Учет молодняка и животных на выращивании и откорме
В ОАО «Имени Кирова» учет молодняка и животных на выращивании и откорме не ведется.
Первичный учет животных на выращивании и откорме
Акт на оприходование приплода животных. Основным первичным документом, по которому приходуют приплод большинства животных, является акт на оприходование приплода животных. Этот документ составляют в 2-х экземплярах работники фермы с участием зоотехника и ветеринарного врача. В акте указывают: за кем из животноводов было закреплено расплодившееся животное, кличку и номер матки, количество и массу родившихся животных, их пол, присвоенные молодняку номера, отличительные признаки. В акте записывают всех животных данного вида, расплодившихся на ферме. Акты о приплоде в установленные сроки сдаются в бухгалтерию. Перевод животных из группы в группу. Перевод животных в другие возрастные группы оформляются актом на перевод животных из группы в группу. Этот документ составляется в день перевода молодняка животных из младшей возрастной группы в старшую, при переводе молодняка в основное стадо, а также при переводе скота основного стада на откорм вследствие его выбраковки (акт на выбраковку животных из основного стада СП – 57а). В акте на перевод животных приводят данные, характеризующие переводимых животных (количество, масса, пол, класс, масть, возраст). Так же указывают фамилии работников фермы, за которыми они были закреплены и под чью ответственность переданы. В составлении актов, кроме животноводов, обязательно принимают участие ветеринарно – зоотехнические работники фермы. Акт на выбытие животных и птицы (забой, прирезка, падеж). В случаях забоя, падежа, вынужденной прирезки или ликвидации скота по разным причинам в день выбытия животного составляется акт на выбытия животных и птиц (забой, прирезка, падеж). В акте на выбытие животных и птиц приводят характеристику выбывшего животного и указывают причину выбытия. На оборотной стороне акта перечисляют виды и количество продукции, полученной от выбытия скота, и ее назначение. Акт подписывают заведующий фермой, зоотехник, ветеринарный врач, лицо, за которым было закреплено выбывшее животное. Ветеринарные работники указывают в акте порядок использования продукции – в пищу, на корм животным, технические отходы. Все акты на выбытие животных и птиц подлежат утверждению руководителем хозяйства. Перед тем, как составить акт на выбытие составляют Акт на выбраковку животных из основного стада форма № 57 а где указывается практически все то, что и в акте на выбытие, кроме полученной продукции от выбывших животных. Ведомости взвешивания животных. Животные, находящиеся на выращивании и откорме, постоянно увеличивают свою массу. Чтобы определить полученный прирост живой массы скота и соответственно его оценить, необходимо систематическое взвешивание животных. Результаты взвешивания животных отражают в ведомости взвешивания животных. Взвешивание молодняка КРС, свиней и взрослого поголовья этих видов животных, находящихся на откорме, производится ежемесячно. Кроме того, взвешивают животных при рождении, приобретении молодняка, переводе животных из групп в группу. Расчет определение прироста живой массы. Определив живую массу на конец отчетного периода взвешиванием, находят полученный за этот период времени прирост живой массы. Полученный результат составит валовой прирост живой массы животных данной группы в течении отчетного периода. Расчет полученного прироста живой массы производят в специальном документе: расчет определение прироста живой массы. Отчет о движении скота и птицы на ферме. Все изменения в стаде, зафиксированных в первичных документах, отражают в книге учета движения животных и птиц, которую ведут на ферме по половозрастным группам скота. Данные записывают в книгу, когда произошли изменения в стаде, на основании соответствующих первичных документов. Ежемесячно в книге учета движения животных и птиц выводят итоги, которые переносят в отчет о движении скота и птицы на ферме. Отчет составляется в двух экземплярах, один из которых оставляют на ферме, а другой с приложенными к нему первичными документами передают в бухгалтерию.
