимо оставить одну строку.
Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки работы, а также в результате проверки допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой корректирующей жидкостью (корректирующим карандашом), с последующим нанесением на том же месте исправлений, близких к компьютерному формату, шариковой или гелиевой ручками черного цвета. Повреждения листов в работе, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста не допускаются.
Согласно требованиям ГОСТ цифровой материал работы оформляется в виде таблиц. Шрифт таблиц допускается уменьшать до 10 пт. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, но не далее следующей страницы. Таблицы нумеруют арабскими цифрами в пределах работы. Слово «Таблица» и ее номер помешают слева над таблицей, например «Таблица 1». На все таблицы в тексте документа должны быть ссылки. Таблица должна иметь заголовок, который следует выполнять строчными буквами (кроме первой прописной) и помещать над таблицей после слова «Таблица» и ее номера. Заголовок должен быть кратким и полностью отражать содержание таблицы. Если строки или графа таблицы выходят за формат страницы, таблицу делят на части, которые в зависимости от особенностей таблицы, переносят на другие листы или помещают на одном листе рядом или под первой частью, при этом в каждой части таблицы повторяют заголовки столбцов и, в зависимости от особенностей таблицы, строк. Слово «Таблица», ее номер и заголовок указывают один раз слева над первой частью таблицы. Над другими частями пишут слова, например, «Продолжение таблицы 2», а на последней странице – «Окончание таблицы 2». При необходимости нумерации показателей или других данных порядковые номера следует указывать в первой графе таблицы перед их наименованием. Если цифровые данные в графах таблицы выражены в различных единицах физических величин, их указывают в подзаголовке каждой графы. Если параметры, размещенные в таблице, выражены в одной и той же единице физической величины (например, в миллиметрах), то ее обозначение необходимо помещать над таблицей справа, а при делении таблицы на части – над каждой ее частью. Числовые значения величин в одной графе должны иметь, как правило, одинаковое количество десятичных знаков.
В элементе «Содержание» приводят порядковые номера (если таковые имеются) и заголовки разделов (при необходимости – подразделов, пунктов) данной работы и заголовки приложений. При этом после заголовка каждого из указанных структурных элементов ставят отточие, а затем приводят номер страницы, на которой начинается данный структурный элемент. Элемент «Содержание» размещают на второй странице работы. При этом слово «Содержание» записывают в верхней части этой страницы, посередине, прописными буквами, без выделения. Шрифт заголовков разделов, подразделов и т.д. в содержании должен быть аналогичен шрифту текста документа. (см Приложения)
Список используемых источников размещают на последней странице работы. Список используемых источников должен быть выполнен в соответствии с ГОСТ 7.1 -2003. Рекомендуется представлять единый список используемых источников к работе в целом. Список обязательно должен быть пронумерован. Каждый источник упоминается в списке один раз, вне зависимости от того, как часто на него делается ссылка в тексте работы. Наиболее удобным является алфавитное расположение материала. Произведения одного автора расставляются в списке по алфавиту заглавий. Официальные документы ставятся в начале списка в определенном порядке: Конституции; Законы; Указы Президента; Постановления Правительства; другие нормативные акты (письма, приказы и т.д.) (см. Приложения)
В конце работы приводится перечень информационных источников и ставится: дата выполнения контрольной работы и подпись обучающегося.
Записывая информационные источники, вначале указываются нормативные документы, далее основная, а за тем дополнительная литература, указывается фамилия, инициалы автора, издательство и год издания.
На каждую контрольную работу преподаватель дает письменное заключение (рецензию) и выставляет оценки «зачтено» или «не зачтено». Не зачтенная работа возвращается обучающемуся с подробной рецензией, содержащей рекомендации по устранению недостатков.
По получении проверенной контрольной работы обучающийся должен внимательно ознакомиться и исправлениями, и замечаниями на полях, прочитать заключение преподавателя, сделать работу над ошибками и повторить недостаточно усвоенный материал в соответствии с рекомендациями преподавателя.
Проверенные контрольные работы в обязательной порядке предъявляются экзаменатору, иначе обучающийся не допускается к промежуточной аттестации (дифференцированному зачету).
Таблица 1 - Варианты контрольной работы
Б А | Последняя цифра номера личного дела студента | ||||||||||
Предпоследняя цифра номера личного дела студента | |||||||||||