Понятие и цели инвентаризации
Н.Новгород
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с рабочей программой по МДК 02.02. «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации» по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», утвержденной заместителем директора по УР ГБОУ СПО «НЭПК» в 2013 г. Пособие содержит теоретический материал, примеры решения задач по бухгалтерской технологии проведения и оформления инвентаризации и задания к контрольной работе. Учебно-методическое пособие рекомендуется использовать для подготовки студентов к зачету по МДК 02.02. и экзамену по ПМ 02. |
Составитель: Степанова М.Г. - преподаватель ГБОУ СПО «НЭПК»
Рецензент : Смирнова В.Н.- преподаватель ГБОУ СПО «НЭПК»
Содержаниестр.
1.Понятие и цели инвентаризации………………………………………………..…4
2. Порядок проведения инвентаризации…………………………………………....5
3. Документальное оформление инвентаризации………………………………….9
4. Бухгалтерский учет результатов инвентаризации……………………………...10
5. Инвентаризация расчетов…………………………………………………….…..11
6. Инвентаризация расчетов по заработной плате…………………………….…..14
7. Сверка расчетов с налоговой инспекцией…………………………………….....15
8. Инвентаризация расчетов с покупателями, заказчиками, поставщиками и
с прочими дебиторами и кредиторами…………………………………………..15
9. Инвентаризация финансовых вложений…………………………………………21
10. Инвентаризация незавершенного производства……………………………....22
11. Инвентаризация резервов предстоящих платежей, оценочных
резервов……………………………………………………………………….….23
12. Создание резерва по сомнительным долгам…………………………………..24
13. Пример решения задачи по начислению резерва по сомнительным долгам.26
14. Примеры решения задач по инвентаризации основных средств…………….28
15. Методические указания для выполнения контрольной работы…………..…30
16. Задания для выполнения контрольной работы……………………………….31
Список литературы………………………………………………………………....41
Порядок проведения инвентаризации
Порядок проведения инвентаризации и отражение в учете ее результатов регулируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 года №49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».
Для документального оформления проведения инвентаризации и отражения ее результатов в бухгалтерском учете организации применяются типовые унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 года №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».
Для проведения инвентаризации руководитель предприятия издает приказ по форме №ИНВ-22.
Существенным правилом для всех инвентаризаций является то, что отсутствие хотя бы одного члена комиссии, при проведении инвентаризации, служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
Обычно для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При малом объеме работ и наличии в организации инвентаризационной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации, организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.). В ее состав можно включать и представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.
До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «__» (дата) », что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
Материально ответственные лица дают расписки в том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие - списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.
Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность проверки данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправными весами, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).
По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение массы (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов. При инвентаризации большого количества таких товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.
Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) документы должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.
В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия проверяет указанные факты и в случае их подтверждений исправляет выявленные ошибки в установленном порядке.
По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности ее проведения, с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т. п., где проводилась инвентаризация.
В межинвентаризационный период в организациях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработку. Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентаризационный период, осуществляются инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя организации.
3. Документальное оформление инвентаризации
Для документального оформления инвентаризации используются формы инвентаризационных описей и актов, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 года №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»:
Наименование документа | Номер формы |
Инвентаризационная опись основных средств | ИНВ-1 |
Инвентаризационная опись нематериальных активов | ИНВ-1а |
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей | ИНВ-3 |
Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных | ИНВ-4 |
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение | ИНВ-5 |
Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути | ИНВ-6 |
Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них | ИНВ-8 |
Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях | ИНВ-8а |
Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них | ИНВ-9 |
Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств | ИНВ-10 |
Акт инвентаризации расходов будущих периодов | ИНВ-11 |
Акт инвентаризации наличных денежных средств | ИНВ-15 |
Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности | ИНВ-16 |
Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами | ИНВ-17 |
Указанные инвентаризационные описи и акты инвентаризации, составленные по соответствующим типовым унифицированным формам, являются первичными учетными документами.
Инвентаризационные описи можно заполнять, как от руки, так и с использованием компьютера. Но в любом случае они должны быть заполнены четко и ясно, без помарок и подчисток. В инвентаризационных описях указывают наименования проверяемых ценностей и объектов, а также их количество в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице описи указывается прописью число наименований материальных ценностей и их количество. При заполнении соответствующих граф инвентаризационных описей и актов инвентаризации указывается денежная оценка каждого вида имущества и обязательств по данным первичных документов и регистров бухгалтерского учета.
