Искусство передавать полномочия
И выбрал Моисей из всего Израиля способных людей, и поставил их начальниками народа… и судили они народ во всякое время; о делах важных доносили Моисею…
Исх. 18:25,26
Одной из черт руководителя является способность распознать особые качества или ограниченность способностей других, а при этом еще и умение дать каждому именно такую работу, для которой он или она больше всего подходит. Самый успешный руководитель – это тот, кому удается совершать труд, действуя через других людей. Дуайт Л. Мооди, прекрасно разбиравшийся в людях, однажды заметил, что он предпочитает побудить к труду тысячу людей, нежели самому выполнить ту работу, которую они смогут сделать1. Хоуст говорил: «Умение ценить таланты широкого круга рабочих, а затем помогать каждому в труде сообразно индивидуальным свойствам и способностям – это важнейшее качество для управления такой миссией, как наша»2.
Мудрое распределение обязанностей избавит руководителя от бесполезных попыток затолкать квадратные колышки в круглые отверстия.
Передача другому ответственности за определенный труд, сопровождаемая также передачей полномочий для этого, не всегда охотно воспринимается тем, кто привык сам пользоваться своей властью. Он был бы рад поделиться с другими ответственностью, но не хочет позволить браздам правления ускользнуть из своих рук. Кроме этого, некоторые руководители ощущают угрозу со стороны талантливых подчиненных, а потому неохотно доверяют им полномочия. Какой бы ни была причина, нежелание передать полномочия подчиненному нечестно по отношению к нему, и вряд ли это приведет к успешному результату Такое поведение руководителя часто можно истолковать как проявление недоверия, а это вовсе не лучший способ добиться содействия со стороны подчиненных, к тому же таким образом нельзя надеяться в полной мере использовать способности того, кого учат руководить людьми.
Возможно, подчиненный справится с поставленной задачей не так блестяще, как его руководитель, но опыт показывает, что так происходит далеко не всегда. Если молодому человеку дать возможность проявить себя на деле, у него это может получиться даже лучше, поскольку молодым легче ориентироваться в современной жизни. Но в любом случае, каким образом может молодой руководитель приобрести опыт, если ему время от времени не будут передавать как ответственность, так и полномочия для выполнения поручения?
Степень, до которой руководитель способен передать свои полномочия, определяет его успех. Обязанности одного человека никогда не смогут превысить той ноши, которую способен вынести один человек.
Не научившись давать поручения, руководитель обрекает себя на погрязание в малозначительных делах, что перегружает его, отвлекая от задач первостепенной важности. Те, кто идет за ним, не имеют возможности использовать свой потенциал. В некоторых случаях, настаивая на том, чтобы выполнить задание в одиночку, руководитель всего лишь тешит собственное тщеславие.
Дав кому‑либо поручение, руководитель обязан показать, что он полностью доверяет тем, кого выбрал. Симпсон безгранично доверял тем, кого он оставлял управлять основанными им учебными заведениями, позволяя им использовать их собственные дарования3. Если их постигала неудача, Симпсон считал это своей ошибкой как руководителя, поскольку именно он избрал этих людей.
Подчиненные лучше работают, когда уверены в поддержке руководителя, независимо от того, обернется ли данное предприятие успехом или провалом, при условии что они действовали согласно возложенным на них обязанностям. Эта уверенность появляется, когда обязанности четко расписаны на бумаге, чтобы не было никакого недопонимания. Неумение ясно изложить свои мысли в свое время привело ко многим печальным последствиям.
О своем опыте общения с Джоном Р. Моттом рассказывает один служитель:
За эти десять лет, проведенные в Польше, для меня самым большим вдохновением было ощущение его поддержки. Более всего я горжусь его верой в меня. Несомненно, одним из моих самых действенных мотивов было стремление оказаться достойным его поддержки и оправдать его ожидания4.
Одной из лучших библейских иллюстраций этого правила может служить история Иофора, тестя Моисея, записанная в гл. 18 Книги Исход.
Израиль, выйдя из Египта, представлял собой неорганизованную толпу бывших рабов. Ко времени событий, описанных в гл. 18, полным ходом шло образование новой общности. Иофор увидел, что Моисей находится в чрезвычайно тяжелом положении: ему приходилось заниматься делами народа с утра до вечера. Моисей представлял законодательную, судебную и исполнительную власть в одном лице. Его решения народ принимал как волю Божью.
