Судебная экономическая экспертиза
СУДЕБНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Дополнительная и повторная судебно-экономическая экспертиза.
В соответствии со ст. 20 Закона о судебно-экспертной деятельности производство дополнительной судебной экспертизы, назначенной в случае недостаточной ясности или полноты ранее данного заключения, поручается тому же или другому эксперту.
Производство повторной судебной экспертизы, назначенной в связи с возникшими у суда, судьи, лица, производящего дознание, следователя сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения по тем же вопросам, поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.
В определении суда о назначении дополнительной или повторной экспертизы должны быть изложены мотивы несогласия суда с ранее данным заключением эксперта или экспертов.
Дополнительная экспертиза – это экспертиза, которая проводится при недостаточной ясности или неполноте данного экспертом (комиссией экспертов) заключения.
При возникновении сомнений в правильности, обоснованности заключения или противоречий между несколькими заключениями (например, противоречия в заключениях, представленных истцом и ответчиком по делу о защите прав потребителей) проводится повторная экспертиза.
При назначении дополнительной или повторной экспертизы необходимо обратить особое внимание на обеспечение принципа независимости, беспристрастности, объективности эксперта.
При этом суд имеет право, но не обязан назначить дополнительную или повторную экспертизу. В случае противоречия между заключениями разных экспертов и отказа судьи назначить повторную экспертизу суд должен обосновать в решении, почему выводы суда основываются на заключении одного из экспертов и отклонено заключение другого. Суд может обосновать свое решение и на других доказательствах.
При недостаточной ясности или неполноте заключения суд может вызвать эксперта в судебное заседание и получить необходимые разъяснения, которые должны быть занесены в протокол.
Лица, участвующие в деле, могут ходатайствовать о назначении дополнительной или повторной экспертизы и предлагать экспертов, экспертное учреждение, в котором, по их мнению, должна быть проведена экспертиза.
Заключение судебно-бухгалтерской экспертизы, его структура и методика составления.
Структура заключения эксперта-бухгалтера рекомендована Инструкцией «О производстве судебно-бухгалтерской экспертизы в экспертных учреждениях Министерства юстиции РФ», которая распространяется и на экспертную деятельность внештатных сотрудников.
Заключение эксперта-бухгалтера состоит из трех частей:
1) вводной (общей);
2) исследовательской;
3) заключительной.
Во вводной части заключения указываются: наименование экспертизы и ее вид; ее номер; дата, место и время проведения судебно-бухгалтерской экспертизы; сведения об эксперте; дата поступления материалов на экспертизу и дата подписания заключения; сведения о лицах, присутствовавших при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы, их процессуальное положение; основание для ее производства; вопросы, поставленные на разрешение эксперта; в случаях производства дополнительной или повторной судебно-бухгалтерской экспертизы излагаются сведения о предшествующих экспертизах.
Вопросы эксперта приводятся в той же формулировке, в какой они были сформулированы в постановлении о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы.
Также указываются объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы, научное обоснование установленным фактам; описываются способы исследования бухгалтерских документов, применяемые в процессе производства экспертизы; объясняются расхождения между данными результатов исследования эксперта и ревизора; делается ссылка на соответствующие нормативные акты, которыми эксперт руководствовался при разрешении поставленных вопросов; излагаются результаты следственных действий, если они имеют отношение к предмету экспертизы; при производстве повторной судебно-бухгалтерской экспертизы указываются причины расхождения ее выводов с выводами первоначальной экспертизы.
Каждому вопросу, разрешаемому экспертом, должен соответствовать определенный раздел исследовательской части заключения. При составлении этого раздела заключения должны соблюдаться требования объективности изложения, краткости и ясности формулировок, логической и хронологической последовательности изложения материала.
В заключительной части заключения излагаются выводы эксперта, которые должны быть четко сформулированы и не должны допускать различных толкований. Они излагаются в виде ответов на поставленные вопросы и в той последовательности, в какой эти вопросы были указаны во вводной части.
