Регулированные б.учеты в РФ
ТЕМА I. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
1. Понятие хозяйственного учета и его содержание. Измерители, применяемые в хозяйственном учете.
2. Виды хозяйственного учета в Российской Федерации.
3. Сущность бухгалтерского учета, его основные задачи и требования, предъявляемые к его ведению.
4. Финансовый учет и управленческий учет как подсистемы бухгалтерского учета.
5. Пользователи бухгалтерской информации.
6. Содержание и состав информации, формируемой в бухгалтерском учете.
7. Организация ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. Учетная политика организации. Права и обязанности главного бухгалтера.
8. Регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации.
9. Принципы бухгалтерского учета.
10. Историческое развитие бухгалтерского учета.
Нормативная база
1. Федеральный закон РФ № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. (с изм. и доп.).
2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12. 11 № 402-ФЗ (вступает в силу с 1 января 2013 года).
3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (с изм. и доп.).
4. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Одобрена приказом Министра финансов Российской Федерации от 01.07.04 № 180.
5. Приказ Минфина РФ от 25.11.2011 № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории РФ».
6. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 106н.
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.
1.Понятие хоз.учёта и его содержание.Измерители,применяемые в хоз.учёте.
Любая хоз.система состоит из определ.кол-ва людей и ресурсов:материальных,трудовых,финансовых, и нуждается в управлении. Управленческие решения, кот.влияют на поведение хоз.системы, принимаются на оснвании эконом.информации. Экономическую информацию получают с помощью хоз.учета, который является важнейшей функцией в управлении. Хоз.учет количественно и качественно отражает и характеризует состояние и изменение хоз.системы. Хоз.учет-это система наблюдения измерения регистрации и обобщения данных о хоз.процессах и явлениях с целью их управления.В этом определении отражаются 4 этапа учетного цикла:1)наблюдение за объектами учета;2)его измерение; 3)регистрация результатов наблюдения и измерения(группировка,классификация,систематизация);4)обобщение полученных результатов,т.е. формулирование научных и практических выводов.
В хоз.учете для измерения хоз.явлений и процессов используется 3 вида учетных измерителей:1)натуральные(кг,м,л и т.д.) используются для измерения материальных ценностей(основные средства,материалы,готов.продукция,товары).Для учета сложных явлений могут применятся условно-натуральные измерители:потребление э\э в кВт\час,тонные\км и т.д. 2)трудовые используются для учета затрат труда и выражаются в единицах времени, применяются при нормировании труда,при расчете з\п, при определении производит-ти труда и т.д.На практике труд.измерители используются вместе с натуральными.;3)денежные-центральное место в хоз.деятельности(стоимостные) используются в расчетных операциях,при определении себестоимости,продукции и т.д. В денеж.измерителях составляются основные учетные документы и отчетные формы.Они являются обобщающими и универсальными. На практике используются вместе с трудовыми и натуральными.
Готовая продукция отличается от товаров тем, что товары-те ценности,которые приобрели для перепродажи, готовую продукцию производят.
Все измерители дополняют друг друга, что позволяет получить полную информацию об объектах хоз.учета.
Виды хоз.учета в РФ.
В настоящее время выделяют 3 вида хоз.учета:1)оперативный применяется для текущего управления предприятием и дает инфу об отдельных факторах хоз.деятельности, с его помощью получают как правило показатели производственно-тех.назначения(время работы оборудования, выработка на 1 работника, и т.д.), ведется по мере необходимости, в нем используются все виды измерителей, но чаще всего натуральный и трудовой; 2)статистический учет применется для изучения массовых явлений и процессов, кот.происходят в науке экономике,образовании и т.д.Обощает инфу в рамках отдел.преприятий, отраслей | эконом.райнов и всей страны, использует все виды измерителей; 3)бухгалтерский занимает место в хоз.учете и применяется для отражения и анализа хоз.деятельности эконом.субъектов(коммерческие\неком.субъекты,организации,гос.органы,и.п. и т.д.).Использует все виды измерителей,но особое значение имеет денежные, так как они позволяют сводит в единую систему разнород.хоз.явления и процессы. Шире,чем оперативный,так как охватывает всю хоз.деят-ть эконом.субъекта(или организация).Но уже,чем статистический, так как ведется в рамках 1 организации. Все эти виды взаимосвязаны и образуют единую системы хоз.учета. |
В настоящее время отдельно выделяют налог.учет,кот.используется для определения налог.базы по налогам и сборам в соответствии с НК РФ. Он ведется параллельно(независимо) с бух.учетом. Каждая орагнизация самостоятельно формирует систему налог.учета и разрабатывает налог.регистр. Пользователем информации налог.учета является государство в виде налог.органов.
