Не передаст эти улучшения арендодателю 10 страница

--------------------------------

<*> Законом N 132-ФЗ не установлено, на каких условиях и из каких источников налоговый орган будет заказывать научным организациям и университетам проведение и финансирование экспертизы отчетов о выполненных НИОКР.

Примечание. В случае непредставления Отчета о выполненных НИОКР (отдельных этапах работ) суммы расходов на выполнение данных исследований и (или) разработок (отдельных этапов работ) учитываются в составе прочих расходов в размере фактических затрат (т.е. без применения коэффициента 1,5).

Обратите внимание! Если выполнение НИОКР по Перечню осуществляется по этапам в разных налоговых периодах, то понесенные расходы включаются в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены отдельные этапы НИОКР.

При этом для применения к фактически осуществленным расходам коэффициента 1,5 необходимо по итогам налогового периода, в котором завершены отдельные этапы НИОКР, представить одновременно с декларацией по налогу на прибыль Отчет о выполненных этапах НИОКР. В противном случае суммы расходов на выполнение данных этапов НИОКР учитываются в составе прочих расходов в размере фактических затрат без применения коэффициента 1,5.

Таким образом, если организация является заказчиком НИОКР по длительному договору, выполняемому в несколько этапов, закрывающихся в разных налоговых периодах, то ей необходимо по завершении каждого отдельного этапа готовить отдельный Отчет о выполненном этапе НИОКР и представлять его в налоговую инспекцию вместе с декларацией за тот период, в котором этап был завершен. При непредставлении отчета по конкретному этапу расходы по нему будут признаны без коэффициента 1,5.

В Письмах Минфина России от 17.04.2013 N 03-03-06/1/12967 и от 07.08.2013 N 03-03-10/31889 <*> специально подчеркивается, что Налоговый кодекс не предусматривает возможности признания расходов по НИОКР в целом по окончании всех этапов работ в случае, если выполнение этапов НИОКР приходится на разные налоговые периоды (см. также Письмо ФНС от 12.07.2013 N ЕД-4-3/12539@).

--------------------------------

<*> Указанное Письмо направлено налоговым органам Письмом ФНС от 09.09.2013 N ЕД-4-3/16239@ и размещено на официальном сайте ФНС.

Отдельно остановимся на порядке учета расходов на НИОКР по Перечню, начатых до 1 января 2012 г., а законченных уже после этой даты.

Пунктом 11 ст. 262 НК РФ установлено специальное правило, которое звучит так:

суммы расходов на НИОКР, в том числе не давшие положительного результата, включенные в Перечень и начатые до 1 января 2012 г., учитываются в составе прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5 в порядке, действовавшем в 2011 г. При этом Отчет о выполненных НИОКР в отношении таких научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок (отдельных этапов работ) налогоплательщиком не представляется.

Основные различия между правилами учета расходов на НИОКР по Перечню, действовавшими в 2011 г. и действующими сейчас, таковы:

1) в 2011 г. перечень расходов на НИОКР, которые могут быть учтены с коэффициентом 1,5%, не был ограничен. С 2012 г. коэффициент применяется только к тем расходам, которые перечислены в пп. 1 - 5 п. 2 ст. 262 НК РФ;

2) в 2011 г. расходы на НИОКР включались в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором они были осуществлены, а с 2012 г. они включаются в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены работы (отдельные этапы работ);

3) в 2011 г. не было требования о представлении Отчета о выполненных НИОКР.

Соответственно, если работы были начаты до 1 января 2011 г., а закончены уже после этой даты (в 2012 или 2013 г.), то расходы учитываются следующим образом:

1) все расходы на НИОКР признаются с коэффициентом 1,5 (без ограничения в части других расходов, установленного пп. 4 п. 2 ст. 262 НК РФ);

2) расходы признаются в том периоде, когда они были осуществлены;

3) Отчет о выполненной НИОКР (отдельных этапах НИОКР) представлять в налоговую инспекцию не нужно.

Изложенный порядок применяется ко всем НИОКР по Перечню, начатым до 1 января 2012 г., независимо от их длительности и количества этапов. Даже если отдельные этапы начаты уже после 1 января 2012 г., налогоплательщик имеет полное право учитывать расходы на НИОКР по старым правилам, действовавшим в 2011 г.

Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина России от 08.02.2013 N 03-03-06/1/3098.

Проблемы с применением "переходного" правила, установленного п. 11 ст. 262 НК РФ, возникли в связи с тем, что в 2012 г. были внесены изменения в Перечень НИОКР, расходы на которые могут быть учтены с коэффициентом 1,5.

