Безналичные формы расчетов
В зависимости от характера расчетных операций, от способа организации расчетов, от финансовых отношений между предприятиями применяют различные формы, которые оговариваются в договоре.
В соответствии с «Положением о безналичных расчетах в РФ» различают:
- расчеты платежными поручениями
- расчеты платежными требованиями
- расчеты по инкассо (на основании платежных требований)
- расчеты по аккредитивам
- расчеты чеками
Все безналичные расчеты производится на основании расчетных документов, которые представляют оформленное в письменном виде распоряжение предприятия (владельца счета) на перечисление средств. На первом экз. проставляются подписи и печать.
Безналичные расчеты производятся при соблюдении условий:
- банк хранит денежные средства на счетах, зачисляет поступающие суммы, выполняет распоряжения предприятия об их перечислении и выдаче со счета;
- средства со счетов списываются по распоряжению владельцев;
- все платежи осуществляются в очередности определенной п. 2 ст. 855 ГК РФ:
1. оплата по исполнительным документам
2. выплата выходных пособий и оплата труда по трудовому договору, контракту, авторскому договору
3. оплата труда работников предприятия и отчисления в фонды социального страхования и обеспечения
4. платежи в бюджет и внебюджетные фонды
5. списание по исполнительным документам, предусматривающим другие денежные требования
6. списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности
Платежное поручение (ПП) – распоряжение плательщика банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя, открытый в этом или другом банке. Платежными поручениями производятся перечисления средств:
- за поставленные товары (работы, услуги)
- в бюджет и внебюджетные фонды
- в целях возврата кредитов, депозитов и процентов по ним
- в других целях согласно законодательству или договору
- для предварительной оплаты товаров (работ, услуг)
ПП принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете. При недостатке или отсутствии средств, ПП помещается в картотеку. Оплата ПП производится по мере поступления средств в порядке очередности, установленной законодательством.
ПП действительно в течение 10 дней со дня выписки. Оно заполняется под копирку в 3 – 5 экземплярах в зависимости от того, в каком банке находится счет.
Платежное требование (ПТ) – расчетный документ, содержащий требование кредитора по основному договору к плательщику об уплате определенной суммы через банк. Платежное требование применяется при расчетах за товары (работы, услуги), и иных случаях предусмотренных договором.
Расчеты ПТ могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта.
Без акцепта осуществляются расчеты:
- установленные законодательством
- предусмотренные сторонами в договоре
В ПТ указываются:
- условия оплаты
- срок акцепта
- дата отсылки (вручения) плательщику документов
- наименование товара, номер и дата договора, номер документа, подтверждающего поставку товара, дата поставки товара, способ поставки товара.
ПТ оформляется в 3 –5 экземплярах и направляется плательщику вместе с отгрузочными документами. Плательщик, получив ПТ оформляет данный документ подписями и печатью и сдает в банк для оплаты. Срок предоставления акцептованного ПТ определяется договором сторон.
В ПТ, оплачиваемом с акцептом должно быть указано «с акцептом». Срок акцепта должен быть не менее 5 рабочих дней. Последний экземпляр ПТ используется для извещения плательщика о поступлении ПТ. При полном отказе от акцепта ПТ возвращается кредитору вместе со вторым экз. заявления об отказе от акцепта. 1 экземпляр заявления остается в банке плательщика, 3-й возвращается плательщику в качестве расписки в получении заявления об отказе от акцепта.
Расчеты по инкассо – банковская операция, посредством которой банк по поручению и за счет клиента осуществляет платежи. Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика с акцептом или без акцепта, и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика.
ПТ и инкассовые поручения предъявляются получателем средств к счету плательщика. Данные документы предъявляются в банк вместе с реестром переданных на инкассо расчетных документов, составленном в 2-х экз. Первый экз. остается в банке, второй – возвращается получателю средств в качестве подтверждения приема документов на инкассо.
