В33. Понятие и классификация финансовых вложений, организация их учета.

Финансовые вложения – это вложения организацией своих свободных денежных средств и неденежных активов в уставный капитал другой организации с целью участия в управлении этой организацией, получения права на свою долю в ее уставном капитале и в доходах; вложения в ценные бумаги, в предоставленные займы. По экономическому содержанию финансовые вложения подразделяются на инвестиции организации в ценные бумаги; в долгосрочные и краткосрочные займы, предоставленные другим организациям; вклады по договору о совместной деятельности (в уставные капиталы других организаций, в простое товарищество на основе договора о совместной деятельности) По срокам действия финансовые вложения подразделяются на долгосрочные (на срок более одного года) и краткосрочные (на срок до одного года). Отнесение вложений к соответствующему их виду зависит также от назначения вложений. К счету 06 «Долгосрочные финансовые вложения» в Типовом плане счетов предусмотрены следующие субсчета: 1 «Долгосрочные финансовые вложения в ценные бумаги»; 2 «Предоставленные долгосрочные займы»; 3 «Вклады по договору о совместной деятельности». К счету 58 в Типовом плане счетов могут предусматриваться следующие субсчета: 1 «Краткосрочные финансовые вложения в ценные бумаги»; 2 «Предоставленные краткосрочные займы».

На субсчете 06/1, 58/1 отражаются инвестиции в ценные бумаги других организаций, облигации государственных и местных займов. На субсчете 06/2, 58/2 отражаются суммы займов, предоставленных другим организациям. На субсчете 06/3 учитываются финансовые вложения организации в уставные капиталы других организаций и др.Эффективность инвестиционной деятельности во многом зависит от правильного и своевременного ведения бухгалтерского учета финансовых вложений. Для этого бухгалтерский учет должен выполнять следующие задачи: - своевременное и правильное документирование движения финансовых вложений; - обеспечение эффективности финансовых вложений; - достоверное и своевременное составление отчетности о наличии и движении финансовых вложений.

28. Документальное оформление и учет поступления основных средств. Документальное оформление поступления основных средств зависит от источника их поступления. Поступление основных средств от поставщиков оформляется в зависимости от вида транспорта, которым доставляется объект, следующими сопроводительными документами - железнодорожной или авианакладной, товарно-транспортной накладной (ТТН-1) при доставке автотранспортом, международной накладной (CMR), товарной накладной (ТН-2) (если не задействован транспорт) и другие документы в зависимости от условий договоров на поставки. Для получения объекта основных средств на складе поставщика или перевозчика работник организации должен получить в бухгалтерии своей организации доверенность под его роспись в журнале регистрации выданных доверенностей.

Поступление объектов основных средств оформляется актом о приеме-передачеосновных средств. Акт составляется комиссией, назначенной приказом руководителя принимающей организации, в двух экземплярах. В нем указываются все характеристики объекта и первоначальная стоимость (наименование объекта, источник поступления, год выпуска, дата ввода в эксплуатацию, основные технические характеристики, инвентарный номер, срок службы, шифр амортизации, заключение комиссии о соответствии объекта техническим условиям и пригодности объекта к эксплуатации). К акту прилагается необходимая техническая документация, которая затем передается материально­ответственному лицу по месту эксплуатации объекта. Акт подписывает комиссия, главный бухгалтер, утверждают руководители передающей и принимающей стороны.

На основании акта бухгалтерия на каждый объект основных средств заводит инвентарную карточку учета основных средств, где указываются: наименование объекта, его заводской и инвентарный номер, дата принятия к бухгалтерскому учету, счет и субсчет, дата выпуска, ввода объекта в эксплуатацию, местонахождение объекта, первоначальная (переоцененная) стоимость, срок полезного использования, способ начисления амортизации, технические характеристики основных средств, содержащиеся драгоценные металлы.

