Аудиторские процедуры по существу
Аудиторская процедура – это определенный порядок действий аудитора для получения необходимых результатов на конкретном участке аудита.
В осуществления аудиторских процедур, аудитор получает информацию, которую в дальнейшем использует для формирования мнения о достоверности показателей отчётности и правильности ведения учёта.
Одной из первых, следует провести процедуру, в ходе которой необходимо проанализировать учётную политику организации в части расчётов с покупателями и заказчиками.
Таблица 3.2.1 - Проверка учетной политики ООО «ХХХ» в части расчётов с покупателями и заказчиками
№ | Элемент учетной политики | Нормативная база | Допустимые варианты | Вариант закрепленный в учетной политике | Примечание |
Порядок организации бухгалтерского учета (в части расчетов с покупателями и заказчиками) | Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О бухгалтерском учете" | а) бухгалтерская служба; б) бухгалтер; в) специализированная организация по договору; г) руководитель | Специализированная организация по договору | Соответствует |
Продолжение таблицы 3.2.1
Формы первичных учетных документов | Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 29.03.2017) "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" | а) унифицированные формы; б) специализированные формы. | Не указано, по факту учет ведется в унифицированных формах | Не соответствует | |
Перечень лиц, имеющих право подписи в первичных учетных документах | Законодательно не установлен, формируется организацией самостоятельно. | Не закреплен | |||
График документооборота (в части учета расчетов с покупателями и заказчиками) | Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О бухгалтерском учете" | Формируется организацией самостоятельно. | Не закреплен | Не соответствует | |
Проведение инвентаризации расчётов с покупателями и заказчиками | Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 29.03.2017) "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" | Проводится обязательно в случае: - перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; - при реорганизации или ликвидации организации. | Не закреплен | Не соответствует | |
Проверка формы расчетов с покупателями и заказчиками | а) Положение ЦБ о правилах перевода денежных средств от 19.06.2012 б) Указание ЦБ РФ от 20.06.07 №1843-У (ред. от 28.04.2008) «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридических лиц или кассу индивидуального предпринимателя» | а) наличная форма расчетов до 100 000 руб.; б) безналичная форма расчётов | Не закреплен | Не соответствует |
В результате проверки положений учётной политики ООО «ХХХ» в части расчётов с покупателями и заказчиками, было установлено:
- бухгалтерский учет организации ведет бухгалтер компании аутсорсера, что является допустимым вариантом;
- перечень форм первичной документации, используемой организацией в ходе деятельности, не закреплен;
- не установлен перечень лиц, имеющих право подписи документации от имени организации;
- отсутствует график документооборота, который должен быть оформлен в качестве приложения к приказу об учётной политике организации;
- положение о порядке и сроках проведения инвентаризации также отсутствует;
- не установлены формы расчётов с покупателями и заказчиками.
На основании проверки учётной политики можно сделать вывод о том, что организация подвергает свою деятельность риску, особенно в части поддержания непрерывности её осуществления. Отсутствие графика проведения инвентаризации, лишает организацию возможности контролировать дебиторскую задолженность, а также вовремя выявлять просроченную задолженность. Учитывая тот факт, что в ООО «ХХХ» основным источником погашения кредиторской задолженности являются средства, полученные в результате погашения контрагентами дебиторской задолженности, организация нужная в срочной доработке учётной политики с формированием приложений.
Отсутствие установленных форм первичной документации при осуществлении расчётов, рабочего плана счетов, графика документооборота приводит к отсутствию контроля входящей и исходящей документацией. Утверждённый график документооборота должен способствовать четкой регламентации движения документов внутри организации от момента его создания (поступления) и до момента его сдачи в архив.
Отсутствие перечня лиц, имеющих право подписи от лица организации, ограничивает её функционирование, так как в таком случае юридическую силу будет иметь только тот документ, который подписан лично директором организации. При наличии множества входящей и исходящей документации, директор физически не сможет вовремя подписывать и утверждать каждый документ, что приведёт к замедлению деятельности.
Также не закреплены формы расчётов, которые организация использует при осуществлении расчётов с покупателями и заказчиками. Организации следует указать, какими формами расчётов она пользует, соблюдает ли она рекомендации ЦБ в части расчётов в наличной и безналичной форме.
