Учет: исторический аспект его развития

Содержание

Учет: исторический аспект его развития

Контрольные вопросы по теме

2. Сущность и содержание бухгалтерского учета

Контрольные вопросы по теме

Балансовое обобщение бухгалтерской информации

Контрольные вопросы по теме

Бухгалтерские счета и двойная запись

Контрольные вопросы по теме

Стоимостное измерение и принципы учета основных

Хозяйственных процессов

Контрольные вопросы по теме

Документация и регистрация фактов хозяйственной деятельности. Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета

Контрольные вопросы по теме

Учетные регистры и формы бухгалтерского учета

Контрольные вопросы по теме

Учетная политика и организация бухгалтерского учета

В организации

Контрольные вопросы по теме

Список литературы

Глоссарий

Учет: исторический аспект его развития

Состояние учета в эпоху Средневековья

Формирование учета в эпоху Средневековья началось с развития разных видов инвентаризации. Классическим примером инвентаризации можно считать капитулярий Карла Великого, который датируется концом VIII– началом IX века. В нем содержится инструкция управляющим поместья о том, как вести сельскохозяйственный учет. Среди прочего в капитулярии указано на необходимость раз в год, к Рождеству, представлять отчет о доходах, установлен порядок передачи денег собственнику, предписано вести учет расходов двух видов: затрат собственника и затрат хозяйства. Отношения между плательщиками и покупателями в средние века оформлялись с помощью бирки – дощечки, на которой делались зарубки, соответствовавшие определенной величине платежа.

Налоговые проблемы того времени были связаны с проблемами правовыми. Для их решения потребовалось вновь вернуться к римскому праву. Вслед за этим стало формироваться торговое (хозяйственное) право средневековья. Развитие хозяйственной деятельности стимулировало и развитие определенных форм контроля учетной информации. Так появились аудиторы. Это произошло в Англии в конце XIII в.

В Средневековье формируются две основные парадигмы учета камеральная и простая бухгалтерия. Первая исходила из того, что основным объектом учета выступают касса, ее ожидаемые поступления и также выплаты из нее. Таким образом, здесь дохо­ды и расходы были заданы. Вторая предполагала учет имущества, включая кассу, а доходы и расходы становились для бухгалтера искомыми. Но, так или иначе, рост товарного хозяйства выдвигал на первое место учет денежной наличности и денежных обя­зательств (векселей, чеков). Господствующей в Европе была простая бухгалтерия. Простая бухгалтерия существовала в учете купцов в виде хроноло­гической записи текущих оборотов в записных книжках. И отсюда следует важный вывод: в те времена учет и частная жизнь не разделялись и составляли единое, часто нераз­рывное, целое.

Типы балансовых изменений

Ежедневно в организациях совершается множество хозяйственных операций, которые влияют на величину хозяйственных средств и источников их образования. Поскольку баланс отражает состояние средств, то каждая операция вызывает его изменения. В зависимости от влияния на баланс все хозяйственные операции принято делить на четыре типа: первый тип – изменение статей актива, второй – статей пассива баланса, третий – изменение статей актива и пассива баланса в сторону увеличения, четвертый – в сторону уменьшения.

Операции, при которых валюта баланса не изменяется, называются пермутациями, а те, при которых увеличивается или уменьшается, - модификациями. Пермутации подразделяются на активные и пассивные, модификации – на положительные и отрицательные.

Первый тип хозяйственных операций вызывает изменения только в активе баланса: одна статья в активе увеличивается, а другая уменьшается на одну и ту же сумму.

Таким образом, хозяйственные операции первого типа вызывают изменение только в активе баланса, общий итог (валюта) баланса не меняется.

Первый тип балансовых изменений можно записать уравнением.

А + Х – Х = П,

где, А – актив;

П – пассив;

Х – изменение средств под влиянием хозяйственных операций.

К этому типу можно отнести операции по поступлению денежных средств на расчетный счет из кассы организации или от дебиторов, выдаче денег из кассы подотчетным лицам, возврату неизрасходованных сумм подотчетным лицом в кассу, отпуску материалов со склада в производство, поступлению из производства готовой продукции на склад и др.

