Специальность: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Отделение: очное
Курс: II
г. Симферополь, 2014г.
Программа учебной практики МДК 02.01. Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества организации разработана на основе ФГОС СПО по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
Разработчик:
ГБПОУ РК «ККОПиТ», преподаватель Е.А.Демченко
Рассмотрено и утверждено на заседании предметно-цикловой комиссии экономических дисциплин
Протокол №_____ от _________2014г.
Председатель ПЦК _____________Т.А.Холодняк
Одобрено методическим советом колледжа
Протокол № ______ от «___»_______ 20___г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
1. Основные положения | |
2. Цели и задачи учебной практики | |
3. Содержание учебной практики. Тематический план. | |
4. Памятка обучающемуся | |
5. Основные требования к структуре и оформлению отчета практики. | |
6. Отзыв, аттестация, защита и критерии оценки учебной практики. | |
Список литературы | |
Приложения |
ВВЕДЕНИЕ
Экономическое образование на современном этапе развития РФ определяется заданиями перехода к демократическому и правовому государству, рыночной экономике, необходимости приближения ее к мировым тенденциям экономического и общественного развития. Развитие образования происходит в контексте общего процесса трансформации различных сторон общественной жизни, в тесной взаимосвязи с перестройкой в других сферах, одновременно выступая для них источником обеспечения необходимого кадрового ресурса.
Концепция развития экономического образования является методологической базой педагогической деятельности в условиях формирования общества знаний и социально ориентированной экономики и определяет методы решения неотложных проблем в сфере экономического образования через понимание ее целей, задач, содержания и технологии.
Главными компонентами экономического образования является ее содержание и организационно-образовательные технологии обеспечения. Они имеют свои особенности в различных составляющих экономического образования: общеэкономический и профессионально-экономический.
Общеэкономическое образование включает комплекс социально-экономических знаний, умений и навыков для обеспечения развития экономической культуры и осмысленности как лица, так и общества в целом.
Особенности содержания профессионально-экономического образования обусловливаются требованиями к ее конечному результату - формирование гармоничной, разносторонне развитой личности, для которой профессиональные знания, умение, навыки и их постоянное обновление составляют основу самореализации в экономической сфере общества.
Практические компоненты экономически образованного человека составляют мотивацию и умение постоянно повышать компетентность и практически использовать новые знания для совершенствования и развития технического, технологического, финансового, социально-экономического, правового и другого обеспечения организационно-экономических и управленческих процессов, развивать личностный и коллективный потенциал экономической деятельности на основах социального партнерства и социальной ответственности.
Поэтому Учебная практика— важнейшая составная часть учебно-воспитательного процесса ГБПОУ РК «Крымский колледж общественного питания и торговли» (далее - колледж). Во время её проведения у обучающихся формируются профессиональные умения и навыки в соответствии с квалификационной характеристикой, расширяются, углубляются и систематизируются знания, практически осваивается современная вычислительная техника.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Содержание и последовательность практик определяется учебной программой на основании ФГОС, которые разрабатываются преподавателями ПЦК экономических дисциплин. Практика должна быть организована таким образом, чтобы круг умений, которые формируются, постепенно расширялся и последовательно усложнялся. Структура практики зависит от содержания практического обучения и, прежде всего, должна обеспечить целостную подготовку специалиста к труду, то есть выполнение основных трудовых функций тех должностей, на которых может быть использован специалист в соответствии с общими компетенциями (ОК 1 - 9):
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
и профессиональными компетенциями (ПК 1.1-1.4, 2.1, 3.1-3.4, 4.1,4.2), соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.1. | Обрабатывать первичные бухгалтерские документы. |
ПК 1.2. | Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации. |
ПК 1.3 | Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы. |
ПК 1.4. | Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета |
Учебная практика по ПМ.01Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации. МДК.01.01. Практические основы бухгалтерского учета имущества организации предусмотрена для обучающихся 2 курса дневного отделения и организуется в соответствии с учебным планом колледжа по специальности38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
В результате прохождения практики обучающимся прививаются первичные умения по данной специальности, приобретаются навыки и умения по составлению, проверке, обработке документов по учету хозяйственной деятельности предприятия.
Учебная практикапроводится:
- в учебном кабинете колледжа – компьютерной лаборатории, где за каждым обучающимся закрепляется постоянное рабочее место, оборудованное ПК, вычислительной техникой, с выходом в сеть Internet, обеспечением бланками всех необходимых документов, инструктивным и справочным материалом;
- в фондах и организациях (перечень которых представлен в Тематическом плане учебной практики) (с которыми взаимодействует в своей работе бухгалтер). В данных фондах и организациях проводятся семинары работниками этих фондов (организаций), о чем предварительно письмом от колледжа согласовывается.
Руководство учебной практикой осуществляется преподавателями предметно-цикловой комиссии экономических дисциплин. Задания практики выполняются с консультированием преподавателями пунктов тематического плана практики.
Работа студентов полностью автоматизирована - выполнение заданий на компьютере при открытом доступе в Internet. Вручную обучающиеся лишь заполняют бланки первичных документов.
Обучающимся предоставляется в электронном варианте информационный материал, соответствующий тематическому плану: папка «Учебная практика в помощь», также подобранный список сайтов, в которых можно выбирать информацию о деятельности различных организаций и фондов, о задачах, функциях, требованиях бухгалтерского учета, определяя правоустанавливающие документы и другое, сайты органов государственной власти РФ, с которыми придется работать будущему бухгалтеру в части открытия организации и сдачи различной отчетности.
Работа с электронными носителями значительно облегчает работу обучающихся, позволяет ускорить процесс ее выполнения, аккуратность выполнения (качество оформления документации – набор текста в печатном варианте, его форматирование), улучшить навыки работы на компьютере, работу в Word, Excel - это одна из основных характеристик профессиональной компетентности.
Метод работы: бригадный. Группа бухгалтеров распределяется на подгруппы по 4 – 6 человек, что позволяет улучшить контроль за их работой; работа в группе побуждает обучающихся к взаимопомощи, распределению обязанностей.
Перед началом практики проводится вступительное организационное занятие с обучающимися, на котором обсуждают следующие вопросы:
производственно-методические:
- цель и задачи практики;
- содержание программы практики;
- назначение дневника и порядок его заполнения;
- права и обязанности обучающихся;
- требования к отчету по практике;
- техника безопасности;
- порядок проведения зачета по практике;
организационные:
- время и место проведения практики;
- порядок составления необходимой документации;
- порядок предоставления отчетной документации.
Обучающиеся обеспечиваются тематическим планом практики и бланками (первичных документов, отчетности, титульных листов).
Обучающиеся при прохождении практики обязаны:
- полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики;
- изучить и неуклонно соблюдать правило охраны труда и техники безопасности;
- нести ответственность за выполнение работы и за ее результаты;
- составить письменный отчет практики, дневник и другие необходимые материалы и документацию.
В течение практики обучающиеся должны вести дневник. Дневник является основой текущего контроля прохождения практики, в нем он ежедневно указывает, какую информацию собрал.
В период практикиосуществляется ежедневный контроль за работой обучающихся преподавателем- руководителем практики. Он ведет учёт обработки программы каждым обучающимся путём проверки результатов выполнения ежедневных индивидуальных заданий и дневников.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель практики – закрепление теоретических знаний по ПМ.01Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации. МДК.01.01. Практические основы бухгалтерского учета имущества организации, ознакомление обучающихся с характером и особенностями их будущей специальности.
Основные задачи:
- приобретение практических навыков работы с информацией и работа в группе;
- сбор информации о реформировании и внедрении бизнеса. Организация деятельности организации;
- организация бухгалтерского учета и отчетности;
- составление, принятие, проверка и бухгалтерская обработка документов, ведение синтетического и аналитического учета;
- систематизация полученных данных;
На всех этапах выполнения использование компьютерной техники и других технических средств.
Содержание учебной практики. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
В ходе учебной практики обучающиеся пройдут все этапы создания собственной фирмы – от бизнес-идеи, оформления юридических документов, получения лицензии на определенный вид хозяйственной деятельности, подготовки свидетельства о государственной регистрации юридического лица, постановки на учет в налоговой инспекции, открытии счета в банке, получения разрешения на создание штампов, печати, ведения хозяйственной деятельности и составления итоговых отчетов
Поскольку данная практика является учебной и не задействует реального предприятия, для заполнения бланков первичных документов – обучающимся самостоятельно составить реквизиты виртуальной организации с учетом количества цифр в номерах данных:
- наименование организации;
- юридический адрес, телефон;
- различные коды (ИНН, ПИК);
- расчетный счет, наименование банка, БИК;
- регистрационные номера в фондах (Пенсионный фонд, соцстрах по ВУТ, соцстрах на случай безработицы, соцстрах от несчастного случая).
На основе полученных знаний и умений с применением ПК обучающиеся должны в виртуальной организации провести все хозяйственные операции организации на счетах бухгалтерского учета, составить учетные регистры и финансовую отчетность.
Тематический план учебной практики
№ пп | Наименование тем, заданий | Кол-во час |
I. | Реформирование и внедрение бизнеса в организации. Организация деятельности организации. | |
1.1. | Открытие организации (ООО) | |
1.2. | «Путешествие» по фондам | |
II. | Организация бухгалтерского учета и отчетности | |
2.1. | Роль бухгалтерского учета в системе управления | |
2.2. | Основные задачи бухгалтерии как самостоятельного структурного подраздела аппарата управления | |
2.3 | Функции бухгалтерии, требования к работникам учета | |
2.4 | Организация работы МОЛ. Виды материальной ответственности | |
2.5. | Взаимосвязь бухгалтерской службы со структурными подразделениями. Соблюдение правил хранения бухгалтерских документов и организация архива. | |
III. | Составление, прием, проверка и бухгалтерская обработка документов, ведение синтетического и аналитического учета. Проведение и оформление инвентаризации. Составление финансовой отчетности. | |
3.1. | Заполнение первичных документов | |
3.2. | Составление корреспонденции счетов с формированием финансового результата | |
3.3. | Проведение и оформление инвентаризации | |
3.4. | Составление шахматной, сальдово-оборотной ведомости | |
3.5. | Заполнение журналов-ордеров | |
3.6. | Составление финансовой отчетности: баланс, отчет о финансовых результатах, отчет об изменении в собственном капитале, отчет о движении денежных средств. | |
Защита отчетов | ||
Проверка и сдача отчетов в архив | ||
Всего |