В дальнейшем в карточке отражается перемещение объекта в организации, изменение его технических характеристик и первоначальной стоимости в результате реконструкции или модернизации, достройки и дооборудования, изменение срока службы и нормы амортизации, переоценка, переоцененная стоимость, остаточная стоимость, затраты на ремонт, делается отметка о выбытии.Все инвентарные карточки учета основных средств хранятся в картотеке по классификационным группам, а внутри каждой группы - по местам хранения и видам объектов. При выбытии объекта основных средств инвентарная карточка из картотеки изымается и сдается в текущий архив организации.В целях контроля инвентарные карточки могут регистрироваться в Описи инвентарныхкарточек по учету основных средств, где указывается наименование основных средств, инвентарный номер и номер карточки.В организациях, имеющих небольшое количество объектов основных средств, информация по объектам основных средств может отражаться в инвентарной книге. В ней информация отражается по всем объектам основных средств организации почти аналогично, как и в инвентарных карточках.Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект - объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций.Для организации аналитического учета и обеспечения сохранности основных средств каждому объекту присваивается отдельный инвентарный номер в момент принятия к бухгалтерскому учету. Инвентарный номер обозначается путем прикрепления металлического жетона, краской или иным способом. Он сохраняется за объектом весь период его нахождения на предприятии. Инвентарный номер обычно присваивается по порядково-серийной системе и указывается во всех первичных документах. При выбытии основных средств из организации его инвентарный номер не присваивается вновь поступающим объектам основных средств.По окончании отчетного месяца бухгалтерия составляет оборотную ведомость по основным средствам, являющуюся основанием для составления бухгалтерских записей по движению основных средств за отчетный период на синтетических счетах бухгалтерского учета.Синтетический учет наличия и движения основных средств ведется на активном счете 01 «Основные средства».

29.Начисление и учет амортизации основных средств.

Амортизация - процесс перенесения стоимости объектов основных средств на стоимость производимых (оказываемых) с их использованием в процессе предпринимательской деятельности товаров, работ, услуг.

Амортизация основных средств осуществляется с целью создания финансового источника их возобновления. Амортизационные отчисления производятся путем систематического включения относящейся к данному отчетному периоду части стоимости используемых объектов основных средств в затраты на производство, в расходы на реализацию, в прочие расходы по текущей деятельности или прочие расходы. Для проведения амортизационной политики в организации создается комиссия из числа имеющихся в штате специалистов инженерной, экономической, юридической и др. служб. Объектами начисления амортизации являются основные средства как используемые, так и не используемые в предпринимательской деятельности, а также объекты, учитываемые в качестве доходных вложений в материальные активы. Амортизация по объектам основных средств начисляется ежемесячно до полного перенесения стоимости объекта или его выбытия исходя из амортизируемой стоимости и нормамортизации. Годовая норма амортизации рассчитывается как величина обратная нормативному сроку службы (Тн) (по основным средствам, не используемым в предпринимательской деятельности) или выбранному сроку полезного использования объекта (СПИ) (по основным средствам, используемым в предпринимательской деятельности).

На =100% /Тн (или СПИ) Нормативный срок службы основных средств определяется в зависимости от видов основных средств в соответствии с их классификацией, устанавливается законодательно. Срок полезного использования - это ожидаемый или расчетный период эксплуатации основных средств, который определяется комиссией при их приобретении с учетом ожидаемого физического износа (зависит от условий производства: режима эксплуатации (количества смен), влияния агрессивной среды, системы проведения ремонтов), морального износа, ограничений в использовании объекта (срок лизинга, иное возмездное и безвозмездное пользование). Срок полезного использования устанавливается в годах в пределах между нижней и верхней границами диапазонов по группам амортизируемых объектов основных средств (например, здания от 0,8 до 1,2; автомобильный транспорт от 0,5 до 1,5 нормативного срока службы). Нижняя и верхняя границы диапазона срока полезного использования рассчитываются путем умножения нормативного срока службы на соответствующий коэффициент.

Начисление амортизации основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем их введения в эксплуатацию. Начисление амортизации прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем выбытия или полного включения стоимости объекта в затраты. Амортизация объектов основных средств и нематериальных активов начисляется линейным, нелинейным и производительным способами.

Нелинейный и производительный способы начисления амортизации могут применяться только по объектам основных средств, используемым в предпринимательской деятельности.

Линейный способ заключается в равномерном (по годам) начислении организацией амортизации в течение всего нормативного срока службы или срока полезного использования объекта основных средств. Выбор варианта расчета амортизации исходя из месячной нормы или суммы закрепляется учетной политикой организации.


Наши рекомендации