3.Сущность бух.учета и требования, предъявляемые к его введению.
Управление организацией осущ-ся на основе инфы,кот.представляется главным образом бух.учетом. Бух.учет изучает хоз.деят-ть организации в целом. Хоз.деят-ть организации - это сложное явление,которое представляет собой сочетание взаимосвязанных хоз.процессов(снабжение,производство,продажа). В свою очередь хоз.процессы вкл.большое кол-во событий, кот.называются фактами хоз.жизни. Факт хоз.жизни- сделка, событие, операция, кот.оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение организации, финанс.результаты его деят-ти и (или) движение денеж.средств.Фед.закон номер 402. В дальнейшем используется хоз.операция вместо этого понятия. В соотвествии с фз №402 бух.учет-это формирование информации об объектах учета и составление на её основе бух.(финанс.) отчетности.Для этого на предприятии необходимо организовать систему сбора ,регистрации и обобщения инфы об объектах учета в денежном выражении путем сплошного,непрерывного и документального учета всех хоз.операций.
Основные особенности бух.учета:1)он является сплошным,т.е. все хоз.операции(хо) полно и точно отражаются соответственно факт.данным; 2)является непрерывным во времени,т.е. все хо последовательно отражаются во времени; 3) он является строго документальным,т.е. все хо отражаются на основе документов;4) взаимосвязано отражает хо,т.е. все хо отражаются взаимосвязано друг с другом;5)является обобщающим,т.е.все объекты учета отражаются в виде единого комплекса.
Требования к ведению бух.учета: 1)учет объекта ведется в рублях; 2)собственное имущество организации учитывается обособлено от имущества других юр.лиц,кот.находятся у данной организации; 3)бух.учет ведется орган-ей непрерывно с момента регистрации до реорганизации или ликвидации; 4)бух.учет ведется путем двойной записи в системе бух.счетов; 5)данные синтетического и аналитического учета должны быть тождественные;6)все хо отражаются на счетах своевременно и без всякого изъятия;7) в бу текущие затраты на произ-во товаров и услуг и капитальные вложения учитываются раздельно.
4.Финансовый и управленческий учет как подсистемы бух.учета.
В рамках бу выделяются 2 подсистемы:финанс.и управленческий учеты, каждый из кот.имеет свои задачи и цели. Различия между этими видами учета впервые были определены в 1972г.Нацонал.организацией бухгалтеров в США. В российской практике учета эти понятия широко используются. Но на официал.уровне,т.е. на уровне норматив.документов такое разделение пока не производится. Основное различие между ними состоит в характере инфы,которая формируется в их рамках.
Финансовый учет формирует экономическую информацию о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации, которая используется не только для внутреннего управления организаций, но и предоставляется внешним пользователям (инвесторам, кредиторам, финансовым органам и т.д.). Финансовый учет отражает все факты хозяйственной деятельности и является обязательным для всех организаций. В рамках финансового учета используется двойная запись хозяйственных операций и составляется финансовая отчетность, которая регламентируется государством и носит открытый характер. Для финансового учета характерно соблюдение общих принципов (стандартов) составления и предоставления финансовой отчетности.
Управленческий учет формирует экономическую информацию о текущей производственно-коммерческой деятельности организации, которая необходима для внутреннего управления и предназначена для ограниченного круга лиц. Данная информация используется управленческим аппаратом организации для внутрихозяйственного планирования и прогнозирования. Главной составляющей управленческого учета является учет и анализ затрат и себестоимости продукции (работ, услуг). Поэтому управленческий учет часто называют «производственным учетом». В управленческом учете двойная запись не используется. В рамках управленческого учета составляется внутренняя отчетность, которая регламентируется предприятием, носит закрытый характер и составляет коммерческую тайну организации. В отличие от финансового учета ведение управленческого учета в организации не является обязательным.
