Тема семинаров: КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТАКТИКА

Разработка к семинару 3

Тема семинаров: КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТАКТИКА

Тактика следственного эксперимента и проверки показаний на месте.

Вопросы для подготовки:

1. В чем сущность следственного эксперимента и его отличие от других следственных действий, в частности, осмотра, допроса на месте происшествия, опознания?

2.Какие обстоятельства могут быть выяснены путем след­ственного эксперимента?

3. Кто должен быть участником следственного эксперимента?

4. Из чего складывается подготовка к следственному экспе­рименту?

5.Какие мероприятия должны быть предусмотрены в плане следственного эксперимента?

6. Как следует понимать максимальное соответствие условий опытов условиям изучаемого события?

7. С какой целью повторяются опыты в измененных условиях?

8. Как осуществляется фиксация хода и результатов след­ственного эксперимента?

9. Как следует решать вопрос о доказанности факта, бывшего предметом следственного эксперимента, при положительном и отрицательном результате эксперимента?

10. Каковы основные задачи проверки показаний на месте?

11. Каковы основные особенности тактики проверки показа­ний на месте и фиксации этого следственного действия?

Задачи выполняются в тетради (решение с мотивировочной частью).

Задача 1

14 июня в прокуратуру Свердловского района поступило заяв­ление от Гласовой об исчезновении ее племянницы Селиховой Нины Александровны. Со слов заявительницы, Нина в сентябре прошлого года выехала в город Новосибирск для устройства на работу. С собой Нина взяла чемодан с платьями и другими носильными вещами. Нина была веселой, жизнерадостной девушкой, люби­ла петь и рисовать. Особенно Нина любила и умела рисовать цветы. Уезжая, она захватила с собой альбом с рисунками и акварельные краски.

При обыске у подозреваемых в убийстве Селиховой сестер Соловьевых были обнаружены некоторые носильные вещи, принадлежавшие исчезнувшей. По поводу обнаруженных ве­щей сестры Соловьевы показали, что они приобрели их у своей знакомой Нины Селиховой, с которой они некоторое время тому назад встретились. В числе вещей, найденных при обыске, были листочки с нарисованными на них акварельными красками георгинами. Соловьева Мария показала, что рисунки эти вы­полнены ее сестрой Еленой. Последняя подтвердила эти пока­зания. Цветных карандашей и красок в доме у Соловьевых не оказалось.

Задача 2. Установить, необходим ли в данной ситуации след­ственный эксперимент.

При расследовании дела о краже в бухгалтерии предприятия несовершеннолетний К. сообщил, что кражу совершил он, проникнув в помещение бухгалтерии через форточку и похитив какие-то бумаги и личные вещи сотрудников. У следователя возникли сомнения в правдивости К., так как похищенные документы не могли представлять интереса для подростка. К тому же показания К. лишь в общих чертах согласовывались с другими доказательствами, расходясь с ними в таких деталях, как местоположение вещей в бухгалтерии и др.

Следователь решил провести проверку показаний на месте, с тем чтобы установить, мог ли К. проникнуть в помещение бухгалтерии через форточку, и проверить, ориентируется ли он в помещении и может ли указать места, откуда брал похищенные вещи.

Правильно ли следователь спланировал вопросы, решаемые в ходе проверки показаний на месте?

Задача 3 По делу об изнасиловании потерпевшая В. показала, что преступники отвезли ее на машине в какую-то квартиру, заперли в одной из комнат, а затем несколько раз совершили с ней насильственные половые акты в разных местах комнаты. Чтобы помочь В. вспомнить подробности происшествия, следователь решил отвезти ее в указанную квартиру и провести там проверку показаний на месте.

Целесообразно ли в данном случае проведение именно этого следственного действия?

Задача 4 Во время расследования дела об убийстве Т. следователь установил, что убийство произошло на берегу озера. Преступник сначала нанес Т. удар по голове бутылкой, а затем столкнул его в воду, где Т., будучи без сознания, захлебнулся. В совершении данного преступления признался некто Н., однако у следователя возникли сомнения, поскольку пострадавший был значительно физически сильнее, и Н. было бы трудно с ним справиться.

Разработка к семинару 4

Составить протокол обыска.

2. Ответьте на следующие вопросы по тактике обыска и выемки.

2.1.Назовите задачи обыска:

________________________________________________________________

2.2.Перечислите виды обыска:

________________________________________________________________

2.3. Укажите основные объекты поиска:

________________________________________________________________

2.4.Перечислите возможных участников обыска: Назовите стадии обыска:

________________________________________________________________

2.5.Какие технические средства и поисковые приборы могут использоваться в ходе обыска:

_______________________________________________________________

Разработка к семинару 3

Тема семинаров: КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТАКТИКА

Наши рекомендации