Второй тип хозяйственных операций вызывает изменения только в пассиве баланса: одна его статья увеличивается, а другая уменьшается на одну и ту же сумму.

Таким образом, хозяйственные операции второго типа ведут к изменениям только в пассиве баланса. Общий итог баланса не меняется.

Второй тип балансовых изменений можно записать уравнением.

А = П + Х - Х

К этому типу относятся операции по погашению задолженности поставщику за счет полученного кредита в банке, удержанию налогов на доходы из заработной платы рабочих и служащих, использованию прибыли на создание фондов специального назначения и др.

Третий тип хозяйственных операций вызывает изменения в активе и пассиве баланса одновременно в сторону увеличения на одинаковую сумму. Они вызывают увеличение статьи и в активе, и в пассиве баланса, итоги актива и пассива возрастают, но равенство между ними сохраняется. Происходит увеличение хозяйственных средств и их источников.

Этот тип балансовых изменений отражается уравнением.

А + Х = П + Х

К этому типу можно отнести хозяйственные операции, связанные с поступлением основных средств, начислением заработной платы рабочим и служащим за изготовление продукции, поступлением материалов от поставщиков и др.

Четвертый тип хозяйственных операций вызывает изменения в активе и пассиве баланса одновременно в сторону уменьшения. Все операции этого типа вызывают уменьшение и в активе, и в пассиве баланса. Итоги актива и пассива баланса уменьшаются на равную величину. Равенство между ними сохраняется.

Этот тип балансовых изменений возможно отразить уравнением.

А - Х = П – Х

Баланс имеет немаловажное значение для руководства и управления организацией. Он отражает состояние средств в обобщенной их совокупности на определенный момент времени, раскрывает структуру средств и их источников в разрезе видов и групп, удельный вес каждой группы, взаимосвязь и взаимозависимость между ними. Данные баланса используют для определения важнейших показателей, характеризующих деятельность организации и ее финансовое состояние. По данным баланса выявляются недостатки в работе и финансовом состоянии, а также их причины. С помощью баланса можно разработать мероприятиях по их устранению.

Данные бухгалтерского баланса дают возможность контролировать правильность использования средств целевого назначения.

Благодаря сжатой и компактной форме баланс является весьма удобным документом. Он дает законченное и цельное представление не только об имущественном состоянии организации на определенную дату, но и о тех изменениях, которые произошли за тот или иной период времени. Последнее достигается сравнением балансов за ряд отчетных периодов.

Виды бухгалтерских балансов

Бухгалтерские балансы, используемые в практической деятель­ности организации, классифицируются по различным признакам: по времени составления; способу «очистки»; источникам составления; объему информации; формату представления.

По времени составления балансы подразделяются на:

ü вступитель­ные;

ü текущие;

ü ликвидационные;

ü разделительные;

ü объединительные.

Вступительный баланс составляется при создании организации на дату ее государственной регистрации.

Текущие балансы составляются периодически и включают началь­ные, промежуточные и заключительные балансы. Начальный баланс составляется на начало, заключительный – на конец отчетного года. В течение года на основе сведений текущего учета формируются про­межуточные балансы.

При ликвидации организации составляются ликвидационные балансы. При разделении организации формируется разделительный баланс, при слиянии нескольких организаций – объединительный баланс.

По способу «очистки» балансы подразделяются на балансы-брутто и балансы-нетто.

Баланс-брутто включает регулирующие статьи, такие как амор­тизационные отчисления, оценочные резервы и др.

Баланс-нетто не содержит регулирующих статей.

По источникам составления балансы подразделяются на инвен­тарные, книжные и генеральные.

Инвентарные балансы составляются на основе сведений инвента­ризации при создании организации или изменении ее организацион­но-правовой формы.

Книжные балансы составляют на основе сведений бухгалтерского учета (книжных записей) без проведения инвентаризации.

Генеральные балансы составляются на основе сведений бухгалтер­ского учета, подтвержденных результатами инвентаризации.

По объему информации балансы подразделяются на единичные и консолидированные.

Единичный баланс отражает деятельность одной организации, консолидированный баланс представляет собой объединение балансов организаций — юридических лиц, взаимосвязанных в экономическом и финансовом отношении.

По формату представления балансы классифицируются на вер­тикальные и горизонтальные.