5.Пользователи бух.информацией.Бух.учет как информац.система, на входе в кот.данные о хоз.деят-ть организации,а на выходе бух.(финанс.)информация,кот.предоставляется пользователям. В общем виде модель бух.учета как информац.системы можно представить след.образом:
Бух.учет можно рассматривать как связующее звено между хоз.деят-тью организ-и и людьми,кот.принимают обоснованные эконом.решения и называются пользователями бух.финансовой информацией. Пользователи бух.финанс.информацией-юр.и физ.лица,кот.заинтересованы в информации об организации и обладают достат.знаниями и навыками, чтобы понять,оценить и использовать эту информацию, а также имеют желание её изучать. Пользователи делятся на внутренние и внешние(с прямым и косвенным интересом).
Пользователи бухгалтерской (финансовой) информации | ||
Внутренние пользователи | Внешние пользователи | Внешние |
С прямым финансовым интересом | С косвенным финансовым интересом |
Рис. 1. Классификация пользователей бухгалтерской (финансовой) информации
Внутренние пользователи– это администрация, менеджеры, сотрудники организации, которые принимают решения на основе информации о деятельности данного предприятия.
Внешние пользователи– это юридические и физические лица, которые находятся за пределами организации, но в своей деятельности применяют информацию о ней.
Внешние пользователи делятся на две группы:
1. Пользователи с прямым финансовым интересом.Они прямо заинтересованы в успешном функционировании организации и решения, которые они принимают, зависят от финансового состояния и результатов ее деятельности (инвесторы, акционеры, кредиторы, поставщики, покупатели).
2. Пользователи с косвенным финансовым интересом. Принимаемые ими решения не зависят от финансового состояния и результатов деятельности организации (налоговая служба, государственные органы управления, финансовые органы и др.).
6.Содержание и состав информации, формируемой в бу.
В бу для удовлетворения общих потребностей пользователей формируется след.инфа о хоз.деят-ти организации: 1)о финансовой положении(состоянии) организации; 2)о финанс.результатах деят-ти организации. Информация о хоз.деят-ти представляется пользователям в виде финанс.отчетов. При составлении финанс.отчетов формируются эконом.категории,кот.называются элементами финанс.отчетности. В бух.учете выделяют 5 элементов финанс.отчетности:1)активы;2)обязательства;3)капитал;4)доходы;5)расходы. Инфа о финанс.положении(состоянии) организации представлена в форме отчетности,или бух.баланс. Он предоставляется с помощью 3 элементов финанс.отчетности:активы,обязательства,капитал. Бух.баланс составляется на определённый момент времени, на последний календарный день отчетного периода. Информация о финанс.результатах представлена в форме отчетности,кот.называется отчет о прибылях и убытках. Она предоставляется с помощью 2 элементов финанс.отчетности:доходы и расходы. Финанс.результат деят-ти определяется как разница между расходами и доходами и предоставляет собой прибыль или убыток. Отчет о прибылях и убытках составляется за определенный период времени(за 1 кв.,за 6 мес.,за 9,за год). Помимо указанных финанс.отчетах составляются и другие финанс.отчеты,инфа в кот.является производной от инфы в бух.балансе и отчете о прибылях и убытках.
7.Организация ведения бу в РФ. Учетная политика организации. Права и обязанности глав.бухгалтера.
Ответ-ть за ведение бух.учета и хранение док-тов бу несет руководитель организации. Не предприятия.
Вариант ведения бу:402 фед.закон: ведение бух.учета возлагается руководителем на главного бухгалтера или иное должностное лицо; руководитель заключает договор об оказании услуг о ведении бух.учета(со специализированное организацией или с бухгалтером-специалистом); руковод-ль субъекта малого и среднего препринимат-ва может вести бух.учет лично. На предприятии формируется учетная политика, т.е.совокупность способов ведения бух.учета(методика ведения бу). Учетная политика оформляется приказом или распоряжением рук-ля. При формировании учетной политики в отношении конкрет.объектов бу организация должна выбрать способ его ведения из тех способов,кот.допускаются нормативными документами. В организации также утверждается: рабочий план счетов; формы первичных и внутренних документов; утверждается порядок проведения инвентаризации(сверка данных); правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хоз.операциями; другие решения,необходимый для организации ведения бу. Принятая учетная политика используется последоват-но из года в год, чтобы инфа была сравнимой. Все изменения в учетной политике по сравнению с прошлым годом должны быть объяснены и производятся как правило с начала отчетного года. С 01.01-до 31.12. новом фед.законе №402 приводятся требования,которым должны соответствовать главбухи ряда организаций,наример:ОАО,страховые орган-и,инвестиционные фонды и т.д.
В новом Федеральном законе приводятся требования, которым должны соответствовать главные бухгалтера ряда организаций (ОАО, страховые организации, акционерные инвестиционные фонды и др.):
1. иметь высшее профессиональное образование;
2. иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской отчетности или с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита – не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
3. не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.
Вышеуказанным требованиям так же должны соответствовать физические лица, с которыми организация заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Юридические лица, оказывающие такие услуги, должны иметь не менее одного работника, отвечающего установленным требованиям.
В случае разногласий между рук-лем и главбухом в отношении введения бу,принятие документов к учету,составление финанс.отчетности,рук-ль организации обязан составить письменное распоряжение. В этом случае он несет единоличную ответственность за созданную информацию и достоверность финанс. отчетности. Главбух назначается и освобождается от должности рук-лем.Он несет отвественность за: формирование учетной политики; ведение бу; своевременное предоставление полной и достоверной бух.информации. При увольнении главбух передает все дела новому главбуху, составляется акт сдачи-приемки дел.
Регулированные б.учеты в РФ.
Общее методологическое рук-во бучетом в РФ в наст.время осущ-ет правит-во Рф. Система норматив.регулирования бух.учета в РФ-это комплекс норматив.актов,которые регулируют порядок организации и ведения бу в РФ. В наст.время система нормативного регулирования бу в РФ имеет 4 формы:законодательный,нормативный,методический,документы организации.
Законодательный уровеньвключает Федеральные законы и иные законодательные акты (указы Президента и Постановления правительства РФ), которые прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета в организации. К документам первого уровня относятся:
· Гражданский кодекс РФ, который является правовой базой регулирования экономических отношений;
· Федеральный закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», который устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета;
· другие правовые акты.
Нормативный уровеньвключает Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, которые устанавливают общие принципы и правила ведения бухгалтерского учета в организации по отдельным разделам учета. Они утверждаются приказами Министерства финансов РФ. К документам второго уровня относятся:
· Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н. Оно разработано на основе Закона «О бухгалтерском учете» и содержит нормы закона с развернутыми пояснениями этих норм;
· Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые устанавливают правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов и на его отдельных участках. В настоящее время разработано 22 ПБУ.
Методический уровень включает методические указания, рекомендации, инструкции и другие аналогичные документы, которые регулируют методы ведения бухгалтерского учета отдельных видов хозяйственных средств и отдельных видов хозяйственных процессов. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами. Важнейший документ этого уровня План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкция по его применению, утв. Приказом МФ РФ от 31.10.2000 № 94н.
Учетная политика организациивключает рабочие документы организации для внутреннего пользования, утвержденные руководителем (приказы, распоряжения, графики и т.д.). Эти документы определяют особенности организации и ведения учета в каждой конкретной организации в зависимости от масштабов и видов деятельности.
В соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ с 01 января 2013 года система регулирования бухгалтерского учета изменится и будет основана на сочетании деятельности органов государственной власти и негосударственных организаций.
Документы в области регулирования бухгалтерского учета будут подразделяться на 4 группы:
1. федеральные стандарты;
2. отраслевые стандарты;
3. рекомендации в области бухгалтерского учета;
4. стандарты экономического субъекта.
Федеральные стандарты будут устанавливать единые правила для всех хозяйствующих субъектов, а отраслевые стандартыбудут применяться для определенных видов экономической деятельности. Федеральные и отраслевые стандарты будут обязательны к применению.
Рекомендации в области бухгалтерского учета будут способствовать правильному применению федеральных и отраслевых стандартов, распространению передового опыта в области организации и ведения бухгалтерского учета, и т.д.
Стандарты экономического субъекта будут предназначены для упорядочения бухгалтерского учета на конкретном предприятии. Для небольших предприятий таким стандартом может служить учетная политика.
Следует отметить, что до тех пор, пока не будут утверждены федеральные и отраслевые стандарты, необходимо будет применять правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные до 1 января 2013 года.
