Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учёта. Особенности проведения инвентаризации по инициативе правоохранительных органов
Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учёта представляет собой способ выявления и отражения в учете таких явлений в хозяйственной деятельности предприятия, которые не могли найти отражения в бухгалтерских документах (недостача, излишки, порча ценностей), а также ошибки и неточности в учете обязательств.
Сущность инвентаризации состоит в проверке фактического наличия имущества организации на определённый момент времени путём пересчета, обмера и взвешивания, сверки расчетов с дебиторами и кредиторами и последующее сопоставление полученных данных с данными бухгалтерского учета.
Обязанность проведения инвентаризаций для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета установлена Законом «О бухгалтерском учете» (ст. 12). Порядок и сроки проведения инвентаризаций определяются руководителем организации, однако Законом определены случаи обязательного их проведения:
- при смене материально ответственных лиц (на день передачи дел);
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
- при реорганизации предприятия, т.е. когда предприятие меняет собственников, либо меняет организационно-правовую форму, либо ликвидируется, либо происходит слияние этого предприятия с другим;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация зданий, сооружений и других неподвижных объектов основных средств может проводиться один раз в два-три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет;
- при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а так же порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).
Правила проведения инвентаризации регламентируются «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и обязательств», утвержденными Приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95 № 49, точное выполнение которых обеспечивает эффективность проводимого контрольного действия.
В соответствии с этими правилами, инвентаризацию можно условно разделить на ряд этапов.
Этап - подготовительный.
Порядок проведения инвентаризаций в организации предполагает создание постоянно действующих инвентаризационных комиссийв составе:
- руководителя предприятия или его заместителя (председателя комиссии);
- главного бухгалтера;
- начальников структурных подразделений (служб);
- представителей общественности.
Для непосредственного проведения инвентаризации имущества создаются рабочие комиссиив составе:
- представителя руководителя предприятия, назначившего инвентаризацию (председатель комиссии);
- специалистов (экономиста, работника бухгалтерской службы, инженера, технолога, товароведа, кладовщика и др.).
Персональный состав постоянно действующих инвентаризационных комиссий, рабочих инвентаризационных комиссий и комиссий, осуществляющих проверки и выборочные инвентаризации, утверждается приказом руководителя предприятия (организации). Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
Перед началом проведения инвентаризации членам рабочих инвентаризационных комиссий вручается приказ, а председателям - контрольный пломбир. В приказе устанавливаются сроки начала и окончания работы по проведению инвентаризации. К ее началу должна быть закончена обработка приходных и расходных первичных документов, сделаны все записи в аналитическом, синтетическом учете и выведены остатки, все ценности должны быть разложены по названиям, сортам, размерам и т.д. Бухгалтер к моменту проведения инвентаризации составляет инвентаризационную опись.
Материально ответственные лица дают расписки в том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества. Таким образом, полнота передачи первичных документов подтверждается расписками материально ответственных лиц, а также расписками держателей подотчетных сумм или доверенностей на получение материальных ценностей. На этом же этапе инвентаризационной комиссии следует получить подтверждение учетных данных от сторонних организаций – поставщиков, покупателей, кредитных учреждений, налоговых органов и органов социального страхования и обеспечения.
При внезапных инвентаризациях все товарно-материальные ценности подготавливаются к инвентаризации в присутствии инвентаризационной комиссии, а в остальных случаях - заблаговременно.
Складские операции в период инвентаризации не производятся; заведующий складом в данной описи дает расписку в том, что все документы склада записаны в карточку складского учета материалов и сданы в бухгалтерию организации.
После всех необходимых подготовительных мероприятий производится вещественная и документальная проверка имущества и источников его формирования.