Модификация аудиторского заключения
Модифицированный аудиторское заключение - это заключение, содержащее дополнительные объяснения, но в сам вывод ограничения не вносятся.
Как правило, модифицированный аудиторское заключение содержит следующие моменты:
- проблемы неопределенности или неуверенности в непрерывной деятельности предприятия;
- изменения принципов учета в течение периода проверки;
- исправление, которые необходимо внести в учет предприятия по результатам аудита;
- описание принципов учета, отличающихся от действующих в Украине принципов учета;
- разъяснение по поводу использования выводов других аудиторов;
& mdash ; объяснения относительно предыдущих аудиторских заключений.
Дополнение к аудиторских заключений
Дополненный (расширенный) аудиторское заключение - это заключение, дополнение к стандартным разделов которого содержит комментарии и сведения по различным вопросам:
- важность информации;
- недостатков относительно поданной отчетности или аналитического учета;
- разные объяснения, в том числе относительно отношений с контрагентами, экономических рисков, судебных процессов.
Аудиторское заключение специального назначения
Аудиторское заключение специального назначения отличается от других видов и форм стандартного аудиторского заключения тем, что его оценка касается в основном отдельных видов деятельности предприятий и отдельных субъектов бухгалтерского учета. Обычно такие выводы отличаются от стандартных тем, что согласно нормативов аудита устанавливается порядок составления заключений по результатам аудиторских проверок:
- некоторых счетов, элементов счетов или разделов финансовой отчетности;
- соблюдение условий договоров;
- финансовых отчетов, составленных по произвольным правилам и форме.
Заключение аудитора по результатам тематического аудита составляется в произвольной форме, но должен отвечать общим требованиям, и содержать следующие разделы:
- с описанием характера тематической проверки, которая проводилась;
- с информацией о методике проверки;
- с описанием работы, проведенной аудитором.
Принцип независимости аудита
НЕЗАВИСИМОСТЬ АУДИТА
Независимость аудитора заключается в обязательности отсутствия у него при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта, превышающей отношения по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьих лиц. Требования к аудитору в части обеспечения независимости и критерии того, что аудитор не является зависимым, регламентируются нормативными документами по аудиторской деятельности, а также этическими кодексами аудиторов. Независимость аудитора должна обеспечиваться как по формальным признакам, так и с точки зрения фактических обстоятельств.
Независимость является основополагающим этическим требованием, предъявляемым к профессии аудитора. Это не значит, что другие требования (объективность, профессиональная честность и др.) менее важны. Основной вопрос, возникающий при подписании аудитором своего заключения – это вопрос его объективности и профессиональной честности. Но основным условием объективности аудитора все же является его независимость, которую он может и должен подтвердить.
Основным критерием эффективности аудита служит соблюдение принципов функционирования его системы. Если эти принципы в организации не соблюдаются, система аудита будет либо недейственной, либо действенной, но нерезультативной. В любом случае она не будет эффективной. Если в организации все принципы соблюдены, система аудита может считаться эффективной при обязательном условии превышения значения показателя ее результативности над ее стоимостью.
Рассмотрим, как реализуется в нормах Закона такой важнейший принцип аудиторской деятельности, как независимость.
Независимость аудитора должна обеспечиваться как по формальным признакам, так и с точки зрения фактических обстоятельств. Реализация принципа независимости предполагает достижение аудиторской организацией полной самостоятельности при планировании, проведении и оформлении результатов аудиторской проверки.
Гарантии реализации данного принципа заложены в Федеральном Законе от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». (Закон 2001 г. прекратил свое действие за исключением некоторых статей. Принятие нового Закона было обусловлено современным состоянием экономических отношений, в том числе рынка аудиторских услуг).
Статья 12 «Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов» Закона 2008 года, вступившего в силу с января 2009 года, сообщает, что аудит не может осуществляться:
1) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
2) аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);
3) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
4) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
5) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);
6) аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам, - в отношении этих лиц.
Независимость помогает аудиторам исполнять аудит (совершать проверку) беспристрастно и выражать объективные суждения. Каждый аудитор должен быть независим в своих суждениях как от своих коллег, включая главного аудитора, так и других работников организации, включая управленческий персонал. Также следует отметить, что аудиторы не должны получать от работников или клиентов (партнеров по бизнесу) организации что-либо ценное (подарки, премии и т.п.), которое может ослабить или предполагает со временем ослабление их независимости.
Аудиторская тайна
Аудиторская тайна - любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных Федеральным законом об аудиторской деятельнсоти, за исключением:
1) сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо с его согласия;
2) сведений о заключении с аудируемым лицом договора о проведении обязательного аудита;
3) сведений о величине оплаты аудиторских услуг.
Аудиторская организация и ее работники, индивидуальный аудитор и работники, с которыми им заключены трудовые договоры, обязаны сохранять аудиторскую тайну.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом "Об аудиторской деятельности" и другими федеральными законами.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности, и иные лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну в соответствии с федеральным законом "Об аудиторской деятельности" и другими федеральными законами, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений.
В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, на основании настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков.
Находящиеся в распоряжении аудиторской организации и индивидуального аудитора документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц и лиц, с которыми заключен договор оказания сопутствующих аудиту услуг, предоставляются исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации об их деятельности.
ст. 8 федерального закона от 07.08.2001 № 119