Тема 7. Банкротство юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Арбитражный управляющий не является индивидуальный предпринимателем и действует не в целях извлечения прибыли. Он занимается частной практикой.

· саморегулируемая организация арбитражных управляющих (далее также - саморегулируемая организация)- некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, сведения о которой включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих;

В настоящее время Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» предоставлена возможность участия в процессе о банкротстве представителям учредителей (участников) должника, которые наделяются всеми правами, предусмотренными арбитражным процессуальным законодательством для лиц, участвующих в процессе, а также правом на обжалование решений арбитражного суда, отдельных решений и действий арбитражного управляющего и кредиторов, правом на получение информации о ходе процедур и т. д.

Расширяя права государства в деле о банкротстве, законодатель предусматривает возможность участия в нем представителя собственника имущества должника – унитарного предприятия и наделяет его правом обжаловать действия арбитражного управляющего, решения собрания и комитета кредиторов, судебные акты о введении внешнего управления и конкурсного производства.

В арбитражном процессе по делу о банкротстве также участвуют: представитель работников должника; представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов; представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну; иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Правовой статус лиц, участвующих в процессе, зависит от следующих факторов: от характера правомочий, которыми законодатель наделяет данное лицо; от процедуры несостоятельности (банкротства), в рамках которой действует данное лицо, и от целей, которые являются приоритетными на данном этапе банкротства; от особенностей несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников и т. д.

Меры по предупреждению банкротства

Санацияне является процедурой банкротства, как то было предусмотрено Законом о банкротстве 1992 года. Санация - это меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника или иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника. Указанные меры могут приниматься как в преддверии банкротства должника (глава II Закона о банкротстве), так и на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве, в ходе реализации любой процедуры, применяемой к должнику в деле о банкротстве (ст.113, 125 Закона о банкротстве).

Преднамеренное банкротство

Уголовно-правовой состав и последствия преднамеренного банкротства предусмотрены ст.196 УК РФ. При этом преднамеренное банкротство определяется как совершение руководителем или учредителем (участником) юридического лица либо гражданином, в том числе индивидуальным предпринимателем, действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) причинили крупный ущерб (ст.196 УК РФ). Указанные действия наказываются аналогично преступлению в виде фиктивного банкротства.

Законом о банкротстве и другими законодательными актами предусмотрена также гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность за иные неправомерные действия при банкротстве, суть которых, в конечном счете, сводится к незаконному уменьшению конкурсной массы (ущемлению интересов кредиторов) независимо от субъектов, совершающих такие действия, и характера этих действий (сокрытие имущества должника, неправомерное удовлетворение требований отдельных кредиторов за счет имущества должника, неподача должником заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом, в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве, незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего и т.д.).

Ст.3 ФЗ «Об акционерных обществах»:

3. Если несостоятельность (банкротство) общества вызвана действиями (бездействием) его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, то на указанных акционеров или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Несостоятельность (банкротство) общества считается вызванной действиями (бездействием) его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, только в случае, если они использовали указанные право и (или) возможность в целях совершения обществом действия, заведомо зная, что вследствие этого наступит несостоятельность (банкротство) общества.


Доп. Материал


Процедура наблюденияосуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случаев возбуждения дела на основании заявления должника, когда наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству. Наблюдение должно быть завершено не позднее семи месяцев со дня поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

Временный управляющий обязан:

• принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

• проводить анализ финансового состояния должника;

• выявлять кредиторов должника;

• вести реестр требований кредиторов;

• уведомлять кредиторов о введении наблюдения;

• созывать и проводить первое собрание кредиторов (ст. 24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

В целом следует подчеркнуть, что в процессе проведения процедуры наблюдения временный управляющий не подменяет органы управления должника. Его деятельность должна быть направлена на установление факта наличия или отсутствия признаков банкротства и выявление возможных перспектив развития должника.

В компетенцию первого собрания кредиторов входят полномочия:

• принятие решений:

а) о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
б) о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
в) об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
г) о заключении мирового соглашения;
д) об избрании комитета кредиторов и определении его количественного состава (в случае, когда число конкурсных кредиторов и уполномоченных органов превышает 50);

• определение требований к кандидатурам административного, внешнего или конкурсного управляющего;

• определение саморегулируемой организации, которая должна представить в арбитражный суд кандидатуры арбитражных управляющих и т. д. (ст. 73 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

На основании принятого первым собранием кредиторов решения арбитражный суд выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.

С момента введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

Процедура финансового оздоровленияосуществляется с целью проведения восстановительных мероприятий под контролем кредиторов и суда, а также погашения требований кредиторов.

