Процедура защиты выпускной квалификационной работы.
Законченная бакалаврская работа представляется на кафедру в печатном виде в твердом переплете, а также в электронном виде на компакт-диске. Переплетенная в твердую обложку работа должна иметь: титульный лист, содержание (оглавление) работы с указанием страниц начала каждой главы и параграфов, основной текст, заключение, список использованных источников и литературы и приложения.
Перед титульным листом ВКР должны быть вшиты файлы со следующими документами:
1. Файл 1 − задание на ВКР (приложение 3).
2. Файл 2 − календарный график выполнения ВКР (приложение 4).
3. Файл 3 − отзыв научного руководителя ВКР о работе выпускника в период подготовки ВКР (приложение 5).
4. Файл 4 − рецензия на ВКР.
5. Файл 5 − отзыв с места прохождения преддипломной практики.
После приложений (при наличии) –должен быть вшит файл со справкой о плагиате, подготовленной научным руководителем ВКР с его подписью, а также в жестко закрепленном конверте СД-диск с ВКР (все страницы: начиная с титульного листа ВКР и заканчивая последней страницей ВКР).
Тексты ВКР размещаются университетом в электронно-библиотечной системе.
Бакалаврская работа должна быть подписана студентом и научным руководителем, что свидетельствует о ее завершении и готовности к защите.
Подпись студента ставится на титульном листе и на последнем листе, который следует приложениями (ем) (при их наличии) с указанием даты представления работы на кафедру (см. приложение 6). Подпись свидетельствует, что за достоверность сведений, изложенных в бакалаврской работе, использованного в ней практического материала и другой информации автор несет ответственность.
Подпись научного руководителя ставится на титульном листе.
Рекомендуется проведение промежуточных контрольных мероприятий не реже одного раза в месяц. Научный руководитель (консультант) должен составить график консультаций и придерживаться его. За 2 − 4 недели до защиты рекомендуется провести предварительную защиту выпускных квалификационных работ.
Студент считается допущенным к защите ВКР, если он был допущен к итоговым аттестационным испытаниям и успешно прошел все остальные виды итоговой аттестации. Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа считается допущенной к защите после получения на титульном листе подписей научного руководителя и заведующего выпускающей кафедрой, при наличии письменного отзыва руководителя.
Полностью оформленную пояснительную записку автор сдает научному руководителю за 7 дней до защиты. В случае неудовлетворительного состояния подготовки студента к защите, научный руководитель не менее чем за два дня до защиты письменно сообщает об этом заведующему кафедрой, обосновывая свое мнение.
Выпускные квалификационные работы подлежат обязательной проверке на наличие заимствований.
При предоставлении на кафедру выпускной квалификационной работы обучающийся предоставляет форматную справку системы «Антиплагиат», которой подтверждается факт отсутствия в письменной работе заимствований из печатных и электронных источников третьих лиц, неподкреплённых соответствующими ссылками.
Непредоставление обучающимся справки, подтверждающей процент оригинальности работы, автоматически влечёт за собой не допуск выпускной квалификационной работы к защите.
Контрольная проверка выпускных квалификационных работ (бакалаврских работ) производится научным руководителем ВКР.
Обучающийся обязан предоставить выпускную квалификационную работу на проверку системой «Антиплагиат» не позднее, чем за 20 календарных дней до начала работы государственной экзаменационной комиссии.
В соответствии с приказом ректора ВКР подлежат рецензированию. Для проведения рецензирования работы передаются рецензентам, которые, как правило, назначаются из числа профессорско-преподавательского состава выпускающей кафедры, не являющиеся руководителями рецензируемой работы.
Срок сдачи ВКР на выпускающую кафедру контролируется научным руководителем ВКР с тем расчетом, чтобы обеспечить ознакомление выпускника с отзывом и рецензией не позднее чем за 5 календарных дней до дня защиты ВКР. Как правило, оптимальным сроком для сдачи ВКР является первый день обзорных лекций и консультаций перед государственными аттестационными испытаниями.
При поступлении на выпускающую кафедру ВКР, соответствующую установленным требованиям, заведующим кафедрой принимается решение: рекомендовать или не рекомендовать работу к защите.
Заведующий выпускающей кафедрой принимает решение о рекомендации работы к защите в течение 5 календарных дней или о доработке и повторной проверке выпускной квалификационной работы на плагиат.
Обучающийся допускается к защите выпускной квалификационной работы при наличии в ней не менее 50% оригинальности для выпускных квалификационных работ бакалавров.
ВКР передается в государственную экзаменационную комиссию не позднее чем за 2 календарных дня до защиты.