Если валюта баланса соответствует чистым активам, то форма представления баланса вертикальная, если валюту баланса составляют суммарные активы, то баланс имеет горизонтальную форму.

Контрольные вопросы по теме

1. В чем сущность балансового обобщения?

2. Каковы строение и содержание актива бухгалтерского баланса?

3. Каковы строение и содержание пассива бухгалтерского баланса?

4. Назовите типы балансовых изменений.

5. Что такое активные и пассивные пермутации?

6. Что такое положительные и отрицательные модификации?

7. Приведите классификацию бухгалтерских балансов по времени
составления.

8. Приведите классификацию бухгалтерских балансов по объему информации.

9. Приведите классификацию бухгалтерских балансов по источникам составления.

4. Бухгалтерские счета и двойная запись

План счетов бухгалтерского учета

Планом счетов называют систематизированный по установлен­ным принципам перечень синтетических счетов бухгалтерского учета. В настоящее время используется План счетов, утвержденный приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н. Действующий План сче­тов является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреж­дений) независимо от организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи. Синтетические счета имеют номера от 01 до 99 и разбиты на 8 разделов, в каждом из которых имеются свободные номера на случай дополнительного введения синтетических счетов.

Раздел I. Внеоборотные активы (01–09).

Раздел II. Производственные запасы (10–19).

Раздел III. Затраты на производство (20–39).

Раздел IV. Готовая продукция и товары (40–49).

Раздел V. Денежные средства (50–59).

Раздел VI. Расчеты (60–79).

Раздел VII. Капитал (80–89).

Раздел VIII. Финансовые результаты (90–99).

В самостоятельном разделе Плана счетов представлены забалан­совые счета (001–011), предназначенные для обобщения информации о наличии и движении ценностей, временно находящихся в пользова­нии или распоряжении организации (арендованных основных средств, материальных ценностей на ответственном хранении, в переработке и др.), а также для контроля за отдельными хозяйственными опера­циями. Бухгалтерский учет этих объектов ведется по простой системе.

В Инструкции по применению Плана счетов дана характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов, а также типо­вая корреспонденция счетов. В случае возникновения фактов хозяй­ственной деятельности или совершения операций, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация дополня­ет ее, соблюдая единые подходы, установленные Инструкцией по при­менению Плана счетов.

На основании Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению организация утверждает рабочий план счетов бух­галтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и ана­литических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

Для учета специфических операций организация может вводить в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свобод­ные номера счетов.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, организация исполь­зует исходя из требований управления. Перечень субсчетов может дополняться, уточняться в целях детализации учета, усиления контро­ля и составления отчетности.

Порядок ведения аналитического учета организация устанавли­вает на основании Инструкции по применению плана счетов, а также документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Контрольные вопросы по теме

1. Дайте определение бухгалтерского счета.

2. Дайте определение активного счета.

3. Дайте определение пассивного счета.

4. Каковы сущность и значение двойной записи?

5. Что такое синтетический учет?

6. Что такое аналитический учет?

7. Что такое субсчета и для чего их применяют?

8. Как происходит обобщение данных текущего бухгалтерского учета?

9. Как осуществляется взаимосвязь счетов и бухгалтерского баланса?

10. Как построены оборотные ведомости?

11. Что такое бухгалтерская процедура?

12. Каково значение Плана счетов бухгалтерского учета.

5. Стоимостное измерение и принципы учета

основных хозяйственных процессов

Оценка и калькуляция

Оценка имущества представляет собой способ выражения в бухгалтерском балансе учета и отчетности отдельных видов имущества и источников его образования в денежном измерителе. При оценке имущества предприятия, его обязательств и хозяйственных операций следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету и отчетности "Учетная политика предприятия”, ФЗ “О бухгалтерском учете” и Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. От правильности оценки объектов бухгалтерского учета зависит реальность данных, на основании которых составляется бухгалтерская отчетность и определяется финансовый результат деятельности предприятия.

Оценка имущества предприятия, обязательств, хозяйственного процесса ведется в валюте действующей на территории страны, то есть в рублях. Если они выражены в иностранной валюте, то параллельно осуществляется ее пересчет в рубли (по курсу ЦБ на дату совершения операции).

