Не передаст эти улучшения арендодателю 9 страница

Кроме того, на эту сумму придется начислить страховые взносы во внебюджетные фонды. Согласно позиции, высказанной Минздравсоцразвития России в Письмах от 23.03.2010 N 647-19 и от 17.05.2010 N 1212-19, выплаты, произведенные работникам в рамках их трудовых отношений с организацией, являются объектом обложения страховыми взносами, независимо от того, предусмотрены такие выплаты трудовыми договорами или нет. Исключением являются только суммы, указанные в ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, которые страховыми взносами не облагаются.

9.4. Возмещение расходов на служебные разговоры

по личным телефонам

В некоторых организациях практикуется следующий порядок. Сама организация договоры с операторами связи не заключает. Сотрудники, которым в силу служебной необходимости требуется мобильная связь, пользуются своими личными сотовыми телефонами, а организация впоследствии возмещает им стоимость служебных разговоров.

Подобный вариант имеет право на существование.

Процедура возмещения расходов, как правило, выглядит так.

Работник получает счет от оператора связи (поскольку это личный номер работника, счет выставляется оператором на его имя), в котором содержится расшифровка всех звонков. Работник отдельно выделяет все служебные звонки и представляет указанный счет в бухгалтерию, которая возмещает работнику из кассы не всю стоимость счета, а только часть, приходящуюся на служебные звонки.

Соответственно, для того, чтобы избежать споров с налоговыми органами, к каждому такому счету должны прилагаться документы, подтверждающие служебный характер звонков, стоимость которых возмещается работнику. Это может быть, например, служебная записка работника, в которой в отношении каждого абонентского номера будет расписана информация, позволяющая однозначно признать соответствующий разговор служебным (наименование абонента, ссылка на номер договора, ссылка на полученное служебное задание и т.п.).

При отсутствии документов, подтверждающих производственный характер переговоров, проведенных сотрудниками по их личным мобильным телефонам, налоговые органы будут рассматривать такие переговоры как звонки частного характера. Соответственно, их стоимость не будет учитываться для целей налогообложения прибыли.

Например, в Письме УФНС России по г. Москве от 18.06.2009 N 16-15/061735 указано, что для документального подтверждения данных расходов в организации должны храниться следующие документы:

- копия договора об оказании услуг связи, заключенного работником с оператором сотовой связи;

- детализированный отчет оператора сотовой связи, выписанный на имя работника.

В отчете указываются все задействованные телефонные номера и стоимость каждого разговора. При этом к детализированному отчету должны быть приложены расшифровки, составленные организацией в произвольной форме и заверенные руководителем, подтверждающие факт того, что конкретный телефонный номер принадлежит юридическому лицу (другому лицу), с которым у организации установлены (либо налаживаются) производственные связи.

Аналогичные подходы можно найти и в судебной практике (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.12.2005 N А31-8194/22).

Глава 10. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ

И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ РАБОТЫ (НИОКР)

10.1. Признание расходов на НИОКР

в бухгалтерском и налоговом учете

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 253 НК РФ расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки относятся к расходам, связанным с производством и реализацией. Порядок признания таких расходов в целях налогообложения прибыли определен в ст. 262 НК РФ.

Согласно этой статье к расходам на НИОКР относятся:

1) суммы амортизации по основным средствам и нематериальным активам (за исключением зданий и сооружений), используемым для выполнения НИОКР, начисленные в соответствии с гл. 25 НК РФ за период, определяемый как количество полных календарных месяцев, в течение которых указанные основные средства и нематериальные активы использовались исключительно для выполнения НИОКР (пп. 1 п. 2 ст. 262 НК РФ).

Очевидно, что указанная формулировка требует от налогоплательщиков ведения раздельного учета в налоговых регистрах сумм начисленной амортизации по таким основным средствам и нематериальным активам, а также наличия доказательств того, что указанное имущество использовалось исключительно для выполнения НИОКР.