Ошибки, допущенные при заполнении инвентарных описей, исправляются во всех экземплярах описей следующим образом: неправильные записи зачеркиваются одной линией, и над ними проставляются правильные цифры. Исправления должны быть согласованы со всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами и подписываются ими.
В инвентаризационных описях и актах инвентаризации недопустимо оставлять незаполненные строки. С этой целью, все оставшиеся незаполненными строки описи или акта должны быть прочеркнуты. На последней странице инвентаризационной описи делается отметка о проверке цен и подсчете итогов за подписями лиц, производивших проверку. Инвентаризационные описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица. В конце описи материально-ответственные лица должны расписаться, подтверждая факт проведения проверки в их присутствии, отсутствие каких-либо претензий к членам комиссии, а также принятие перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.
Если инвентаризация имущества проводится в связи со сменой материально-ответственных лиц, то принявший имущество, расписывается в инвентаризационной описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества.
На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.
После инвентаризации материально-ответственные лица могут обнаружить ошибки в инвентаризационных описях. В этом случае они должны немедленно (до открытия склада) заявить об этом председателю комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке. Затем инвентаризационные описи передаются в бухгалтерию, где производится сравнение данных учета и данных инвентаризации и составляется сличительная ведомость.
И расходов будущих периодов
3.27. При инвентаризации незавершенного производства в организациях, занятых промышленным производством, необходимо:
-определить фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и не законченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве;
-определить фактическую комплектность незавершенного производства (заделов);
-выявить остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено.
3.28. В зависимости от специфики и особенностей производства перед началом инвентаризации необходимо сдать на склады все ненужные цехам материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а также все детали, узлы и агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена.
3.29. Проверка заделов незавершенного производства (деталей, узлов, агрегатов) производится путем фактического подсчета, взвешивания, перемеривания.
Описи составляются отдельно по каждому обособленному структурному подразделению (цех, участок, отделение) с указанием наименования заделов, стадии или степени их готовности, количества или объема, а по строительно-монтажным работам - с указанием объема работ: по незаконченным объектам, их очередям, пусковым комплексам, конструктивным элементам и видам работ, расчеты по которым осуществляются после полного их окончания.
3.30. Сырье, материалы и покупные полуфабрикаты, находящиеся у рабочих мест, не подвергавшиеся обработке, в опись незавершенного производства не включаются, а инвентаризируются и фиксируются в отдельных описях.
Забракованные детали в описи незавершенного производства не включаются, а по ним составляются отдельные описи.
3.31. По незавершенному производству, представляющему собой неоднородную массу или смесь сырья (в соответствующих отраслях промышленности), в описях, а также в сличительных ведомостях приводятся два количественных показателя: количество этой массы или смеси и количество сырья или материалов (по отдельным наименованиям), входящих в ее состав. Количество сырья или материалов определяется техническими расчетами в порядке, установленном отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).
3.32. По незавершенному капитальному строительству в описях указывается наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту, по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т.п.
При этом проверяется:
а) не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом;
б) состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов.
По этим объектам, в частности, необходимо выявить причины и основание для их консервации.
3.33. На законченные строительством объекты, фактически введенные в эксплуатацию полностью или частично, приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами, составляются особые описи. Отдельные описи составляются также на законченные, но почему-либо не введенные в эксплуатацию объекты. В описях необходимо указать причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов.
3.34. На прекращенные строительством объекты, а также на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству составляются описи, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин прекращения строительства. Для этого должны использоваться соответствующая техническая документация (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация.
3.35. Инвентаризационная комиссия по документам устанавливает сумму, подлежащую отражению на счете расходов будущих периодов и отнесению на издержки производства и обращения (либо на соответствующие источники средств организации) в течение документально обоснованного срока в соответствии с разработанными в организации расчетами и учетной политикой.
Пример решения задачи по начислению резерва по сомнительным долгам
Дт 91 (субсчет "Прочие расходы) Кт 63- начисление резерва;
Дт 63 Кт 91 - восстановление ранее начисленного резерва;
Дт 63 Кт 62 (58, 76 и др.) - списание задолженности за счет резерва.
Инвентаризация за полугодие
№ п/п | Сумма задолженности | Срок уплаты По договору | Срок возникновения | Процент Начисления резерва | Сумма Начисленного резерва |
700 000 | 17.01 | 165 дней | 700 000 | ||
850 000 | 24.05 | 37 дней | - | - | |
Итого | 1 550 000 | х | Х | х | 700 000 |
Восстановление резерва :
Дт 63 Дт 91 - 175 000 руб. – восстановлен ранее начисленный резерв по сомнительным долгам (875 000 – 700 000).
В регистрах налогового учета сумма восстановленного резерва будет признана внереализационным доходом
Примеры решения задач по инвентаризации основных средств
Задача 1.
В ноябре отчетного года в ходе проведения инвентаризации в ООО «Зима» обнаружилось, что приобретенный в мае прошлого года факс, стоимостью 14 160 рублей (в том числе НДС 18% - 2 160 рублей) не был принят на учет в бухгалтерии, но эксплуатировался с момента приобретения.
Использование факса для управленческих нужд фактически означает его ввод в эксплуатацию. Поэтому по результатам инвентаризации необходимо факс поставить на учет и начислить амортизацию за весь срок его использования.
Для начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете установлен срок полезного использования - 37 месяцев.
Амортизация начисляется линейным методом. Норма амортизации - 2,7027 процента (1 : 37 месяцев х 100%). То есть ежемесячно надо списывать 324 рубля ((14 160 рублей – 2 160 рублей) х 2,7027%).
В бухгалтерском учете в ноябре необходимо сделать следующие записи:
Корреспонденция счетов | Сумма, рублей | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | ||
12 000 | Принят к учету факс в составе вложений во внеоборотные активы | ||
19-1 | 2 160 | Учтен НДС по приобретенному факсу | |
12 000 | Учтен факс в составе основных средств | ||
91-2 | 2 268 | Отражена амортизация, начисленная по факсу за прошлый год (324 рубля х 7 месяцев) | |
3 564 | Отражена амортизация по факсу, начисленная за 2005 год, на момент обнаружения ошибки (324 рубля х 11 месяцев) |
Задача 2.
Организацией в результате проведения инвентаризации выявлена недостача объекта основных средств. Первоначальная стоимость недостающего объекта основных средств – 20 000 руб. Амортизация к моменту инвентаризации – 1 000 руб.. Виновник недостачи – материально-ответственное лицо Иванов И.И. Рыночная стоимость недостающего объекта - 22 000 руб. Ивановым И.И. внесено в кассу наличными в частичное возмещение ущерба - 10 000 руб., уплачено через Сбербанк – 5 000 руб., оставшаяся часть суммы удержана из заработной платы.
Составить журнал регистрации хозяйственных операций:
№ | Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма |
1. | Списывается первоначальная стоимость недостающих ОС | 01/выб | 20 000 | |
2. | Списывается сумма амортизации | 01/выб | 1 000 | |
3. | Списывается остаточная стоимость | 01/выб | 19 000 | |
4. | Недостача отнесена к возмещению с МОЛ | 73/2 | 19 000 | |
5. | Разница между рыночной и первоначальной стоимостью ОС отнесена на МОЛ | 73/2 | 98/4 | 2 000 |
6. | Погашена задолженность МОЛ | 73/2 73/2 73/2 | 10 000 5 000 6 000 | |
7. | Списывается доля доходов будущих периодов | 98/4 | 91/1 |
Примечание. Если рыночная стоимость объекта ОС ниже его первоначальной стоимости, например – 15 000 руб, то на разницу между рыночной и первоначальной стоимостью будет сформирована проводка:
Д 91/2 К 73/2 - 5000 руб.
Задача 3.
В декабре ЗАО «Пламя» провело переоценку оборудования путем прямого пересчета по рыночной стоимости, которая составляет 400 000 руб. Первоначальная стоимость объекта равна 380 000 руб., сумма начисленной амортизации – 120 000 руб.
Решение.
1. Рассчитать коэффициент пересчета.
400 000 : 380 000 = 1,05
2. Рассчитать скорректированную сумму амортизации.
120 000 * 1,05=126 000
3. Отразить в бухгалтерском учете увеличение добавочного капитала на сумму дооценки оборудования.