Постановление Правительства РФ от 06.02.2012 N 96 "О внесении Изменений в Перечень научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5" расширило соответствующий Перечень НИОКР. При этом внесенные изменения распространены на отношения, возникшие с 1 января 2012 г.

В итоге по переходящим с 2011 на 2012 г. НИОКР возможны две ситуации.

Ситуация 1: тематика НИОКР (этапа НИОКР) на момент начала работ (этапа) соответствовала Перечню, установленному Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988 (в редакции, действовавшей до 1 января 2012 г.).

В этой ситуации суммы расходов по указанным НИОКР включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5 (т.е. в этой ситуации в полной мере применяется п. 11 ст. 262 НК РФ).

Ситуация 2: тематика НИОКР (этапа НИОКР) на момент начала работ (этапа) не соответствовала Перечню, установленному Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988. Однако после 1 января 2012 г. (после расширения Перечня) к моменту завершения работ (этапа работ) их тематика уже соответствовала Перечню.

В этой ситуации положения п. 11 ст. 262 НК РФ для указанных НИОКР не применяются.

По мнению Минфина России, в отношении этой работы (этапа) должен в полной мере применяться порядок, действующий с 2012 г. То есть расходы по указанной НИОКР (этапу НИОКР), предусмотренные пп. 1 - 5 п. 2 ст. 262 НК РФ, включаются в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершена НИОКР (данный этап НИОКР), в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5 (плюс действует ограничение по сумме других расходов, которые могут быть учтены с коэффициентом 1,5).

Соответствующие разъяснения приведены в Письме Минфина от 06.08.2013 N 03-03-10/31524 (доведено до налоговых органов Письмом ФНС от 23.08.2013 N АС-4-3/15243, которое размещено на официальном сайте ФНС).

10.4. Исключительные права на результаты

интеллектуальной деятельности

Если в результате произведенных расходов на НИОКР налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в п. 3 ст. 257 НК РФ, данные права признаются нематериальными активами, которые подлежат амортизации в порядке, установленном гл. 25 НК РФ, либо по выбору налогоплательщика указанные расходы учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет.

Примечание. Избранный налогоплательщиком порядок учета указанных расходов отражается в учетной политике для целей налогообложения.

В Письме Минфина России от 01.04.2013 N 03-03-10/10294 (доведено до нижестоящих налоговых органов Письмом ФНС от 29.04.2013 N ЕД-4-3/7892@ и размещено на официальном сайте ФНС) разъясняется, что в соответствии с п. 1 ст. 1232 ГК РФ в случаях, предусмотренных ГК РФ, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признается при условии государственной регистрации такого результата или такого средства.

Поэтому признание нематериального актива в налоговом учете или начало включения суммы расходов на НИОКР в состав прочих расходов в течение установленного срока осуществляется на дату государственной регистрации такого результата интеллектуальной деятельности.

Очевидно, что к этому моменту часть расходов на НИОКР может быть уже учтена в составе прочих расходов в порядке, предусмотренном ст. 262 НК РФ.

На этот случай ст. 262 НК РФ специально установлено, что суммы расходов на НИОКР, ранее включенные в состав прочих расходов в соответствии с гл. 25 НК РФ, восстановлению и включению в первоначальную стоимость нематериального актива не подлежат (см. также Письмо Минфина России от 02.02.2015 N 03-03-06/1/3933).

Если исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности получены в результате выполнения НИОКР по Перечню (см. выше, с. 155), первоначальная стоимость такого нематериального актива формируется с коэффициентом 1,5 (Письма Минфина России от 02.02.2015 N 03-03-06/1/3933, от 17.10.2012 N 03-03-06/1/557).

Если впоследствии налогоплательщик реализует такой нематериальный актив с убытком, полученный убыток для целей налогообложения не учитывается (п. 9 ст. 262 НК РФ).

Заметим, что учет затрат на НИОКР с коэффициентом 1,5 обязывает налогоплательщика представлять в налоговый орган Отчет о выполненных НИОКР. Этот Отчет должен представляться одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором завершены НИОКР (отдельные этапы работ) (см. с. 156).

Однако налоговый период, в котором завершены НИОКР (отдельные этапы работ), может не совпадать с налоговым периодом, в котором налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и принимает решение о выборе порядка учета понесенных расходов.

