Учетная политика предприятия

Учетная политика - это свод правил и порядка учета, заготовления и приобретения материальных ценностей и их оценки, учета затрат на производство и калькулирования себестоимости, критерия отнесения предмета к основным средствам и МБП и др.

Термин «учетная политика» вошел в употребление в результате вольного перевода терминологии международных стандартов (accounting policy).

Учет производственных запасов.

В настоящее время может использоваться один из следующих методов оценки запасов:

1) по средней себестоимости;

2) по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО);

3) по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО);

4) по фактической себестоимости.

В настоящее время на большинстве предприятий существует принцип отражения запасов по фактической себестоимости. В состав фактической себестоимости включаются: себестоимость приобретения материальных ресурсов без НДС, транспортно-заготовительные расходы, комиссионные вознаграждения снабженческим организациям, таможенные пошлины, оплата услуг сторонним организациям по транспортировке, доставке и хранению материальных ресурсов.

ФИФО - это метод оценки материальных ценностей, исходя из себестоимости первых по времени закупленных партий материалов. При этом методе применяется правило: первая партия - на приход, первая - в расход, т.е. расход материальных ценностей оценивается по стоимости их приобретения в определенной последовательности: сначала списываются в расход материалы по цене первой партии, затем - второй, третьей и т.д.

ЛИФО - метод оценки материальных ценностей по восстановительной стоимости (или по текущим ценам), исходя из правила «последняя партия - на приход, первая - в расход». Материальные ценности оцениваются по стоимости последнего приобретения, затем предыдущего и т.д., хотя фактическое движения на складе может быть иным.

Учет нематериальных активов.

К нематериальным активам относятся хозяйственные средства, которые удовлетворяют четырем критериям:

1) отсутствие материально-вещественной структуры;

2) длительность использования (аналогично сроку использования основных средств);

3) способность приносить прибыль предприятию;

4) высокая степень неопределенности размеров прибыли, которую приносит использование данного объекта.

Например, к нематериальным активам могут быть отнесены приобретенные предприятием:

1) интеллектуальная собственность;

2) права пользования природными ресурсами, земельными участками;

3) патенты, лицензии, ноу-хау, программные продукты;

4) монопольные права и привилегии (включая лицензии на определенные виды деятельности);

5) торговые марки, товарные знаки.

В особую группу неплатежеспособных активов выделяются организационные расходы. В эту группу включаются:

1) плата за государственную регистрацию предприятия;

2) расходы на услуги консультантов;

3) рекламные мероприятия;

4) подготовка документации.

Аналитический учет по нематериальным активам ведется по их видам и отдельным объектам.

Нематериальные активы могут приниматься в виде вклада в уставный капитал. При этом стоимость нематериальных активов определяется по договоренности сторон и оформляется протоколом.

Нематериальные активы могут быть получены безвозмездно от других физических и юридических лиц в этом случае их стоимость определяется экспертно. При безвозмездной передаче передающая сторона уплачивает НДС, а принимающая сторона на сумму безвозмездно полученных нематериальных активов увеличивает налогооблагаемую базу по прибыли, т.е. уплачивает с суммы нематериальных активов налог на прибыль.

Нематериальные активы, приобретаемые за плату и изготавливаемые на самом предприятии относятся к долгосрочным инвестициям.

Стоимость нематериальных активов погашается путем включения амортизационных отчислений в себестоимость продукции. Величина амортизационных отчислений по нематериальным активам определяется по нормам, устанавливаемым самим предприятием. Норма амортизации рассчитывается, исходя из первоначальной стоимости нематериальных активов и полезного срока их использования, но не более срока существования самого предприятия. Если невозможно заранее определить срок полезного использования, то норма использования устанавливается, исходя из срока в 10 лет.

По этому элементу учетной политики предприятие должно указать:

1) перечень всех объектов нематериальных активов, принятых на учет;

2) срок службы по каждому объекту нематериальных активов.

Учет ремонта основных средств.

Затраты на ремонт основных средств составляют значительную часть в издержках производства и обращения.

На себестоимость продукции можно относить расходы на все виды ремонтов основных фондов без ограничения их величины. По объему и характеру производимых работ ремонт делится на текущий и капитальный. Эти виды ремонта отличаются сложностью, объемами работ и сроками выполнения .

Ремонт основных средств может выполняться хозяйственным способом (т.е. силами самого предприятия) или подрядным способом, т.е. силами сторонних организаций.

Существует три схемы финансирования ремонта:

1) путем включения фактических затрат в себестоимость продукции по мере производства ремонта;

2) путем создания ремонтного фонда;

3) отнесение фактических затрат на ремонт на счет расходов будущих периодов с последующим равномерным списанием.

Выбор конкретной схемы осуществляется предприятием самостоятельно. Различие между указанными схемами заключается и в том, в каком учетной периоде происходит включение затрат на ремонт в себестоимость продукции.

По I схеме затраты включаются в себестоимость в том же периоде, в котором производится ремонт.

По II схеме - в период, предшествующий ремонту.

По III схеме - в период, следующий за производством ремонта.

Это вызывает важные последствия для предприятия с точки зрения формирования финансового результата.

Предприятие не должно в течение года изменять выбранную схему учета ремонта основных фондов. По данному элементу учетной политики предприятие должно указать: 1) способ учета ремонта основных фондов.

Учет арендованных основных средств.

Возможны два варианта учета арендованных основных средств. Выбор того или иного способа определяется фирмой арендных отношений, в которые вступает предприятие.

Формы арендных отношений различаются по срокам аренды и условиям, на которых она предоставляется.

По продолжительности аренду различают на:

1) долгосрочную (свыше 1-го года);

2) краткосрочную (до года).

При долгосрочной аренде объектов недвижимости должна быть проведена государственная регистрация этой сделки в Федеральной регистрационной службе.

По экономическим условиям аренду делят на текущую и финансовую.

При текущей аренде основные средства сдаются в наем арендатору на определенный срок с обязательным возвратом арендованного имущества. При этом права собственника остаются за арендодателем, а к арендатору переходит лишь право владения. Передача имущества в аренду оформляется договором аренды и приемно-сдаточным актом.

В договоре отражаются: срок аренды, величина арендной платы. Арендная плата включает в себя амортизационные отчисления, затраты на ремонт и часть прибыли.

Затраты на капитальные вложения и капитальный ремонт арендованных основных средств могут производиться как за счет арендодателя, так и за счет арендатора и регулируются договором аренды. Если капитальные вложения в арендованные основные средства производится за счет арендатора, то у арендодателя по окончании аренды производится дооценка основных средств. Если капитальные вложения в арендованные средства производятся за счет арендодателя, то на ту величину уменьшается сумма арендной платы.

При финансовой аренде основные средства передаются в аренду по оценке, согласованной между арендодателем и арендатором. По истечении срока аренды арендованное имущество может быть выкуплено или возвращено арендодателю в зависимости от условий договора. По данному элементу учетной политики предприятие должно указать:

- на каких условиях взяты в аренду основные средства;

- на каких условиях переданы в аренду основные средства.

Учет амортизационных отчислений.

В соответствии с положением о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам износ основных средств определяется ежемесячно, исходя из установленных норм амортизационных отчислений. По всем основным фондам начисление амортизации производится только в течение нормативного срока службы.

Амортизация не начисляется во время реконструкции, технического перевооружения основных фондов или поставке их на консервацию.

На время реконструкции или технического перевооружения срок службы основных фондов продлевается.

Начисление амортизации по основным фондам, вновь введенным в эксплуатацию, производится, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем их введения в эксплуатации. А по выбывшим основным фондам - прекращается первого числа месяца, следующего за месяцем выбытия.

Любые предприятия имеют право применять ускоренную амортизацию по активной части основных производственных фондов.

Способы группировки и списания затрат.

С точки зрения формирования себестоимости существует 2 способа учета затрат на производство. Традиционно применяемый в России и используемый в международной практике.

Традиционный вариант предусматривает разделение затрат на прямые и косвенные и определение полной себестоимости. Схема учета затрат, используемая в международной практике предусматривает разделение затрат на условно-постоянные и условно-переменные, предусматривает подсчет сокращенной себестоимости и списания условно-постоянных расходов на уменьшение финансовых результатов. Условно-переменные расходы связаны непосредственно с производственным процессом. Они включают: сырье, материалы, топливо, энергию на технологические цели работы и услуги сторонних организаций, оплату труда, обязательные отчисления на социальное страхование и обеспечение, производственные косвенные расходы.

Условно-постоянные расходы в части общих управленческих и хозяйственных затрат учитываются как общехозяйственные затраты, а в части сбытовых расходов - как коммерческие расходы. Условно-постоянные расходы в конце каждого отчетного периода полностью списываются на результат реализации продукции.

При традиционном отечественном способе учета затрат формируется полная себестоимость, как сумма всех производственных затрат. Следовательно, финансовый результат - это есть разница между выручкой и полной себестоимостью. При способе, применяемом в международной практике, финансовый результат - это разница между выручкой и сокращенной себестоимостью без общих управленческих и хозяйственных затрат и сбытовых расходов, т.е. фактически общие управленческие и хозяйственные затраты и сбытовые расходы компенсируются прибылью.

Из разницы в учете возникает и различия в определении оптимального объема производства.

В этом разделе учетной политики также должен быть определен способ распределения косвенных расходов. Крупные предприятия при обосновании этого пункта учетной политики могут пользоваться старыми отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции. Малые предприятия должны выбирать экономически обоснованную базу для распределения накладных расходов. Если предприятие осуществляет различные виды деятельности, по которым применяются разные ставки налога прибыль, то общепроизводственные расходы (содержание аппарата управления, охрана, содержание зданий, текущий ремонт, командировочные расходы распределяются пропорционально размеру выручки от каждого вида деятельности. Выбор способа распределения косвенных расходов самостоятельно определяется предприятием. По этому разделу учетной политики предприятие указывает: 1) способ группировки затрат на производство; 2) применяемый на предприятии способ распределения косвенных расходов между калькуляционными объектами.

Учет расходов будущих периодов.

К расходам будущих периодов относятся затраты:

1) связанные с подготовительными сезонными работами в сезонных отраслях;

2) расходы на освоение новых производств (пусковые и пуско-наладочные работы);

3) расходы на ремонт арендованных основных средств, если договором арены предусмотрены их покрытие за счет арендатора;

4) суммы арендной платы, уплаченные вперед.

Срок списания расходов будущих периодов по каждой позиции предприятия определяет самостоятельно. Обычно эти расходы списываются в течение 2-х лет, но могут быть ситуации, когда они списываются в течение 1 года или, наоборот, в течение более продолжительного периода. По данному элементу учетной политики предприятие указывает: 1) структуру расходов на будущих периодов; 2) сроки погашения расходов будущих периодов по каждой позиции.

Учет резервов на предстоящие расходы.

Предприятие может создавать резервы для равномерного включения предстоящих расходов и платежей в затраты на производство. Предприятие может образовывать следующие резервы:

1) для оплаты отпусков;

2) для выплаты вознаграждений по итогам года;

3) для выплаты вознаграждений за выслугу лет;

4) на ремонт основные средств: если ремонт производится неравномерно в течение года или производится за счет арендатора.

Могут быть образованы резервы и на другие цели, исходя из конкретных условий хозяйствования. Учет ведется по каждому виду резервов. Порядок определения суммы резервов и вида резервов предприятие определяет самостоятельно. По данному разделу учетной политики предприятие должно указывать виды создаваемых резервов.

Методы определения выручки от реализации.

Существует два варианта определения выручки от реализации:

1) выручка определяется по мере оплаты отгруженной продукции;

2) по мере отгрузки товаров и предъявлении покупателю расчетных документов.

Оба варианта предусматривают формирование данных о наличии и состоянии дебиторской задолженности. В первом случае дебиторская задолженность оценивается по фактической себестоимости без прибыли. Во втором - по ценам реализации, с прибылью. Отсюда величина прибыли предприятия за отчетный год будет больше, если учет выручки ведется вторым способом. Однако использование этого способа приводит к недостатку реальных финансовых ресурсов, т.к. признание продукции реализованной и объявленная прибыль не подтверждена фактически полученными денежными суммами. И одновременно объявление прибыли влечет за собой уплату налогов на прибыль, на добавленную стоимость ряда других платежей.

Если применяется I способ, то нарушается основной принцип учета: сопоставимости объема производства в денежном выражении и затрат на производство.

Значение выбранного метода возрастает при внешнеэкономических операциях.

По данному элементу учетной политики предприятие указывает: какой способ определения выручки применяется предприятием.

Учет резервов по сомнительным долгам.

Резервы по сомнительным долгам образуется за счет прибыли предприятия. Сумма резерва по сомнительным долгам определяется ежегодно. Резерв создается по результатам инвентаризации дебиторской задолженности предприятия. В результате инвентаризации выявляются суммы по сомнительным долгам, к которым относятся дебиторская задолженность, не погашенная в нормальные сроки и не обеспеченная юридически полноценными обязательствами или гарантиями. Сумма резерва определяется отдельно по каждому долгу в зависимости от платежеспособности должника, оценки вероятности погашения долга.

Если до конца года, следующего за годом создания резерва по сомнительным долгам, он не будет использован, сумма резерва присоединяется к прибыли этого года и включается в налогооблагаемую базу. По данному элементу учетной политики предприятия указывает сумму резерва по сомнительным долгам.

Наши рекомендации