Вывозные (экспортные) таможенные пошлины.
При взимании вывозных пошлин преобладают специфические пошлины, исчисляемые в евро за единицу продукции. Вывозные пошлины в России связаны со следующими обстоятельствами:
- Пополнением доходной части бюджета;
- Защитой внутреннего рынка, где рублевые цены на многие экспортные товары намного ниже, чем мировые цены в свободно конвертируемой валюте.
Вывозные пошлины распространяются на всех партнеров по внешней торговли.
Таможенная пошлина отвечает основным налоговым характеристикам:
а) уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и
обеспечивает государственно-властным принуждением;
б) таможенная пошлина не представляет собой плату за предоставленные услуги и взыскивается без встречного удовлетворения;
в) поступления от таможенных пошлин не могут предназначаться для покрытия конкретных государственных расходов (принцип запрета специализации налога).
Закон РФ к таможенным пошлинам относит только ввозную таможенную пошлину, вывозную таможенную пошлину и сезонные пошлины (п. 1 ст. 5 Закона РФ "О таможенном тарифе"), но не относит специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.
В то же время ТК ТС указывает на то, что специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств ТС и (или) национальным законодательством государств ТС, а взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины.
В соответствии с законодательством РФ (Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров"):
- специальная пошлина - пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины;
- антидемпинговая пошлина - пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины;
- компенсационная пошлина - пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.
Объектом обложения являются товары, перемещаемые через таможенную границу, а базой - их таможенная стоимость и (или) количество.
Перечень документов, которые следует представить таможенному органу для подтверждения сведений таможенной стоимости ввозимых и вывозимых товаров, регламентирован Приказом ФТС России от 25.04.2007 N 536.
Виды ставок таможенных пошлин определяются в ст. 71 ТК ТС. До настоящего времени виды ставок были определены в Законе РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе".
В ТК ТС определено, что ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие виды:
адвалорные - установленные в процентах от таможенной стоимости;
специфические - установленные в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик);
комбинированные - сочетающие оба вида пошлин.
Исчисление таможенной пошлиныв отношении товаров, облагаемых таможенной пошлиной по адвалорным ставкам, производится по формуле:
Сумма таможенной пошлины = Таможенная стоимость товара (руб.) x Ставка таможенной пошлины (в процентах к таможенной стоимости) : 100%.
Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых таможенной пошлиной по специфическим ставкам, производится по формуле:
Сумма таможенной пошлины = Количественная или физическая характеристика товара в натуральном выражении x Ставка таможенной пошлины в евро за единицу товара x Курс евро, установленный ЦБ РФ.
При исчислении таможенной пошлины по комбинированной ставкесначала исчисляется сумма таможенной пошлины по адвалорной ставке в процентах к таможенной стоимости, затем - сумма пошлины по специфической ставке в евро за единицу товара. Для определения таможенной пошлины, подлежащей уплате, используется наибольшая из полученных сумм или общая сумма исчисленных сумм таможенной пошлины.
Налогоплательщик может внести авансовый платеж на счет Федерального казначейства в счет предстоящих таможенных платежей (в том числе НДС), которые впоследствии будут списываться в соответствующем размере в счет уплаты таможенных платежей.
По требованию плательщика таможенный орган обязан представить ему отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, но не более чем за три года, предшествующие требованию, в письменной форме не позднее 30 дней со дня получения требования. В случае несогласия плательщика с результатами отчета таможенного органа проводится совместная сверка расходования денежных средств плательщика. Результаты такой сверки оформляются актом.
Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов при:
- ввозе - не позднее дня подачи таможенной декларации;
- предварительном декларировании ввозимых товаров - не позднее дня выпуска таких товаров;
- подаче периодической таможенной декларации - не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия;
- выпуске товаров до подачи таможенной декларации - не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию или со дня завершения внутреннего таможенного транзита;
- вывозе товаров - не позднее дня подачи таможенной декларации;
- изменении таможенного режима - не позднее дня, установленного для завершения действия изменяемого таможенного режима;
- использовании условно выпущенных товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены таможенные льготы, для целей исчисления пеней - первый день, когда лицом были нарушены ограничения на пользование и распоряжение товарами;
- нарушении требований и условий таможенных процедур - день совершения такого нарушения.
В отличие от ТК ст. 72 ТК ТС определяет таможенные сборы как обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением, а также за совершение иных действий, установленных ТК ТС либо законодательством государств - членов ТС.
Таким образом, установление видов и ставок таможенных сборов отнесено к регулированию национальным законодательством каждого из государств - членов ТС. Но комментируемая глава четко определяет ограничение по размеру сбора. В соответствии со ст. 72 комментируемой главы он не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.
Существуют три вида сборов:
1. за таможенное оформление товаров (основной вид);
2. таможенное сопровождение;
Хранение.
Плательщиками таможенных сборов являются декларанты, таможенные брокеры, которые самостоятельно исчисляют сумму таможенных сборов.
Для целей исчисления сумм таможенных сборов применяются следующие ставки:
за таможенное оформление - ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом;
за таможенное сопровождение - ставки на день принятия транзитной декларации таможенным органом;