В этом случае, по мнению Минфина России (Письмо от 23.03.2015 N 03-03-10/15777), Отчет о выполненных НИОКР следует представить в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором в налоговом учете формируется первоначальная стоимость соответствующего нематериального актива, либо расходы начинают учитываться в составе прочих расходов в течение установленного срока (двух лет).

10.5. Ведение налогового учета расходов на НИОКР

Особенности ведения налогового учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки определены в ст. 332.1 НК РФ <*>.

--------------------------------

<*> Обращаем внимание на то, что Налоговым кодексом установлена ответственность за отсутствие регистров налогового учета, а также за несвоевременное или неправильное отражение хозяйственных операций в регистрах налогового учета. Эти деяния подпадают под понятие "грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения". Штрафы за такие нарушения предусмотрены ст. 120 НК РФ и различаются в зависимости от того, привели эти нарушения к занижению налоговой базы или нет.

В аналитическом учете налогоплательщик формирует сумму расходов на НИОКР с учетом группировки по видам работ (договорам) всех осуществленных расходов, включая:

- стоимость расходных материалов и энергии;

- амортизацию объектов основных средств и нематериальных активов, используемых при выполнении НИОКР;

- расходы на оплату труда работников, выполняющих НИОКР;

- другие расходы, непосредственно связанные с выполнением НИОКР собственными силами, а также с учетом затрат на оплату работ по договорам на выполнение научно-исследовательских работ, договорам на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ.

Данные регистров налогового учета должны содержать информацию о суммах расходов на НИОКР:

1) с учетом группировки по видам работ (договорам);

2) по статьям расходов (амортизация объектов основных средств, амортизация объектов нематериальных активов, оплата труда работников, материальные расходы, прочие расходы, непосредственно связанные с выполнением НИОКР) по каждому виду НИОКР, выполняемых собственными силами;

3) осуществленных в отчетном (налоговом) периоде в форме отчислений на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике";

4) осуществленных в отчетном (налоговом) периоде за счет резерва предстоящих расходов на НИОКР, - для налогоплательщика, формирующего указанный резерв;

5) давших положительный результат и не давших положительного результата, включенных в состав прочих расходов отчетного (налогового) периода;

6) давших положительный результат и не давших положительного результата, включенных в состав прочих расходов отчетного (налогового) периода с применением коэффициента 1,5.

Если налогоплательщик создал резерв предстоящих расходов на НИОКР в соответствии со ст. 267.2 НК РФ, то расходы, осуществляемые при реализации программ проведения НИОКР, уменьшающие сумму указанного резерва, отражаются в регистрах налогового учета в порядке, установленном ст. 332.1 НК РФ.

10.6. Применение льгот по НДС

Согласно пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ от НДС освобождаются:

1) выполнение НИОКР за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, РФТР и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством РФ внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций;

2) выполнение НИОКР учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.

Примечание. По первому основанию освобождаются все исполнители НИОКР, включая соисполнителей (в т.ч. иностранные организации). При этом необходимо подтвердить источник финансирования НИОКР.

Основной исполнитель обычно предоставляет в качестве подтверждения договор на выполнение работ с указанием источника финансирования. Для соисполнителей необходимо наличие других подтверждающих документов (например, письменного уведомления заказчика в адрес исполнителей и соисполнителей о выделенных ему бюджетных средствах для оплаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) (Письма Минфина России от 26.11.2013 N 03-07-07/51147, УФНС России по г. Москве от 21.11.2008 N 19-11/108743).

Если средства для оплаты работ выделены из регионального или местного бюджета, основанием для применения льготы является справка финансового органа об открытии финансирования этих работ за счет соответствующего бюджета (Письмо УФНС России по г. Москве от 16.02.2009 N 16-15/013746).

Обратите внимание! В Письме ФНС от 05.12.2014 N ГД-4-3/25163@ указано, что для проверки правомерности применения освобождения от НДС помимо документов, подтверждающих финансирование выполняемых работ за счет средств федерального бюджета, необходимо наличие подтверждения того, что выполняемые работы относятся к научно-исследовательским либо опытно-конструкторским работам.

Таким документом может быть государственный контракт на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, но только в том случае, если в нем указан источник финансирования - федеральный бюджет, соответствующий код бюджетной классификации, свидетельствующий о получении из бюджета средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, и приведены сведения об организациях-соисполнителях, которыми будут выполняться работы, являющиеся научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими.

При отсутствии вышеуказанных сведений в контракте, заключенном заказчиком с исполнителем, либо при отсутствии у соисполнителя копии указанного контракта для подтверждения правомерности применения освобождения может быть представлено уведомление (справка) заказчика, которому выделены средства из федерального бюджета, в котором содержится подтверждение выполнения соисполнителем научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ и их финансирования из бюджета.