9. Принципы бухгалтерского учета.
Чтобы пользователи могли понимать финансовую информацию и могли ее интерпретировать (истолковывать), она должна быть составлена по определенным правилам и стандартам. Основополагающие правила ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности называются принципами бухгалтерского учета. Изложение основных принципов бухгалтерского учета приводится в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Эти принципы формулируются в виде допущений и требований.
Допущения рассматриваются как базовые принципы и исходят из предположения, что существуют определенные условия, создаваемые организацией при ведении бухгалтерского учета, которые не меняются. Допущения по своей сути являются правилами ведения учета и составления бухгалтерской отчетности. Допущения не обязательно должны быть указаны в учетной политике организации: принятие данных допущений и следование им подразумевается. Если организация при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности допускает отступление от установленных допущений, то она обязана раскрыть причины этих отступлений. В ПБУ 1/2008 установлены четыре допущения: имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательности применения учетной политики, временной определенности фактов хозяйственной деятельности.
Допущение имущественной обособленностиозначает, чтоактивы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций. Это допущение представляется особенно важным, т.к. активы (имущество) многих организаций находятся в личной собственности учредителей (участников). В соответствии с данным допущением имущество организации, принадлежащее ей на правах собственности, отражается на балансовых синтетических счетах. Имущество, находящееся в пользовании организации, например, по договору текущей аренды, отражается на забалансовых счетах.
Допущение непрерывности деятельности организацииозначает, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке. Если же указанные намерения у организации имеются, то она обязана объявить об этом в учетной политике, формируемой на предстоящий финансовый год, и в пояснительной записке к годовому отчету за истекший финансовый год. Данное допущение обязательно должно использоваться в аудиторской практике, и аудитор обязан информировать пользователей бухгалтерской отчетности о возможной ликвидации организации или сокращении деятельности.
Допущение последовательности применения учетной политикиозначает, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Изменение учетной политики может производиться в следующих случаях: изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета с целью более достоверного представления фактов хозяйственной деятельности и существенного изменения условий хозяйствования, связанных с изменением видов деятельности, реорганизацией и т.д.
Допущение временной определенности фактов хозяйственнойдеятельностиозначает, что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Данное допущение связано, прежде всего, с формирование финансового результата организации за отчетный период, т.е. с порядком отражения текущих доходов и расходов. Данное допущение имеет два важнейших аспекта:
· доходы и расходы отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от факта поступления или выплаты денежных средств;
· доходы должны соответствовать расходам, благодаря которым они получены.
В практике международного бухгалтерского учета данное допущение формулируется как принцип начисления (соответствия).
Требования рассматриваются как основные принципы, которым должна соответствовать формируемая организацией учетная политика. В ПБУ 1/2008 предусмотрены шесть требований: полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости, рациональности.
Требование полноты означает полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности.
Требование своевременностиозначает своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности.
Требование осмотрительности означает большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов. В международной практике бухгалтерского учета этот принцип называется принципом консерватизма или благоразумия. Если есть выбор между двумя оценками фактов хозяйственной деятельности, то бухгалтеру следует выбрать тот, который приводит к наименее оптимистичным результатам, т.е. к наименьшей прибыли. Это означает, что прибыль отражается, когда это становится вполне определенным событием, т.е. после совершения хозяйственной операции, а убыток отражается, когда это становится вполне возможным событием, т.е. с момента предположения об его возможном появлении. Исходя из этого требования, предприятия могут создавать резервы по сомнительным долгам по окончании финансового года на основании проведенной в конце отчетного года инвентаризации непогашенной в установленный срок дебиторской задолженности.
Требование приоритета содержания перед формой означает, что факты хозяйственной деятельности должны отражаться в бухгалтерском учете исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания и условий хозяйствования. Например, организация может с разрешения руководителя предоставить денежные средства по договору займа другому юридическому лицу. Данная хозяйственная операция является вполне законной. Однако если выдача таких сумм осуществляется в период неустойчивого финансового состояния организации, особенно при задержке выплат заработной платы из-за отсутствия денежных средств, то данную хозяйственную операцию следует признать неправомерной.
Требование непротиворечивости означает тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца.
Требования рациональности означает рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации.