Учебно-производственная практика

Задачи, решаемые в ходе учебно-производственной практики:

- Закрепление теоретических знаний, приобретение умений и навыков профессиональной деятельности и делового общения;

- Накопление информационного материала для выполнения курсовых работ.

В ходе учебно-производственной практики студенты должны:

закрепить навыки обработки финансовых документов и бухгалтерских регистров; разработки и обоснования положений учетной политики на примере исследуемого предприятия; организации работы с документами в бухгалтерии.

В отчете необходимо отразить все важные аспекты учета хозяйственных операций в соответствии с программой практики. Выводами к проделанной работе должно быть заключение о качестве организации бухгалтерского учета, его недостатки и положительные стороны, предложения по совершенствованию системы организации бухгалтерского дела на предприятии.

Студенты, имеющие квалификацию Бухгалтер по специальности «Экономика и бухгалтерский учет», и осваивающие образовательную программу по специальности в сокращенные сроки проходят обязательную аттестацию по программе учебно-производственной практики на основе имеющихся умений и навыков.

Программу учебно-производственной практики условно можно разделить на следующие этапы:

- Отбор источников получения информации по направлениям;

- Сбор учетной информации;

- Аналитическая обработка информации.

Содержательно программа учебно-производственной практики включает следующие разделы и вопросы, подлежащие обязательному рассмотрению:


Раздел 1. Социально-экономическая характеристика деятельности организации………… 1.1 Условия и особенности осуществления хозяйственной деятельности………… 1.2 Организационные основы управления организацией………………………….. 1.3 Производственный потенциал организации…………………………………….. 1.4 Организация учетной работы в организации …………………………………..
Раздел 2. Система бухгалтерского учета в организации ………………………………… 2.1 Методология бухгалтерского учета в организации …………………………… 2.2 Порядок ведения бухгалтерского учета по объектам учета……………………. 2.2.1 Учет денежных средств и расчетов с контрагентами…………………... 2.2.2 Учет труда и расчетов с персоналом………………….……..…………… 2.2.3 Учет основных средств и нематериальных активов……………………. 2.2.4 Учет кредитов и займов…………………………………………………… 2.2.5 Учет финансовых результатов……………………………………………
Заключение……………………………………………………………………………………….
Приложения………………………………………………………………………………………


Отбор источников информации начинается с рассмотрения общих вопросов социально-экономической характеристики деятельности организации:

- Реальные условия функционирования организации: наименование, местонахождение, организационно-правовая форма, наличие обособленных подразделений и филиалов, ведомственно - отраслевая принадлежность, виды осуществляемой деятельности и т.д. Необходимо ознакомиться с содержанием регистрационных документов: свидетельства о государственной регистрации юридического лица; свидетельства постановке на налоговый учет в налоговых органах, лицензионных разрешений на осуществление отдельных видов деятельности и т.д.

- Организационные основы управления предприятием: наличие и функциональные обязанности экономических служб, структура и состав руководящих кадров, организационная структура предприятия, система и функции аппарата управления. Необходимо ознакомиться с содержанием учредительного договора (положением об акционировании), уставом организации и другими документами, регулирующими деятельность организации.

- Производственный потенциал предприятия: общая характеристика состава основных средств, внеобротных и оборотных активов; состав и структура затрат, связанных с производственной деятельностью; характеристика трудовых ресурсов; характеристика инвестиционной, инновационной, внешнеэкономической деятельности предприятия. Необходимо ознакомиться с содержанием внутренней, статистической отчетностью предприятия, попытаться провести оценку производственного потенциала предприятия.

- Организация учетной работы на предприятии: принципы организации учетной работы, распределение обязанностей и ответственность работников экономических служб, требования к организации рабочих мест, условия труда учетных работников; существующие виды учета (финансовый, управленческий, налоговый), применяемые способы обработки экономической информации. Необходимо ознакомиться с содержанием Положения о бухгалтерской службе организации, штатным расписанием, должностными инструкциями работников и номенклатурой дел в бухгалтерии.

Как дополнительный источник информации полезно использовать беседы и консультации со специалистами-практиками, в процессе которых можно выявить важные проблемы, существующие на предприятии.

В дальнейшем, приступив к написанию отчета, целесообразно всю информацию систематизировать, обобщить, представить сжато, оценить эффективность хозяйственной деятельности, выявить факторы, оказывающие влияние на финансовые результаты.

Одним из основных разделов программы учебно-производственной практики является изучение существующей методики бухгалтерского учета в организации.

Студентам следует внимательно ознакомиться с содержанием положений об учетной политике предприятия за 3 предшествующих года, обращая внимание на изменения, вносимые в методологию учета, порядок их оформления распорядительными документами. Определить нормативную базу формирования учетной политики. Это позволит студентам сформировать целостную систему организации бухгалтерского учета, форм и методов учета хозяйственных операций, совершаемых на предприятии.

В ходе изучения разделов учетной политики предприятия особое внимание необходимо обратить на следующие вопросы:

- Рабочий план счетов ( субсчетов), используемый на предприятии для организации синтетического и аналитического учета;

- Организация системы документооборота: круг лиц (должностей), ответственных за оформление документов с момента их составления до сдачи в архив, график движения документов, сроки их исполнения, круг (должностей), имеющих право подписи первичных, финансовых документов.

- Формы первичных учетных документов: типовые формы первичных документов и формы документов, разработанных самостоятельно;

- Форма ведения бухгалтерского учета и технология обработки учетной информации; состав бухгалтерских регистров, их назначение.

- Методы и инструменты контроля за сохранностью материальных ценностей: порядок, формы и сроки проведения плановых и внеплановых инвентаризаций, виды материальной ответственности, порядок оформления договора о материальной ответственности.

- Виды имущества предприятия, его классификация и порядок учета;

- Содержание амортизационной политики в отношении основных средств и нематериальных активов. Оценка целесообразности применяемых способов начисления амортизации.

- Методики оценки производственных запасов, целесообразность их использования на исследуемом предприятии;

- Порядок оценки незавершенного производства;

- Состав расходов будущих периодов;

- Виды расходов на продажу, подлежащих распределению;

- Порядок распределения расходов между отдельными видами нереализованной продукции;

В дальнейшем, при написании отчета по этому разделу программы следует избегать прямого изложения содержания учетной политики предприятия. Акцент в содержании должен быть сделан на целесообразности выбора применяемых способов учета, должна быть дана общая оценка соответствия существующей на предприятии системы бухгалтерского учета требованиям финансового законодательства.

Далее студентам предстоит изучить порядок ведения бухгалтерского учета по объектам. Следует помнить, что изучаются не только применяемые корреспонденции, но и перечень первичных документов, используемых для оформления хозяйственных операций, бухгалтерских регистров, обобщающих движение по счетам.

В дальнейшем, при написании отчета необходимо сжато изложить основные теоретические аспекты бухгалтерского учета по объекту и дать развернутую характеристику существующего на предприятии порядка учета также в разрезе изучаемых объектов учета.

Объекты учета и вопросы, подлежащие изучению и отражению в отчете

Наши рекомендации