На необходимость такого порядка указывает и поправка, внесенная в п. 13 ст. 258 НК РФ. Если организация, установившая в своей учетной политике применение нелинейного метода амортизации, осуществляет расходы на НИОКР, предусмотренные пп. 1 п. 2 ст. 262 НК РФ, то объекты амортизируемого имущества, к которым применяются повышающие (понижающие) коэффициенты, а также объекты амортизируемого имущества, используемые для выполнения НИОКР, формируют подгруппу в составе амортизационной группы и учет таких амортизационных групп и подгрупп ведется отдельно.

В Письме Минфина России от 12.10.2012 N 03-03-06/1/543 разъясняется, что если основные средства используются не только для выполнения НИОКР, но и для осуществления иной деятельности налогоплательщика, то суммы начисленной по таким объектам амортизации не могут признаваться расходами на НИОКР, предусмотренными пп. 1 п. 2 ст. 262 НК РФ.

В этом случае расходы в виде амортизационных начислений следует распределить с использованием экономически обоснованных показателей между указанными видами деятельности, закрепив порядок такого распределения в учетной политике для целей налогообложения прибыли.

При этом сумма расходов в виде амортизационных отчислений, относящаяся к деятельности, связанной с НИОКР, учитывается для целей налогообложения прибыли организаций в порядке, установленном пп. 4 п. 2 и п. 5 ст. 262 НК РФ.

Сумма расходов в виде амортизационных отчислений, приходящаяся на прочие виды деятельности, учитывается для целей налогообложения в порядке, установленном гл. 25 НК РФ для соответствующих видов расходов;

2) суммы расходов на оплату труда работников, участвующих в выполнении НИОКР, предусмотренных п. п. 1, 3, 16 и 21 ст. 255 НК РФ, за период выполнения этими работниками НИОКР (пп. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ).

По данной статье расходов учитываются следующие виды расходов на оплату труда:

- суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда;

- начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, суммы взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации;

- расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате организации-налогоплательщика, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), за исключением оплаты труда по договорам гражданско-правового характера, заключенным с индивидуальными предпринимателями.

Пунктом 3 ст. 262 НК РФ определяется, что если данные работники в период выполнения НИОКР привлекались для осуществления иной деятельности налогоплательщика, не связанной с выполнением НИОКР, то расходами на НИОКР признаются соответствующие суммы расходов на оплату труда указанных работников пропорционально времени, в течение которого эти работники привлекались для выполнения НИОКР;

3) материальные расходы, предусмотренные пп. 1 - 3 и 5 п. 1 ст. 254 НК РФ, непосредственно связанные с выполнением НИОКР (пп. 3 п. 2 ст. 262 НК РФ).

По данной статье расходов подлежат учету следующие затраты:

- на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг);

- на приобретение материалов, используемых для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку), а также на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели);

- на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом;

- на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение мощности, расходы на трансформацию и передачу энергии;

4) другие расходы, непосредственно связанные с выполнением НИОКР, в сумме не более 75% суммы расходов на оплату труда, указанных выше, в п. 2 данного перечня (пп. 4 п. 2 ст. 262 НК РФ).

Обратите внимание! Это ограничение актуально для организаций, выполняющих НИОКР по Перечню, расходы на которые учитываются в целях налогообложения с коэффициентом 1,5. Именно для них законодательно вводится ограничение размера других расходов на НИОКР, учитываемых с коэффициентом 1,5. Размер таких расходов не может превышать 75% суммы расходов на оплату труда, указанных в п. п. 1, 3, 16, 21 ст. 255 НК РФ (см. подробнее на с. 155).

Организации, выполняющие НИОКР, не включенные в Перечень, и учитывающие расходы на НИОКР без коэффициента (т.е. в сумме фактических затрат), имеют право признавать в целях налогообложения всю сумму других расходов на НИОКР без учета ограничения, установленного пп. 4 п. 2 ст. 262 НК РФ.

