Операции второго типа валюту баланса
1. уменьшают;
2. не изменяют;
3. увеличивают.
29. В результате совершения хозяйственной операции «Удержан из заработной платы налог на доходы физических лиц»:
1. увеличилась валюта баланса;
2. уменьшилась валюта баланса;
3. валюта баланса не изменилась;
4. хозяйственные операции вообще не влияют на бухгалтерский баланс.
30. В результате совершения хозяйственной операции «Выплачена из кассы заработная плата работникам»:
1. увеличилась валюта баланса;
2. уменьшилась валюта баланса;
3. валюта баланса не изменилась;
4. хозяйственные операции вообще не влияют на бухгалтерский баланс.
- Счета и двойная запись
- Счета бухгалтерского учета и их строение
Текущие изменения в имуществе отражаются на счетах бухгалтерского учета.
Счетом называется способ отражения хозяйственных операции по экономически однородным объектам на основе носителей информации.
В целях раздельного отражения увеличения и уменьшения каждого вида хозяйственных средств или источника его формирования, счет делится на две части в форме двухсторонней таблицы левая часть называется дебет , правая кредит.
Остатки и движение отражаются на счетах, в зависимости от характера учитываемых объектов в натуральном, трудовом и денежном измерителях.
Счета, предназначенные для отражения наличия и движения хозяйственных средств, называются активными. Они открываются на основании статей актива.
Счета, предназначенные для отражения наличия и движения источников формирования хозяйственных средств, называют пассивными. Пассивные счета открываются на основании статей пассива баланса.
Схема счета имеет следующий вид
ДТ____________________________КТ
Сумму итогов записи по дебету или кредиту счета принято называть соответственно дебетовым или кредитовым оборотом.
Разница между ними называется остатком или сальдо (итоговый расчет). Остаток по счету на начало периода называется входящим сольдо, на конец периода исходящим сальдо.
В случае отсутствия конечного сальдо, т.е. оно равно нулю, счет считается закрытым. Закрытие может быть связанно:
• с перенесением сальдо на другой счет в силу необходимости исчисления финансового результата;
• с природой учетного объекта;
• с действующими нормативными актами по учету отдельных расходов.
Открыть счет - значит, дать ему название, проставить код (согласно плану счетов бухгалтерского учета) и записать, если есть, начальное сальдо.
Произвести записи в левой части, - значит дебетовать счет, а в правой –кредитовать его.
Схема записи на активных счетах.
Дт Кт
Начальное сальдо | Уменьшение (списание, выбытие) учитываемого объекта |
Увеличение учитываемого объекта (поступление) | |
Конечное сальдо |
Сальдо в активных счетах может быть только дебетовым или равно нулю
Схема записи на пассивных счетах.
Дт Кт
Уменьшение учитываемого объекта. | Начальное сальдо |
Увеличение учитываемого объекта | |
Конечное сальдо |
Различают еще активно-пассивные счета, включающие: счет финансовых результатов и счета расчетов. Природа таких счетов определенно не обозначена и сальдо может быть дебетовым или кредитовым (т.е. плавающим) или же счета могут иметь два остатка – развернутое сальдо.
В практике ведения бухгалтерского учета развернутое сальдо может быть только в случае детализации учетных записей.
- Двойная запись, ее сущность и значение
Принцип двойного отражения хозяйственных операций означает, что все экономические явления имеют два аспекта: увеличение и уменьшение, возникновение и исчезновение, которые компенсируют друг друга. Изменения, вызываемые хозяйственными операциями, носят двойственный характер, и происходят в двух взаимосвязанных объектах бухгалтерского учета. Это обусловливает необходимость применения двойной записи, сущность которой состоит в том, что каждый факт хозяйственной жизни должен быть зарегистрирован как минимум дважды: по дебету одного и по кредиту другого счета таким образом, что общая сумма по дебету уравновешивала общую сумму по кредиту.
Обеспечение постоянного балансового обобщения показателей об объектах бухгалтерского учета обосновывает необходимость применения двойной записи (диграфическая запись).
Взаимосвязь между счетами, возникающая в результате отражения на них хозяйственных операций при помощи двойной записи, называется корреспонденцией счетов, а счета - корреспондирующими.
Для правильного отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций необходимо понимать экономическое значение бухгалтерских счетов. Это позволит точно определить их корреспонденцию.
Записи операций на корреспондирующих счетах называется бухгалтерской проводкой. Бухгалтерские проводки (записи) бывают простые и сложные. При простой бухгалтерской проводке затрагиваются только два счета, на одном из которых сумма отражается по дебету, а вторая по кредиту.