Каждая страница заключения и приложения к нему подписываются экспертом, проводившим исследование, и удостоверяется печатью экспертного учреждения.
Заключение составляется в двух экземплярах: первый предъявляется в орган, назначивший экспертизу, второй — остается в экспертном учреждении.
Заключение эксперта может быть:
1) категорическим (положительным или отрицательным);
2) вероятным (положительным или отрицательным);
3) с выводом о невозможности решения поставленного перед экспертом вопроса (составляется акт).
При невозможности дать категорическое заключение эксперт обязан отказаться от него, убедительно мотивировав отказ (отрицание наличия факта, недостаточность документов и т.д.).
Условные и предположительные заключения недопустимы. Отказ от категорического ответа может быть обусловлен неполнотой следственных данных, невозможностью полного и всестороннего исследования документов, недостаточностью знаний и квалификации эксперта.
Заключение эксперта-бухгалтера как источник доказательства и его оценка следователем (судом).
В результате проведенных исследований эксперт-бухгалтер составляет письменное заключение, служащее источником доказательств (ст. 80 УПК, ст. 86 ГПК, АПК РФ). Под заключением эксперта понимается письменный мотивированный ответ эксперта на поставленные вопросы, к которому он пришел на основе своих специальных знаний в результате всестороннего, полного и объективного исследования представленных материалов. Заключение эксперта-бухгалтера, как любой процессуальный документ, должен отвечать общим требованиям: законность, обоснованность, убедительность, логичность, краткость, ясность и последовательность изложения материала, грамотность.
Заключение эксперта-бухгалтера оценивается следователем или судом по их внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом. Органы суда и следствия должны проверить и оценить:
1. Связь заключения с другими источниками доказательств, в частности:
а) заключение эксперта-бухгалтера должно быть непосредственно связано с другими источниками доказательств по делу;
б) в заключении эксперта-бухгалтера все факты важно излагать объективно на основе его специальных познаний. Основанием для опорочивания заключения эксперта-бухгалтера может служить использование им в заключении познаний из других областей науки, не имеющих отношения к бухгалтерскому учету;
в) заключение эксперта-бухгалтера должно быть основано на исследовании всех имеющихся в деле источников доказательств.
2. Факторы процессуального характера:
а) значение для данного дела фактов, установленных экспертом-бухгалтером;
б) заключение эксперта-бухгалтера может быть признано доброкачественным при условии, если в процессе его составления были соблюдены все установленные законом процессуальные нормы;
в) достоверность и доброкачественность доказательств, положенных в основу заключения эксперта-бухгалтера;
г) доказательства, на которых основано заключение эксперта, и их источники должны находиться в деле. Это необходимо для оценки доказательственного значения фактической стороны заключения эксперта-бухгалтера.
3. Факторы научно-методического характера, связанные с исследовательской работой эксперта-бухгалтера и составлением им заключения:
а) степень учета экспертом-бухгалтером соответствующих нормативных актов;
б) правильность методики, примененной экспертом-бухгалтером при исследовании им операций;
в) обоснованность заключения документами, записями в учетных регистрах и иными материалами дела. Заключение должно содержать ссылки на листы дела, где находятся такие доказательства, чтобы облегчить его проверку и оценку. При ссылке эксперта-бухгалтера на нормативные акты указывается их наименование, номер и дата;
г) отсутствие в заключении внутренних противоречий;
д) логическое построение заключения;
е) отсутствие существенных пробелов, например, отсутствие данных о движении материальных ценностей, обосновывающих размер недостачи, установленный экспертом-бухгалтером;
ж) категоричность заключения;
з) отсутствие в заключении ошибок. Имеются в виду ошибки, которые не могут быть исправлены путем допроса эксперта-бухгалтера, а также ошибки, влияющие на выводы эксперта и ставящие под сомнение новые факты, излагаемые в заключении
При ознакомлении с заключением эксперта следователь или суд может:
- признать заключение доброкачественным, согласиться с ним, приобщить его к делу и использовать в качестве доказательства;
- установить, что заключение нуждается в уточнении или дополнении, поскольку в нем обнаружены: редакционные погрешности, арифметические ошибки и описки; неполные ответы на вопросы, поставленные следователем; недостаточная ясность выводов эксперта-бухгалтера.
Информационный признак.
При проведении судебно-бухгалтерской экспертизы эксперт отвечает на поставленные следственными или судебными органами вопросы. Основные принципы экспертного исследования – это конкретность и доказательность информации, полученной экспертом.
Объем материалов, представляемых эксперту-бухгалтеру, определяет следователь или судья. Если эксперт-бухгалтер считает, что предоставленные следователем или судьей материалы недостаточны для подготовки заключения, он может получить интересующий его материал для исследования только через следователя (судью).
Аудит может носить комплексный, выборочный и тематический характер. При комплексном аудите исследуется вся сфера деятельности организации в сплошном порядке (все статьи баланса и все бухгалтерские документы в хронологическом порядке). При выборочном аудите исследуется организация бухучета во всех существенных аспектах. При определении уровня существенности аудитор исходит из своего профессионального суждения. При тематическом аудите определяется тема для проверки, например аудит системы налогообложения организации. Характер аудита влияет на объем информации, который подвергается проверке. Объем необходимой информации (документов) аудитор определяет самостоятельно, исходя из предоставления достоверного и полного аудиторского заключения по результатам проверки. Руководство организации обязано предоставлять аудиторам информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита.
Во время проведения ревизии комплексно исследуется финансово-хозяйственная деятельность организации с целью устранения имеющихся недостатков и улучшения состояния учета. Ревизия, как правило, сопровождается инвентаризацией имущества и обязательств организации. Ревизор вправе потребовать все документы для проверки, а руководство организации обязано предоставить эти документы.
Организационный признак.
Судебно-бухгалтерская экспертиза назначается прокурором, следователем, органами дознания или арбитражным судом, как правило, после проведения ревизии, в результате которой выявились конфликтные ситуации. Инициатором проведения судебно-бухгалтерской экспертизы может быть одна из сторон в гражданском или арбитражном процессе. Судебно-бухгалтерскую экспертизу суд или следователь может назначить по собственной инициативе, если необходимо произвести исследование с использованием специальных судебно-бухгалтерских знаний.
Назначение судебно-бухгалтерской экспертизы оформляется постановлением (определением).
Аудит носит инициативный или обязательный характер. Проверка проводится по инициативе руководства организации и оформляется договором на проведение аудита. Обязательный аудит осуществляется ежегодно.
Ревизия проводится на основании приказа руководителя ревизионного органа. Ревизия носит плановый и внеплановый характер. Плановые ревизии приводятся в текущих планах ревизионных органов, которые составляются на предшествующий календарный год. На основании общего плана ревизионного органа каждый ревизор составляет свой рабочий план.
Внеплановые ревизии планом не предусмотрены и проводятся при необходимости.
Правовой признак.
Судебно-бухгалтерская экспертиза регулируется Конституцией РФ, процессуальным законодательством, федеральными законами, подзаконными актами, издаваемыми федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, государственными судебно-экспертными учреждениями.
Аудиторская деятельность осуществляется в соответствие с Законом об аудиторской деятельности федеральными и внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Внутренние стандарты разрабатываются самой аудиторской организацией и служат для регламентации деятельности аудиторов в рамках этой организации.
Ревизия проводится на основании положений приказа Минфина России от 14 апреля 2000 г. № 42н «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации» и ведомственных законодательных документов.
Планирование процесса судебно-экономической экспертизы.
Процессуальными нормами предусмотрены сроки рассмотрения уголовных и гражданских дел.
Определениями и постановлениями о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы в числе других задач предусматривается срок проведения экспертизы, т.е. дата начала и дата ее окончания, и представления заключения эксперта-бухгалтера. Руководитель государственного или негосударственного судебно-экспертного учреждения, выдавая задание эксперту или группе экспертов, придерживаются сроков, установленных в постановлении или определении.
Для того чтобы задание на проведение экспертизы выполнить в сроки и в полном объеме, эксперт-организатор, являющийся руководителем группы экспертов-бухгалтеров (если экспертиза проводится несколькими экспертами), или сам эксперт составляют план-график проведения судебно-бухгалтерской экспертизы.
Требования к составлению плана проведения судебно-бухгалтерской экспертизы процессуальным законодательством не регламентируются. Необходимость планирования обусловлена объективными причинами.
Планирование экспертом своей работы позволяет:
- соблюдать сроки экспертного производства;
- уделить необходимое внимание всем сторонам дела;
- выполнить работу с оптимальными затратами, качественно и своевременно;
- эффективно распределить работу между членами группы экспертов, участвующих в проверке;
- координировать работу экспертов;
- выявить события, операции, документы, информацию, которые могут оказать существенное влияние на выводы эксперта и исход дела.
Планирование процесса судебно-бухгалтерского экспертного может осуществляться на основании принципов планирования, применяемых в аудиторской практике, но с учетом требований процессуального законодательства. Такое планирование регулируется федеральным правилом (стандартом) № 3 «Планирование аудита».
Планирование является начальным этапом проведения судебно-бухгалтерской экспертизы. На основе плана-графика разрабатывается программа судебно-бухгалтерской экспертизы, в которой могут определяться объем, виды и последовательность осуществления экспертных процедур, необходимых для формирования у экспертов-бухгалтеров объективного и обоснованного мнения об организации бухучета экономического субъекта.
Программа экспертизы является набором инструкций для эксперта, выполняющего исследование, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В процессе разработки программы эксперту следует учитывать направления исследования вопросов, которые поставлены правоохранительными органами. Исследование вопросов может быть самостоятельно детализировано экспертом в зависимости от предмета экспертизы (например, вопрос предполагает проведение документальной экспертизы и арифметическую проверку данных).
Планирование судебно-бухгалтерской экспертизы должно осуществляться экспертом-бухгалтером в соответствии с общими принципами проведения экспертного исследования, а также с учетом следующих частных требований планирования:
- комплексности – обеспечение взаимосвязанности и согласованности всех этапов экспертного исследования;
- эффективности – увязка всех этапов планирования по срокам, по кругу анализируемых вопросов, по перечню исследуемых объектов;
- оптимальности – обеспечение вариантности планирования для выбора оптимального плана, позволяющего сократить сроки экспертизы и оптимизировать эффективность экспертного результата.
Требования, предъявляемые к бухгалтерским документам. Изъятие бухгалтерских документов.
При проведении судебно-бухгалтерской экспертизы к бухгалтерским документам предъявляются определенные процессуальные требования. В процессе судебно-бухгалтерской экспертизы необходимо учитывать общие требования к оформлению бухгалтерских документов, которые регулируются нормами законодательства в области бухучета.
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Они служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухучет. В соответствии с общими принципами бухучета каждая хозяйственная операция должна быть документально оформлена непосредственно в момент ее совершения, а если это невозможно осуществить, то непосредственно после ее окончания.
Документ — письменное свидетельство, доказательство какого-либо действия. Первичный документ — бухгалтерский документ, составленный в момент совершения хозяйственной операции, подтверждающий факт ее совершения, раскрывающий ее содержание и юридически закрепляющий факт ее совершения. Бухгалтерский документ должен содержать достоверные данные.
Первичные учетные документы составляются по унифицированным формам, которые содержатся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. К бухучету принимаются только первичные учетные документы, составленные по форме.
Первичные документы для придания им юридической силы должны содержать следующие обязательные реквизиты:
- название документа;
- дату составления документа;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции, и правильность ее оформления;
- личные подписи ответственных лиц.
В зависимости от характера операции, требования нормативных актов и технологии обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты (номер документа, название и адрес организации, основание для совершения хозяйственной операции, зафиксированной документом, другие дополнительные реквизиты). Применение устаревших и произвольных форм документов не допускается.
При составлении документов должны соблюдаться следующие правила:
- документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации;
- записи в первичных документах должны производиться чернилами, пастой шариковых ручек, при помощи пишущих машинок, принтеров и другими средствами, обеспечивающими сохранность этих записей в течение времени, установленного для их хранения в архиве. Запрещается использовать для записей простой карандаш;
- свободные строки в первичных документах подлежат обязательному прочерку;
- первичные документы, прошедшие обработку, должны иметь отметку, исключающую возможность их повторного использования: при ручной обработке — дату записи в учетный регистр;
- в денежных документах не допускаются исправления, подчистки, помарки. Такой документ считается недействительным и не подлежит исполнению;
- все документы, приложенные к приходным и расходным кассовым ордерам, а также документы, послужившие основанием для начисления заработной платы, подлежат обязательному гашению штампом или надписью от руки «Получено» или «Оплачено» с указанием даты (числа, месяца, года).
Приходные кассовые ордера и квитанции к ним, расходные кассовые ордера и заменяющие их документы должны заполняться четко и ясно чернилами, шариковой ручкой или выписаны на машине (пишущей или вычислительной). Подчистки, помарки и исправления в этих документах не допускаются.
При хранении регистров бухучета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.
После перенесения итогов регистра в главную книгу никакие исправления не допускаются. В этом случае на сумму допущенной ошибки бухгалтерия оформляют справку, данные которой заносят в главную книгу отдельной строкой. Эти справки хранятся обособленно при соответствующих учетных регистрах.
В кассовой книге допускаются исправления, которые должны быть обязательно оговорены и заверены подписями кассира и главного бухгалтера. В кассовой книге не допускаются подчистки.
Дополнительные требования к порядку создания первичных документов, фиксирующих факты совершения кассовых операций, операций с товарно-материальными ценностями, кредитных и расчетных обязательств, определяются дополнительными нормативными актами.
Для организации первичного учета в организации следует определить круг лиц, имеющих право на составление первичных документов. Для определения круга этих лиц используют должностные инструкции и технологию обработки документации в бухгалтерии организации.
Руководитель по согласованию с главным бухгалтером утверждает перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов.
Первичные документы должны подписываться только уполномоченными на то лицами, причем эти же лица отвечают за составление бухгалтерского документа.
Лица, составившие и подписавшие документы, обеспечивают своевременное и надлежащее оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухучете, а также достоверность содержащихся в них данных.
Для систематизации однородных хозяйственных операций используют сводные документы, в которые заносят показатели сгруппированных хозяйственных операций (например, товарные отчеты, отчеты кассира, свод начислений заработной платы).
Движение первичных документов в бухучете регламентируется графиком документооборота. График документооборота прилагается к учетной политике организации. Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. График документооборота утверждается приказом руководителя организации.
График документооборота оформляется в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением организации, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ. Контроль над соблюдением исполнителями графика документооборота осуществляет главный бухгалтер организации.
Содержащаяся в принятых к учету первичных документах информация, необходимая для отражения в бухучете, накапливается и систематизируется в учетных регистрах. Учетные регистры — это отдельные листы, ведомости, журналы, книги, машинограммы, а также диски, дискеты и другие машинные носители, в которых осуществляется группировка однородных фактов для отражения на бухгалтерских счетах. Учетные регистры различают по характеру бухгалтерских записей, объему содержания, внешнему виду и способу записи. Учетные регистры делятся на регистры синтетического и аналитического учета.
К ведению учетных регистров предъявляются следующие требования:
- запись в них осуществляется ручным или автоматизированным способом в зависимости от формы ведения бухучета;
- записи производятся аккуратно, кратко, четко, разборчиво. Исправление ошибки в регистре бухучета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления;
- хозяйственные операции должны группироваться в регистрах бухучета по соответствующим счетам бухучета;
- регистры подразделяются на хронологические и систематические. В первых записи о хозяйственных операциях делаются в хронологическом порядке по мере их совершения, во вторых — группируются по определенным признакам;
- при хранении регистров бухучета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.
Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухучета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
Первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы подлежат обязательной передаче в архив. Первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы до передачи их в архив должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах под ответственностью лиц, уполномоченных главным бухгалтером. Бланки строгой отчетности должны храниться в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить их сохранность.
Первичные документы текущего месяца, относящиеся к определенному учетному регистру, комплектуются в хронологическом порядке и сопровождаются справкой для архива. Отчеты кассира, авансовые отчеты, выписки банка с относящимися к ним документами должны быть подобраны в хронологическом порядке и переплетены. Отдельные виды документов (наряды на работу, сменные рапорты) могут храниться непереплетенными, но подшитыми в папках во избежание их утери или злоупотреблений.
Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухучета и отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела. При этом рабочий план счетов бухучета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) должны храниться организацией не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.
Сохранность первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов, оформление и передачу их в архив обеспечивает главный бухгалтер организации. Выдача документов из архива производится только по распоряжению главного бухгалтера.
В случае пропажи или гибели первичных документов руководитель назначает приказом комиссию по расследованию причин пропажи, гибели. В необходимых случаях для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и пожарного надзора. Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем организации.
Налоговым и правоохранительным органам при необходимости предоставлено право изъятия бухгалтерских документов. Изъятие документов осуществляется также при назначении судебно-бухгалтерской экспертизы. Судебные эксперты в соответствии с нормами процессуального законодательства не имеют права самостоятельно истребовать и изымать бухгалтерские документы.
Порядок изъятия бухгалтерских документов регулируется процессуальным законодательством и федеральными законами. Изъятие первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов у организаций может производиться только органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры, судами, налоговыми органами на основании их постановлений в соответствии с законодательством.
С разрешения и в присутствии представителей органов, производящих изъятие, соответствующие должностные лица (главный бухгалтер или другое должностное лицо) организации могут снять копии с изымаемых документов с указанием основания и даты изъятия. Если изымаются недооформленные тома документов (не подшитые, не пронумерованные и т. д.), то с разрешения и в присутствии представителей органов, производящих изъятие, соответствующие должностные лица организации могут произвести дополнительное оформление этих томов (сделать опись, пронумеровать листы, прошнуровать, опечатать, заверить своей подписью, печатью).
Изъятие оформляется протоколом, копия которого вручается под расписку соответствующему должностному лицу организации.
Изъятие документов при расследовании преступлений осуществляется в ходе таких следственных действий, как выемка и обыск. Выемка производится на основании постановления следователя в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов. До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно.
Изъятые документы предъявляются понятым и другим лицам, присутствующим при выемке, и в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте, что удостоверяется подписями этих лиц. При выемке документов составляется протокол. В нем должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены документы, выданы они добровольно или изъяты принудительно. Все изымаемые документы должны быть перечислены с точным указанием их количества, индивидуальных признаков и периода составления.
Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, производится следователем с санкции прокурора. Выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, производится на основании судебного решения.
Поскольку для ведения бухучета и отчетности в настоящее время используются компьютерные программы, может потребоваться обыск и выемка компьютерных средств и систем, содержащих данные бухгалтерской отчетности. В этом случае необходимо присутствие специалиста в области компьютерных технологий, поскольку неквалифицированные манипуляции с компьютерной техникой могут привести к уничтожению ценной доказательственной информации.
Если в ходе выемки или обыска были предприняты попытки уничтожить или спрятать подлежащие изъятию документы, то об этом в протоколе делается соответствующая запись и указываются принятые меры.
СУДЕБНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА