Взаимосвязь разделов и статей баланса

Заключение счетов — это определение конечных остатков (сальдо). Конечный остаток переносят в учетные регистры следующего года в качестве начального.

Сальдо по счету 50 «Касса» выводят на 31 декабря после сверки остатка денежных средств с актом инвентаризации. Затем после проверки выписок банка и при их тождестве с данными учета выводят остатки по счетам 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Перевода в пути»,

«Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»,

«Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Проверив авансовые отчёты, относящиеся к декабрю, и получив подтверждение от подотчетных лиц

задолженности, выводят остаток по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Далее тщательно проверяют расчеты, платежные ведомости, лицевые счета, ведомости распределения заработной платы с начислениями, проверяют правильность начисления премий, предусмотренных системой оплаты труда, и различных доплат, включаемых в совокупный доход. Определяют депонентскую задолженность, списывают суммы с истекшими сроками исковой давности и выводят остаток по счетам 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и 76/4 «Расчеты по депонированным суммам».

Используя данные расчетно-платежных ведомостей, по которым исчислена сумма предстоящей оплаты за отпускное время работникам организации в новом отчетном году, составляют список инвентаризации резервов (если создается) на оплату отпусков на начало января.

При наличии подтверждения о выверке взаимных расчетов выводят остаток по счетам 60 «Расчет с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Далее проверяют правильность начисления по счетам, суммы за услуги, электроэнергию и другие платежи.

Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т.е. за вычетом-регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

В графе «На начало отчетного периода» показываются данные на начало года (вступительный баланс), которые должны соответствовать данным графы «На конец отчетного периода» предыдущего года (заключительный баланс) с учетом произведенной на начало отчетного года реорганизации, а также изменений в оценке показателей бухгалтерской отчетности, связанных с применением Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2001.

В графе «На конец отчетного периода» показываются данные о стоимости активов, капитала, о резервах и обязательствах на конец отчетного периода (месяц, квартал, год).

Бухгалтерский баланс формируется на основании оборотно-сальдового баланса.

Для обобщения всех бухгалтерских записей на синтетических и аналитических счетах и проведения акты-сверки применяют оборотные ведомости, которые представляют собой свод оборотов и остатков по счетам и называется оборотно-сальдовые балансы. Их характеризует наличие трех пар равных итогов:

· сальдо по дебету и кредиту равны;

· обороты по дебету и кредиту равны;

· сальдо на конец месяца по дебету и кредиту равны. Оборотная ведомость по синтетическим счетам.

· может иметь шахматную форму Главной книги или книги «Журнал-Главная» в зависимости от принятой формы бухгалтерского учета.

Итоговые данные по аналитическим счетам, обобщенные в аналитических оборотных ведомостях.

Формы первичной учетной документации по инвентаризации и указания по их применению и заполнению утверждены постановлениями Госкомстата РФ № 88 от 18августа 1998 г. и № 26 от 27.03.2000 г. В случае если в отраслевых документах соответствующих министерств и ведомств отсутствуют формы первичной учетной документации для определенного типа или варианта инвентаризации, такие формы должны быть утверждены в виде приложений к учетной политике организации. На каждый инвентаризируемый объект составляются отдельные инвентаризационные описи, которые подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

Инвентаризационные описи (акты) составляются, как правило, в двух экземплярах, а при смене материально ответственных лиц — в трех экземплярах. При выявлении расхождений между данными учета ценностей и данными инвентаризации составляются отдельные сличительные ведомости. Приказы руководителя организации о проведении инвентаризации, а также результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризации регистрируются в особых журналах. Данные результатов всех инвентаризаций, произведенных в течение одного года, обобщаются в сводной ведомости учета результатов инвентаризаций.

Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

Повеем недостаткам или излишкам, потерям, связанным с пропуском сроков исковой задолженности, инвентаризационная комиссия должна получать письменные объяснения соответствующих работников. На основании предоставленных объяснений и материалов инвентаризационная комиссия устанавливает характер выявленных недостач, потерь и порчи товар но-материальных ценностей, а также их излишков и в соответствии с этим определяет порядок отражения разницы между данными инвентаризации и бухгалтерского учета.

Такой принцип учета, например, затрат на производство превращает учетные регистры в аналитические таблицы, которые могут использоваться в оперативном управлении.

В начале каждого нового года в результате анализа организации бухгалтерского учета в предыдущем году и инструктивных указаний вносятся изменения или вводятся дополнительные регистры для накапливания показателей счетных форм. Таким образом, подчинение аналитического учета целям отчетности обеспечивает своевременное и более качественное составление форм периодической и годовой отчетности.

После разработки плана работ по составлению годового отчета, обсуждения его в бухгалтерии с участием экономистов и других специалистов издают приказ, где объявляют сроки начала отдельных работ по годовому отчету, указывают исполнителей отдельных видов работ.

Чтобы быть уверенным в правильности показателей годовой бухгалтерской отчетности на предприятии, необходимо еще раз проверить записи бухгалтерского учета и убедиться в том, что:

· на счетах бухгалтерского учета предприятия отражены все хозяйственные операции отчетного года;

· записи в бухгалтерском учете произведены на основании соответствующих первичных документов;

· отражение хозяйственных операций не противоречит соответствующим положениям действующих нормативных актов.

В частности, используемые бухгалтером проводки должны соответствовать требованиям Инструкции по применению Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

После отражения результатов инвентаризации и уточнений в учетных записях за год подсчитывают итоги в учетных регистрах за декабрь. При этом итоги взаимопоследовательно сверяют. После подсчета итогов и взаимной сверки в соответствующих регистрах приступают к заключению балансовых счетов в определенной последовательности.

Заключение счетов — это определение конечных остатков (сальдо). Конечный остаток переносят в учетные регистры следующего года в качестве начального.

Сальдо на начало месяца, обороты за месяц, сальдо на конец месяца, сверяют с аналогичными показателями соответствующего синтетического счета.

Бухгалтерский учет на предприятии может быть организован по одной из двух форм — мемориально-ордерной или журнально-ордерной. Основой мемориально-ордерной формы являются мемориальные ордера, назначение которых — оформить бухгалтерские записи по корреспондирующим счетам (составить проводки).

Проводки ежемесячно регистрируют в таком регистре синтетического учета, как Журнал-Главная, он представляет собой оборотно-сальдовый баланс.

Порядок и организация учета по журнально-ордерной форме включает журнал-ордер, вспомогательные ведомости и Главную книгу.

Вне зависимости от выбранной формы учета наличие трех равных итогов оборотно-сальдового баланса является обязательным, т.к. вытекает из применяемого в бухгалтерском учете принципа двойной записи, сущность которого состоит в том, что каждая хозяйственная операция отражается в одинаковой сумме по дебету и кредиту разных счетов.

Несоблюдение равенств свидетельствует о наличии ошибки в проводках или суммах на счетах.

Взаимосвязь разделов актива и пассива баланса вытекает из принципа составления, т.к. актив должен быть равен сумме капитала и обязательств, это означает, что все имущество предприятия должно иметь источники формирования, а, следовательно, разница между активом и пассивом баланса недопустима.

Взаимосвязь балансовых статей прослеживается на примере четырех типов изменений в балансе:

· изменение в составе активов (перечисление денег с расчетного счета за покупку товаров);

· изменение в составе пассивов (формирование резервного фонда за счет нераспределенной прибыли);

· увеличение актива и пассива (покупка основных средств за счет кредита);

· уменьшение активов и пассивов (погашение кредита банка с расчетного счета).

· выводят остаток по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

После проверки аналитических данных выводятся остатки по счетам 79 «Внутрихозяйственные расчеты», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Остатки по счетам 66, 67 подтверждаются наличием договоров займа и др.

После уточнения учетных записей заключаютсчет02 «Амортизация основных средств». Со счета 97 «Расходы будущих периодов» списывают долю затрат, относящуюся к производству отчетного года, на основании специального расчета и справки бухгалтерии.

Далее оборот за декабрь из журналов-ордеров записывают в Главную книгу и при условии дебетового и кредитового оборотов за месяц выводят остатки по каждому счету.

После выполнения работы по заключению счетов производят расчеты и составляют проводки по закрытию собирательно-распределительных, калькуляционных, финансово-результативных счетов, обычно в такой последовательности:

· исчисляют себестоимость вспомогательных производств и закрывают счет 23 «Вспомогательные производства»;

· составляют расчет и списывают расчет и часть расходов будущих периодов на издержки текущего года;

· закрывают счета 25, 26 «Общепроизводственные и общехозяйственные расходы»;

· списывают затраты на выпуск продукции и исчисляют себестоимость незавершенного производства;

· осуществляют списание затрат со счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;

· производят записи на счетах по учету капитальных вложений;

· определяют финансовый результат от основной деятельности предприятия и закрывают счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы»;

· распределяют прибыль и закрывают счет 99 «Прибыли и убытки».

Все операции по закрытию счетов находят отражение в Главной книге.

Наши рекомендации