В ходе проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками проверяется наличие договоров, подтверждающих оказание факт реализации и наличие дебиторской задолженности. Проверка наличия договоров является одной из основных составляющих проверки. Проводя аудит в ООО «ХХХ», наряду с наличием, нужно установить правильность оформления заключенных договоров, установить их соответствие требованиям действующего российского законодательства, а также выявить договоры, которые при несоответствии нормам законодательства могут быть признаны недействительными. Факт проверки договоров зафиксирован в рабочем документе аудитора «Проверка наличия договоров по совершенным операциям», который представлен в таблице 3.2.2
Таблица 3.2.2 Проверка наличия договоров по совершенным операциям ООО «ХХХ» с покупателями и заказчиками
№ | Наименование | Сумма | ПУД | Номер договора | Дата | Примечание |
ООО "ДНС Дельта-Новосибирск" | 2 990 719,36 | Реализация товаров и услуг № 1 от 12.01.2015 | Договор 13 от 13.11.2014 | 12.01.2015 | Количество и сумма к оплате тождественны | |
"Геркулес-Сибирь" ООО | 791 738,12 | Реализация товаров и услуг № 2 от 29.01.2015 | Договор №22/09/14 от 15.09.2014 | 29.01.2015 | Количество и сумма к оплате тождественны | |
ООО "ТРЭК" | 30 000,00 | Реализация товаров и услуг № 3 от 30.01.2015 | - | 30.01.2015 | Не был заключен |
В ходе проверки было выяснено, что с покупателем ОАО «ТРЭК» договор не заключался. Но после выяснения факта отсутствия договора было установлено, что ООО «ХХХ» при расчётах с данным покупателем не заключает договор и пользуется нормой, установленной ст. 433 ГК РФ, согласно которой подписанные обеими сторонами счёт и акт оказанных услуг заменяют составление договора. Письменная форма сделки считается соблюденной, если стороны в письменной форме соглашаются заключить сделку. Для этого, покупатель должен совершить акцепт, т.е. подписать документы и оплатить счёт. В связи с этим, отсутствие в данном случае договора не является нарушением законодательства.
Далее аудитор осуществляет проверку первичной документации по расчетам с покупателями и заказчиками. В ходе проверки нужно оценить качество первичной информации, на основе которой в учёте отражаются данные в учёте. Это необходимо по причине того, что большинство документации, поступающей из внешней среды организации, увеличивает неотъемлемый риск и риск средств контроля в ходе аудита. Данные процедуры отражаются в рабочих документах аудитора «Проверка первичной документации на наличие всех обязательных реквизитов, подписей и печатей» и «Проверка соответствия обязательных реквизитов первичной документации законодательным нормам».
Таблица 3.2.3 - Проверка первичной документации на наличие всех обязательных реквизитов, подписей и печатей
№ | Наименование | ПУД | Сумма | Расчёт аудитора | Примечание |
Реализация товаров ООО "РЛК" | С/ф №31 от 16.09.2015, т/н от 31 от 16.09.2015 | 2228223,35 | - | Все реквизиты и подписи присутствуют | |
Реализация СМР ООО "Геркулес-Сибирь" | КС-3, КС-2 №3 от 06.07.16 | 568070,80 | Все реквизиты и подписи присутствуют | ||
Реализация услуг ОАО "Мобильные ТелеСистемы" | С/ф №29 от 24.06.15, т/н № 13 от 24.06.15 | 115980,90 | - | Отсутствует подпись директора, уполномоченного лица на с/ф | |
Реализация СМР ООО "Путеец" | КС-3, КС-2 № 12 от 09.06.16 | 663000,00 | - | Все реквизиты и подписи присутствуют |
В ходе проверки первичной документации на наличие всех обязательных реквизитов, подписей и печатей и соответствия первичной документации действующему законодательству было выяснено, во всех случаях при расчётах используются унифицированные формы, в которых присутствуют все необходимые реквизиты. Исключением является счет-фактура № 29 от 24.06.2015 г. в которой отсутствует подпись уполномоченного лица или директора.
Стоит отметить, что с 2013-го года использование унифицированных форм, установленных Госкомстатом, не является обязательным, организации сами могут разрабатывать и утверждать первичную документацию, используемую в ходе осуществления деятельности. Однако документ должен содержать набор обязательных реквизитов.
Исходя из проведенной проверки первичной документации, ООО «ХХХ» следует проводить мониторинга выполнения порученных полномочий работников, закрепленных в инструкциях или приказах. В качестве рекомендации, организации стоит приобрести электронно-цифровую подпись, чтобы избежать того, что документ будет не подписан, также это ускорит документооборот и снимет часть полномочий с сотрудников.
На третьем этапе производится аудит дебиторской задолженности. На основе данных, полученных в ходе анализа данных аналитического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» была проверена правильность группировки дебиторской задолженности на краткосрочную и долгосрочную с выделением просроченной. Также нужно проверить, погашают ли вовремя покупатели и заказчики задолженность.
Для определения реальности задолженности необходима проверка результатов инвентаризации расчетов. Так как инвентаризация не проводилась, следует провести сплошную или выборочная инвентаризация расчетов. Реальность задолженности определяют проверкой документальной обоснованности остатков дебиторской задолженности. Суммы задолженности, неподтвержденные документами либо связанные с ошибками в оформлении первичных документов, относятся к неоправданной задолженности. Результат проверки необходимо отразить в рабочих документах аудитора «Проверка реальности дебиторской задолженности» и «Проверка сроков возникновения дебиторской задолженности и сроков её погашения».