Способы оценки:

1) Первоначальная стоимость – это затраты на сооружение, приобретение, установление основных средств.

2) Восстановительная стоимость – стоимость воспроизводства ранее созданных основных средств в современных условиях, то есть с учетом достигнутого уровня развития производительных сил, достижений научно-технического прогресса и уровня производительности труда.

3) Остаточная стоимость определяется вычитанием из первоначальной или восстановительной стоимости суммы износа (амортизации).

4) Твердая учетная цена – цена приобретения (договорная цена поставщика) или плановая себестоимость приобретения.

Объектами учета, подлежащими оценке, являются:

1. Нематериальные активы. В текущем учете отражаются по первоначальной и/или восстановительной стоимости. В балансе отражаются по остаточной стоимости (04 – 05).

2. Основные средства наряду с первоначальной стоимостью учитываются по остаточной и восстановительной стоимости. Перевод первоначальной в восстановительную происходит в результате переоценки. Переоценка основных средств связана с инфляционными процессами и направлена на приближение первоначальной оценки к реальной. В текущем учете основные средства отражаются по первоначальной стоимости или по восстановительной (если была переоценка). В балансе основные средства отражаются по остаточной стоимости (02 – 01).

3. Материалы. В синтетическом учете и отчетности отражаются по их фактической себестоимости. Однако в текущем учете оценка материальных ценностей по фактической себестоимости затруднена, т.к. полную информацию для ее исчисления можно получить только после отражения на счетах бухгалтерского учета большинства хозяйственных операций. Фактическую себестоимость материальных ценностей можно определить только по окончании месяца, а текущий учет нужно вести ежедневно. Поэтому в текущем учете материальные ценности отражаются по твердым учетным ценам: по плановой себестоимости приобретения, договорным ценам поставщика и т.п. В конце месяца учетные цены доводят до фактической себестоимости:

1) если текущий учет ведется по ценам приобретения (договорные, оптовые, розничные), то фактическая себестоимость равна сумме цен приобретения и транспортно-заготовительных расходов (ТЗР);

2) если текущий учет ведется по плановой себестоимости, то фактическая себестоимость определяется как сумма плановой себестоимости и отклонения фактической себестоимости от плановой.

4. Готовая продукция отражается в балансе по фактической себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, материалов, энергии, трудовых ресурсов и т.д.

5. Товары в балансе отражаются по розничным или продажным ценам.

6. Краткосрочные и долгосрочные финансовые вложения отражаются в суммах, вытекающих из содержания хозяйственных операций и подтвержденных первичными документами.

В РФ существуют три метода оценки запасов материальных ресурсов при списании их в производство:

1. Метод ФИФО (first-in-first-out) – это оценка материальных ресурсов по их первоначальной стоимости. Применяется такое правило: "первая партия на приход – первая в расход", то есть сначала списываются в расход материалы по цене первой закупленной партии, затем второй, третьей и т.д.

2. Метод средней себестоимости.

3. По себестоимости каждой единицы;

С 1 января 2008 года метод оценки запасов по себестоимости последних по времени приобретения матери­ально-производственных запасов (метод ЛИФО) не применяется в практике официального финансового учета организаций.

Таким образом, в самом общем виде оценка есть способ выражения экономических событий в денежном измерителе.

Калькуляция представляет собой способ исчисления себестоимости продукции путем суммирования издержек (затрат) производства или обращения, относящихся к единице продукции. Вопросы калькулирования возникают перед бухгалтером на всех стадиях кругооборота хозяйственных средств: в процессе заготовления сырья и материалов, производства и реализации продукции.

В процессе исчисления себестоимости продукции необходимо исходить из четкого представления, что такое объект калькулирования и калькуляционная единица.

Объект калькулирования – это продукт производства (деталь, изделие, группы однородных изделий), то есть продукция разной степени готовности, виды работ или услуг.

Калькуляционная единица – это измеритель объекта калькулирования, обычно она совпадает с единицей измерения (кг, м, т, ц и т.д.).

