Правовое положение колонов
Колон - арендатор земли, формально свободный, но эк. зависимый от землевладельца. Эк. целесообразным для крупных рим. землевладельцев стало сдавать в аренду мелкие участки земли за денежное вознаграждение или за долю урожая и с возложением на арендатора также обязанности обрабатывать землю собственника («барщина»).
Положение колонов было бесправным и близким по соц. и юр. положению к положению раба. Колоны не могли покидать земел. участки. В IV в. закон запретил свободным арендаторам, сидящим на чужих участках, оставлять эти участки, а землевладельцам было запрещено отчуждать свои участки отдельно от колонов, сидящих на них. В результате колоны из свободных людей превратились в крепостных. Колонат, по мнению историков, положил начало феодализму.
На положение крепостных переводились покоренные народы, переселенные на рим. территории. В колонат перерастало также иногда пользование пекулием со стороны рабов, ко. прикреплялись в этих случаях к земельным участкам. Колон имел право вступать в брак, иметь собственное имущество, но он был прикреплен к земле и дети его автоматически становились колонами.
Пекулий — движимое и недвижимое имущество, которое землевладелец давал в пользование, сохраняя право собственности на него.
Римская семья (familia). Агнатское и когнатское родство
В древнейший период семья - тип патриархальной семьи, во главе кот. стоял Paterfamilias, под властью кот. находились все: жена, дети, др. родственники, кабальные и рабы. Все они именовались familia, и каждого из них домовладыка мог истребовать с помощью виндикационного иска (иска об истребовании из чужого владения).
Глава семьи: - хозяин семьи, - единственный полноправный гражданин, - самостоятельное лицо (persona sui iures).
Все ост.члены семьи – personae alieni iures (лица чужого права).
Власть над всеми членами семьи принадлежала отцу. Подвластный взрослый сын мог занимать публичные должности, но в семье он всецело подчинен отцовской власти, и даже тогда, когда состоял в браке и имел своих детей.
Подчинением власти 1 и того же Paterfamilias определялось и первоначальное родство, кот. называлось агнатское. По мере ослабления патриархальных устоев власть домовладыки стала ограничиваться определенными рамками, получало все большее значение родство по крови так называемое когнатское. С течением времени оно полностью вытеснило агнатское родство.
Агнаты - все члены семьи, происходящие по мужской линии от одного родоначальника, а также вошедшие в семью путем брака или усыновления. Дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнатской родственницей своего отца, братьев и т. д. | Когнаты – кровные родственники по мужской или женской линии, не находившиеся под властью главы данной семьи. |
Брак
Брак - союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права.
Конкубинат (concubinatus)- разрешенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Положение конкубины отличалось от положения жены. Она не разделяла соц. положения мужа, ее дети не подлежали отцовской власти. В республ. эпоху считалось допустимым наряду с matrimonium с 1 женщиной состоять в конкубинате с др. (данное допущение касалось только мужчин).
Виды брака (в доюстиниановское право):
- cum manu (брак с мужней властью) - жена поступала под власть мужа
- sine manu - жена оставалась подвластной прежнему домовлад. либо оставалась самостоятельным лицом. Этот брак похож на конкубинат, но отлич. от него спец. намерением основать римскую семью и воспитывать детей.
Условия вступления в брак: • согласие жениха и невесты, а если • согласие домовладыки (если ж и н нах. под его властью); • достижение брачного возраста (для мужчин - 14 лет, для женщин — 12 лет); • отсутствие состояния в браке с др. лицом; • наличие ius conubii (права вступать в законный брак, при кот. дети получают права римского гражданства, а отцу принадлежит власть над детьми). До Юстиниана на этом основании не могли заключить законный римский брак некоторые категории чужеземцев. По кодификации Юстиниана, когда права рим. гражданства получили почти все подданные Рим. гос-ва, отсутствие ius conubii могло быть следствием близкого родства или сво-ва (родственниками по прямой линии, одним из братьев и женой др. брата и т. д.). | Брак прекращался: • в случае смерти 1 из супругов; • в случае утраты свободы 1 из супругов; • разводом. В классич. эпоху принципата развод свободный и допускаетсяся по обоюдному согласию супругов либо по одностороннему отказу от брачной жизни. В период абсолютной монархии были установлены ограничения развода. Юстинианом развод по обоюдному согласию был запрещен. Односторонний отказ от брака допускался, если др. супруг допустил виновное действие (напр. нарушил верность, покушался на жизнь супруга). Без вины др. супруга развод допускался лишь по уважительной причине (желание поступить в монастырь, неспособность к половой жизни и др.). Односторонний развод без уважительных причин вел к прекращению брака, но с наложением штрафа. |
21. Личные и имущественные отношения супругов
брак cum manu | брак sine тапи |
- жена поступала под власть мужа - все имущество жены поступало в полную собственность мужа - в случае развода имущество, принесенное женой, ей не возвращалось, она получала лишь долю в порядке наследования в случае смерти мужа | - жена оставалась под властью своего отца, а если до брака она была самостоятельна, то она сохраняла ее - имущество супругов оставалось раздельным - управление имуществом жены муж осуществлял на основании договора поручения - все полученное женой в период брака поступало в ее собственность |
Приданое (das) - вещи и иные части имущества, предоставляемые мужу женой, ее домовладыкой или 3 лицом для облегчения материальных затруднений сем. жизни. Приданое поступало, как правило, в собственность мужа.
В классический период для приданого установлен особый правовой режим:
- в течение брака муж -. собственник приданого, имеющий право распоряжения им.
- с целью защиты интересов жены введен запрет на отчуждение мужем земел. участков (из приданого жены) при отсутствии на то ее согласия
- в случае прекращения брака приданое подлежало возврату. При Юстиниане введено правило, по кот. в случае прекращения брака все приданое возвращается жене (за вычетом сумм издержек, понесенных мужем).
В импер.период: муж, получая приданое, делал со своей стороны вклад в общее имущество в ф-ме дарения в пользу жены. Это дарение совершалось до брака и поэтому называлось предбрачным даром (donatio ante nuptias). По размеру это имущество соответствовало приданому, и в случае прекращения брака по вине мужа оно переходило в собственность жены.