Примечание. По второму основанию от НДС освобождаются любые НИОКР независимо от источника финансирования. Но льготой могут пользоваться только учреждения образования и науки.

Освобождение от налогообложения предоставляется не только головным организациям, осуществляющим научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, но и соисполнителям. При этом соисполнители также должны относиться к учреждениям науки или образования.

Учреждением науки является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющее в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующее в соответствии с учредительными документами научной организации (ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике").

По мнению налогового ведомства (см. Письмо ФНС России от 15.03.2006 N ММ-6-03/274@), научными организациями (учреждениями науки) считаются организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации.

Основным видом деятельности для коммерческой организации является вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), а для некоммерческой организации - вид деятельности, в котором по итогам предыдущего года средняя численность работников имеет наибольший удельный вес в общей численности организации (п. 9 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713).

Основной вид деятельности ежегодно подтверждается в Порядке, установленном Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55. При этом в соответствии с п. 3 Порядка для подтверждения основного вида деятельности необходимо ежегодно в срок до 15 апреля представлять в соответствующий исполнительный орган Фонда социального страхования РФ заявление о подтверждении основного вида деятельности и справку-подтверждение основного вида деятельности.

Понятия "учреждение образования" в действующем в настоящее время Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" нет.

В этом Законе используется понятие "образовательная организация".

Образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (ст. 2 Закона "Об образовании в Российской Федерации").

Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.

Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации (ст. ст. 22 и 23 Закона "Об образовании в Российской Федерации").

* * *

В гл. 21 НК РФ есть еще одна льгота для НИОКР, предусмотренная пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Эта льгота предусматривает освобождение от НДС операций по выполнению НИОКР, если в состав этих работ включаются следующие виды деятельности:

- разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;

- разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);

- создание опытных, то есть не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации.

Рассматриваемой льготой могут пользоваться все организации (не только научные или образовательные). Главное, чтобы выполняемые ими НИОКР соответствовали требованиям, указанным в пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ.

* * *

Основные споры относительно применения льгот по НДС на практике связаны с тем, что в законодательстве нет четких критериев отнесения тех или иных работ к научно-исследовательским и (или) опытно-конструкторским.

Суды при рассмотрении подобных споров, как правило, руководствуются нормами ГК РФ и Закона "О науке и государственной научно-технической политике".

К научно-исследовательским работам отнесены обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а к опытно-конструкторским - разработка образца нового изделия (ст. 769 ГК РФ).

Под научными исследованиями и разработками понимается творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе с целью увеличения суммы научных знаний, в том числе о человеке, природе и обществе, а также поиск новых областей применения этих знаний.

Критерием, позволяющим отличить научные исследования и разработки от сопутствующих им видов деятельности, является наличие в исследованиях и разработках значительного элемента новизны.

Так, например, ФАС Восточно-Сибирского округа указал, что если выполненные работы не содержат установленных законом признаков прикладных научных исследований, а именно отсутствует внедрение новых, полученных самостоятельно учреждением в результате его научной деятельности знаний в достижение практических целей и решение конкретных задач, поставленных перед ним заказчиками по договорам, применение льготы по НДС следует признать неправомерным (Постановление от 19.05.2009 N А10-3022/08-Ф02-2085/09).

Аналогичное решение принял и ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 19.05.2010 N А05-11681/2009. Суд установил, что использование организацией информации, в том числе технических стандартов, ГОСТов, СанПиН, СНиП, а также проведение в ходе работ исследований (анализа) соответствующих объектов не означают, что такие анализ или методы испытаний являются новыми и применены в проведенных работах впервые либо разработаны самостоятельно в рамках выполненных работ. Установив все фактические обстоятельства дела, судьи пришли к выводу о том, что проведенные налогоплательщиком исследования направлены на отработку известных условий и методик проведения анализов, на осуществление различных измерений, испытаний, сравнение фактических показателей с нормативными показателями, а не на исследования, направленные на применение каких-либо новых знаний для достижения конкретных задач, в результате которых внедряются новые, самостоятельно полученные знания. На этом основании суд признал, что налогоплательщик не имел права применять льготу, предусмотренную пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Глава 11. ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ

11.1. Обучение штатных сотрудников

Многие организации готовы тратить средства на профессиональную подготовку и переподготовку своих работников. Такие расходы можно учесть в целях налогообложения прибыли на основании пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Порядок признания расходов на обучение определен в п. 3 ст. 264 НК РФ.