Первичный учет продукции животноводства
Журнал учета надоя молока применяется для ежедневного учета получаемого молока на ферме. Журнал ведет заведующий фермой, бригадир, мастер машинного доения или старшая доярка. Записи в журнал делаются ежедневно после каждой дойки по каждой доярке (мастеру машинного доения) по закрепленной группе обслуживаемых коров. Кроме количества надоенного молока в журнале проставляются данные о жирности молока, общем количестве полученных жиро-единиц, прочие данные о качестве молока (кислотность и др.). Подсчитанные итоги в журнале по вертикали дают сведения о надое молока за день, а итог по горизонтали - о количестве молока, надоенного каждой дояркой (мастером машинного доения) за отчетный период. Журнал учета надоя молока в течение 15 дней хранится на ферме или в бригаде. Помимо ежедневной подписи доярки (мастера машинного доения), подтверждающей правильность данных о количестве надоенного молока, журнал ежедневно подписывает заведующий фермой или бригадир и по истечении 15 дней он сдается в бухгалтерию. В журнале обязательно должны содержаться сведения о контрольных дойках (необходимо ставить пометку "контрольная дойка"), что важно для контрольных целей. Данные о количестве надоенного молока ежедневно из журнала учета надоя молока переносят в Ведомость движения молока. Часть надоенного молока хозяйство отправляет на заготовительные пункты или реализует другим путем, вторую часть использует в хозяйстве (на выпойку телятам). При доставке молока на приемные пункты в качестве сопроводительного документа применяется товарно-транспортная накладная на отправку – приемку молока и молочных продуктов и счета - фактур. Основным документом по расчетным взаимоотношениям с покупателем является счет – фактура. Документ служит основанием для оформления соответствующих банковских платежных документов. Счет – фактуру выписывает поставщик на отпускаемые товарно-материальные ценности. Документ выписывается в двух экземплярах: первый экземпляр в течение 10 дней со дня отгрузки предоставляется покупателю, он дает право на учет сумм НДС после оплаты товара; второй – остается у продавца для начисления НДС по реализованной продукции. В документе заполняются следующие реквизиты: продавец, адрес, ИНН продавца, грузоотправитель и его адрес, грузополучатель и его адрес, к платежному документу номер, покупатель, адрес, ИНН покупателя, наименование товара, единица измерения, количество, цена и стоимость, др. Счет – фактура подписывается должностными лицами поставщика, в том числе директора и главного бухгалтера, скрепляется печатью поставщика. При получении товара счет – фактура подписывается покупателем. К счету – фактуре прилагаются следующие документы поставщика: товарно-транспортные накладные, квитанции. Товарно-транспортная накладная (молсырье). Применяется для учета операций по отправке - приемке молокопродукции на молокозаводы и другие приемные пункты. Выписывается заведующим фермой, бригадиром. В накладной указывают пункт приемки продукции, название, ее массу, фамилию и инициалы работника, транспортирующего груз, и другие данные. На каждую партию отправленного молока и молочных продуктов (утром, вечером и днем) выписывают отдельную накладную. Перед отправкой молочную продукцию обязательно взвешивают, определяют ее жирность, кислотность, температуру и другие качественные показатели. На молокозаводе продукцию принимают в присутствии представителя организации. Результаты приемки записывают в накладной. По окончании приемки накладную подписывает приемщик и лаборант. Затем один экземпляр с подписью приемщика возвращают организации через водителя, сдавшего продукцию, а второй - оставляют на приемном пункте. Накладные и лимитно-заборные карты. При отправке молока на другие пункты внутри хозяйства выписывают накладную или лимитно-заборную карту (ведомость). Разовый отпуск товарно–материальных ценностей для потребления или перемещения внутри хозяйства производится на основании накладной. Для оформления отпуска систематически потребляемых в хозяйстве материальных ценностей применяют лимитно – заборные ведомости. Лимитно – заборную ведомость выписывают в двух экземплярах на срок в пределах календарного месяца. Один экземпляр ведомости находится у получателя и является документом для оприходования ценностей, второй экземпляр остается у кладовщика. При выдаче ценностей кладовщик записывает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных ценностей. При этом в лимитно – заборной ведомости кладовщика расписывается получатель, а в ведомости, находящейся у получателя, - кладовщик. Ведомость учета движения молока. Применяется для обобщения данных по движению молока за отчетный месяц. Ведомость ведется на каждой ферме отдельно. В ведомость ежедневно на основании данных первичных документов заносятся сведения о поступлении молока и его расходовании по основным каналам: реализовано, передано в переработку, израсходовано на выпойку телят, поросят, израсходовано на общественное питание и т.п., выводится итог расхода за день и остаток на конец дня. По истечении отчетного месяца первый экземпляр ведомости вместе с первичными документами по приходу и расходу молока, на основании которых она составлена, представляется в бухгалтерию для проверки и бухгалтерского учета движения молока. Второй экземпляр ведомости служит заведующему фермой (приемщику молока) основанием для оприходования и списания молока в книге (карточках) складского учета.
Первичный учет труда в животноводстве
В животноводстве заработанную плату начисляют в зависимости от количества и качества получаемой продукции и некоторых других показателей. Поэтому для учета выработки и подсчета заработка используют данные первичных документов по учету движения животных. На основании акта на оприходование приплода животных начисляют заработную плату дояркам, скотникам. Данные акта на перевод животных из групп в группу используют для начисления заработной платы свинарям. Ведомость взвешивания животных служит основанием для определения прироста живой массы за отчетный период, за который начисляется заработная плата телятницам, скотникам и другим работникам животноводства. Полученный прирост живой массы определяют в специальном документе – расчете прироста животных. На основании журнала учета надоя молока начисляют заработную плату дояркам, мастерам машинного доения.