В сложной бухгалтерской проводке (записи) дебет одного счета может быть связан с кредитом нескольких счетов или кредит одного счета с дебетами нескольких счетов. При этом сумма записей по дебету и кредиту разных счетов должны быть равна.
Правильное определение корреспонденции счетов при отражении хозяйственных операций является необходимым условием правильного учета хозяйственной деятельности. Поэтому установление корреспонденции счетов по отдельным операциям производится в следующем порядке:
• исходя из содержания хозяйственной операции, определяются объекты учета, которые она затрагивает;
• определяется вид счета по отношению к балансу (активный или пассивный);
• устанавливается характер изменения на счетах (увеличение или уменьшение) в результате данной хозяйственной операции;
• исходя из схемы записи на активных и пассивных счетах, устанавливается корреспонденция счетов.
- Счета аналитического и синтетического учета
По характеру формирования информации об объектах бухгалтерского учета счета делятся на синтетические и аналитические.
Счета, на которых осуществляется учет средств, источников их формирования, хозяйственных процессов только в обобщенном виде, без дополнительной детализации по составным частям называются синтетическими.Регистрация хозяйственных операций на таких счетах представляет собой синтетический учет.Синтетические счета называются счетами первого порядка. Показатели на них приводятся только в денежной оценке, как и в балансе.
Однако для оперативного руководства хозяйственной деятельностью субъекта хозяйствования необходимо располагать конкретными, детализированными сведениями об учитываемых объектах, поэтому для полной детализации записей, контроля за отдельными видами материальных ценностей и расчетов с отдельными дебиторами и кредиторами открываются и ведутся аналитические счета.
Так, на счете «Основные средства» учитываются не вообще основные средства, а конкретные объекты (здания, оборудование, транспортные средства и др.), которые отличаются друг от друга, и информация о которых нужна для управления.
На аналитических счетах, предназначенных для учета товарно-материальных ценностей, записи ведутся не только в денежном выражении, но и в натуральных измерителях по каждому их виду.
Таким образом, счета, на которых детализируется информация, обобщенная на синтетических счетах, называются аналитическими, а процесс отражения на них информации об учитываемых объектах – аналитическим учетом.
Синтетические и аналитические счета взаимосвязаны, так как однородная группа аналитических счетов объединяется в один синтетический счет. В этой связи существует определенное правило записи по аналитическим и синтетическим счетам, которое заключается в том, что если в синтетическом счете сальдо или обороты записываются по дебету, то и во всех его аналитических счетах сальдо или обороты отражаются также по дебету. Это правило относится и к записям по кредиту.
Для проверки правильности записей и соответствия аналитического учета синтетическому необходимо сопоставить остатки и обороты по синтетическому счету с суммами остатков и оборотам по аналитическим счетам.
Остатки (сальдо) начальные и конечные по синтетическому счету должны быть равны суммам соответствующих остатков аналитических счетов. Это следует из того, что обороты по дебету и кредиту синтетического счета должны быть равны суммам записей по дебету и кредиту аналитических счетов данной группы счетов.
Большое количество аналитических счетов затрудняет получение необходимой информации об отдельных однородных группах учитываемых объектов. Поэтому для получения дополнительных показателей аналитические счета объединяются в промежуточные группы, которые называются субсчетамии являются счетами второго порядка. Следовательно, субсчета являются промежуточными между синтетическими и аналитическими счетами.
Многообразие различных хозяйственных операций, возникающих в процессе поступления и использования имущества, а также источников его образования, требует применения большого количества счетов бухгалтерского учета. Информация, накапливаемая на счетах, должна в полной мере удовлетворять как аппарат управления конкретной фирмы, так и внешних пользователей. Многовариантность отражения на счетах однотипных хозяйственных операций расширяет перечень применяемых счетов. При этом не должна нарушаться общая методология ведения бухгалтерского учета.
Контроль за соблюдением единой методологии бухгалтерского учета осуществляет Министерство финансов РФ в лице Департамента методологиибухгалтерского учета и отчетности по согласованию с Госкомстатом РФ. С принятием закона РФ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года общее методологическое руководство бухгалтерским учетом возложено на Правительство РФ.
Соблюдение требований обеспечивается применением плана счетов бухгалтерского учета.
План счетов бухгалтерского учета представляет собой упорядоченную номенклатуру перечня счетов, который должны применять и соблюдать все предприятия и организации независимо от их организационно-правовой формы собственности.