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на срок до 2 лет на основании решения собрания кредиторов, если имеется ходатайствоучредителей (участников) должника, собственника имущества должника – унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника.

К такому ходатайству прилагаются:

• график погашения задолженности, которым должно быть предусмотрено:

• начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после введения финансового оздоровления;

• требования всех кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, должны быть удовлетворены не позднее чем за месяц до даты окончания срока этой процедуры;

• требования кредиторов первой и второй очередей должны быть удовлетворены не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления;

• погашение требований кредиторов должно осуществляться ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов;

• документы о предлагаемом обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности. Исполнение обязательств должником может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством и другими способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации. Обеспечение не может осуществляться в форме удержания, задатка, неустойки, а также с помощью такого предмета обеспечения обязательств, как имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения. Размер такого обеспечения должен превышать размер обязательств должника не менее чем на 20 %.

Арбитражный суд может ввести финансовое оздоровление и в противовес решению первого собрания кредиторов, если в качестве обеспечения исполнения обязательств должника будет предоставлена банковская гарантия. При этом сумма, на которую будет выдана банковская гарантия, также должна превышать размер обязательств должника не менее чем на 20 %.

С момента введения финансового оздоровления наступают следующие последствия:

• требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления могут быть предъявлены только с соблюдением порядка, предусмотренного Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»;

• отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

• аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

• приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда;

• запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

• запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

• не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов;

• не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления (ст. 81 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

В ходе финансового оздоровления органы управления должника, продолжая осуществлять свои обязанности, ограничиваются в распоряжении своими средствами. Так, должник не вправе без согласия собрания (комитета) кредиторов совершать сделки, в отношении которых у него имеется заинтересованность или которые связаны с приобретением, отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5 % балансовой стоимости активов должника, сделки, которые влекут за собой выдачу займов (кредитов), поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника (п. 3 ст. 82 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Должник не вправе совершать также определенные сделки без согласия административного управляющего. К их числу следует отнести сделки, которые влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5 % суммы требований кредиторов, уступку прав требований, перевод долга, получение займов (кредитов) и т. д. (п. 4 ст. 82 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Внешнее управлениепредставляет собой процедуру банкротства, применяемую к должнику в целях восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

Внешнее управление применяется только в отношении юридических лиц и крестьянского (фермерского) хозяйства.

Решение о введении внешнего управления принимается собранием кредиторов. Однако арбитражный суд имеет право принять решение о введении внешнего управления вопреки решению собрания кредиторов, когда имеются достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена (п. 1 ст. 92 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Внешнее управление вводится на срок не более восемнадцати месяцев и может быть продлено на срок не более шести месяцев, причем по ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный срок внешнего управления может быть сокращен. При этом совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать двух лет.

С моментом введения внешнего управления наступают следующие правовые последствия:

• прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;

• прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника – унитарного предприятия. Их полномочия переходят к внешнему управляющему;

• отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

• аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению должником принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

• вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления.

Мораторий не распространяется на денежные обязательства, которые возникли после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и срок исполнения по которым наступил после введения внешнего управления, а также на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью (п. 5 ст. 95 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Тема 7. Банкротство юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

В настоящее время отношения, связанные с несостоятельностью, регулируют следующие нормативно-правовые акты:

• Гражданский кодекс РФ;

• Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 14 июня 2002 г.;

• Федеральный закон от 27 сентября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

Основные понятия:

Несостоятельность (банкротство) (далее также - банкротство) -признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Признаки несостоятельности (банкротства):

Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Денежное обязательство - это разновидность гражданско-правового обязательства, по которому должник обязуется перед кредитором уплатить денежную сумму. Основанием возникновения таких обязательств могут быть не только договоры, но и причинение вреда, неосновательное обогащение и др. (ст.8 ГК РФ).

Под обязательными платежами, как собирательным понятием, понимаются платежи в бюджеты разных уровней бюджетной системы РФ (федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных образований) и в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ).

К процедуре ликвидации Внешэкономбанка, Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства не применяются правила, предусмотренные законодательством о несостоятельности (банкротстве)

Положения настоящего Федерального закона не распространяются на "Государственную корпорацию по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех", Госкорпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную компанию "Автодор", Фонд перспективных исследований, Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос"

По-видимому, законодатель стремится обезопасить имущество государственных корпораций и публичных фондов, являющееся фактически государственным имуществом, от возможных рисков, связанных с обращением взыскания на него по основаниям банкротства и переходом такого имущества в частную собственность. Однако, по большому счету, такой подход означает не что иное, как законодательное установление двойных стандартов в отношении государственной и частной собственности, государственных и частных компаний

Не подлежат процедуре банкротства казенные предприятия, учреждения, политические партии, религиозные организации.

