Аудиторские доказательства. Виды. Источники
Аналитические процедуры
аналитические процедуры — это анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях о деятельности аудируемого лица, а также изучение связи этих соотношений и закономерностей с другой имеющейся в распоряжении аудитора информацией или причин возможных отклонений от нее. Их проводят в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) № 20 ≪Аналитические процедуры≫, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.04.2005 № 228. Аудитор должен применять аналитические процедуры на стадии планирования и завершающей стадии аудита, а также может использовать их на других стадиях.
Аналитические процедуры включают в себя рассмотрение:
• финансовой и другой информации об аудируемом лице в сравнении с сопоставимой информацией за предыдущие периоды, ожидаемыми результатами деятельности аудируемого лица, информацией об организациях, осуществляющих аналогичную деятельность;
• взаимосвязей между элементами информации, которые предположительно должны соответствовать прогнозируемому образцу, исходя из опыта аудируемого лица, а также финансовой и другой информацией.
Аудиторская выборка
Аудиторская выборка — это применение аудиторских процедур менее чем ко всем элементам одной статьи отчетности или группы однотипных операций.
Она дает возможность аудитору получить и оценить аудиторские доказательства в отношении некоторых характеристик элементов, отобранных для того, чтобы сформировать или помочь сформировать выводы, касающиеся генеральной совокупности, из которой произведена выборка .
Требования по аудиторской выборке раскрыты в Федеральном правиле (стандарте) № 16 «Аудиторская выборка», утвержденном постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 № 532.
Для рассмотрения выборки в аудите необходимо определиться с применяемой терминологией по данному вопросу в отношении видов ошибок (табл. 6.1), изучаемой совокупности, риска выборки.
В отношении изучаемой совокупности в аудите различают понятия генеральной совокупности, элементов выборки и стратификации.
Генеральная совокупность представляет собой полный набор элементов, из которых аудитор проводит выборку для того, чтобы сделать выводы. Она должна быть надлежащей с точки зрения цели процедуры выборки, а также полной.
Элементы выборки — индивидуальные элементы, отражаемые в учете и составляющие генеральную совокупность.
Аудитор может подразделить генеральную совокупность на страты, т.е. подмножества. В таком случае каждая страта проверяется отдельно. Процесс деления генеральной совокупности на страты, каждая из которых представляет собой группу элементов выборки со сходными характеристиками, называется стратификацией. При стратификации аудитору необходимо обеспечить, чтобы каждый элемент выборки мог быть включен только в одну страту.
Риск выборки возникает, когда вывод аудитора, сделанный на основе отобранной совокупности, отличается от вывода при применении идентичных процедур аудита к генеральной совокупности в целом.
В аудите различают два типа рисков выборки. Риск первого типа представляет собой риск того, что аудитор сделает следующие заключения:
риск средств внутреннего контроля ниже, чем в действительности (при выполнении тестов средств внутреннего контроля);
существенной ошибки не существует, вопреки тому, что в действительности она есть (при выполнении аудиторских процедур проверки по существу).
Различают следующие виды выборки:
представительная (репрезентативная) — элементы ее генеральной совокупности имеют равную вероятность быть отобранными;
непредставительная (нерепрезентативная) — элементы ее генеральной совокупности не имеют равную вероятность быть отобранными. Аудитор полагается на свое профессиональное суждение при отборе элементов.
Аудиторская программа
В программе аудита виды, содержание и время проведения запланированных аудиторских процедур должны совпадать с общим планом аудита. Аудиторская программа помогает управлять исполнителями аудита и контролировать их работу. К аудиторской программы включается также перечень объектов аудита по его направлениям, а также время, которое необходимо потратить на каждое направление аудита или аудиторскую процедуру.
В программе аудитор оценивает размер риска внутреннего контроля и свой личный риск необнаружения существенных ошибок в отчетности, который существует при проведении аудиторских процедур, определяет сроки проведения аудиторских тестов и независимых процедур - координирует работу всех возможных помощников из числа сотрудников предприятия, регистрирует присутствие других исполнителей аудита , если такие участвуют в роботи.
Записи и выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы фиксируются в рабочей документации и является тем фактическим материалом, который используется аудитором в процессе подготовки и обоснования аудиторского отчета руководству клиента.
Течение всей продолжительности аудита общий план аудита и программа пересматриваются и уточняются аудитором, так как существует вероятность изменения условий и направлений аудита, а также возможность получения других результатов после проведения аудиторских процедур, чем те, на которые раньше ожидал аудитор. События или мотивы, заставившие аудитора внести значительные изменения в аудиторской программы, оформляются ним документально.
Аудиторские доказательства. Виды. Источники
Требования к аудиторским доказательствам, на основе которых аудиторская фирма или аудитор, работающий самостоятельно, может составить обоснованное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта, сформулированы в Правиле (стандарте) аудиторской деятельности в Российской Федерации «Аудиторские доказательства».
В качестве доказательств в аудите может быть использована любая информация, позволяющая аудитору формировать свое мнение о достоверности данных учета или отчетности в целом.
Видыаудиторских доказательств. Для обоснования своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудитор должен получить достаточные для этого аудиторские доказательства на основе следующих аудиторских процедур:
детальная проверка правильности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам;
аналитическая процедура;
проверка (тест) средств внутреннего контроля.
В программе аудита следует предусмотреть, какие аудиторские процедуры и в каком объеме необходимо выполнить для сбора аудиторских доказательств.
Количество информации, необходимой для аудиторских оценок, жестко не регламентируется. Аудитор на основе своего профессионального суждения обязан самостоятельно принять решение о количестве информации, необходимой для составления заключения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. При выборе методов получения доказательств следует иметь в виду, что финансовая информация может быть существенно искажена.
Аудиторские доказательства могут быть внутренними, внешними и смешанными.
Внутренние аудиторские доказательства - это информация, полученная от экономического субъекта в письменном или устном виде.
Внешние аудиторские доказательства - это информация, полученная от третьей стороны в письменном виде (обычно по письменному запросу аудиторской организации).
Смешанные аудиторские доказательства - это информация, полученная от экономического субъекта в письменном или устном виде и подтвержденная третьей стороной в письменном виде.
По степени ценности и достоверности для аудиторской организации эти виды доказательств располагаются следующим образом: внешние доказательства, затем смешанные и внутренние доказательства.
Аудиторские доказательства должны быть достоверными и достаточными. Их достаточность в каждом конкретном случае определяются аудиторами самостоятельно на основе оценки СВК и величины их аудиторского риска. Для составления объективного и обоснованного заключения аудитор обязан собрать достаточное количество качественных доказательств.
Доказательства, полученные самой аудиторской организацией, обычно являются более достоверными, чем доказательства, предоставленные экономическим субъектом.
Доказательства в форме документов и письменных показаний обычно более достоверны, чем устные.
Собранные доказательства отражаются аудитором в его рабочих документах, составленных в виде записей об изучении и оценке постановки бухгалтерского учета и организации внутреннего контроля, а также бланков, таблиц и протоколов, отражающих планирование, выполнение и изложение результатов аудиторских процедур. Данные полученных доказательств используются при составлении аудиторского заключения и отчета руководству проверяемого предприятия по результатам аудита.
Источники аудиторских доказательств. Источниками получения аудиторских доказательств (доказательной информацией) являются:
первичные документы экономического субъекта и третьих лиц;
регистры бухгалтерского учета экономического субъекта;
результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта;
устные высказывания сотрудников экономического субъекта и третьих лиц;
сопоставление одних документов экономического субъекта с другими, а также сопоставление документов экономического субъекта с документами третьих лиц;
результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой сотрудниками экономического субъекта;
бухгалтерская отчетность.
Наиболее ценными аудиторскими доказательствами считаются доказательства, полученные аудитором непосредственно в результате исследования хозяйственных операций.
Определение достаточности аудиторских доказательств зависит от конкретных обстоятельств проверки.
Аудиторский риск уменьшается, если аудитор использует доказательства, полученные из различных источников и разные по форме представления. Если доказательства, полученные из одного источника, противоречат доказательствам, полученным из другого источника, аудитор должен использовать дополнительные аудиторские процедуры, чтобы разрешить возникшие противоречия и быть уверенным в достоверности собранных доказательств и обоснованности полученных выводов.
Если экономический субъект не представил аудиторской организации существующие документы в полном объеме и она не в состоянии собрать достаточные аудиторские доказательства по какому-либо счету и (или) операции, аудиторская организация обязана отразить это в отчете (письменной информации руководству экономического субъекта) и имеет право подготовить аудиторское заключение, отличное от безусловно положительного.
Аудиторские стандарты
Правила (стандарты) аудиторской деятельности в Российской Федерации
В конце 1993 г. впервые в нашей стране были приняты Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, в соответствии с которыми Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ поэтапно одобрила 38 правил (стандартов), которыми детально регламентировалась деятельность аудиторов.
После принятия Закона об аудиторской деятельности на некоторое время образовался правовой вакуум, так как решения некоторых вопросов уже диктовались Законом. Эта проблема была урегулирована изданием Федеральных стандартов аудита, которые определяют требования к порядку проведения аудита или оказания сопутствующих ему услуг.
