Инвентаризация расчетов с покупателями, заказчиками, поставщиками и с прочими дебиторами и кредиторами

До начала сверки расчетов с покупателями, заказчиками, поставщиками и с прочими дебиторами и кредиторами стороны подписывают акт сверки задолженности между организациями. Акт сверки взаиморасчетов представляет собой документ, отображающий расчеты двух организаций за определенный срок. Действующим законодательством не предусмотрена официальная форма акта сверки взаиморасчетов субъектов хозяйствования, поэтому организация имеет право самостоятельно разработать удобную для нее форму акта сверки.

Составлением акта сверки взаиморасчетов занимается непосредственно бухгалтерия предприятия. Бланк данного документа обязательно составляется в двух экземплярах, которые подписываются двумя должностными лицами: главным бухгалтером и руководителем предприятия. Оба экземпляра акта обязательно визируются печатью. Один экземпляр остается в организации, другой – передается контрагенту. Данные акта сверки организации, являющейся инициатором сверки, должны полностью совпадать с данными предприятия-контрагента. В противном случае в конце документа должна фиксироваться информация, касающаяся имеющихся расхождений.

При инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками проверке подвергается счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по товарно-материальным ценностям, оплаченным, но находящимся в пути. Необходимо проверить по заключенным с поставщиками таких ценностей договорам, когда происходит момент перехода права собственности на эти товарно-материальные ценности.

Напоминаем, что в соответствии с п. 1 ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Такой переход права собственности считается общепринятым. Если же договором купли-продажи предусмотрен отличный от общего момент перехода права собственности на отгруженные ценности от поставщика к покупателю (например, после ее оплаты), то они должны быть учтены на соответствующих счетах бухгалтерского учета еще до того как поступят на склад покупателя.

Проверке подлежат также расчеты с поставщиками по неотфактурованным поставкам (поставкам товарно-материальных ценностей без сопроводительных документов). Необходимо проверить наличие приказа руководителя предприятия на оприходование конкретно этих поставок и (или) наличие номенклатуры-ценника с установлением цены на подобные товарно-материальные ценности, а также сам факт оприходования поставок.

При проверке расчетов с покупателями и заказчиками следует проверить, не числятся ли в составе полученных авансов суммы, которые следует зачесть в счет уже отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

Напоминаем, что сальдо по всем счетам расчетов должно быть показано в развернутом виде, т.е. кредиторская задолженность не может быть зачтена за счет дебиторской задолженности.

При проверке как кредиторской, так и дебиторской задолженности следует помнить о сроке исковой давности. Статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности установлен в три года.

Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, не реальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались, или на увеличение расходов у некоммерческой организации

Если при инвентаризации выявлена задолженность с истекшим сроком исковой давности, то она списывается с баланса организации:

Дебет 91-2, Кредит 62 (76, 71, 70…) - списана дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности;

Дебет 63, Кредит 62 (76…) - списана дебиторская задолженность, по которой ранее был создан резерв по сомнительным долгам.

Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. В течение этого времени списанная задолженность должна числиться за балансом на счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».

Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым срок исковой давности истек, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовые результаты у коммерческой организации или на увеличение доходов у некоммерческой организации.

Если при инвентаризации выявлена задолженность с истекшим сроком исковой давности, то она списывается с баланса организации:

Дебет 60 (70, 71, 76), Кредит 91-1 - списана кредиторская задолженность.

По результатам инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами оформляется акт по форме № ИНВ-17, утвержденной постановлением Госкомстата России от 18.08.98 г. № 88. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии на основании выявления по документам остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй остается в комиссии.

Акт хранится в архиве организации 5 лет.

В акте указывают:

  • наименование организации дебитора (кредитора);
  • счета бухгалтерского учета, на которых числится задолженность;
  • суммы задолженности, согласованные и не согласованные с дебиторами (кредиторами);
  • суммы задолженности, по которым истек срок исковой давности.

По указанным видам задолженности к акту инвентаризации расчетов должна быть приложена справка (приложение к форме № ИНВ-17), которая является основанием для составления этого акта. Справка составляется в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета. В справке указывают:

  • реквизиты каждого дебитора или кредитора организации;
  • причину и дату возникновения задолженности;
  • сумму задолженности.