Это объясняется тем, что указанные юридические лица наделяются собственником (Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием) имуществом на праве оперативного управления и практически полностью контролируются им. Собственник несет субсидиарную ответственность по долгам указанных юридических лиц при недостаточности их имущества (ст.113, 123.21, 296-298 ГК РФ). Поэтому требования их кредиторов в любом случае могут быть удовлетворены полностью.

• должник – должник - гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом;

• конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия;

• уполномоченные органы – федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований (налоговые органы, государственные внебюджетные фонды);

• Арбитражный управляющий - арбитражный управляющий - гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих;

• федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, является Федеральная налоговая служба России.

• Процедуры, применяемые в деле о банкротстве

• Наблюдение - процедура, которая применяется судом к должнику - юридическому лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу о банкротстве. Основными целями этой процедуры являются обеспечение сохранности имущества должника, проведение анализа финансового состояния должника, ведение реестра кредиторов и проведение первого собрания кредиторов. Наблюдение ( в целом продолжниковая процедура), в отличие от иных процедур, применяемых в деле о банкротстве, является обязательной процедурой. Реализация целей указанной процедуры возлагается на арбитражного управляющего, именуемого в данном случае временным управляющим. Процедура наблюдения должна быть завершена с учетом срока рассмотрения дела о банкротстве, предусмотренного ст.51 Закона о банкротстве (п.3 ст.62 Закона о банкротстве), т.е. процедура наблюдения прекращается с момента принятия судебного акта по результатам рассмотрения дела о банкротстве (ст.75 Закона о банкротстве). Порядок и последствия введения наблюдения определены главой IV Закона о банкротстве.

• Финансовое оздоровление - процедура, которая применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Реализация указанной процедуры по существу означает реструктуризацию задолженности должника. Задолженность должна быть погашена должником в соответствии с графиком погашения задолженности. Цели процедуры финансового оздоровления реализует арбитражный управляющий, который называется административным управляющим. Полномочия по управлению должником не передаются административному управляющему. Процедура финансового оздоровления вводится на срок не более двух лет. Порядок и последствия введения финансового оздоровления определены главой V Закона о банкротстве.

• Внешнее управление - процедура, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности. При этом в отличие от финансового оздоровления полномочия по управлению должником передаются собранию (комитету) кредиторов и арбитражному управляющему, именуемому внешним управляющим. Руководитель должника отстраняется от выполнения своих обязанностей. Внешний управляющий в целях восстановления платежеспособности должника осуществляет различные меры, как то: перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, продажа части имущества должника и т.п. (ст.117 Закона о банкротстве). Процедура внешнего управления вводится на срок не более восемнадцати месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. Порядок и последствия введения внешнего управления определены главой VI Закона о банкротстве.

• Конкурсное производство - собственно процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом. Целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов в очередности, предусмотренной Законом о банкротстве. Реализация указанной цели осуществляется арбитражным управляющим, именуемым конкурсным управляющим. Конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев. Порядок и последствия открытия конкурсного производства определены главой VII Закона о банкротстве.

• В деле о банкротстве гражданина используются реабилитационные процедуры:

• а) реструктуризации долгов гражданина, применяемая в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов и

• б) реализация имущества гражданина, применяемая к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Реализация целей этих процедур возлагается на арбитражного управляющего, именуемого финансовым управляющим.

• Мировое соглашение - процедура, применяемая на любой стадии производства по делу о банкротстве в целях его прекращения путем достижения соглашения между должником, с одной стороны, и конкурсными кредиторами и уполномоченными органами, с другой, - об изменении или прекращении обязательств (п.1 ст.150 Закона о банкротстве). Особенности заключения мирового соглашения в рамках той или иной процедуры банкротства (наблюдении, финансовом оздоровлении, внешнем управлении, конкурсном производстве), требования к форме и содержанию мирового соглашения, последствия его утверждения и иные вопросы регламентируются главой VIII Закона о банкротстве.

В зависимости от процедур несостоятельности (банкротства) выделяют следующие виды арбитражных управляющих:

• временный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения;

• административный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры финансового оздоровления;

• внешний управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры внешнего управления и осуществления иных установленных законом полномочий;

• конкурсный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры конкурсного производства и осуществления иных установленных законом полномочий.

• финансовый управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения процедуры банкротства гражданина.

Деятельность арбитражного управляющего должна быть застрахована.

Минимальный размер страховой суммы по договору обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего составляет три миллиона рублей в год.

Наши рекомендации