Эти расходы учитываются в полном объеме независимо от того, какой был получен результат от выполнения НИОКР - положительный или отрицательный. Соответствующие разъяснения приведены в Письме Минфина России от 13.12.2011 N 03-03-06/1/820.

Примечание. Поскольку расходы на НИОКР (включая другие расходы на НИОКР) учитываются в целях налогообложения в особом порядке, установленном ст. 262 НК РФ, важно понимать, какие расходы, понесенные организацией, учитываются по общим правилам, а какие следует квалифицировать как расходы на НИОКР и учитывать по правилам, установленным ст. 262 НК РФ.

Позиция налоговых органов по данному вопросу отражена в Письме ФНС от 31.05.2013 N ЕД-4-3/9941@ (позиция согласована с Минфином - Письмо Минфина России от 16.05.2013 N 03-03-10/17230).

В Письме разъясняется, что в составе других расходов на НИОКР следует учитывать расходы, непосредственно связанные с проведением конкретной НИОКР. При этом непосредственность связи расхода с конкретной НИОКР определяется необходимостью потребления ресурса в целях достижения цели конкретного исследования.

Так, например, расходы на оплату больничных работникам, занятым в выполнении НИОКР, по мнению ФНС, к расходам на НИОКР не относятся. То есть эти расходы учитываются организацией по общим правилам, установленным гл. 25 НК РФ. Нормы ст. 262 НК РФ в отношении таких расходов не применяются.

В отношении расходов в виде амортизационной премии позиция ФНС такова.

Если основное средство приобретено (улучшено) в целях выполнения одной конкретной НИОКР, то сумма амортизационной премии квалифицируется как другие расходы на НИОКР и учитывается в соответствии со ст. 262 НК РФ.

Если основное средство приобретено (улучшено) вне прямой связи с проведением конкретной НИОКР, то основания для признания суммы амортизационной премии в составе других расходов на НИОКР отсутствуют, даже если объект приобретен исключительно для использования в различных научных исследованиях и разработках. В этом случае налогоплательщик вправе учесть суммы указанной премии не в составе расходов на НИОКР, а в общеустановленном порядке единовременно <*>.

--------------------------------

<*> В составе косвенных расходов того отчетного (налогового) периода, на который приходится дата начала амортизации (дата изменения первоначальной стоимости) основных средств, в отношении которых были осуществлены капитальные вложения (п. 3 ст. 272 НК РФ).

К другим расходам на НИОКР могут быть отнесены и расходы на оплату труда, не перечисленные в пп. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ, если они имеют непосредственную связь с выполнением конкретной НИОКР Это могут быть, например, премии за производственные результаты (п. 2 ст. 255 НК РФ) или надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда (п. 11 ст. 255 НК РФ).

При этом расходы на оплату труда, поименованные в п. п. 4 - 10, 12 - 14, 17 - 20 и 22 - 25 ст. 255 НК РФ, по мнению ФНС, под действие ст. 262 НК РФ не подпадают и признаются расходами для целей исчисления налога на прибыль в общеустановленном порядке. Эта позиция обосновывается отсутствием непосредственной связи между перечисленными выплатами в пользу работника и ресурсами, потребляемыми в процессе выполнения конкретной НИОКР.

Суммы начисленных страховых взносов следует, по мнению ФНС, учитывать в том же порядке, что и суммы выплат, на которые они начислены. Если расходы на оплату труда отнесены к расходам на НИОКР, то и начисленные на них страховые взносы следует квалифицировать как расходы на НИОКР и учитывать по правилам, установленным ст. 262 НК РФ;

5) для налогоплательщиков, выступающих в качестве заказчика НИОКР, в расходах признается стоимость работ по договорам на выполнение научно-исследовательских работ, а также договорам на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ (пп. 5 п. 2 ст. 262 НК РФ);

6) отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", в сумме не более 1,5% доходов от реализации, определяемых в соответствии со ст. 249 НК РФ (пп. 6 п. 2 ст. 262 НК РФ).

Расходы, предусмотренные данным подпунктом, признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были произведены (п. 6 ст. 262 НК РФ).

Примечание. Расходы на НИОКР, предусмотренные пп. 1 - 5 п. 2 ст. 262 НК РФ, признаются для целей налогообложения независимо от результата соответствующих НИОКР.

Расходы на НИОКР включаются в состав прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ).

Примечание. Порядок бухгалтерского учета расходов на НИОКР регулируется ПБУ 17/02 "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы".

Если организация при выполнении НИОКР для собственных нужд получила положительный результат, который будет использоваться в производстве либо в управлении, то расходы на НИОКР принимаются к учету на счете 04 "Нематериальные активы". При этом положительные результаты НИОКР в состав нематериальных активов не включаются, а отражаются на счете 04 обособленно, например на отдельном субсчете "Положительные результаты НИОКР" <*>.

--------------------------------

<*> В данном случае речь идет о положительных результатах, на которые у организации нет документов, подтверждающих наличие у нее исключительных прав на эти результаты. При получении таких документов (например, патентов) расходы на НИОКР учитываются в составе нематериальных активов в порядке, предусмотренном ПБУ 14/2007.

В период выполнения НИОКР все фактические расходы, связанные с их выполнением, накапливаются на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". После получения положительного результата накопленные расходы списываются с кредита счета 08 в дебет счета 04.

Расходы на НИОКР, отраженные на счете 04, списываются на счета учета затрат в порядке, определенном ПБУ 17/02.

В приведенной ниже таблице показаны различия правил бухгалтерского и налогового учета расходов на НИОКР, которые привели к положительному результату.


Порядок списания Бухгалтерский учет Налоговый учет
Списание в состав расходов начинается С 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было начато фактическое применение полученных результатов в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации (п. 10 ПБУ 17/02) В момент завершения НИОКР (отдельных этапов НИОКР)
Способы списания Два способа (п. 11 ПБУ 17/02): - линейный; - пропорционально объему продукции -
Срок списания Определяется организацией самостоятельно, но не более 5 лет (п. 11 ПБУ 17/02) Расходы списываются единовременно в полной сумме

Если получен отрицательный результат, то произведенные расходы признаются в бухгалтерском учете единовременно в составе прочих расходов (дебет счета 91).

10.2. Резерв предстоящих расходов на НИОКР

В целях равномерного учета расходов на НИОКР организациям предоставлено право формировать резервы предстоящих расходов на НИОКР.

Таким образом, организация имеет возможность выбирать способ налогового учета расходов на НИОКР из двух возможных:

1) признавать такие расходы в том периоде, в котором завершены работы (отдельные этапы);

2) создавать резервы предстоящих расходов в порядке, предусмотренном ст. 267.2 "Расходы на формирование резервов предстоящих расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки".

Примечание. Решение о создании резервов на НИОКР отражается в учетной политике для целей налогообложения.

Резерв создается под конкретную работу. При выполнении нескольких НИОКР организация может создавать резервы под каждую из них отдельно.

Резерв для реализации каждой утвержденной программы может создаваться на срок, на который запланировано проведение соответствующих научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, но не более двух лет.

Избранный налогоплательщиком срок создания резерва отражается в учетной политике для целей налогообложения.

Размер создаваемого резерва не может превышать планируемые расходы (смету) на реализацию утвержденной организацией программы проведения НИОКР.

Обратите внимание! Для целей определения размера резерва смета на реализацию утвержденной налогоплательщиком программы проведения НИОКР может включать только затраты, признаваемые расходами на НИОКР в соответствии с пп. 1 - 5 п. 2 ст. 262 НК РФ.

Сумма отчислений в резерв включается в состав прочих расходов по состоянию на последнее число отчетного (налогового) периода.

При этом предельный размер отчислений в резервы не может превышать сумму, определяемую по формуле:

N = I x 0,03 - S,

где N - предельный размер отчислений в резервы;

I - доходы от реализации отчетного (налогового) периода, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;

S - расходы налогоплательщика, указанные в пп. 6 п. 2 ст. 262 НК РФ.

Организация, формирующая резерв предстоящих расходов на НИОКР, производит расходы, осуществляемые при реализации программ проведения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, за счет указанного резерва.

Если сумма созданного резерва окажется меньше суммы фактических расходов на проведение НИОКР, разница между указанными суммами учитывается как расходы на НИОКР в соответствии со ст. ст. 262 и 332.1 НК РФ.

Сумма резерва, не полностью использованная налогоплательщиком в течение срока создания резерва, подлежит восстановлению в составе внереализационных доходов отчетного (налогового) периода, в котором были произведены соответствующие отчисления в резерв (т.е. задним числом!) (п. 7 ст. 250 НК РФ).

10.3. Расходы на НИОКР, учитываемые с коэффициентом 1,5

Организация, осуществляющая расходы на НИОКР по Перечню научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, установленному Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988 (далее - НИОКР по Перечню), вправе включать указанные расходы в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.

Примечание. Коэффициент 1,5 применяется не ко всей сумме затрат на НИОКР по Перечню, а только к тем затратам, которые перечислены в пп. 1 - 5 п. 2 ст. 262 НК РФ.

В этой связи обратим внимание на то, что согласно пп. 4 п. 2 ст. 262 НК РФ в состав расходов на НИОКР включаются другие расходы, непосредственно связанные с выполнением НИОКР (назовем их "другие расходы на НИОКР"), в сумме не более 75% суммы расходов на оплату труда, указанных в пп. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ.

Согласно п. 5 ст. 262 НК РФ другие расходы на НИОКР в части, превышающей 75% суммы расходов на оплату труда, указанных в пп. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ, включаются в состав прочих расходов в отчетном (налоговом) периоде, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ).

Таким образом, другие расходы на НИОКР по Перечню в части, превышающей 75% суммы расходов на оплату труда работников, определенных в пп. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ, признаются для целей налогообложения в составе расходов на НИОКР без применения коэффициента 1,5 (см. Письмо Минфина России от 01.04.2013 N 03-03-10/10294, доведено до нижестоящих налоговых органов Письмом ФНС от 29.04.2013 N ЕД-4-3/7892@ и размещено на официальном сайте ФНС).

Еще один важный момент для определения суммы затрат, которые могут быть включены в расходы с коэффициентом 1,5, - в состав расходов на оплату труда, указанных в пп. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ, не включаются суммы начисленных на них страховых взносов во внебюджетные фонды.

Суммы страховых взносов, начисленные как на выплаты работникам, указанные в пп. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ, так и на другие выплаты, имеющие непосредственную связь с конкретной НИОКР, квалифицируются как другие расходы на НИОКР, которые признаются в целях налогообложения с учетом требований пп. 4 п. 2 ст. 262 НК РФ (см. Письмо Минфина России от 12.08.2013 N 03-03-6/1/32512).

Обратите внимание! К расходам на НИОКР по Перечню по конкретным видам работ (договорам) относятся как расходы, признаваемые с коэффициентом 1,5, так и другие расходы (превышающие 75% суммы расходов на оплату труда, указанных в пп. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ), признаваемые в сумме фактических затрат без коэффициента 1,5.

Таким образом, при заполнении декларации по налогу на прибыль в Приложении N 2 к листу 02 по строке 054 следует указывать всю сумму расходов на НИОКР по Перечню, включая сумму других расходов, учитываемых без коэффициента 1,5.

Соответствующие разъяснения приведены в Письме ФНС от 06.05.2013 N ЕД-4-3/8136@.

* * *

В целях создания механизма администрирования налоговыми органами расходов на НИОКР по Перечню, установленному Правительством РФ, учитываемых в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5, предусмотрено, что налогоплательщики, использующие указанный механизм, должны представлять в налоговый орган по месту своего учета Отчет о выполненных НИОКР.

Отчет о выполненных НИОКР (отдельных этапах работ) представляется налогоплательщиком в отношении каждого научного исследования и опытно-конструкторской разработки (отдельного этапа работы) и должен соответствовать общим требованиям, установленным национальным стандартом к структуре оформления научных и технических отчетов.

Указанный Отчет представляется в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором завершены НИОКР (отдельные этапы работ).

Налогоплательщик, отнесенный к категории крупнейших, представляет указанный отчет в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Рекомендации по порядку оформления и представления отчета приведены в Письме ФНС России от 26.03.2013 N ЕД-4-3/5206@ (размещено на официальном сайте ФНС).

В Письме указано, что общие требования к структуре и правилам оформления научных и технических отчетов установлены Межгосударственным стандартом ГОСТ 7.32-2001 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура оформления", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 04.09.2001 N 367ст (см. также Письмо Минфина России от 23.01.2015 N 03-03-06/1/1788).

Согласно ГОСТ 7.32-2001 Отчет о НИР - это научно-технический документ, который содержит систематизированные данные о научно-исследовательской работе, описывает состояние научно-технической проблемы, процесс и (или) результаты научного исследования. Отчет о НИР должен быть выполнен любым печатным способом с использованием пишущей машинки или компьютера и принтера.

В силу норм п. 3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Электронная форма Отчета о НИР предполагает его сканирование и создание электронной копии в формате tiff или pdf.

Для представления в налоговые органы в электронной форме в формате tiff или pdf сканированного образа Отчета о НИР необходимо воспользоваться документооборотом по осуществлению письменных обращений абонентов (Приложение 5 к Приказу ФНС России от 09.11.2010 N ММВ-7-6/535@ "Об утверждении Унифицированного формата транспортного контейнера при информационном взаимодействии с приемными комплексами налоговых органов по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной цифровой подписи").

Налоговая служба рекомендует налогоплательщикам представлять Отчет о НИР после получения от налогового органа Квитанции о приеме налоговой декларации по налогу на прибыль. При этом в тексте обращения налогоплательщику необходимо указать информацию, которая позволит соотнести декларацию по налогу на прибыль и Отчет о НИР, а именно:

- имя файла переданной налоговой декларации по налогу на прибыль;

- налоговый (отчетный) период представленной налоговой декларации по налогу на прибыль.

Обратим также внимание на Письмо Минфина России от 05.03.2012 N 03-03-06/1/119. В нем разъясняется, что часть структурных элементов Отчета являются обязательными (титульный лист, список исполнителей, реферат, введение, основная часть, заключение), остальные структурные элементы включают в отчет по усмотрению исполнителя НИР. Из НК РФ не следует необходимость соблюдения требований к содержанию структурных элементов отчета и правилам его оформления.

Учитывая изложенное, отсутствие на титульном листе представленного в налоговый орган Отчета о НИР номера государственной регистрации работы, которая содержит информацию с ограниченным доступом, не препятствует использованию налогоплательщиком права на учет расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.

Поскольку проверка соответствия выполненных НИОКР Перечню, установленному Правительством РФ, требует специальных познаний в области науки и техники, налоговым органом может быть назначена экспертиза представленного налогоплательщиком отчета в порядке, предусмотренном ст. 95 НК РФ. С целью обеспечения возможности проведения указанной экспертизы в рамках камеральной налоговой проверки соответствующее изменение внесено в п. 3 ст. 95 НК РФ.

Законодательно определено, что указанная экспертиза может быть произведена государственными академиями наук, федеральными и национальными исследовательскими университетами, государственными научными центрами, национальными исследовательскими центрами или федеральными центрами науки и высоких технологий <*>.

Наши рекомендации