Иофору стало ясно, что Моисей не сможет долго выдерживать такого напряженного труда, а потому он представил Моисею два убедительных аргумента, почему следует переложить часть обязанностей на других людей. Во‑первых, он заявил: «Ты измучишь и себя и народ сей, который с тобою; ибо слишком тяжело для тебя это дело: ты один не можешь исправлять его» (Исх. 18:18). Моисей был уже практически истощен, возможно, он давно переступил границы своих возможностей, как физических, так и эмоциональных. Во‑вторых, тесть указал на то, что существовавший способ решения вопросов недостаточно оперативен, и народ начинал проявлять нетерпение. Распределение обязанностей могло ускорить решения, и народ расходился бы по домам с миром (Исх. 18:23).
Затем Иофор предложил план, состоящий из двух частей. Моисей должен был продолжить обучать народ уставам Божьим, а также заниматься законодательством. Кроме этого, особо сложные вопросы требовали бы его решения. Но значительная часть работы переходила к способным, надежным подчиненным.
Совет Иофора был благоразумным, поскольку если бы Моисей не выдержал непосильного труда, он бы оставил против себя полнейший беспорядок: ни одного обученного руководителя, никто ни за что не отвечает. Отсутствие заблаговременной подготовки тех, кто придет на смену имеющемуся руководителю, привело к полному краху многие церкви и миссии.
Моисей последовал совету тестя и таким образом получил ряд преимуществ. Теперь он мог сосредоточиться на самых важных вопросах. Были обнаружены скрытые дарования многих из его окружения. Эти одаренные люди, которые могли превратиться в оппонентов Моисея, если бы он ничего не предпринял, стали его союзниками в выполнении общего дела. Проблемы народа решались быстрее и эффективнее. И кроме этого, Моисей заложил фундамент для эффективного руководства народом после его смерти.
Иофор вселил в Моисея надежду, высказав принцип, имеющий непреходящую ценность: «Если ты сделаешь это, и Бог повелит тебе, то ты можешь устоять» (Исх. 18:23). Иофор дал свой совет, опираясь на власть Бога. Бог Сам берет на Себя ответственность за то, чтобы делать Своих служителей способными справиться с порученными им заданиями. С некоторыми обязанностями лучше справятся определенные люди, и именно им правильнее всего давать соответствующие поручения. Но даже если дела второстепенной важности выполнены не самым лучшим образом, все же передача полномочий другим – наиболее мудрое решение. Возможно, Моисей мог лучше судить народ, чем любой из семидесяти назначенных судей, но если бы он этим занимался один, его деятельность была бы недолгой.
Духовная проницательность Иофора проявляется в тех требованиях, которые он выдвинул для избрания начальников: люди способные, поскольку им предстоял нелегкий труд; боящиеся Бога, поскольку страх Господень – начало премудрости; правдивые, которые бы не брали взяток и не были обуреваемы жадностью.
Большой ошибкой будет взять на себя больше обязанностей, чем мы способны выполнить. Нет ничего достойного похвалы в том, чтобы стараться сделать больше своей законной части труда. Мы правильно поступаем, если понимаем ограниченность своих возможностей. Нам следует прислушиваться к своим собственным Иофорам, которые могут лучше нас представить себе возможные последствия всех наших обязанностей. Если мы пойдем против естественных законов (допустим, забудем, что человеку нужно еще и отдыхать, а не только работать), нам не избежать неприятных последствий. Если мы поддадимся уговорам людей и возьмем на себя больше, чем следует, за исход отвечать будем только мы сами.
Руководитель‑миссионер должен быть готов передать полномочия коренным жителям той страны, где он трудится, как только они проявят духовную зрелость. Затем миссионеру следует оставаться рядом с ними, быть готовым помочь, но стараться по возможности не вмешиваться, последовательно проводя их через испытания и ошибки, чтобы они обучились духовному руководству, как и сам миссионер когда‑то. Передача полномочий таким способом помогает выполнить важнейшую задачу: раскрыть, развить и использовать скрытые дарования христиан, живущих в другой стране. На раннем этапе необходима разумная бдительность, но к вмешательству стоит прибегать только в самом крайнем случае. Ощущение, что за ним наблюдают, способно полностью подорвать уверенность человека в своих силах.
Когда У. Е. Сангстера назначили генеральным секретарем Отделения внутренних миссий при методистской церкви в Англии, он распределил работу между своими подчиненными, четко определил обязанности каждого, полностью передав свои полномочия в их руки. Никогда он не сожалел о том, что так им доверился. О Сангстере говорили: «Возможно, в его понимании роли руководителя самое замечательное было то, что он осознавал важность передачи полномочий другим и тщательного подхода к избранию помощников. Он всегда мастерски владел этим искусством»5.
Рассказывая о руководителе крупного миссионерского общества, один из его сотрудников отметил: «Его замечательный дар руководителя заключался в том, что он никогда не вмешивался в работу своих подчиненных. Каждому он позволял заниматься своим делом». Другой сотрудник писал: «Он знал, на что способны люди, и заботился о том, чтобы они это делали, позволяя им наилучшим образом использовать имеющиеся у них способности и следя за ними только в том случае, если что‑то шло не так»6.
