Выбор экономического субъекта аудиторской организацией.

Чтобы снизить риск неудачи аудиторской проверки, аудиторы и аудиторские фирмы должны иметь надежные критерии оценки потенциальных клиентов.

Неудачный, непродуманный выбор клиента может привести к значительным финансовым и моральным издержкам, нанести ущерб имиджу фирмы и аудитора. Особенно важно иметь проду­манную систему отбора клиентов аудиторскими фирмами в пери­од становления рынка в Российской Федерации, когда значитель­ное количество коммерческих структур нарушает действующие правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Основными процедурами отбора клиентов аудиторскими фир­мами являются следующие:

1) оценка характера отрасли;

2) оценка цели аудиторской проверки у данного клиента и возможного использования его результатов;

3) выяснение особенностей руководителей;

4) предварительная оценка потенциальной трудоемкости и слож­ности аудита, а также аудиторского риска;

5) оценка причины смены или смен аудиторов;

6) знакомство с оговорками прежних аудиторских заключений о результатах аудита;

7) выяснение характера и проблем взаимоотношений с нало­говыми органами, банками, партнерами, акционерами и другими потребителями информации, финансовой отчетности потенциаль­ного клиента;

8) получение рекомендаций (например, от различных органи­заций, профессионалов и т.д.);

9) аналитическая проверка отчетности;

10) предварительное знакомство с состоянием бухгалтерского учета и отчетности, а также с текущими и предстоящими пробле­мами потенциального клиента;

11) Размер организации-клиента (численность персонала, объем документооборота, наличие и расположение филиалов и обо­собленных подразделений), чтобы понять, может ли быть ском­плектована соответствующая бригада аудиторов для проведе­ния проверки;

12) Причину, побудившую клиента пригласить аудиторскую орга­низацию для проведения проверки, — это может быть обяза­тельный или инициативный аудит, аудит для подтверждения от­чета об эмиссии ценных бумаг, аудит для получения лицензии на определенный вид деятельности, аудит для получения кре­дита в банке и т.п.;

13) Готовность руководства организации предоставить всю необ­ходимую информацию для проверки — руководство организа­ции обязано, в частности, предоставить аудиторам копии отче­тов-(письменных информации) по результатам предыдущих аудитов не менее чем за три предшествовавших финансовых года;

14) Готовность руководства организации вносить изменения (ис­правления) в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность по результатам проведенной аудиторской проверки. Аудитор­ские организации имеют право требовать от проверяемых орга­низаций устранения выявленных нарушений.

15) оценка собственной способности аудиторской фирмы или аудитора к выполнению работы с точки зрения наличия соответ­ствующего персонала, знания отрасли клиента и т.д.

Если результаты перечисленных или других процедур обнару­живают высокий риск аудита или задача оказывается слишком сложной и трудоемкой для аудитора, клиенту отказывается в об­служивании.

В аудиторской фирме должны регистрироваться все факты обращения клиентов.

Письмо-обязательство.

Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита (далее — письмо-обязательство) — это доку­мент, который составляет аудиторская организация в ответ на при­глашение провести аудиторскую проверку.

В соответствии с российским правилом (стандартом) «Письмо-обя­зательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита» письму-обязательству должно предшествовать официальное предложение экономического субъекта с просьбой об оказании ему аудиторских услуг. После этого обычно аудиторская фирма (аудитор) проводит пред­варительное планирование и знакомство с организацией клиента. Составление письма-обязательства завершает этап предварительного планирования аудиторской проверки. Пред­варительное планирование позволяет аудитору определить объем пред­стоящих работ, примерно оценить их стоимость и составить письмо-обязательство в более деловой и конкретной форме.

Письмо-обязательство направляется непосредственно руководи­телю организации, пригласившей аудиторскую фирму, до заклю­чения договора на аудиторскую проверку. В соответствии с нормами ГК РФ подобное письмо, составляемое для разовых соглашений, является офертой. Оферта – это предложение заключить договор одной из сторон. Другая сторона осуществляет акцепт (принятие предложения). Следовательно, клиент, получив письмо-обязательство, должен письменно подтвердить согласия на условия аудита, предложенные аудиторской организацией. Основное назначение этого документа — объяснить руководителю организации особен­ности оказания таких услуг, как аудиторские.

В соответствии с российским правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведе­ние аудита" письмо-обязательство должно включать (рис. 6.1):

Выбор экономического субъекта аудиторской организацией. - student2.ru

Структура

Письма-обязательства

Аудиторской фирмы

           
  Выбор экономического субъекта аудиторской организацией. - student2.ru   Выбор экономического субъекта аудиторской организацией. - student2.ru   Выбор экономического субъекта аудиторской организацией. - student2.ru
 

Выбор экономического субъекта аудиторской организацией. - student2.ru Выбор экономического субъекта аудиторской организацией. - student2.ru

Условия Обязательства

Аудиторской аудиторской

проверки фирмы

Выбор экономического субъекта аудиторской организацией. - student2.ru

Обязательства

экономического

субъекта

Рис. 6.1. Структура письма-обязательства аудиторской фирмы

1) условия аудиторской проверки;

2) обязательства аудиторской организации;

3) обязательства проверяемой организации.

В условиях аудиторской проверки следует указать:

а) объект и цель аудиторской проверки — подтверждение досто­верности бухгалтерской отчетности организации во всех суще­ственных отношениях;

б) порядок проверки филиалов и подразделений (если они есть), расположенных в отдалении от головной организации;

в) законодательные акты, на основании которых проводится аудит и на соответствие которым проверяется бухгалтерская отчет­ность.

Обязательства аудиторской организации включают: .

а) соблюдение аудиторской тайны;

б) в установленные договором сроки представление письменного отчета (письменной информации) об обнаруженных существен­ных ошибках в бухгалтерском учете;

в) в установленные договором сроки представление аудиторско­го заключения о достоверности (недостоверности) бухгалтер­ской отчетности;

г) обеспечение достижения цели аудиторской проверки, несмот­ря на наличие риска не обнаружения существенных ошибок в бухгалтерском учете в связи с выборочным характером приме­няемых аудиторских процедур и несовершенством системы внутреннего контроля.

Обязательства руководства и сотрудников проверяемой организа­ции:

а) предоставить для проверки все необходимые документы;

б) направить дебиторам и кредиторам письма о подтверждении (не подтверждении) соответствующей задолженности;

в) обеспечить свободный доступ к компьютерной базе данных;

г) предоставлять все необходимые разъяснения по возникающим у аудиторов вопросам.

Для разовых соглашений между аудиторской организацией и клиен­том письмо-обязательство о согласии на проведение аудита в соответст­вии с Гражданским кодексом РФ может служить формой договора между сторонами. В этом случае клиент должен письменно подтвердить согласие на условия проверки, предложенные аудиторской организацией. Если же ранее между сторонами был заключен долгосрочный договор то письмо-обязательство аудиторской организации может не составляться, либо содержать дополнительную информацию для клиента.

Наши рекомендации