Первый этап подготовки к налоговой проверке
Тема 11. Планирование налоговых проверок
1. Порядок составления плана проверок
2. Подготовка к выездной налоговой проверке
(1) Порядок составления плана проверок
Рассматривая материалы налоговых проверок, руководитель налоговой инспекции имеет право вынести решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля по налогоплательщику. Руководитель налоговой инспекции решает вопросы о проведении плановых или внеплановых проверок.
Плановой проверкой является проверка деятельности организации, включенная в план проверок ИФНС. Проверка организации, не включенная в план выездных проверок ИФНС, является внеплановой. Внеплановая выездная проверка проводится группой инспекторов по месту нахождения или ведения деятельности организации и назначается с целью проверки:
• исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений;
• исполнения требования законодательства о защите прав и законных интересов инвесторов;
• в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента и Правительства Российской Федерации.
Налоговыми органами составляется план предполагаемых проверок на предстоящий отчетный период, при этом учитываются следующие обстоятельства:
• Периодичность проведения выездной проверки у налогоплательщика не должна превышать 5 лет;
• Системность ошибок у налогоплательщика должна быть подтверждена результатами камеральных проверок;
• Целевая направленность предстоящий проверки определяется на основе результирующего показателя работы предприятия — это удельный вес товарооборота или уровень товарооборота, приходящийся на 1 рубль прибыли налогоплательщика.
Уровень товарооборота = брутто прибыль/нетто оборот = балансовая прибыль/выручка (без НДС и акцизов).
Налоговые органы получают дополнительные сведения о налогоплательщике от регистрирующих органов (нотариусы, таможенные органы, органы опеки, ГТК, внебюджетные фонды и т. д.). Таким образом, учитывая все обстоятельства и сведения о налогоплательщике за определенный период времени, налоговые органы определяют наиболее «уязвимых» налогоплательщиков, выбранных ими для проведения первоочередных выездных проверок (наиболее частым проверкам подвергаются предприятия малого бизнеса).
Планирование очередности проведения проверок среди налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах, представляет собой составление плана предстоящих проверок, который предполагает следующий отбор налогоплательщиков налоговыми органами: .
1. Всех налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговые органах, делят на две группы, отражающие специфику работы предприятий:
а) традиционные виды деятельности (торговля, производство и т. д.);
б) специфические виды деятельности (игорный бизнес, строительство и т. д.).
2. Налогоплательщиков с традиционными видами деятельности делят на две группы, отражающие результаты работы предприятия:
• Предприятия, имеющие наименьший объем продаж (до 1 млн. руб. в год).
• Предприятия, имеющие наибольший объем продаж (до 1 млрд. руб. в год).
3. Отобранные группы предприятий делят на соответствующие подгруппы, отражающие сферу деятельности налогоплательщика: банки, сельскохозяйственная деятельность, финансовая деятельность, кредитная деятельность, оптовая торговля, производственные услуги и т. д.
4. Каждую подгруппу делят по принципу анализа проблем налогоплательщика. Для этого применяют следующую систему экономических показателей:
а) тенденции к снижению затрат,
б) задержки в уплате налогов,
в) некомпетентность бухгалтера или руководителя,
г) снижение объемов продаж,
д) другие.
5. Для того, чтобы определить количество налогоплательщиков, подлежащих обследованию налоговыми органами в текущем отчетном периоде, в каждой подгруппе сгруппированных налогоплательщиков устанавливается конкретное число проверок, приходящихся на предстоящий квартал. При этом используют среднестатистический показатель отбора налогоплательщиков для проверок.
Среднестатистический показатель отбора налогоплательщиков устанавливается налоговой инспекцией самостоятельно из расчета количества штатных работников проверяющего отдела налоговой инспекции и числа налогоплательщиков, состоящих на учете в этой налоговой инспекции и приходящихся на одного налогового инспектора ФНС.
(2) Подготовка к выездной проверке
Первый этап подготовки к налоговой проверке
До начала выездной проверки налоговые органы разрабатывают программу организации выездной проверки, а для этого утверждаются этапы организационных процедур предстоящей документальной проверки.
Первый этап предполагает решение потенциальных задач. Целью проверки является изучение бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций налогоплательщика за последний налоговый период проверки (до 3 лет). Проводится углубленный анализ финансовых показателей, определяется динамика изменений показателей работы предприятия, определяются следующие моменты:
1) Выбирается область налогообложения предстоящей проверки, касающейся расчетов тех или иных налогов, необходимых для данной проверки.
2) Необходимо доказать обоснованность наличия ошибок у налогоплательщика, выявленные результатами камеральной проверки, проконтролировать исправление ошибок налогоплательщика, выявленных у него предыдущей выездной проверкой.
3) Собрать информацию о наличии сигналов о нарушении налогового законодательства у налогоплательщика от регистрирующих органов или от других налогоплательщиков.
4) Выявление реальных налоговых нарушений у налогоплательщика за проверяемый период.
2. Второй этап подготовки к налоговой проверке
Этот этап устанавливает действия налоговых органов при организации выездной проверки. Выработка стратегии проведения выездной проверки заключается в том, что любая проверка предполагает намерения налоговых органов при посещении налогоплательщика в момент организации мероприятий налогового контроля:
1) Устанавливается вид предприятия (частное, коммерческое, государственное и т. д.), характер деятельности налогоплательщика (торговля, производство и т. д.), среднесписочная численность работающих на предприятии и другие характеристики налогоплательщика.
2) Оценивается информация о налогоплательщике по специфическим особенностям работы предприятия, определяются состояния бухгалтерского и налогового учета, налоговой политики предприятия и т. д.
3) Определяется необходимое время для проведения проверки у данного налогоплательщика и количество работников налоговой инспекции, способных организовать выездную проверку в кратчайшие сроки.
4) Назначается бригада проверяющих налоговых инспекторов для проведения проверки, распределяются между ними служебные обязанности и области проверок различных налогов.