Примечания
1. Дуайт Лайман Мооди (1837–1899) известен как один из самых выдающихся благовестников в истории США. Он получил мировое признание после своей успешной проповеднической деятельности на собраниях в Шотландии и Англии в 1873–1875 гг. Им были основаны учебные заведения в Нортфилде, штат Массачусетс, а также в Чикаго (последний был позднее назван в его честь Библейским институтом Мооди).
2. Phyllis Thompson, D. Е. Hoste (London: China Inland Mission, n.d.). 56.
3. A. E. Thompson, The Life of A. B. Simpson (Harrisburg, Pa.: Christian Publications, 1920), 208.
4. B. Matthews, John R. Mott(London: Hodder & Stoughton, 1909), 364.
5. PaulE. Sangster, DoctorSangster(London: Epworth, 1962), 88, 221.
6. Phyllis Thompson, Climbing on Track (London: China Inland Mission, 1954), 99.
Глава 19
Смена руководителей
Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им… <…>…И как Я был с Моисеем, так буду и с тобою…
Нав. 1:2,5
Истинной проверкой успешной деятельности руководителя является благополучие организации, которой он управлял, после того, как сам руководитель ее покидает. Этот принцип стоял за советом Гамалиила синедриону: «И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их: ибо, если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его» (Деян. 5:38,39). Труд, на который вдохновляет Бог и который строится на духовных принципах, переживет смену руководителя и, возможно, даже выиграет от этого.
Порой мы преуменьшаем всемогущество Бога, полагая, что смерть выдающегося руководителя застает Его врасплох или вынуждает предпринять экстренные действия. Хотя сами мы можем испытывать потрясение и беспокойство, нет нужды переживать за то, что подвластно Богу. Христианское руководство отличается от мирского: Бог избирает и подготавливает руководителей для Своего царства (Мк. 10:40). Ни один труд, начатый Богом, не будут оставлен, пока не достигнет своей цели.
Великие начинания зачастую переживают кризисное состояние со смертью своего основателя. Таким переломным моментам нельзя позволять становиться губительными. Лайман Бичер рассказывал, что он был в отчаянии, когда скончался первый секретарь Американского миссионерского управления. Тогда появился новый секретарь, и так успешно справлялся со своей работой, что Бичер вновь пришел в отчаяние, когда скончался и он. Наконец, после того как третий по счету секретарь доказал свою компетентность, Бичер постепенно уверился в том, что у Бога достаточно средств, чтобы выполнить необходимую работу. Когда сам Бичер отошел к Богу, некоторые полагали, что никто не способен его заменить. Но для всехдел, которыми занимался Бичер, Бог своевременно нашел новых способных руководителей1. Поистине, ни один человек, каким бы талантливым и посвященным он ни был, не является незаменимым в труде для Божьего царства.
Бог трудится постоянно, хотя мы этого и не видим, подготавливая тех, кого Он избрал стать руководителями. Когда наступает переломный момент, Бог ставит того, кого Он предназначил, на нужное место. Зачастую такая замена не кажется организации подходящей, но со временем Божий избранник доказывает свою пригодность.
Величайшими дарами Бога израильскому народу, помимо самой земли, были люди – такие, как Моисей, Давид или Исаия. Самое лучшее, что дает Бог – это всегда люди. Его величайшим вкладом в распространение христианской церкви стали двенадцать человек, обученных руководить людьми.
Представьте, как растеряны были израильтяне, когда пришло время Моисею покинуть их. В течение четырех десятков лет весь народ обращался к нему за разрешением возникавших проблем и руководством. Моисей объяснял для них волю Божью. Да, под его началом трудились еще семьдесят старейшин, но другого Моисея не было. Положение обострялось тем, когда все это происходило: Моисей умирал незадолго до того, как народу предстояло войти в Ханаан. Людям было трудно поверить, что у Бога был в запасе еще один руководитель. Но Иисус Навин был готов возглавить народ, и смерть Моисея поставила его на передний план.
Подобная ситуация повторяется на протяжении всей истории человечества, каждое поколение усваивает все тот же урок. Потеря выдающегося руководителя, особенно основателя движения, вызывает сомнения и страхи. Что будут методисты делать без Джона Уэсли? Что делать Армии спасения без Уильяма Бутта? Что станется с нашей церковью, когда пастор уедет?
Дорога доблести всегда приводит к могиле, но затем открывается новый герой. Даже самый замечательный руководитель неизбежно уйдет, из‑за смерти или по иной причине, и глубина чувства утраты будет зависеть от масштаба его деятельности. Но по прошествии какого‑то времени, анализируя события, можно увидеть: то, что казалось трагедией, на самом деле принесло огромную пользу общему делу.