В основе организации бухгалтерского учета на любом предприятии лежит план счетов( Приложение А). Более правильно его следует называть единым планом счетов. Специфические особенности некоторых отраслей народного хозяйства учитываются на отдельных счетах, которые вправе вводить предприятия и организации по ходатайству соответствующих министерств и ведомств.
План счетов представляет собой строгую структуру, основу которой составляют синтетические счета (счета первого порядка) и субсчета (счета второго порядка). Причем если ведение счетов и указание их нумерации является строго обязательным, то использование в текущем учете субсчетов такой жесткой регламентации не предусматривается.
Применение единого плана счетов создает правовую базу четкой регламентации в организации руководством бухгалтерского учета. Упрощается его ведение. Поэтому с наименьшими издержками становится возможным автоматизировать все участки бухгалтерского учета. Сводятся к минимуму ошибки в корреспонденции счетов.
В плане счетов бухгалтерского учета счета группируются по разделам в соответствии с их экономическим содержанием. В основе группировки лежит экономическая классификация объектов учета. Всего план счетов включает 8 разделов, объединяющих 60 синтетических счетов. Обособленную группу составляют забалансовые счета, состоящие из 11 счетов.
В Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации приведена краткая аннотация. Раскрывается назначение счетов, дается краткая характеристика его применения исходя из сущности учитываемого объекта учета, а также приводится типовая корреспонденция счета по дебету и кредиту с другими счетами первого порядка.
Каждый счет в плане счетов имеет свой номер, шифр (код), состоящий из двух цифр. Применение номеров упрощает составление бухгалтерских проводок.
- Обобщение данных бухгалтерского учета
Для получения сводных данных о состоянии хозяйственных средств и источников их формирования в целом за отчетный период заполняются оборотные ведомости. Они составляются по счетам синтетического и аналитического учета. Оборотные ведомости представляют собой таблицы для обобщения данных текущего учета, где отражают остатки и итоги оборотов по счетам за месяц.
Составим оборотную ведомость по синтетическим счетам на основании остатков и оборотов, исчисленных по каждому синтетическому счету.
Таблица 1.1 – Оборотная ведомость по синтетическим счетам за_____________________200_г., тыс. руб.
№ п/п | Наименование счетов | Остаток на начало месяца | Оборот за месяц | Остаток на конец месяц | |||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
……… | |||||||
Итого |
В оборотной ведомости по синтетическим счетам должно присутствовать равенство трех пар итогов. Первая пара - равенство итогов остатков (сальдо) по дебету и кредиту счетов. Это равенство обусловлено тем, что данные остатки указанны в балансе на начало отчетного периода: дебетовые остатки (сальдо) по счетам отраженны в активе, а кредитовые - в пассиве баланса.
Равенство второй пары итогов представляет равенство итогов оборотов по дебету и кредиту счетов, которое вытекает из применения двойной записи хозяйственных операций на счетах.
Третья пара итогов оборотной ведомости представляет собой равенство итогов остатков (сальдо) по дебету и кредиту счетов на конец месяца, которое обусловлено равенствами первой и второй пары итогов. Данные остатки представляют собой баланс на начало следующего отчетного периода.
Таким образом, оборотная ведомость составляется для обобщения данных синтетических счетов и взаимной перепроверки правильности записей на них. С ее помощью обнаруживаются ошибки в записях на счетах, которые нарушают принцип двойной записи. Неравенство итогов свидетельствует о допущенных ошибках при подсчете итогов, выведении сальдо или при записи хозяйственной операции на счета.
Однако оборотная ведомость не позволяет обнаружить ошибки, которые не нарушают принципа двойной записи. Например, если сумма является правильной, но корреспонденция счетов установлена не верно, или же по дебету и кредиту счетов отражена неправильная сумма, или запись операции вообще отсутствует. Для обнаружения таких ошибок производят сверку итогов оборотной ведомости с итогами регистрационного журнала хозяйственных операций и оборотными ведомостями по аналитическим счетам.
Оборотные ведомости по аналитическим счетам бывают двух видов: оборотные ведомости по счетам расчетов (расчетов с покупателями и заказчиками и подрядчиками, подотчетными лицами и др.) и по счетам для отражения материальных ценностей.
В оборотных ведомостях по аналитическим счетам нет попарного равенства, как в оборотных ведомостях по синтетическим счетам. По счетам расчетов оборотные ведомости аналитического учета ведутся только в суммовом выражении.