В период проведения обзорных лекций и консультирования выпускников по вопросам, включенным в программу государственного экзамена, проводится предварительная защита ВКР − предзащита.
По решению заведующего выпускающей кафедры по согласованию с научными руководителями ВКР к процедуре предзащиты привлекаются наиболее подготовленные выпускники, для показа остальным процедуры защиты ВКР.
Процедура предзащиты проходит в том же порядке, что и защита ВКР. Единственным отличием является то, что комиссия формируется из числа профессорско-преподавательского состава выпускающей кафедры в количестве не менее 3-х человек с обязательным присутствием руководителя ВКР.
Защита ВКР проводится на открытом заседании ГЭК. Расписание защиты ВКР доводится до выпускников не позднее, чем за 30 календарных дней до дня проведения первого государственного аттестационного испытания: государственного междисциплинарного экзамена.
Цель защиты ВКР. Публичная защита ВКР преследует следующие цели:
– проверка умений и навыков;
– контроль уровня подготовки студентов (по всему спектру дисциплин учебного плана, включая фундаментальные);
– привитие навыков публичной дискуссии и защиты научно-технических идей и проектов.
Критерии оценивания ВКР разрабатываются выпускающей кафедрой и фиксируются в Положении об аттестации по конкретному направлению (обязательно указать какие оценки и за что ставятся).
Предлагается оценивать следующие аспекты работы:
– соответствие требованиям ФГОС ВО к подготовке бакалавра;
– текстовый и иллюстративный материал;
– доклад, обоснование методов, результатов и самостоятельности выполнения;
– ответы на вопросы.
Результаты защиты выпускной квалификационной работы определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день, после оформления в установленном порядке протокола заседания ГАК.
Время защиты одного студента не должно превышать 0,5 часа, из которых на сообщение выпускника (-цы) о содержании работы отводится не более 7 − 10 минут.
Предлагается следующая процедура защиты:
1). Сообщение секретаря ГАК о студенте (Ф.И.О., группа) и названии работы.
2). Доклад (выступление) автора о содержании работы и основных результатах исследования. Выступление, как правило, сопровождается заранее подготовленной и согласованной с научным руководителем ВКР презентацией и/или плакатами. Каждому члену ГАК предоставляется материал презентации на бумажном носителе.
Доклад начинается со слов обращения к комиссии: «Уважаемый председатель, уважаемые члены Государственной аттестационной комиссии! Вашему вниманию представляется доклад….». Далее освещаются данные представленные на титульном листе ВКР и на первом слайде (листе) презентации (материал презентации на бумажном носителе): тема, автор, научный руководитель ВКР, рецензент ВКР.
Дальнейшая структура доклада должна строиться на основании рассмотрения положений раздела «Введение»: актуальность, формулировку цели и задач исследования и т.д. Презентацию данной части доклада следует продемонстрировать не более чем на трех слайдах.
Доклад выполненных работ по основной части ВКР по разделам следует строить в «привязке» к поставленным задачам и новизне решений. При освещении выполненных этапов работ целесообразно использовать фразы типа: «В рамках первой (второй, третьей) поставленной задачи было выполнено….»; «Впервые при решении задачи было использовано…»; «Сделаны выводы о необходимости…». В презентацию (материал презентации на бумажном носителе) данной части доклада следует включать слайды, отражающие ключевые моменты решения поставленных задач: структуру объекта (предмета) исследования, таблицы классификации методов исследования; графики, таблицы, схемы, рисунки (скриншоты) реализации и результатов аналитического и эмпирического исследования, моделирования; формулы, графики, таблицы, рисунки, подтверждающие новизну, социальную и/или экономическую эффективность предложенных решений.
В заключительной части доклада освещаются и презентуются основные результаты работы, сделанные выводы и предложения в привязке к поставленной цели, задачам работы с подчеркиванием новизны предложенных решений и достигнутых количественных показателей улучшений (деятельности).
Выпускник должен сделать свой доклад свободно, не читая письменного текста. В ходе доклада должны быть использованы только те графики, диаграммы и схемы, которые приведены в ВКР. Использование в выступлении данных, не использованных в ВКР, недопустимо.
3). После доклада выпускник отвечает на вопросы членов ГАК. Время для ответов на вопросы и обсуждения работы, как правило, не превышает 10 − 15 минут.
4). После ответов на вопросы членов ГАК выступает научный руководитель ВКР, а в случае его отсутствия секретарь комиссии зачитывает его письменный отзыв.
5). Далее выступает рецензент ВКР, а в случае его отсутствия секретарь ГАК зачитывает рецензию. Выпускник отвечает на замечания, зафиксированные в рецензии.