Таблица 3.2.4 – Проверка реальности дебиторской задолженности покупателей ООО «ХХХ»
№ | Наименование покупателя (заказчика) | Договор/Счёт | Сальдо 62.1 | Соответствие расчётным документам, договору | Примечание |
ООО "Управление Механизации" | По счету №26 от 17.12.15 | - | |||
ООО "АЗУ" | Договор б/н от 20.09.15 | ||||
ООО "Гермес" | Договор №035-НП от 20.12.15 | - | Не отражен |
В ходе проверки реальности дебиторской задолженности было установлено, что задолженность, числящаяся на балансе организации, реальна и соответствует суммам, как в договоре, так и в учётных данных. Однако, задолженность ООО «Гермес» в размере 11800.00 рублей за выпаленные СМР н была отражена в учёте. Данный факт свидетельствует о том, что имеет место несвоевременной отражение в учёте первичной информации, при наличии в организации первичных документов. Данный факт объясняется тем, что бухгалтерский учёт ООО «ХХХ» ведет компания аутсорсер, что подразумевает более позднюю передачу документации в бухгалтерию, чем при случаях, что у организации имеется штатный бухгалтер.
Таблица 3.2.5 - Проверка сроков возникновения дебиторской задолженности и сроков её погашения
№ | Наименование покупателя (заказчика) | Возникновение деб.задолженности | Погашение дебиторской задолженности | Примечание | ||
Дата | сумма, руб. | Дата | сумма, руб. | |||
ООО "Управление Механизации" | 10.04.2015 | 15.04.2015 | - | |||
ООО "АЗУ" | 24.01.2015 | 25.12.2015 | Отсрочка |
В ходе проверки сроков оплаты погашения покупателями задолженности, было установлено, что ООО «АЗУ» не погасило задолженность за оказанные ему услуги. Однако, в ходе выяснения обстоятельств, было выяснено, что с данным покупателем ООО «ХХХ» договорилась о предоставлении отсрочки платежа до 24.01.2015 г., что зафиксировано в дополнительном соглашении №2 к договору поставки.
Также при проверке расчётов с покупателями и заказчиками проверяется правильность проводок, при отражении в учёте данных во возникновении и гашении задолженности покупателями. Результат проверки представлен в рабочем документе аудитора «Проверка привольности проводок при отражении расчётных операций с покупателями».
Таблица 3.2.6 - Проверка привольности проводок при отражении расчётных операций с покупателями
Период | Документ | Аналитика Дт | Аналитика Кт | Дебет | Кредит | Сумма операции |
Счет | Счет | |||||
12.01.2015 | Реализация товаров и услуг № 1 от 12.01.2015 Зачет аванса покупателя | ООО "ДНС Дельта-Новосибирск" Договор 13 от 13.11.2014 Поступление на расчетный счет № 84 от 14.11.2014 | ООО "ДНС Дельта-Новосибирск» Договор 13 от 13.11.2014 Реализация товаров и услуг № 1 от 12.01.2015 | 62.02 | 62.01 | 2 990 719,36 |
12.01.2015 | Реализация товаров и услуг №1 от 12.01.2015 Зачет аванса покупателя | ООО "ДНС Дельта-Новосибирск" Договор 13 от 13.11.2014 Поступление на рс № 98 от 24.12.2014 | ООО "ДНС Дельта-Новосибирск" Договор 13 от 13.11.2014 Реализация товаров и услуг №1 от 12.01.2015 | 62.02 | 62.01 | 400 000,00 |
12.01.2015 | Реализация товаров и услуг № 1 от 12.01.2015 | ООО "ДНС Дельта-Новосибирск" Договор 13 от 13.11.2014 Реализация товаров и услуг №1 от 12.01.2015 | Основная номенклатурная группа Строительно-монтажные работы | 62.01 | 90.01.1 | 2 032 851,06 |
22.01.2015 | Поступление на расчетный счет № 1 от 22.01.2015 Аванс по договору подряда N 11/11/2014 от 11.11.2014 г. по счету N 1 от 16.01.15. | ОАО "МДМ БАНК" (Расчетный) | ООО "ТрансЛом" Основной договор Поступление на расчетный счет 00000000001 от 22.01.2015 0:00:00 | 62.02 | 240 629,40 | |
23.01.2015 | Поступление на расчетный счет № от 23.01.2015 Оплата по договору подряда N 11/11/2014 от 11.11.2014 г. | ОАО "МДМ БАНК" (Расчетный) | ООО "ТрансЛом" Основной договор Поступление на расчетный счет 00000000002 от 23.01.2015 0:00:00 | 62.02 | 360 944,10 | |
28.01.2015 | Поступление на расчетный счет № 3 от 28.01.2015 0:00:00 Оплата по договору подряда №22/09/14 от 15.09.2014г.по счету № 45 от 14.11.2014г. | ОАО "МДМ БАНК" (Расчетный) | Геркулес-Сибирь ООО Реализация товаров и услуг № 35 от 05.12.2014 17:11:36 Договор №22/09/14 от 15.09.2014 | 62.01 | 1 721 069,01 |
Продолжение таблицы 3.2.6
29.01.2015 | Реализация товаров и услуг № 2 от 29.01.2015 Реализация услуг | Геркулес-Сибирь ООО Договор №22/09/14 от 15.09.2014 Реализация товаров и услуг №2 от 29.01.2015 | Основная номенклатурная группа Капитальный ремонт железнодорожных путей | 62.01 | 90.01.1 | 791 738,12 |
30.01.2015 | Реализация товаров и услуг №3 от 30.01.2015 Реализация услуг | ООО "ТРЭК" Основной договор Реализация товаров и услуг № 3 от 30.01.2015 | Основная номенклатурная группа Услуги экскаватора погрузчика | 62.01 | 90.01.1 | 30 000,00 |
В ходе проверки правильности проводок, установлено, что все проводки, попавшие в выборку, отражаются верно, в соответствии с рекомендациями по применению плана счётов.
