Тема 4. Качество аудита и профессиональная этика аудитора (ОПК-2, ПК-2, ПДК-2).
Понятие качества аудиторских проверок, методы его обеспечения.
Правило (стандарт) аудиторской деятельности в Российской Федерации «Внутрифирменный контроль качества аудита».
Основные требования к организации и функционированию внутрифирменной системы контроля качества аудита.
Виды контроля качества работы аудитора. Контроль основного аудитора за работой своих ассистентов. Контроль аудиторской фирмы за работой аудитора. Внешний контроль, его нормативное регулирование, цели и задачи.
Ответственность основного аудитора за выполнение аудита. Письменная программа аудитора как элемент контроля качества.
Формы контроля качества. Прямой, косвенный, предварительный и последующий контроль качества аудита. Система контроля качества работы аудиторской организации. Система непрерывного повышения квалификации аудиторов как одно из условий обеспечения и повышения качества аудита.
Профессиональная этика аудитора. Кодекс этики аудитора и его роль в обеспечении качества аудита. Требования к аудиторам. Соблюдение общепринятых моральных норм и принципов. Соблюдение общественных интересов. Объективность аудитора. Внимательность аудитора. Независимость аудитора. Профессиональная компетентность аудитора. Конфиденциальная информация клиентов. Налоговые отношения. Плата за профессиональные услуги.
Контроль аудиторского задания и конкретных рабочих программ в процессе каждого этапа проверки и по результатам проверки ответственным аудитором, самоконтроль исполнителя работ в процессе аудита.
Ответственность аудитора за результаты проверки.
Права клиента по возмещению ущерба, понесенного в связи с неквалифицированными действиями аудитора.
Ответственность аудиторской организации за качество проведения проверки клиента, квалификацию аудиторов и экспертов.
Контроль за деятельностью аудиторской организации со стороны надзорных органов.
Тема 5. Основные этапы проведения аудиторских проверок (ОПК-2, ПК-2, ПК-3, ПДК-2).
Планирование проведения аудита. Программа проведения аудиторской проверки, ее основные элементы. Оценка уровня существенности и определение объема выборки. Оценка внутреннего контроля клиента как критерий для планирования проверки.
Составление письма-обязательства и заключение договора на проведение аудита. Формулировка предмета договора на оказание аудиторских услуг. Ответственность аудитора и клиента. Состав группы аудиторов и распределение обязанностей между ними.
Привлечение внештатных экспертов. Требования к клиенту, связанные с предоставлением информации для аудиторской проверки.
Проведение аудита. Рабочие документы аудита. Аудиторские процедуры. Аудиторские доказательства. Основные направления аудиторской проверки. Детальная проверка верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Аналитическая процедура. Проверка (тест) средств внутреннего контроля. Направления аудиторских проверок. Цель и методы аудиторских проверок финансово-хозяйственной деятельности.
Обобщение полученной информации, формирование выводов и рекомендаций по результатам проверки. Финансовый анализ и прогнозирование при аудиторской проверке. Особенности аудита в системе электронной обработки данных, экспертиза программных продуктов в области финансов и кредита. Особенности аудиторских проверок в организациях разного профиля.
Составление аудиторского заключения. Порядок подготовки, составные части и содержание аудиторского заключения. Пользователи материалов различных частей аудиторского заключения.
Тема 6. Планирование аудиторской проверки: понятие, законодательное регулирование и этапы проведения (ОПК-2, ПК-2, ПК-3, ПДК-2).
Принципы планирования аудита и их нормативное закрепление. Комплексность. Непрерывность. Оптимальность.
Этапы планирования аудиторской проверки. Предварительное планирование аудита. Подготовка и составление общего плана аудита. Подготовка и оставление программы аудита.
Программа аудиторской проверки как развитие общего плана аудита и инструкция по его выполнению. Этапы разработки программы проведения аудита. Документальное оформление программы аудита. Тесты, порядок их разработки и использования в аудите. Тесты как средство контроля. Оценка информации, полученной тестированием.
Содержание общего плана и программы аудита, выбор основных направлений аудиторской проверки.
Место планирования в аудиторской проверке. Роль планирования в обеспечении качества аудита. Роль планирования в ценообразовании.