Д 01 К 83/1 20 000 (400 000 – 380 000)
4. Отразить в бухгалтерском учете уменьшение добавочного капитала на сумму дооценки амортизации.
Д 83/1 К 02 6 000 (126 000 – 120 000)
Задача 4.
В декабре ООО «Знамя» провело переоценку объекта основных средств путем прямого пересчета по рыночной стоимости, которая составляет 180 000 руб. Первоначальная стоимость объекта равна 200 000 руб., сумма начисленной амортизации – 60 000 руб.
Требуется:
1. Рассчитать коэффициент пересчета.
180 000 : 200 000 = 0,9
2. Рассчитать скорректированную сумму амортизации.
60 000 * 0,9 = 54 000
3. Отразить в бухгалтерском учете уменьшение первоначальной стоимости объекта основных средств на сумму уценки .
Д 91/2 К 01 20 000 (200 000 – 180 000)
4. Отразить в бухгалтерском учете уменьшение суммы амортизации.
Д 02 К 91/1 6000 (60 000 – 54 000)
Задания для выполнения контрольной работы
Вариант № 1
Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы
Вопросы
1.Каким нормативным документом определены правила проведения инвентаризации ?
2.В каких случаях проведение инвентаризации является обязательным?
3.С какой целью в организации проводится инвентаризация имущества и обязательств?
4.Чем отличается выборочная инвентаризация от сплошной?
Часть 2.Выполните практическое задание:
Задача
В декабре ЗАО «Оптхозторг» провело переоценку оборудования путем прямого пересчета по рыночной стоимости, которая составляет 412 000 руб. Первоначальная стоимость объекта равна 382 000 руб., сумма начисленной амортизации – 126 000 руб.
Требуется:
1. Рассчитать коэффициент пересчета.
2. Рассчитать скорректированную сумму амортизации.
3. Отразить в бухгалтерском учете увеличение добавочного капитала на сумму дооценки оборудования.
Отразить в бухгалтерском учете уменьшение добавочного капитала на сумму дооценки амортизации
Вариант № 2
Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы
Вопросы
1.Каков порядок проведения инвентаризации?
2.В каком документе регистрируются приказы о проведении инвентаризации?
3.Каковы основные реквизиты книги регистрации приказов о проведении регистрации?
4.Как выявляются и отражаются в бухгалтерском учете результаты инвентаризации?
Часть 2.Выполните практическое здание:
Задача.
Организацией в результате проведения инвентаризации выявлена недостача объекта основных средств. Первоначальная стоимость недостающего объекта основных недостачи – материально-ответственное лицо Машков А.В. Рыночная стоимость недостающего объекта - 80 000 руб. Машковым А.В. внесено в кассу наличными в частичное возмещение ущерба - 10 000 руб., уплачено через Сбербанк – 40 000 руб., оставшаяся часть суммы удержана из заработной платы.
Составить журнал регистрации хозяйственных операций:
№ | Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма |
1. | Списывается первоначальная стоимость недостающих ОС | |||
2. | Списывается сумма амортизации | |||
3. | Списывается остаточная стоимость | |||
4. | Недостача отнесена к возмещению с МОЛ | |||
5. | Разница между рыночной и первоначальной стоимостью ОС отнесена на МОЛ | |||
6. | Погашена задолженность МОЛ |
Вариант №3
Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы
Вопросы
1.Кем определяется количество инвентаризаций и сроки их проведения?
2.Когда проводятся обязательные инвентаризации?
3.На какие виды подразделяются инвентаризации по объему?
4.На какие виды подразделяются инвентаризации по назначению?
Часть 2. Выполните практическое задание
Задача. В декабре ООО «Аккорд» провело переоценку объекта основных средств путем прямого пересчета по рыночной стоимости, которая составляет 200 000 руб. Первоначальная стоимость объекта равна 280 000 руб., сумма начисленной амортизации – 80 000 руб.
Требуется:
- Рассчитать коэффициент пересчета.
- Рассчитать скорректированную сумму амортизации.
- Отразить в бухгалтерском учете уменьшение первоначальной стоимости объекта основных средств на сумму уценки .
- Отразить в бухгалтерском учете уменьшение суммы амортизации .
Вариант № 4
Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы
Вопросы
1.Определите роль инвентаризационной комиссии.
2.Что необходимо выполнить до начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии?
3. Какой документ подписывает материально-ответственное лицо до проведения инвентаризации?
4. Без кого нельзя проводить проверку фактического наличия имущества организации?
Часть 2. Выполните практическое задание
Задача
В организации обнаружена недостача материалов, испорченных по вине материально ответственного лица (МОЛ). Фактическая себестоимость материалов - 15 800 руб., рыночная стоимость – 16 100 руб. При приобретении материалов уплачен НДС – 18%.По приказу руководителя недостача должна быть возмещена МОЛ в размере рыночной стоимости материалов .
Требуется в бухгалтерском учете:
- Отразить сумму недостачи материалов
- Сумму недостачи отнести на МОЛ
- Сумму НДС, уплаченного ранее по недостающим материалам отнести на МОЛ
- Сумму разницы между фактической и рыночной стоимостью отнести на МОЛ
- Отразить удержание суммы недостачи из заработной платы МОЛ
- Отнести сумму разницы между рыночной и фактической стоимостью материалов на доходы
Вариант №5
Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы
Вопросы
1.Каковы действия МОЛ при обнаружении ошибки после проведения инвентаризации?
2. Какой документ оформляется при проведении инвентаризации ТМЦ?
3.В какой документ записывается имущество, находящееся на ответственном хранении, при проведении инвентаризации?
4.Кем исправляются ошибки, обнаруженные после проведения инвентаризации?
Часть 2. Выполнить практическое задание
Задача
23 декабря 2013 г. комиссией в составе директора Демидова А.И., главного бухгалтера Авериной Л.Н. произведена инвентаризация кассы в ООО «Снежинка» в присутствии, кассира Мироновой И.Г.
Инвентаризацией установлено:
1.Фактическое наличие денег – 11800 руб.
2.Конверты почтовые на сумму 130 руб.
3.Проездные билеты на сумму 1500 руб.
По данным учета за Мироновой И.Г. числятся:
1.Денежные средства в сумме 12000 руб.
2.Конверты почтовые на сумму 150 руб.
3.Проездные билеты на сумму 1000 руб.
Требуется:
1. Составить акт инвентаризации кассы по форме ИНВ-15
2. Определить результаты инвентаризации и отразить их на счетах бухгалтерского учета.
Вариант № 6
Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы
Вопросы
1.На каких счетах в бухгалтерском учете отражаются суммы излишков материалов, выявленные при инвентаризации?
2. Какие документы оформляются при проведении инвентаризации основных средств?
3. Какие действия осуществляет руководитель организации при проведении инвентаризации?
4. Инвентаризация какого вида проводится перед составлением годовой отчетности?
Часть 2. Выполните практическое задание
Задача
В декабре 2013 года в ходе проведения инвентаризации в ООО «Подарки» обнаружилось, что, приобретенный в ноябре 2012 года сервер, стоимостью 60 000руб. (НДС, в.т.ч. -18%) не принят на учет, но эксплуатировался с момента приобретения. Для начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете установлен срок полезного использования 60 месяцев. Амортизация начисляется линейным способом.
Требуется отразить в бухгалтерском учете следующие операции:
1. Принят к учету сервер в составе вложений во внеоборотные активы
2. Учтен НДС по приобретенному серверу
3. Сервер учтен в составе основных средств для общехозяйственных нужд
4. Отражена амортизация, начисленная по серверу за 2012 год
5. Отражена амортизация по серверу, начисленная за 2013 год.
Вариант №7
Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы
Вопросы
1.Дайте характеристику сплошной, частичной и выборочной инвентаризации
2.В чем заключаются обязанности инвентаризационной комиссии?
3.В чем заключаются обязанности МОЛ при проведении инвентаризации?
4. В каком документе отражаются результаты инвентаризации денежных средств?
Часть 2. Выполните практическое задание
Задача
В организации обнаружена недостача материалов, испорченных по вине материально ответственного лица (МОЛ). Фактическая себестоимость материалов - 25 000 руб., рыночная стоимость – 35 000 руб. При приобретении материалов уплачен НДС – 18%.По приказу руководителя недостача должна быть возмещена МОЛ в размере рыночной стоимости материалов .