Расчеты по аккредитивам – условное денежное обязательство, принимаемое банком по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива.
Виды аккредитивов:
- покрытые (депонированные) – аккредитив, при котором плательщик депонирует средства для расчетов с поставщиками. По заявлению покупателя банк часть средств с его расчетного счета перечисляет в банк поставщика на аккредитив
- непокрытые (гарантированные) – аккредитив, по которому поставщику гарантирует платеж банк покупателя. Условием непокрытого аккредитива яв. наличие корреспондентских отношений между банками поставщика и покупателя
- отзывные – аккредитив, который может быть изменен или аннулирован банком покупателя по поручению покупателя без согласования с поставщиком
- безотзывной – аккредитив, который не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.
Аккредитив предназначен для расчетов с одним поставщиком. В договоре по аккредитиву отражаются условия:
- наименование банка-эмитента
- наименование банка поставщика
- сумма аккредитива
- наименование поставщика
- вид аккредитива
- способ извещения получателя об открытии аккредитива
- полный перечень документов, представляемых поставщиком
- сроки действия аккредитива
- условия оплаты (с акцептом, без акцепта)
- ответственность за неисполнение обязательств
Аккредитив закрывается в случае:
- по истечении срока аккредитива
- на основании заявления поставщика об отказе от использования аккредитива до истечения срока его действия
- по распоряжению плательщика о полном или частичном отзыве аккредитива.
Расчеты чеками. Чек – ценная бумага, содержащая распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.
Чек оплачивается плательщиком за счет средств чекодателя. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате. Чек выписывается чекодателем и передается чекодержателю в момент совершения хозяйственной операции. Чекодержатель предъявляет чек в свой банк для оплаты.
При операциях с наличными средствами используются денежные чеки – приказ предприятия банку о выдаче с расчетного счета указанных в нем сумм. Одновременно с заполнением чека, его реквизиты переносятся в корешок, остающейся в чековой книжке. Он является оправдательным документом. Чек выдается лицу, имеющему право на получение средств.
Для внесения денежных средств в кассу банка оформляется «Объявление на взнос наличными». Оправдательным документом является квитанция, заполняемая вместе с объявлением.
Предприятие в обязательном порядке на каждый квартал представляет в банк кассовый план, согласно которому планирует выдачу наличных средств в определенные дни в фиксированной сумме.
Предприятие ежедневно или в установленные банком сроки, получает от банка выписку с расчетных или других счетов с приложенными копиями документов, на основании которых были зачислены или списаны средства. Выписка - это банковский документ, дающий бухгалтеру достоверную информацию о состоянии счёта и о движении средств на счёте предприятия. Форма выписки произвольна, но должна содержать обязательные реквизиты:
- номер расчетного счета клиента;
- дата предыдущей выписки и её исходящий остаток;
- сумма перечислений, рост или снижение сальдо счёта;
- остаток на дату выписки.
Бухгалтер, получив выписку, сверяет суммы по выписке, с суммой по прилагаемым документам. После этого, напротив сумм, указанных в выписке проставляется корреспонденция счетов. Для учёта операций по счетам в банке предназначены несколько счетов: 51 «Расчётные счёта», 52 «Валютные счёта», 55 «Специальные счета в банках». Поступление средств на счёт увеличивает активы предприятия. В корреспонденции по кредиту отражаются счета, при изменении которых произошла данная операция, т.е. фиксируются источника финансирования поступления средств (Кт50,60,52,90,76). В случае перечисления средств со счёта, расходование отражается по кредиту (Кт51,52,55). По дебету фиксируется направление выбытия средств (Дт60,76,68,69). По корреспонденции, проставленной в выписке банка, средства разносятся в ж/о №2 и в ведомость №2. При этом в ведомости отражается поступление средств, а в ж/о - выбытие. Сопоставляя дебетовый и кредитовый обороты за отчётный период, выводят конечный остаток по счёту на определённую дату, который должен совпадать с суммой средств, отражённых в банковской выписке.