Выбор экономического субъекта аудиторской организацией.
Чтобы снизить риск неудачи аудиторской проверки, аудиторы и аудиторские фирмы должны иметь надежные критерии оценки потенциальных клиентов.
Неудачный, непродуманный выбор клиента может привести к значительным финансовым и моральным издержкам, нанести ущерб имиджу фирмы и аудитора. Особенно важно иметь продуманную систему отбора клиентов аудиторскими фирмами в период становления рынка в Российской Федерации, когда значительное количество коммерческих структур нарушает действующие правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
Основными процедурами отбора клиентов аудиторскими фирмами являются следующие:
1) оценка характера отрасли;
2) оценка цели аудиторской проверки у данного клиента и возможного использования его результатов;
3) выяснение особенностей руководителей;
4) предварительная оценка потенциальной трудоемкости и сложности аудита, а также аудиторского риска;
5) оценка причины смены или смен аудиторов;
6) знакомство с оговорками прежних аудиторских заключений о результатах аудита;
7) выяснение характера и проблем взаимоотношений с налоговыми органами, банками, партнерами, акционерами и другими потребителями информации, финансовой отчетности потенциального клиента;
8) получение рекомендаций (например, от различных организаций, профессионалов и т.д.);
9) аналитическая проверка отчетности;
10) предварительное знакомство с состоянием бухгалтерского учета и отчетности, а также с текущими и предстоящими проблемами потенциального клиента;
11) Размер организации-клиента (численность персонала, объем документооборота, наличие и расположение филиалов и обособленных подразделений), чтобы понять, может ли быть скомплектована соответствующая бригада аудиторов для проведения проверки;
12) Причину, побудившую клиента пригласить аудиторскую организацию для проведения проверки, — это может быть обязательный или инициативный аудит, аудит для подтверждения отчета об эмиссии ценных бумаг, аудит для получения лицензии на определенный вид деятельности, аудит для получения кредита в банке и т.п.;
13) Готовность руководства организации предоставить всю необходимую информацию для проверки — руководство организации обязано, в частности, предоставить аудиторам копии отчетов-(письменных информации) по результатам предыдущих аудитов не менее чем за три предшествовавших финансовых года;
14) Готовность руководства организации вносить изменения (исправления) в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность по результатам проведенной аудиторской проверки. Аудиторские организации имеют право требовать от проверяемых организаций устранения выявленных нарушений.
15) оценка собственной способности аудиторской фирмы или аудитора к выполнению работы с точки зрения наличия соответствующего персонала, знания отрасли клиента и т.д.
Если результаты перечисленных или других процедур обнаруживают высокий риск аудита или задача оказывается слишком сложной и трудоемкой для аудитора, клиенту отказывается в обслуживании.
В аудиторской фирме должны регистрироваться все факты обращения клиентов.
Письмо-обязательство.
Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита (далее — письмо-обязательство) — это документ, который составляет аудиторская организация в ответ на приглашение провести аудиторскую проверку.
В соответствии с российским правилом (стандартом) «Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита» письму-обязательству должно предшествовать официальное предложение экономического субъекта с просьбой об оказании ему аудиторских услуг. После этого обычно аудиторская фирма (аудитор) проводит предварительное планирование и знакомство с организацией клиента. Составление письма-обязательства завершает этап предварительного планирования аудиторской проверки. Предварительное планирование позволяет аудитору определить объем предстоящих работ, примерно оценить их стоимость и составить письмо-обязательство в более деловой и конкретной форме.
Письмо-обязательство направляется непосредственно руководителю организации, пригласившей аудиторскую фирму, до заключения договора на аудиторскую проверку. В соответствии с нормами ГК РФ подобное письмо, составляемое для разовых соглашений, является офертой. Оферта – это предложение заключить договор одной из сторон. Другая сторона осуществляет акцепт (принятие предложения). Следовательно, клиент, получив письмо-обязательство, должен письменно подтвердить согласия на условия аудита, предложенные аудиторской организацией. Основное назначение этого документа — объяснить руководителю организации особенности оказания таких услуг, как аудиторские.
В соответствии с российским правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита" письмо-обязательство должно включать (рис. 6.1):
Структура
Письма-обязательства
Аудиторской фирмы
Условия Обязательства
Аудиторской аудиторской
проверки фирмы
Обязательства
экономического
субъекта
Рис. 6.1. Структура письма-обязательства аудиторской фирмы
1) условия аудиторской проверки;
2) обязательства аудиторской организации;
3) обязательства проверяемой организации.
В условиях аудиторской проверки следует указать:
а) объект и цель аудиторской проверки — подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности организации во всех существенных отношениях;
б) порядок проверки филиалов и подразделений (если они есть), расположенных в отдалении от головной организации;
в) законодательные акты, на основании которых проводится аудит и на соответствие которым проверяется бухгалтерская отчетность.
Обязательства аудиторской организации включают: .
а) соблюдение аудиторской тайны;
б) в установленные договором сроки представление письменного отчета (письменной информации) об обнаруженных существенных ошибках в бухгалтерском учете;
в) в установленные договором сроки представление аудиторского заключения о достоверности (недостоверности) бухгалтерской отчетности;
г) обеспечение достижения цели аудиторской проверки, несмотря на наличие риска не обнаружения существенных ошибок в бухгалтерском учете в связи с выборочным характером применяемых аудиторских процедур и несовершенством системы внутреннего контроля.
Обязательства руководства и сотрудников проверяемой организации:
а) предоставить для проверки все необходимые документы;
б) направить дебиторам и кредиторам письма о подтверждении (не подтверждении) соответствующей задолженности;
в) обеспечить свободный доступ к компьютерной базе данных;
г) предоставлять все необходимые разъяснения по возникающим у аудиторов вопросам.
Для разовых соглашений между аудиторской организацией и клиентом письмо-обязательство о согласии на проведение аудита в соответствии с Гражданским кодексом РФ может служить формой договора между сторонами. В этом случае клиент должен письменно подтвердить согласие на условия проверки, предложенные аудиторской организацией. Если же ранее между сторонами был заключен долгосрочный договор то письмо-обязательство аудиторской организации может не составляться, либо содержать дополнительную информацию для клиента.