Учет процесса производства

Процесс производства представляет собой совокупность операций по изготовлению продукции. Участие в производстве трех основных моментов – труда, предметов труда и средств труда – приводит к образованию у предприятия соответствующих расходов. Расходами предприятия на изготовление продукции являются:

· заработная плата, выплачиваемая рабочим;

· стоимость предметов труда, израсходованных на изготовление продукции;

· амортизация (уменьшение ценности имущества в результате износа) средств труда в производстве.

· Кроме того, предприятие несет расходы на обслуживание производства и управления. К ним относятся:

· заработная плата управленческого и обслуживающего персонала;

· стоимость предметов труда, расходуемых на общепроизводственные и общехозяйственные нужды (отопление и освещение помещений, содержание их в чистоте и т.п.);

· амортизация зданий и хозяйственного инвентаря цехов и офиса предприятия.

Общая сумма всех перечисленных расходов предприятия составляет себестоимость продукции. Себестоимость, складывающаяся в процессе производства, называется производственной.

Результатом расходов на производство является выпуск готовой продукции. Расходы на производство и выпуск продукции представляют собой две стороны производственного процесса, отражаемые в бухгалтерском учете. Основными задачами бухгалтерского учета на стадии производства являются:

1. Определение фактического объема производства. Для этого выявляется общее количество как всей произведенной продукции, так и продукции каждого вида. Объем конкретных видов продукции устанавливается в денежном и натуральном измерениях.

2. Исчисление фактической себестоимости продукции. С этой целью находят величину затрат предприятия на весь выпуск и каждый ее вид в отдельности, используя данные об отдельных расходах, включенных в себестоимость.

Для учета процесса производства в плане счетов бухгалтерского учета предусмотрены счета:

20 "Основное производство";

23 "Вспомогательные производства";

25 "Общепроизводственные расходы";

26 "Общехозяйственные расходы";

28 "Брак в производстве";

29 "Обслуживающие производства";

40 "Выпуск продукции";

97 “Расходы будущих периодов”;

96 "Резервы предстоящих расходов и платежей" и др.

Важнейшим из счетов, предназначенных для учета процесса производства, является калькуляционный счет 20 "Основное производство". В дебет данного счета в отчетном периоде на конкретные виды продукции списывают стоимость расходов в виде основных материалов, основной заработной платы производственных рабочих, затрат топлива на технологические цели и др. Это основные расходы. Они подлежат включению в себестоимость конкретных наименований продукции (работ, услуг) прямым путем. Себестоимость отдельных видов продукции определяется на основе показателей аналитических счетов, открываемых к счету 20 "Основное производство".

Отдельную группу расходов формируют расходы на обслуживание и управление основным и вспомогательным производством. Учет их ведется на двух собирательно-распределительных счетах 25 "Общепроиз-водственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы".

К счету 25 "Общепроизводственные расходы" открываются два субсчета: "Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования" и "Общепроизводственные расходы".

По дебету субсчета "Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования" собираются затраты в виде стоимости материалов на содержание машин и оборудования, оплаты труда (с начислениями) рабочих по их наладке, текущему обслуживанию и ремонту, услуг, полученных со стороны и от своих вспомогательных цехов, на содержание оборудования и рабочих мест (пара, сжатого воздуха, электроэнергии), износ инструментов, амортизация оборудования и внутрицехового транспорта.

По дебету субсчета "Общепроизводственные расходы" учитываются расходы, имеющие отношение к управлению структурными подразделениями предприятия (цехов, участков и др.) В частности, сюда относятся стоимость отпущенных товарно-материальных ценностей на содержание зданий, сооружение цехового назначения, расходы по оплате труда (с начислениями) рабочих цеха, по охране труда и технике безопасности, уборщиц, персонала цеха (менеджеров) и другие расходы.

По дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы" собираются аналогичные расходы, но по характеру общезаводского назначения: стоимость материалов на содержание зданий и сооружений, заводоуправления, заводских лабораторий, расходы на оплату труда (с начислениями) персонала заводоуправления, расходы на административно-хозяйственные нужды (почтово-канцелярские, телефонные и иные расходы).

Список литературы

Нормативная литература

1. Федеральный закон от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском
учете»

2. Гражданский кодекс РФ. М.: Гном-Пресс, 2013.

3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетнос­ти в Российской Федерации (в ред. приказов Минфина РФ от 30.12.1999.
№ 107н, от 24.03.2000. № 31н ).