Характер и достижения руководителя в полной мере проявляются только после окончания его деятельности. Только после смерти Моисея израильтяне по‑настоящему осознали его величие. «Смерть придает особое значение урокам жизни, подводя им итог».
В то же время уход руководителя из жизни несколько умаляет значение его личности в сравнении с Божьим трудом. Какими бы ни были его достижения, всем можно подыскать замену Приходит время, когда его вклад в служение перестает быть насущной необходимостью. Даже у самого талантливого руководителя есть недостатки и ограничения, которые становятся явными, когда на смену ему приходит кто‑то другой, чтобы продолжить его работу. Нередко преемник, менее известный и авторитетный, чем его предшественник, может улучшить качество работы, пользуясь своими особыми дарованиями. Мы можем предположить, что Иисус Навин был лучше, чем Моисей, подготовлен к завоеванию земли Ханаанской.
Уход сильного и влиятельного руководителя позволяет другим раскрыться и развиваться. Очень часто, когда груз ответственности внезапно ложится на плечи подчиненного, он обнаруживает в себе качества и способности, о которых не подозревал ни он, ни окружающие. Иисус Навин никогда бы не стал выдающимся руководителем, если бы он остался просто одним из военачальников Моисея.
Смена руководителя также дает возможность Богу показать Свой разносторонний характер в умении подобрать средства к достижению поставленных целей. Его ресурсы неистощимы, за какой бы труд Он ни брался. Если человек, у которого есть замечательные дары, не предоставит их в распоряжение Господу, Бог не останется в проигрыше. Он будет использовать того, у кого меньше даров, но кто полностью предан Ему, и добавит к их способностям Свое могущество. Апостол Павел это подразумевал, обращаясь к христианам в Коринфе:
Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значущее избрал Бог, чтобы упразднить значущее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1 Кор. 1:26–29).
Бог, несомненно, стремится использовать возможности людей, одаренных от природы, но мало кто из них так же, как Павел, готов без ограничений предоставить свои дарования в распоряжение Господа. Когда же такие люди учатся полагаться не на свои собственные возможности и мудрость, а на Бога, польза от их служения Богу может стать поистине огромной.
На закате своей жизни А. Б. Симпсон участвовал в важном заседании, где один уважаемый служитель из Нью‑Йорка высказал свое мнение по поводу того, что невозможно найти ни одного руководителя, который бы по своим качествам был равен Симпсону и был бы способен продолжить его дело после окончания срока его правления. Служитель предложил учредить крупный фонд, чтобы работа продолжалась. Сам же Симпсон ничего не предпринял по этому поводу и даже не стал высказываться. Он верил, что если под его началом находился Божий труд, то ничто не сможет его остановить, а если это все было не от Бога, то нет и смысла продолжать этот труд2.
Как же радовался Симпсон в последние месяцы своей жизни, когда он уже оставил руководство союзом, получая известия об увеличившихся пожертвованиях на миссионерские нужды и возросшем успехе иностранный миссий! Год, последовавший за его смертью, оказался самым плодотворным за всю историю организации. Ничто иное не могло бы стать большей похвалой труду Симпсона в качестве руководителя союза.
Только один‑единственный Руководитель не нуждается в преемнике, навеки занимая Свою должность. Ученики Иисуса даже не пытались подыскать замену своему Учителю, и это свидетельствует о том, что они постоянно ощущали присутствие нашего живого Пастыря и Господа. Временами церковь теряла ясное ощущение присутствия Иисуса, но никогда церковь не впадала в панику, не становилась армией, потерявшей своего генерала. Все трудности, с которыми сталкивалась церковь, все ее страдания отзывались болью в чутком сердце Иисуса.
«Мы можем откровенно признаваться нашему Господу, – говорил Мартин Лютер, – что если мы – Его церковь, то Ему нужно о нас заботиться, поддерживать и защищать нас, поскольку сами мы никогда не сможем себя поддержать или защитить; если бы у нас это получилось, мы стали бы самыми горделивыми ослами на земле».
Раз уж наш Руководитель совершает Свой труд, пользуясь могуществом вечной жизни, если Он вчера, сегодня и вовеки Тот же, то нас не должны обескураживать или приводить в смятение перемены в составе человеческого руководства.
Примечания
1. Sunday School Times, 8 November 1913, 682. Лайман Бичер (1775–1863) был одним из самых выдающихся проповедников духовного возрождения в США, занимал должность пастора в Новой Англии и являлся президентом учебного заведения Lane Seminary.
2. А. Е. Thompson, The Life of А. В. Simpson (Harrisburg, Pa.: Christian Publications, 1920), 208.
Глава 20