Требуется в бухгалтерском учете:
- Отразить сумму недостачи материалов
- Сумму недостачи отнести на МОЛ
- Сумму НДС, уплаченного ранее по недостающим материалам отнести на МОЛ
- Сумму разницы между фактической и рыночной стоимостью отнести на МОЛ
- Отразить удержание суммы недостачи из заработной платы МОЛ
- Отнести сумму разницы между рыночной и фактической стоимостью материалов на доходы
Вариант № 8
Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы
Вопросы
1.В чем заключается порядок проведения инвентаризации расчетов с подотчетными лицами?
2.Как выявляются и отражаются в бухгалтерском учете результаты инвентаризации?
3. Дайте характеристику полной, контрольной и частичной инвентаризации.
4.Раскройте содержание расписки, которую дают МОЛ, перед проведением инвентаризации.
Часть 2. Выполните практическое задание
Задача.
27 декабря 2013 г. комиссией в составе директора Ветрова А.И., главного бухгалтера Семакиной Л.Н. произведена инвентаризация кассы в ООО «Весна» в присутствии, кассира Тимофеевой И.Г.
Инвентаризацией установлено:
1Фактическое наличие денег – 14700 руб.
2.Конверты почтовые на сумму 150 руб.
3.Проездные билеты на сумму 1400 руб.
По данным учета за Окуневой И.Г. числятся:
1.Денежные средства в сумме 15000руб.
2.Конверты почтовые на сумму 200 руб.
3.Проездные билеты на сумму 1000 руб.
Требуется:
1. Составить акт инвентаризации кассы по форме ИНВ-15
2. Определить результаты инвентаризации и отразить их на счетах бухгалтерского учета.
Вариант № 9
Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы
Вопросы
1.В чем заключается порядок проведения инвентаризации ТМЦ?
2.В чем заключается технология формирования сличительной ведомости?
3. На каком счете бухгалтерского учета отражаются недостачи и излишки имущества, обнаруженные в результате проведения инвентаризации?
4.Какие данные отражаются в инвентаризационной описи по форме № ИНВ-3?
Часть 2. Выполните практическое задание
Задача
В декабре 2013 года в ООО «Хохлома» была проведена плановая инвентаризация. В результате инвентаризации обнаружилось, что, приобретенный в ноябре 2012 года верстак, стоимостью 58 000руб. (НДС, в.т.ч. -18%) не принят на учет, но эксплуатировался с момента приобретения. Для начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете установлен срок полезного использования 60 месяцев. Амортизация начисляется линейным способом.
Требуется отразить в бухгалтерском учете следующие операции:
1.Принят к учету верстак в составе вложений во внеоборотные активы
2.Учтен НДС по приобретенному верстаку
3.Верстак учтен в составе основных средств для нужд основного производства
4.Отражена амортизация, начисленная по верстаку за 2012 год
5.Отражена амортизация по верстаку, начисленная за 2013 год.
Вариант 10
Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы
Вопросы
1.В чем заключается порядок проведения инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами?
2.Как в бухгалтерском учете отражается списание недостачи в пределах норм естественной убыли?
3.Перечислите приемы и способы определения фактического наличия ТМЦ при проведении инвентаризации.
4. В чем заключается инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями?
Часть 2. Выполните практическое задание
Задача
По состоянию на 31 марта 2013 года сумма дебиторской задолженности составила 2 080 000 руб., в т.ч.:
- задолженность в сумме 700 000 руб., срок уплаты которой истек 20 декабря предыдущего года;
- задолженность в сумме 800 000 руб., срок уплаты которой истек 17 января 2013 года;
- задолженность в сумме 530 000 руб., срок уплаты которой истек 25 марта 2013 года.
Требуется:
1. Заполнить инвентаризационную ведомость по состоянию на 31 марта 2013 г данными по дебиторской задолженности
Ведомость № 21
№ п/п | Сумма задолженности | Срок уплаты по договору | Срок возникновения задолженности (дни) | Процент начисления резерва | Сумма начисленного резерва |
700 000 | 20.12 | ||||
800 000 | 17.01 | ||||
530 000 | 25.03 | ||||
Итого | 2 080 000 | Х | Х | Х |
2. Начислить резерв по сомнительным долгам за 1 квартал, сравнив сумму резерва по результатам инвентаризации с суммой налогооблагаемой выручки за этот же период, которая составила 8 750 000 руб.
Список литературы
1. ФЗ РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402
2.