4. Налог на прибыль организаций. Глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Федеральный закон от 6.07.2001. № 19540-3. М.: «Проспект»,
2013.

5. Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ)

6. План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению. М.:
Информационное агентство ИПБ - БИНФА, 2012.

7. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Одоб­рена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве
финансов РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 19 декабря 1997г. // Финансовая газета ЭКСПО. 1998. №3.

Глоссарий

Администрация организации– это совет директоров, высший управленческий персонал, менеджеры, руководители и специалисты подразделений.

Активы– это ресурсы организации, находящиеся в ее собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Аналитический учет– детализированное отражение объектов бухгалтерского учета на аналитических счетах.

Бухгалтерский баланс рассматривается как способ обобщения и группировки активов и обязательств организации на определенную дату и используется для контроля за наличием и структурой активов и обязательств организации, анализа финансового состояния и плате­жеспособности организации.

Бухгалтерская запись (проводка) – указание дебетуемого и кредитуемого счетов и суммы отражаемой хозяйственной операции.

Бухгалтерские книги – сброшюрованные листы бумаги с соответствующим графлением, которые нумеруются, указывается их общее количество, подтвер­ждается все подписью бухгалтера.

Бухгалтерская отчетность как элемент метода бухгалтерского учета является завершающим этапом учетного процесса. В отчетности детально в специальных формах рассматриваются различные аспекты хозяйственной деятельности организаций путем отражения состояния и движения всех видов активов, капитала и обязательств.

Бухгалтерская процедура –последовательность выполнения действий по наблюдению, регистрации, группировке и обобщению фактов хозяйственной деятель­ности организации.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, доходах и расходах организации и их изме­нении, формирующуюся путем сплошного, непрерывного и докумен­тального отражения всех фактов хозяйственной деятельности (хозяй­ственных операций).

Внеоборотные активы– нематериальные активы, основные средства, долгосрочные финансовые вложения и др.

Главная книга– совокупность счетов бухгалтерского учета, учетный регистр, в котором систематизируются факты хозяйственной деятельности (хозяйственные операции) организации.

Группировка– подбор однородных документов, который позволяет де­лать записи данных общими итогами. На основании такой группировки со­ставляют сводные документы.

Двойная запись – способ взаимосвязанного отражения явлений, вызываемых хозяйственной операцией, на двух счетах бухгалтерского учета, в одинаковых суммах – на дебете одного счета и кредиту другого.

Дебиторская задолженность– долги покупателей, заказ­чиков за реализованную продукцию, работы, услуги, а также задолжен­ность учредителей по вкладам в уставный капитал и задолженность прочих дебиторов (переплата налогов в бюджет, государственные вне­бюджетные фонды, подотчетных лиц, работников организации по пре­доставленным займам и возмещению материального ущерба).

Денежные измерители используются для обобщенного отражения объектов учета в единой денежной оценке. Необходимо отметить, что отдельные виды имущества и обязательств не подлежат оценке в нату­ральных и трудовых измерителях, например, денежные средства, деби­торская и кредиторская задолженность, капитал, кредиты и займы.

Денежные средства– наличные деньги в кассе, сво­бодные денежные средства на расчетном, валютном, специальных сче­тах в банках.

Диграфическая (двойная) бухгалтерия– в перечень счетов простой бухгалтерии вводятся счета собственных средств. Все факты хозяйственной жизни отражаются дважды в денежном измерении, что придает двойной записи символический характер.

Добавочный капиталформируется в процессе хозяйственной дея­тельности организации и включает прирост стоимости внеоборот­ных активов в результате их переоценки, эмиссионный доход, курсовые разницы, связанные с формированием уставного капитала органи­зации.

Документирование – способ первичного контроля и наблюде­ния за хозяйственными операциями. Ни одна запись в бухгалтерском учете не может быть сделана без соответствующего ее оформления документом.

Документооборот – путь, который проходит документ от момента создания (составления) до сдачи на хранение в архив.

Долгосрочные финансовые вложениявключают инвестиции орга­низаций в ценные бумаги организаций, в уставный (складочный) капи­тал других организаций, а также предоставленные другим организациям займы сроком обращения свыше 12 месяцев.

