Анализ эффективности работы организации.
Анализ эффективности деятельности предприятия начинается с расчета и сравнительной оценки (с данными предыдущих периодов, плановыми данными, данными других аналогичных компаний, среднеотраслевыми значениями) коэффициентов рентабельности, характеризующих эффективность деятельности предприятия, основные из которых:
Рентабельность реализованной продукции = Прибыль от продаж / Полная себестоимость (себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы)
Рентабельность продаж = Прибыль от продаж / Выручка
Норма прибыли = Чистая прибыль / Выручка
Рентабельность продаж является одним из важнейших показателей эффективности деятельности компании. Исчисляют показатель как отношение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) или чистой прибыли к стоимости реализованной продукции (сумме полученной выручки).
Этот коэффициент показывает, какую сумму прибыли от реализации получает предприятие с каждого рубля проданной продукции. Иными словами, сколько остается у предприятия после покрытия себестоимости продукции.Если результат выразить не в процентах, а в копейках, то он покажет, сколько копеек прибыли от продаж получено с каждого рубля выручки от реализации продукции.
Далее выполняется расчет и сравнительная оценка (по упомянутым выше позициям) показателей рентабельности, характеризующих эффективность использования ресурсов предприятия, наиболее значимые из которых:
Рентабельность активов = Чистая прибыль / Средняя сумма валюты баланса
Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль / Средняя сумма собственного капитала
Рентабельность заемного капитала = Чистая прибыль / Средняя сумма заемного капитала
Рентабельность инвестированного капитала = Чистая прибыль / Средняя сумма долгосрочных обязательств и собственного капитала
Рентабельность оборотных активов = Прибыль от продаж / Средняя сумма оборотных активов
Рентабельность внеоборотных активов = Чистая прибыль / Средняя сумма внеоборотных активов
Указанные коэффициенты характеризуют эффективность использования активов, собственного капитала, заемного и инвестированного капитала, оборотных и внеоборотных активов соответственно.
Затем выполняется факторный анализ показателей рентабельности, позволяющий выявить причины их отклонения от базы сравнения (данных предыдущего периода, плановых данных, данных других аналогичных предприятий, среднеотраслевых значений).
Факторный анализ коэффициентов рентабельности может выполняться в двух направлениях: на основе их расчетных формул и построенных факторных моделей.
В качестве примера первого направления факторного анализа рассмотрим методику расчета влияния факторов на отклонение рентабельности продаж способом цепных подстановок (табл. 1).
Таблица 1. Расчет влияния факторов на отклонение рентабельности продаж
Последова-тельность постановок | Определяющие факторы | Рентабель -ность продаж ( Рпр) | Величина влияния на отклонение результативного показателя | Наимено-вание фактора | |
Выручка (ВРн) | Прибыль от продаж (ПР) | ||||
База | ВРн0 | ПР0 | Рпр0 | - | - |
ВРн1 | ПР0 | Рпр10 | Рпр10-Рпр0 | Изменение выручки | |
ВРн1 | ПР1 | Рпр1 | Рпр1- Рпр10 | Изменен-ие прибыли от продаж |
Из расчетной формулы данного показателя видно, что его величину определяют два фактора: выручка и прибыль от продаж. Сначала рассчитывается влияние на отклонение рентабельности продаж изменения выручки как количественного фактора, а затем – влияние изменения прибыли от продаж как фактора качественного.
По итогам расчетов можно сделать вывод о влиянии на отклонение рентабельности продаж каждого из определяющих его факторов: выручки и прибыли от продаж.
Второе направление факторного анализа показателей рентабельности позволяет выявить причины их изменения более детально и предусматривает разложение исходных формул этих показателей по всем качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности.
Факторные модели показателей рентабельности раскрывают взаимосвязи между показателями финансового состояния и финансовыми результатами, являются незаменимым инструментом оценки сложившейся ситуации, используются они и для прогнозирования финансовой устойчивости предприятия.