Таблица1. 2 – Оборотная ведомость по счетам аналитического учета к счету "Расчеты с покупателями и заказчиками", тыс. руб. за _____ 200 г.
№ | Наименование счетов | Остаток на начало месяца | Оборот за месяц | Остаток на конец месяца | ||||||
Дт | Кт | Дт | Кт | Дт | Кт | |||||
…………….. | ||||||||||
Итого | ||||||||||
В оборотных ведомостях по аналитическим счетам к счетам по учету товарно-материальных ценностей показатели приводятся не только в стоимостном выражении, но и в натуральных измерителях. Итоги по таким ведомостям подсчитываются только в суммовом выражении для сравнения с соответствующими показателями синтетического учета.
Оборотные ведомости по аналитическим счетам имеют контрольное и оперативное значение, так как по данным этих ведомостей осуществляется контроль за остатками, поступлением и расходованием материальных ценностей, а также за состоянием расчетов.
Оборотные ведомости ограничены в использовании, поскольку в них отражены только итоги по счетам. Для получения сведений об оборотах активов и пассивов используются шахматные оборотные ведомости, на основе которых раскрывается содержание, и устанавливается правильность корреспонденции счетов.
Данная ведомость показывает корреспонденцию счетов на пересечении строк и колонок.
- Тесты по теме «Счета и двойная запись»
1. Двойная запись как метод бухгалтерского учета означает:
отражение хозяйственной операции по дебету одного счета и кредиту другого;
1) отражение хозяйственной операции по двум статьям баланса: одной в активе и одной в пассиве;
2) одна статья баланса увеличивается и одна статья уменьшается на ту же сумму;
3) бухгалтерский баланс состоит из двух частей – актива и пассива.
2. К активным счетам относятся:
1) 01 «Основные средства»;
2) 02 «Амортизация основных средств»;
3) 50 «Касса»;
4) 41 «Товары»;
5) 51 «Расчетные счета»;
6) 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
7) 80 «Уставный капитал»
3. К пассивным счетам относятся:
1) 01 «Основные средства»;
2) 02 «Амортизация основных средств»;
3) 50 «Касса»;
4) 41 «Товары»;
5) 51 «Расчетные счета»;
6) 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
7) 80 «Уставный капитал»
4. Сальдо на конец месяца активного счета определяется по формуле:
1) Сн + ОбД + ОбК;
2) Сн + ОбД – ОбК;
3) Сн + ОбК – ОбД;
4) Сн – ОбД – ОбК.
5. Сальдо на конец месяца пассивного счета определяется по формуле:
1) Сн + ОбД + ОбК;
2) Сн + ОбД – ОбК;
3) Сн + ОбК – ОбД;
4) Сн – ОбД – ОбК.
6.Сальдо по счету 50 «Касса» может быть:
1) только по дебету;
2) только по кредиту;
3) по дебету или по кредиту
4) активным
5) пассивным
7. Сальдо по счету 80 «Уставный капитал» может быть:
1) только по дебету;
2) только по кредиту;
3) по дебету или по кредиту
4) активным
5) пассивным
8. Сальдо по счету 10 «Материалы» может быть:
1) только по дебету;
2) только по кредиту;
3) по дебету или по кредиту
4) активным
5) пассивным
9. Счета, дающие подробную характеристику объектов бухгалтерского учета называются:
1) синтетические;
2) аналитические;
3) контрарные;
4) дополнительные.
10. Выделите виды счетов по характеру формирования информации об объектах бухгалтерского учета:
1) активные
2) синтетические
3) пассивные
4) аналитические
5) активно-пассивные
11. Общая сумма остатков по аналитическим счетам должна равняться:
1) валюте баланса;
2) сумме итогов всех синтетических счетов;
3) итогу синтетического счета, к которому они открываются
4) итогу раздела баланса, к которому они относятся
12. К активным счетам относятся счета:
1) 02 «Амортизация основных средств»
2) 05 «Амортизация нематериальных активов»
3) 42 «Торговая наценка»
4) 01 «Основные средства»
5) 04 «Нематериальные активы»
6) 41 «Товары»
13. К пассивным счетам относятся счета:
1) 02 «Амортизация основных средств»
2) 05 «Амортизация нематериальных активов»
3) 42 «Торговая наценка»
4) 01 «Основные средства»
5) 04 «Нематериальные активы»
6) 41 «Товары»
14.Взаимосвязь между счетами бухгалтерского учета называется:
1) таксировкой;
2) контировкой;
3) корреспонденцией
4) группировкой