Не признаются расходами на подготовку и переподготовку кадров расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения, с содержанием образовательных учреждений, а также с выполнением для них бесплатных работ или оказанием им бесплатных услуг. Такие расходы для целей налогообложения не принимаются.

Затраты на обучение штатных работников (т.е. лиц, с которыми у организации заключены трудовые договоры <*>) учитываются в составе прочих расходов при выполнении следующих условий, закрепленных в п. 3 ст. 264 НК РФ:

1) обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональная подготовка и переподготовка работников осуществляются на основании договора с российскими образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус;

2) обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку проходят работники, с которыми заключены трудовые договоры.

--------------------------------

<*> Организация может учесть в расходах затраты на обучение любых своих работников, в том числе совместителей (Письмо Минфина России от 11.11.2013 N 03-04-06/48063).

Итак, работники могут проходить обучение в любом российском образовательном учреждении, имеющем лицензию.

Если у образовательной организации отсутствует соответствующая лицензия, расходы на обучение учесть нельзя (Письмо Минфина России от 12.03.2008 N 03-11-05/58).

Нельзя учесть расходы и в том случае, когда обучение проводится на основании договора, заключенного с индивидуальным предпринимателем (Письмо Минфина России от 27.03.2006 N 03-03-05/4).

Обратите внимание! До 1 января 2009 г. в п. 3 ст. 264 НК РФ присутствовала норма, запрещающая учитывать расходы, связанные с оплатой обучения в высших и средних специальных учебных заведениях работников при получении ими высшего или среднего специального образования. С 2009 г. эта норма из п. 3 ст. 264 НК РФ исключена. Поэтому после 1 января 2009 г. организация имеет право учесть в расходах оплату обучения и тех сотрудников, которые обучаются в высших или средних специальных учебных заведениях с целью получения высшего или среднего специального образования. При этом неважно, какое по счету образование получает сотрудник (первое, второе или десятое).

При оплате обучения работников всегда нужно помнить о том, что все расходы, признаваемые в целях налогообложения прибыли, должны быть экономически обоснованными, т.е. связанными с деятельностью организации, направленной на получение дохода (ст. 252 НК РФ).

Потому расходы на обучение работников могут быть учтены в целях налогообложения только в том случае, если это обучение осуществляется в интересах организации. Соответственно, в организации должны быть документы, свидетельствующие о том, что именно организация заинтересована в том, чтобы работник получил соответствующие знания (прошел соответствующее обучение). Такими документами могут быть приказы, распоряжения, протоколы и т.п.

Например, в Письме УФНС России по г. Москве от 19.08.2008 N 21-11/077579@ даны следующие разъяснения относительно возможности учета в целях налогообложения прибыли расходов организации, связанных с обучением сотрудников иностранному языку:

"...если коллективным договором (соглашением, трудовым договором) предусмотрено обучение сотрудников организации иностранному языку в рамках программы подготовки (переподготовки) и это обучение способствует повышению квалификации и более эффективному использованию подготавливаемых (переподготавливаемых) специалистов для работы в данной организации, то расходы, связанные с обучением, учитываются в целях налогообложения прибыли.

В случае если знания и опыт работы, полученные сотрудником в связи с повышением квалификации, не применяются в рамках деятельности организации, направленной на получение доходов, то расходы на повышение квалификации сотрудника (в том числе обучение иностранным языкам) организация не вправе учитывать для целей налогообложения прибыли".

Кроме того, ст. 252 НК РФ требует, чтобы все расходы, признаваемые в целях налогообложения прибыли, были документально подтверждены.

В Письме Минфина России от 21.04.2010 N 03-03-06/2/77 указано, что документальным подтверждением расходов на обучение могут служить:

- договор с образовательным учреждением <*>,

- приказ руководителя о направлении сотрудника на обучение,

- учебная программа образовательного учреждения с указанием количества часов посещений,

- сертификат или иной документ, подтверждающий, что сотрудники прошли обучение,

- акт об оказании услуг.

--------------------------------

<*> Заметим, что ст. 264 НК РФ не содержит положений, указывающих на то, что для признания затрат в составе расходов договор на обучение должен быть заключен с образовательной организацией непосредственно организацией-работодателем. Если договор с образовательной организацией заключен на имя работника, то это не мешает организации уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на суммы, выплаченные работнику в возмещение понесенных им расходов по оплате обучения (Письмо Минфина России от 17.02.2012 N 03-03-06/1/90).

Наши рекомендации