Вопрос 2. Основные законодательные и иные нормативные акты, определяющие порядок организации и ведения бухгалтерского учета в организациях
ФЗ «О бухгалтерском учете» является основным нормативным документом, регламентирующим ведение бухгалтерского учета на территории Российской Федерации. Данный закон является обязательным документом для организаций всех форм собственности и организационно-правовых форм.
Любое предприятие при организации бухгалтерского учета должно опираться на ФЗ «О бухгалтерском учете» № 403-ФЗ от 06.12.2011 года с последующими изменениями.
Основная цель законодательства РФ о бухгалтерском учете – обеспечить единообразный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций, а также составление и предоставление сопоставимой и достоверной информации о деятельности организации, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» состоит из четырех глав:
1. Общие положения.
2. Общие требования к бухгалтерскому учету.
3. Регулирование бухгалтерского учета.
4. Заключительные положения.
В первой главе «Общие положения» (ст.1-ст.4) приводятся цели и предмет Федерального закона, сфера его деятельности. Кроме этого, приводятся основные понятия, используемые в законе.
Организации, на которые распространяется действие Федерального закона, показаны на рис. 27.
Вторая глава закона «Общие требования к бухгалтерскому учету» дает состав объектов бухгалтерского учета (ст.5), раскрывает обязанность и организацию ведения учета (ст. 6-7). В статье 8 приводится понятие учетной политики. Кроме того, здесь приводятся данные о реквизитах документов, регистрах бухгалтерского учета и особое внимание уделено бухгалтерской отчетности.
Третья глава «Регулирование бухгалтерского учета» посвящена регулированию учета в Российской Федерации. В данной главе раскрываются принципы регулирования (ст.20), функции органов государственного регулирования учета (ст.23), порядок разработки федеральных стандартов (ст.25-28).
Четвертая глава «Заключительные положения» (ст.29-32) определяет порядок хранения документов бухгалтерского учета, особенности применения закона о бухгалтерском учете.
Закон «О бухгалтерском учете» является не только частью законодательства, но и краеугольным камнем учетной системы страны.
На основании Федерального Закона «О бухгалтерском учете» разрабатываются и утверждаются федеральные стандарты по бухгалтерскому учету, и формируется учетная политика организаций.
Государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов |
Сфера действия Федерального закона «О бухгалтерском учете» |
Коммерческие и некоммерческие организации |
Центральный банк Российской Федерации |
Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы |
Иностранные организации, действующие на территории Российской Федерации, международные организации и их представительства, действующие в Российской Федерации |
Рис. 27. Сфера действия Федерального закона «О бухгалтерском учете»
Нормативными документами первого уровня являются также Положения по бухгалтерскому учету. Разработка положений (стандартов) по бухгалтерскому учету базируется на общепринятых методологических принципах, предусмотренных международными стандартами.
В целом структура каждого стандарта включает в себя:
· введение, определение и содержание;
· необходимые пояснения, регулирующие процедуры применения отдельных требований, составляющих основу того или иного положения;
· дату вступления в действие.
Во введении указывается, что данное Положение устанавливает методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о конкретном объекте учета, указываются задачи и цели данного ПБУ.
Во второй части Положения даются основные понятия, позволяющие однозначно понимать соответствующие термины и содержание соответствующих объектов учета, и их показатели.
Каждое Положение посвящено одной теме бухгалтерского учета.
В настоящее время разработано и применяется 21 Положение по бухгалтерскому учету, в т.ч.:
1. «Учетная политика организаций» - ПБУ 1/2008 от 06 октября 2008, № 106н.;
2. «Бухгалтерская отчетность организаций» - ПБУ 4/99 от 06.07.99 №43н;
3. «Учет основных средств» - ПБУ 6/01 от 30.03.2001 №65н;
4. «Учет материально-производственных запасов» - ПБУ 5/01 от 09.06.2001 №32н;
5. «Учет доходов организации» - ПБУ 9/99 от 06.05.99 №33н и т.д.
Разработка федеральных стандартов в значительной степени соответствует международным стандартам учета и отчетности.
При этом значимость российских подходов к постановке отдельных объектов учета признается более существенной, т.к. они в отличие от международных стандартов носят не рекомендательный, а законодательный характер.
Другие достоинства российской системы учета (применение сторнировочных записей, длительный период использования метода начислений) дают основания сделать вывод о том, что российский бухгалтерский учет имеет более адаптированную модель к указанным стандартам, чем другие национальные системы учета.