Ответы на вопросы членов ГАК, на замечания рецензента ВКР должны быть краткими: по существу поставленного вопроса. При ответах выпускник должен проявить владение материалом, что учитывается членами ГАК при оценке уровня его подготовленности к решению профессиональных задач.
6). Дискуссия, в которой могут принимать участие все присутствующие.
Процедура защиты ВКР для выпускников с ограниченными возможностями устанавливается отдельными документами МГЭУ.
Решение об итоговой оценке выпускной квалификационной работына степень бакалавра выносится членами аттестационной комиссии на закрытом завершающем заседании коллегиально и представляет собой интегральную оценку содержания и уровня ВКР с учётом мнений и оценок научного руководителя (консультанта) и результатов защиты соискателя.
После окончания закрытого заседания председатель ГАК сообщает студентам решение комиссии, включая оценки за работу и рекомендации.
5. Критерии оценки результатов сдачи итогового междисциплинарного экзамена.
В ходе ответов на основные и дополнительные вопросы каждый из членов ГЭК оценивает компетентность выпускника посредством простановки ему оценок в оценочный лист результатов итогового междисциплинарного экзамена (далее – оценочный лист).
Оценка уровня освоения компетенции проводится по всем компетенциям, выносимым для проверки в ходе итогового междисциплинарного экзамена в соответствии с учебным планом.
Уровни освоения компетенций подразделяются на три уровня: «продвинутый» − 3, «хороший» − 2, «пороговый» − 1, в рамках которых осуществляется дифференциация оценки по четырехбалльной системе («отлично» – 5, «хорошо» – 4, «удовлетворительно» – 3, «неудовлетворительно» – 2), и оценки проставляются в колонках бланка.
По результатам выставленных оценок по уровням «продвинутый», «хороший», «пороговый» подсчитывается и в соответствующей строке бланка проставляется «средний балл».
Значение рассчитанного «среднего балла» освоения компетенций учитывается при выставлении итоговой дифференцированной оценки за итоговый междисциплинарный экзамен по четырехбалльной системе «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Оценка «отлично». − Выпускник показал глубокие и всесторонние знания предмета в соответствии с образовательной программой, основной и дополнительной литературы по учебной дисциплине; самостоятельно, логически стройно и последовательно излагает учебный материал, умеет анализировать различные научные взгляды; аргументированно отстаивает собственную психологическую позицию; творчески увязывает теоретические положения с психологической практикой; обладает высокой культурой речи и общения.
Оценка «хорошо». − Выпускник показал твердые знания предмета в соответствии с образовательной программой, хорошо ориентируется в основной литературе по учебной дисциплине; самостоятельно и последовательно излагает учебный материал; предпринял попытку анализа различных научных взглядов, выразил собственную психологическую позицию; умеет увязывать теоретические положения с психологической практикой; владеет культурой речи и общения.
Оценка «удовлетворительно». − Выпускник в основном показал знания предмета в соответствии с учебной дисциплиной; ориентируется лишь в некоторых литературных источниках по учебной дисциплине; учебный материал излагает репродуктивно, допуская некоторые ошибки; предпринимает попытки анализировать различные научные взгляды, выразить собственную психологическую позицию по требованию преподавателя; с трудом умеет установить связь теоретических положений с психологической практикой; речь и общение не всегда логичны и последовательны.
Оценка «неудовлетворительно». − Студент демонстрирует незнание основных положений учебного предмета, не ориентируется в основных литературных источниках по учебной дисциплине; не в состоянии дать самостоятельный ответ на учебные вопросы и выразить собственную психологическую позицию; не умеет устанавливать связь теоретических положений с психологической практикой; речь и общение слаборазвиты и маловыразительны.
После окончания ответов всех выпускников члены ГАК на закрытом заседании обсуждают результаты, оценивают их, подводят итоги, выставляют оценку за итоговый междисциплинарный экзамен («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). По окончании заседания председатель ГАК объявляет результаты присутствующим, как правило, с краткими комментариями. Оценка за итоговый междисциплинарный экзамен заносится в протокол заседания ГАК. Положительная оценка заносится также в зачетную книжку.
Выпускник, не прошедший процедуру итогового междисциплинарного экзамена в связи с неявкой по неуважительной причине или получивший оценку «неудовлетворительно», допускается к повторной сдаче через год, но не позднее чем через пять лет после срока проведения государственной итоговой аттестации. Для выпускников, не прошедших процедуру итогового междисциплинарного экзамена в установленные сроки по уважительной причине, подтвержденной документально, председателем ГАК может быть назначен экзамен в течении 6 месяцев после завершения итоговой государственной аттестации.