Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформлено приказом (распоряжением). Изменение учетной политики производится с начала отчетного года.
Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке в бухгалтерской отчетности организации.
Изменения в учетной политике должно быть обоснованы и оформлены приказом (распоряжением). Последствия изменений в учетной политике, оказывающие существенное влияние на финансовое положение организации, должны быть оценены в стоимостном выражении. Оценка в стоимостном выражении последствий изменений в учетной политике ведется на основании выверенных данных на дату, с которой применяются измененные способы ведения бухгалтерского учета. Для обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.
При изменении учетной политики бухгалтерская отчетность за отчетный период включает в себя данные за периоды, предшествующие отчетному, откорректированные в соответствии с измененным способом ведения учета. Изменения в учетной политике подлежат обособленному раскрытию в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.
Вместе с приказом (распоряжением) по учетной политике утверждаются также:
· рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
· формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
· порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
· правила документооборота и технология обработки учетной информации;
· порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Формы бухгалтерского учета
Сведения из первичных документов группируются, накапливаются и регистрируются в учетных регистрах. Учетные регистры — это специально приспособленные ведомости для регистрации и группировки учетных данных. По внешнему виду учетные регистры представляют собой книги (кассовая, главная), карточки (инвентарная, учета основных средств, учета материалов), журналы (свободные листы). По видам производимых в них записей учетные регистры бывают хронологические (регистрационные журнал), систематические (главная книга счетов), комбинированные (журналы–ордера). По степени детализации информации, содержащейся в учетных регистрах, они бывают синтетические (главная книга счетов), аналитические (карточки), комбинированные (журналы–ордера). В зависимости от степени автоматизации учетных работ регистры бывают с ручной и машинной записью.
В регистрах учета совершается весь учетный процесс, хранится вся учетная информация. Данные учетных регистров используются для оперативного руководства и управления. По данным учетных регистров составляется отчетность организации.
Сочетание различных учетных регистров и технических средств образует разные формы бухгалтерского учета. Они отличаются одна от другой: количеством применяемых регистров, их назначением, внешним видом, содержанием; взаимосвязью хронологических и систематических, синтетических и аналитических регистров; последовательностью и техникой записи в учетные регистры; степенью автоматизации учетно–вычислительных работ.
Форма бухгалтерского учета выбирается организацией самостоятельно, и в течение отчетного периода принятая форма учета не должна изменяться.
Могут использоваться следующие формы бухгалтерского учета:
- Журнал–Главная (рис. 1. 7);
- мемориально–ордерная (рис. 1.8);
- журнально–ордерная (рис. 1.9);
- автоматизированная (рис. 1.10).
Наиболее простой является форма “Журнал–главная”, так как любая операция по первичному документу (или группа однородных операций по накопительному документу) записывается в книгу “Журнал–главная”, в которой совмещается регистрационный журнал хозяйственных операций (хронологическая запись) и синтетические счета (систематическая запись). Книга имеет следующий вид:
Журнал – Главная
Дата | № операции | Документ и содержание | Сумма | Счет____ | Счет____ | ... | ||
хозяйственной операции | оборота | Д | К | Д | К | |||
В эту книгу сначала записываются остатки по счетам на начало отчетного периода, затем все операции по документам, после чего определяется оборот за отчетный период (при этом производится проверка правильности записи: сумма оборота за отчетный период должна быть равна сумме оборотов по дебету всех счетов и сумме оборотов по кредиту всех счетов) и вычисляются остатки по счетам на конец отчетного периода. По данным остатков на счетах составляется заключительный баланс.
Эта форма находит применение в организациях с небольшой численностью работающих и незначительным количеством хозяйственных операций. В этом случае обеспечивается наглядность записей, книгу ведет один бухгалтер.
Вариантом этой формы является рекомендованная Минфином РФ для малых предприятий простая форма бухгалтерская учета, в которой Журнал–Главная носит название книги хозяйственных операций и отдельно предусматривается ведение ведомости учета заработной платы.
В мемориально–ордерной форме учета отдельно ведутся хронологическая и систематическая записи. В этой форме производится оформление бухгалтерских проводок специальными учетными документами — мемориальными ордерами, которые составляют на основе первичных документов (или накопительных по однородным операциям). Мемориальные ордера регистрируются в специальном журнале (хронологическая запись), и на их основе производятся записи на счетах Главной книги (систематическая запись).
Форма счетов Главной книги строится с разбивкой дебета и кредита по каждому корреспондирующему счету и выглядит следующим образом:
Счет___
Дата | № мемориального | С кредита счетов | Итого по | Дата | № мемориального | В дебет счетов | Итого по кредиту | ||||
ордера | № | № | ... | дебету | ордера | № | № | ... | |||