Справку составляют в одном экземпляре и хранят в архиве организации 5 лет.

Примеры заполнения акта и справки.

Унифицированная форма № ИНВ-17

Утверждена постановлением Госкомстата России

от 18.08.98 г. № 88

    Код
  Форма по ОКУД
ЗАО «Фрегат» по ОКПО
организация    
структурное подразделение Вид деятельности  
Основание для проведения инвентаризации приказ, постановление, распоряжение   номер
  ненужное зачеркнуть   дата 15.12.2013 г.
  Вид операции  
  Номер документа Дата составления
  31.12.2013 г.

АКТ

инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками

и прочими дебиторами и кредиторами

Акт составлен комиссией о том, что по состоянию на «31» декабря 2013 г. проведена инвентаризация расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами.

При инвентаризации установлено следующее:

1. По дебиторской задолженности

Наименование счета бухгалтерского учета и дебитора Номер счета Сумма по балансу, руб. коп.
всего в том числе задолженность
подтвержденная дебиторами не подтвержденная дебиторами с истекшим сроком исковой давности
Поставщик - ЗАО «Кросс» 12000=   12000= 12000=
Покупатель - ООО «Норма» 420= 420=    
Подотчетное лицо - Сергеев С.С. 1400= 14000=    
Итого 13820= 14420= 12000= 12000=

Оборотная сторона формы № ИНВ-17

2. По кредиторской задолженности

Наименование счета бухгалтерского учета и кредитора Номер счета Сумма по балансу, руб. коп.
всего в том числе задолженность
подтвержденная кредиторами не подтвержденная кредиторами с истекшим сроком исковой давности
Покупатель - ОАО «МПЗ» 5900= 5900=    
Бывший сотрудник - Иванов И.И. 156=   156=  
Итого 6056= 5900= 156=  

Все подсчеты итогов по строкам, страницам и в целом по акту проверены

Председатель комиссии Ком. директор   Саврасов   Н.И. Саврасов
  должность   подпись   расшифровка подписи
Члены комиссии: Ст. бухгалтер   Кролова   М.П. Кролова
  должность   подпись   расшифровка подписи
  Ст. менеджер   Панков   С.В. Панков
  должность   подпись   расшифровка подписи
  Администратор   Макарова   Л.А. Макарова
  должность   подпись   расшифровка подписи

Приложение к форме № ИНВ 77

Утверждена постановлением Госкомстата России

от 18.08.98 г. № 88

ЗАО «Фрегат»

__________________________

организация

__________________________

структурное подразделение

СПРАВКА

К акту № 3 от «31» декабря 2013 г.

инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками

и прочими дебиторами и кредиторами по состоянию

на «31» декабря 2013 г.

Номер по порядку Наименование, адрес и номер телефона дебитора, кредитора Числится Задолженность Сумма задолженности, руб. коп. Документ, подтверждающий задолженность
    за что дата начала дебиторская кредиторская наименование номер дата
ЗАО «Кросс», г. Москва, Дмитровское шоссе, д. 14, оф. 203 Предоплата за товар 15.10.2010 г. 12000=   Платежное поручение 15.10.2010 г.
ООО «Норма», г. Серпухов, ул. Ленина, д. 2 Товар 20.12.2013 г. 420=   Акт сверки Б/н 30.12.2013 г.
Сергеев С.С. Подотчетная сумма 01.12.2013 1400=   РКО 16.12.2013 г.
ОАО «МПЗ» г. Тверь, ул. Московская, д. 7 Аванс 08.09.2013 г.   5900= Акт сверки Б/н 29.12.2013 г.
Иванов И.И. Излишне удержанный налог на доходы 30.06.2013 г.   156= Бухгалтерская справка Б/н 30.12.2013 г.

Бухгалтер ЛавроваА.С. Лаврова

подпись расшифровка подписи

Печатать с оборотом без заголовочной части.

Подпись печатать на обороте.

ПРИКАЗ

от 13 июня 1995 г. N 49

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

ПО ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА И ФИНАНСОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

------------------------------------------------

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА И ФИНАНСОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

(в ред. Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 N 142н)

Наши рекомендации