Федеральные стандарты аудита подразделяются на:
1) федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
2) внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Все федеральные правила (стандарты) в России могут быть классифицированы на три группы:
1) российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, близкие по содержанию к соответствующим МСА;
2) российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, отличающиеся от МСА, аналогом которых они являются, какими-либо существенными моментами;
3) российские правила (стандарты) аудиторской деятельности и МСА, не имеющие взаимных аналогов.
На 1 августа 2006 г. разработано и принято 23 федеральных стандарта аудита в Российской Федерации:
№ 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»;
№ 2 «Документирование аудита»;
№ 3 «Планирование аудита»;
№ 4 «Существенность в аудите»;
№ 5 «Аудиторские доказательства»;
№ 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности».
№ 7 «Внутренний контроль качества аудита»;
№ 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом»;
№ 9 «Аффилированные лица»;
№ 10 «События после отчетной даты»;
№ 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица».
№ 12 «Согласование условий проведения аудита»;
№ 13 «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита»;
№ 14 «Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита»;
№ 15 «Понимание деятельности аудируемого лица»;
№ 16 «Аудиторская выборка»;
№ 17 «Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях»;
№ 18 «Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников»;
№ 19 «Особенности первой проверки аудируемого лица»;
№ 20 «Аналитические процедуры»;
№ 21 «Особенности аудита оценочных значений»;
№ 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника»;
№ 23 «Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица».
Данный перечень стандартов не является окончательным, так как разработка стандартов в России продолжается, одновременно идет и процесс внесения изменений и дополнений в уже принятые стандарты. Принятие на общегосударственном уровне стандартов аудита, соответствующих МСА, является важным шагом на пути реформирования российского аудита в направлении интеграции к международным требованиям.
Аудиторский риск
Аудиторский риск — это ошибочное подтверждение аудитором достоверности финансовой отчетности, которая при дальнейшей проверке не подтверждена другими аудиторами или контрольными органами. По своему содержанию он отличается от неспособности аудита, хотя последняя также является определенной формой риска.
Неспособность аудита — это ситуация, когда аудитор делает неточное заключение после аудиторской проверки и ошибочные обобщения, что может быть следствием невыполнения требований стандартов аудита. Неспособность аудита может благоприятствовать предпринимательской деятельности, а может, наоборот, причинять ущерб. Более того, может случиться так, что ошибочное аудиторское заключение составлено и в том случае, когда аудитор придерживался общепринятых стандартов аудита. Возможность возникновения подобной ситуации является аудиторским риском.
С аудитом финансовой отчетности непосредственно связаны несколько аспектов риска. Два основных вида риска — это аудиторский риск и риск для бизнеса (аудитора или его фирмы).
Аудиторский риск состоит в следующем: аудитор пришел к выводу, что финансовая отчетность составлена правильно, и на этом основании в аудиторском заключении утверждает это безоговорочно, а в действительности финансовая отчетность имеет существенные погрешности.
Виды аудита
По стадии развития выделяют аудит:
• подтверждающий – предполагает проверку и подтверждение практически каждой хозяйственной операции;
• базирующийся на риске – такой вид аудита, когда проверка может производиться выборочно, исходя из условий работы предприятия, в основном узких мест (критических точек) в его работе. Сосредоточив аудиторскую работу в областях, где риски выше, можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском;
• системно-ориентированный – предусматривает наблюдение систем, которые контролируют операции. Данная стадия привела к тому, что аудиторы стали проводить экспертизу на основе внутреннего контроля. При хорошей работе системы внутреннего контроля (СВК) облегчается проведение внешнего аудита.
По обязательности осуществления аудит может быть:
• обязательным – проводится в соответствии с требованиями действующего законодательства;
• инициативным – проводится по решению руководства предприятия (организаций) или ее учредителей.
По сфере деятельности субъекта аудит подразделяют на следующие виды:
• общий – аудит организаций всех форм собственности и сфер деятельности;
• банковский – аудит банковских и кредитных организаций;
• страховой – аудит страховых организаций;
• прочей деятельности – включает в себя аудит инвестиционных институтов, внебюджетных фондов и т.д.
По объекту проверки различают внешний и внутренний аудит.
Внешний аудит проводится аудиторской фирмой на договорной основе с экономическим субъектом с целью объективной оценки достоверности состояния бухгалтерского учета и отчетности, а также подготовки рекомендаций по улучшению финансового положения предприятия, повышению эффективности его деятельности, изысканию неиспользованных резервов производства.
Внутренний аудит проводится штатными аудиторами – работниками предприятия, которые подчиняются руководителю предприятия.
Внутренний аудит имеет другую природу, смысл, назначение и организацию по сравнению с внешним аудитом. Служба внутреннего аудита, являясь независимым подразделением, созданным в рамках организации, выполняет систематическую, каждодневную работу по проверке и оценке ее деятельности.