Учет основных средств
Учет основных средств ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, Отраслевыми методическими рекомендациями по учету основных средств в сельскохозяйственных организациях. В этих нормативных актах приводится подробный порядок организации методологии, синтетического, аналитического учета основных средств, их поступления, выбытия, амортизации, ремонта, модернизации и др. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01) при принятии активов к бухгалтерскому учету в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условии: а) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации; б) использование в течение длительного времени, т. е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; в) организацией не предлагается последующая перепродажа данных активов; г) способность приносить организацией экономические выгоды в будущем.
Необходимое условие правильного учета основных средств – единый принцип их оценки. Виды стоимости основных средств, подвергающейся отражению в учете: Первоначальная. Складывается из затрат на приобретение, доставку, монтаж и установку основных средств. Эта стоимость может увеличиться в том случае, если после установки требуются дополнительные затраты. Остаточная. Разница между первоначальной стоимостью и износом. Износ в данном случае сумма, на которую эти основные средства износились. По остаточной стоимости основные средства отражаются на балансе предприятия. Восстановительная.Стоимость восстановления средств или приобретения новых. Определяется путем умножения первоначальной стоимости на соответствующий коэффициент, который зависит от срока использования и вида основных средств. Основные средства, бывшие в употреблении или приобретенные за плату, принимаются на учет в сумме оплаты и расходов за доставку и установку, выявившейся в учете капитальных вложений, с добавлением суммы износа по этим средствам, указанной в документах на оплату. Здания и сооружения, выстроенные хозяйственным способом, принимают на учет по фактической стоимости строительства (включая стоимость проектно-сметной документации). При строительстве подрядным способом сданные подрядчиками объекты принимают на учет по сметной, договорной стоимости. Молодые насаждения учитывают в сумме фактически произведенных затрат на их посадку. В дальнейшем до сдачи этих насаждений в эксплуатацию к их стоимости присоединяют расходы на выращивание. Таким образом, многолетние насаждения эксплуатационного возраста будут учтены по фактической себестоимости. Взрослый продуктивный и рабочий скот основного стада принимается на учет в следующей оценке: а) при формировании основного стада за счет молодняка животных, выращенных в своем хозяйстве, - по фактической себестоимости выращивания; б) при покупке на стороне – по фактической стоимости приобретения животных, включая расходы на доставку.
Капитальные затраты по улучшению земель (неинвентарного характера) принимаются на учет по фактической стоимости указанных работ. Основные средства, внесенные учредителями, а счет их вкладов в уставный капитал предприятия, принимаются на учет в оценке по договоренности сторон. Оценка основных средств, полученных от других предприятий и лиц безвозмездно, а также в качестве субсидий правительственного органа, производится экспертным путем или по данным документов приемки-передачи. В системе счетов бухгалтерский учет основных средств ведут на счете 01 "Основные средства". На данном счете учитываются основные средства, находящиеся в эксплуатации, в запасе, в аренде, доверительном управлении. По счету 01 учет строится в разрезе следующих субсчетов: 01.1 Производственные основные средства основной деятельности (без скота, многолетних насаждений, земельных участков, объектов природопользования)"; 01.2 Производственные основные средства других отраслей; 01.3 Непроизводственные основные средства ; 01.4 Скот рабочий и продуктивный; 01.5 Многолетние насаждения; 01.6 Земельные участки и объекты природопользования; 01.7 Объекты неинвентарного характера; 01.8 Основные средства по лизингу и прочие объекты; 01.9 Выбытие основных средств.
Для учета операции, отражаемых на счетах 01 "Основные средства и 04 "Нематериальные активы", в регистрах журнально-ордерной формы учета предусмотрены журнал-ордер № 13 и ведомость № 72 аналитического учета.
Корреспонденция по счету 01 "Основные средства".