Доходамиорганизации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации, за исключением вкладов участников (собствен­ников имущества).

Инвентаризация, т.е. сверка фактического наличия активов и обязательств с их учетными данными и необходима для выявления расхождений и установле­ния реальности учетных показателей.

Калькулирование– расчет себестоимости изготовляемой продук­ции, выполняемых работ и оказываемых услуг, а также приобретаемых предметов труда.

Капитал представляет собой вложения собственников и прибыль, накопленную за все время деятельности организации. При определе­нии финансового положения организации величина капитала рассчи­тывается как разница между активами и обязательствами.

Карточки – отдельные листы в виде таблиц определенных стандартных раз­меров, что позволяет хранить их вместе в картотеке по группам.

Компьютерные распечатки – учетный регистр в виде широкой полосы бума­ги, который печатается на ПК.

Контировка – определение и запись корреспондирующих счетов по каж­дой хозяйственно операции, отраженной в документе.

Корреспонденция счетов– это двойная запись, которая приводит к взаимосвязи счетов.

Краткосрочные финансовые вложениявключают инвестиции орга­низаций в ценные бумаги организаций, в уставный (складочный) капи­тал других организаций, а также предоставленные другим организациям займы сроком обращения до 12 месяцев.

Кредиторская задолженностьвключает долги поставщикам и подрядчикам за поступившие материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги, начисленные, но не выплаченные суммы оплаты труда, дивидендов, процентов по облигациям, задолженность по отчислениям на государственное социальное страхование, пенсион­ное обеспечение, медицинское страхование, перед бюджетом по налогам, сборам и другие долги.

Материально-производственные запасы–это активы, использу­емые в качестве сырья, материалов при производстве продукции, выпол­нении работ, оказании услуг, предназначенные для продажи, а также используемые для управленческих нужд организации.

Натуральные измерители соответствуют физическим свойствам предметов, они используются для отражения и характеристики одно­родных объектов в натуральном выражении и для контроля за их изме­рением. Натуральными измерителями могут быть единицы веса (кило­граммы, тонны), объема (литры), длины (метры), счета (штуки), площади (гектары) и пр.

Нематериальные активывключают объекты, не имеющие мате­риально-вещественной структуры, осуществляющие самостоятельные функции в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг либо предназначенные для управленческих нужд организации в тече­ние длительного времени, т.е. срока полезного использования свыше 12 месяцев. Такие активы приобретаются или создаются организацией не для продажи, а с целью получения экономической выгоды (дохода) в будущем.

Нераспределенная прибыльпредставляет собой чистую прибыль, которая может использоваться на выплату дивидендов учредителям организации, формирование резервного капитала и на другие цели.

Оборотные активывключают материально-производственные запасы, дебиторскую задолженность, денежные средства, краткосроч­ные финансовые вложения, расходы будущих периодов.

Объекты бухгалтерского учета – активы, капитал, обязательства, доходы, расходы и хозяйственные операции, осуществляемые органи­зацией в процессе ее деятельности.

Обязательствомпризнается задолженность организации (долж­ник) как результат определенного действия или бездействия по отно­шению к другому лицу (кредитор), в связи с чем возникает требование передать активы, выполнить работу, уплатить деньги, совершить иные действия в пользу этого лица по договору или в силу действия другой правовой нормы, а также обычаев делового оборота.

Основные средствасоставляют активы, используемые в процессе производства продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования продолжительностью свы­ше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, способные приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. Одним из условий включения активов в состав основ­ных средств является их приобретение не для продажи.

Оценка– способ денежного выражения (на основе натуральных и трудовых измерителей) объектов бухгалтерского учета.

Планом счетов называют систематизированный по установлен­ным принципам перечень синтетических счетов бухгалтерского учета.

Первичный документ представляет собой письменное свидетельство действительности совершения хозяйственной операции, подтверждает юриди­ческую силу и законность факта ее совершения.

Первичный учет представляет собой единый, повторяющийся во време­ни, организованный процесс сбора, измерения, регистрации, накопления и хра­нения учетной информации в целях ее использования для принятия обоснован­ных экономических решений.

Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная дея­тельность организации.

Производственным кооперативом (артелью) признается добро­вольное объединен

Наши рекомендации