Один из немаловажного мероприятия по минимизации рисков невыполнения покупателями своих обязательств, является составление договоров по всем операциям. Несмотря на то, что счёт и товарная накладная, подписанные обеими сторонами являются альтернативой договору, претензию покупателю без наличия договора предъявить будет проблематично.
В ходе изучения процесса ведения бухгалтерского учета в ООО «ХХХ» за проверяемый период выяснилось, что допускаются следующие нарушения и неточности в бухгалтерском учете в целом по организации и при учёте расчётов с покупателями и заказчиками:
- отсутствует рабочий план счетов и график документооборота;
- не закреплено положение о проведении инвентаризации, сроках её проведения и составе инвентаризационной комиссии;
- имеются случаи несвоевременного отражения в учёте движения материалов, которые могут повлиять на конечные показатели финансовой отчётности;
В связи с выявленными нарушениями, руководству предприятия ООО «ХХХ» следует предпринять следующие меры:
- внести в документооборот организации доверенности (форма No2), чтобы избежать отказа поставщика в поставке материалов;
- в учетной политике установить сроки и порядок инвентаризации материалов, а также установить инвентаризационную комиссию;
- принять меры по контролю над своевременным отражением данных в бухгалтерском учёте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учет расчётов с покупателями в организации является важным и сложным участком учета. Ошибки и неточности в отражении данных о расчётах с покупателями и заказчиками, несоблюдение норм законодательства, могут привести к возникновению бухгалтерских ошибок, недоимки денежных средств, конфликтам с контрагентами и штрафами.
Основной целью аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками является выражение мнения о достоверности отражения в учете и отчетности показателей дебиторской и кредиторской задолженности.
Для выполнения данной цели, был поставлен ряд задач, который в ходе выполнения данной работы был выполнен:
- установить насколько правильно исчислены и отражены в учете расчеты с покупателями, заказчиками;
- проверить, соответствуют ли нормам законодательства, договоры на реализацию продукции, товаров и услуг, в части обоснованности и своевременности заключения;
- определить правильность и размер отражения оплат от покупателей за реализованную продукцию, оказанные услуги, выполненные работы, а также сопоставить данные расчётом с суммами дебиторской задолженности;
- установить соответствует ли размеры авансовых платежей условиям договора с покупателями;
- определить порядок уплаты налогов и сопоставить данным с соответствующими налоговых начислениями;
- установить соответствуют ли методы учёта расчётов с покупателями и заказчиками методам, закрепленным в учётной политике организации;
- установить правильность расчётов с бюджетом по уплате НДС сопоставить с расчётными данными организации;
- произвести проверку правильности исчисления и уплаты налога на прибыль на предмет искажения данных с целью занижения налогооблагаемой базы.
В ходе решений данных задач, был выявлен ряд недочётов и ошибок, на основании которых организации следует провести рекомендуемые мероприятия, которые позволят ей устранить имеющиеся ошибки и неточности, а также предотвратить возникновение новых:
- закрепить график документооборота, положение о проведении инвентаризации, рабочий план счетов, формы используемой первичной в качестве приложений учётной политике;
- организовать в организацию службу внутреннего контроля для мониторинга и предотвращения ошибок в ходе учёта и деятельности в целом;
- по возможности осуществлять электронный ДКО в предотвращения потерь документов и фактов отсутствия подписей на них;
- в учетной политике установить сроки и порядок инвентаризации материалов, а также установить инвентаризационную комиссию;
- принять меры по контролю над своевременным отражением данных в бухгалтерском учёте.