Дт Кт
08 60 поступили основные средства от поставщиков
08 70,69,10,76,71 собраны затраты на основные средства
01 08 оприходованы основных средств в результате приобретения, изготовления в своем хозяйстве
20,23,
25,26 02 начислена амортизация по основным средствам
91 01 списана остаточная стоимость основных средств
02 01 списан износ основных средств
01 75 оприходованы основные средства, внесенные учредителями в счет вклада в уставный капитал
01 98.2 оприходованы основные средства, полученные безвозмездно
01 83 отражение изменении первоначальной стоимости при переоценки соответствующих объектов
10 91 при ликвидации основных средств оприходованы запасные части
99 91 отражены убытки от ликвидации основных средств
Ежегодная величина износа основных средств зависит от характера самих средств, интенсивности и условий их эксплуатации и других факторов. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств предприятия могут применять следующие способы начисления амортизации основных средств:
1) линейный способ;
2) способ уменьшаемого остатка;
3) способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
4) способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
При линейном способе годовая сумма начисления амортизационных отчислении определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования данного объекта. Способ уменьшаемого остатка. При этом способе годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя не их первоначальной стоимости, как при линейном способе, а из остаточной стоимости основного средства на начало соответствующего года. Причем норма амортизации при данном способе может быть увеличена на коэффициент ускорения, устанавливаемый федеральными министерствами и ведомствами в перечнях эффективных видов машин и оборудования для высокотехнологичных отраслей. В отличие от линейного способа способ уменьшаемого остатка приводит к тому, что годовая сумма амортизации уменьшается с каждым годом использования основного средства, поэтому применение данного способа без коэффициента ускорения нецелесообразно. Для ведения учета операций по начислению амортизации (износа) применяется счет 02 «Износ основных средств», к которому могут быть открыты субсчета:
02.1 «Износ собственных основных средств»,
02.2 «Износ долгосрочно арендуемых основных средств».
Дт Кт
20,23,
25,26,29,44 02 начислена амортизация
02 01 при выбытии основных средств производится списание амортизации
Инвентаризация основных средств заключается в проверке их фактического наличия в натуре по местам нахождения или эксплуатации. Порядок проведения инвентаризации основных средств регламентируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Министерством финансов РФ 13.06.95г. №49. Проводится полная инвентаризация основных фондов раз в три года, бывает также выборочная инвентаризация.
В ходе инвентаризации устанавливают соответствие между учетными данными и фактическим наличием основных средств, определяют их комплектность, техническое состояние, степень использования по назначению.
Инвентаризация может производиться при передаче имущества в аренду, при выкупе имущества, при продаже, также при преобразовании организации, в случае стихийных бедствий, по настоянию руководителя предприятия или акционера, учредителей, следственных органов, налоговой инспекции и т.д.
Для проведения этой работы приказом (распоряжением) руководителя предприятия создается инвентаризационная комиссия. До начала инвентаризации проверяют наличие и состояние инвентарных карточек, технических паспортов, подготавливают необходимую документацию (бланки, формы актов, инвентарные описи и т.п.), уточняют перечень основных средств по местам нахождения. Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии. Члены комиссии в присутствии должностных лиц или материально ответственных лиц (начальников цехов, отделов, мастеров и т.п.) осматривают объекты основных средств и фиксируют в инвентарных описях их фактическое наличие. Не разрешается проводить инвентаризацию не в полном составе инвентаризационной комиссии. В инвентарной описи указывается: полное наименование объекта, его инвентарный номер и основные эксплуатационные показатели. Отдельно записывают выявленные при инвентаризации неучтенные объекты, а также непригодные для эксплуатации и восстановления основные средства. Основные средства, которые ко времени инвентаризации могут находиться вне территории предприятия (оборудование, подлежащее отправке в капитальный ремонт и т.д.), инвентаризуют до их выбытия. Объекты, не числящиеся в учете, отражаются в описи по восстановительной стоимости. Величину их изношенности комиссия определяет по фактическому состоянию объекта в процентах от установленной стоимости. Одновременно выявляется, когда и по чьему распоряжению возведены или приобретены неучтенные объекты, куда списаны соответствующие затраты.
Акты и инвентаризационные описи подписывают члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица.
Инвентаризационные описи представляются в бухгалтерию для внесения изменений и уточнений в инвентарные карточки, сводные ведомости и другие учетные регистры по учету основных средств. В итоге составляют сличительную ведомость результатов инвентаризации. В ней указывается наименование объектов по местам эксплуатации, перечень выявленных и неучтенных объектов и их стоимость. Кроме того, рабочая инвентаризационная комиссия передает в постоянно действующую инвентаризационную комиссию письменное предложение о состоянии основных средств и целесообразности использования отдельных объектов. Постоянная инвентаризационная комиссия выясняет причины расхождений, виновников недостачи и составляет в 10-дневный срок протокол по итогам результатов проведенной инвентаризации, который утверждается руководителем предприятия. На основании протокола в бухгалтерии предприятия делаются записи в учетных регистрах, но, прежде всего, составляют первичные документы на оприходование ранее неучтенных основных средств (Акт приемки-передачи и инвентарные карточки) и на недостающие объекты (Акт о ликвидации форма).
При выявлении недостачи или излишка основных средств к инвентарным описям прилагают объяснения материально ответственных лиц. На основании этих объяснений принимается решение о порядке регулирования разницы между данными инвентаризации и бухгалтерского учета.